Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 13 глава




После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, после чтения рассказа Н. Забили «Ясочкин садик» спросить у детей, играют ли они со своими игрушками в детский садик и как играют или с кем. Прочитав стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: «Оля, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»

Пусть, отвечая на эти вопросы, дети строят свое высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи.

Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но два три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли, содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы.

Все малыши быстро запоминают строчки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое!» А вот слово душистое (или душистый, душистая) в разговорной речи ими почти не употребляется. Причина в том, что дальнейшей работы с этим словом не было. А такая работа нужна. Например, после занятия, на котором дети услышали слово душистое, можно спросить, почему мыло названо душистым. Если они затрудняются ответить, нужно объяснить, что мыло приятно пахнет, а когда умываются им, то и руки становятся душистыми. На прогулке надо дать детям понюхать цветок и спросить, приятно ли он пахнет. Затем задать вопрос: «А каким словом можно сказать про цветок, который приятно пахнет?» (Душистый.) Закрепить это слово можно в последующие дни, показав разные цветы и назвав их душистыми.

После чтения рассказа К. И. Чуковского «Цыпленок» можно спросить: «Какой был цыпленок?» (Маленький, желтый, пушистый.) «А какая была его мама?» (Большая, добрая, ласковая.)

Если после каждого занятия повторять, закреплять слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать словарь и строй родной речи, расширится их активный словарь и они начнут свободнее оперировать этими словами в своей речи.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.

Как и в младшей группе, воспитатель называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.

Тематика литературных произведений более разнообразна.

Однако в средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, «чувства поэтического слова».

Очень важно продумать и правильно поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно доставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.

Например, после чтения сказки «Жихарка» можно спросить: «О чем рассказывается в этой сказке? Кто и чаи понравился? Как можно сказать про Жихарку? Какой он? Какие слова здесьповторяются? Как в сказке говорится про Жихаркину ложку? Какая она?»

Эти вопросы выяснят, поняли ли дети основное содержание сказки, запомнили ли повторы и образное описание Жихаркиной ложки («не простая, точеная, ручка золоченая»), выявят их отношение к героям.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки, или другого читаемого произведения, воспитатель выделяет их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений.

Правильный анализ литературного произведения делает художественную речь достоянием самого ребенка, и в последующем он будет осознанно использовать ее средства, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание.

При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.

Повторяя текст, дети вначале подражают выразительности воспитателя, но потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использования интонаций, пауз, передавая этим свое отношение к стихотворению, свои чувства и настроения. Конечно, творческие способности в выразительном чтении проявляются здесь в еще очень элементарной форме.

Обращая внимание детей на четкость и отчетливость произнесения звуков и слов, педагог развивает звуковую культуру детской речи, стремится, чтобы эти навыки были перенесены и в обычную разговорную речь.

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как ив младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии.

Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый» спросить: «Почему так назван котенок?» Чтобы детям легчебылоответить, можно рассмотреть игрушку-котенка, показать, какие у него усы, в повторить слова усатый-полосатый. А затем задать другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка? Какой он?» (Мягкий, пушистый, веселый, озорной, забавный.)

Такое закрепление расширяет понятия детей о данном предмете. Они также видят, что слова, относящиеся к одному предмету или существу, можно применить и к другому.

Так происходит активное усвоение слов ипонятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребенка.

При этом следует помнить, что если после чтения литературного произведения надо закрепить название предмета, то подобранные предмета, картишки или игрушки должны быть привлекательными для детей; если закрепляется качество предмета, то оно должно отчетливо выделяться.

В средней группе продолжается подготовка ребенка воспринимать не только эмоционально, нои разумом то, что он слышит, Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

Старшая группа

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу воспитывать у детей старшего дошкольного возраста «способность при восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать некоторые выразительные средства».

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений и понять некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

После чтения сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.

Например, после рассказывания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?»

Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев.

Так, после чтения рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» можно спросить: «Как Митя научил ножик терпеливым быть? Каким стал сам Митя?» Если дети правильно поймут содержание рассказа, они ответят, что Митя сам стал терпеливым и выдержанным, т. е. самостоятельно сделают вывод, какие качества воспитывал в мальчике отец. Повторяя эти слова, соотнося их с действиями героев, дети глубже почувствуют и содержание рассказа, и слова, его отражающие.

Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе.

Например, после чтения рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» воспитатели обычно ставят вопросы, сосредоточивающие внимание детей лишь на последовательности появления лучей. «Куда попал первый луч?.. Второй?» и т. д. Эти вопросы помогают ребенку запомнить композицию рассказа. Но этого недостаточно. Вопрос: «Как автор рассказал про жаворонка и какую песенку жаворонок запел?» — заставит вспомнить слова: «Встрепенулся жаворонок, вспорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку». Можно спросить, почему автор назвал песенку жаворонка серебряной, и некоторые дети ответят, что эта песня звонкая, весенняя, поэтому автор так и назвал ее. Аналогичные вопросы можно задать про зайчика, про пчелку, собирающую мед с душистых цветов.

Такое восприятие, когда наряду с содержанием дети усваивают и художественную форму, можно назвать полноценным, а образные слова и выражения впоследствии перейдут в их активный словарь.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обратить при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание — это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они почувствуют сначала красоту и напевность стихотворения, глубже осознают его содержание. После чтения надо провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.

Так, по стихотворению И. Сурикова «Зима» можно задать такие вопросы: о чем рассказывается в стихотворении? (О зиме, о снеге.) О каком снеге? (О первом снеге.) Как автор описывает лес? («Темный лес что шапкой принакрылся чудной».) С чем сравнивается снег?

После беседы воспитатель читает стихотворение еще раз (если длинное, то два раза) и дает установку на запоминание, так как дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения.

Воспитатель решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит и от содержания стихотворения, его объема, и от конкретных задач данного занятия.

Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей свое отношение к произведению.

В занятие необходимо включать (как часть занятия) повторение заученных стихотворений, чтобы образные слова и выражения

прочно закрепляли установившиеся разнообразные ассоциативные связи.

В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легка перенося их на другое содержание. Это явится подготовкой для развития поэтического слуха дошкольников.

Подготовительная к школе группа

В восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Такое понимание в самой элементарной форме доступно детям старшего дошкольного возраста.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачи: «Воспитывать у детей любовь к книге художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (улавливать звучность музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность чтения. Чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений»1.

В подготовительной к школе группе решение этих задач должно быть близко к завершению. В старшем, дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественным образом, словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости в образности.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Но для того чтобы достичь этого, необходимо проводить такой анализ литературных произведений, ври котором дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания в художественной формы.

Однако в педагогической практике нередко встречается односторонний подход к детской литературе, использование лишь познавательной стороны художественных произведений и полное игнорирование их эстетической функции. Воспитатели обращают внимание на усвоение содержания, произведения или моральных назиданий, из него вытекающих, и, как правило, забывают об эстетическом воздействии на маленького слушателя.

Совершенно справедливо сказал об этом С. Я. Маршак: «Очень мешает нам в работе отношение педагогов. Почти всегда они оценивают произведение только со стороны темы. Требуют, чтобы весь текст, асе слова и обороты речи были понятны ребенку, а это чаще всего ведет к зализанности и приглаженности, к вытравливанию личности писателя из произведения... Надо же узнавать новые слова и новый, непривычный склад речи. Пусть люди с юности приучаются к тому, что художественные образы не летят сами, как гоголевские галушки в рот, а иногда требуют от читателя сосредоточенного внимания и активности».

На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы воспитателя, умение владеть и пользоваться синонимическим богатством родного языка. При первом чтении произведения основная задача воспитателя — довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства.

При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности. Вопросы, задаваемые детям после чтения литературного произведения, зависят от его жанра, тематики и от задач, которые ставит воспитатель. Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме: о чем говорится в этом стихотворении (сказке, рассказе)? Что нового иинтересного узнали вы из прослушанного рассказа? Что тыможешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действующего лица? Какое главное событиеэтого рассказа? Что произошло с его героями? За что ты полюбил героев данного произведения? И т.п.

Вопросы, выясняющие понимание детьми средств художественной выразительности, также разнообразны: как автор описывает березу? Какая она? Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились? С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении? Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему? Ит. п.

Эти вопросы вызывают в сознании ребенка различные ассоциативные связи, Отвечая на вопросы, он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. Такое обращение к образу, проникновение в него обеспечивает углубленное понимание содержания произведения, его нравственной сущности и одновременно осознание средств художественной выразительности. Раскрывая передребенком художественную ткань произведения, особенности художественней речи, мыобеспечиваем не одностороннее (только познавательное), а целостное восприятие произведения в единстве его содержания и художественной формы.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо, давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Конечно, и старшим дошкольникам недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными средствами выразительности вполне отвечает их возможностям. Никаких логических определений и терминов детям не дается, вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане.

Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются тропы, приемы изменения основного значения слова, помогающие автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию дошкольников.

Тропы расширяют границы употребления слов, так как используют множество вторичных оттенков, усиливают эмоциональную окраску речи и углубляют представления о том или ином явлении.

Одним из простейших видов тропов является сравнение, когда одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим. Сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т. д., но может быть и без союза. Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, и из него вырастают другие виды тропов (метафора, метонимия). Изучать все эти виды тропов дети будут в школе, но начинаем знакомить мы их с этими средствами уже в детском саду. Конечно, дети еще не осознают эти средства, не знают их названий, но практически они уже готовы к их пониманию.

Думается, что работа над таким художественным приемом, как сравнение, в методике ознакомления детей с литературным произведением должна стать одним из центральных звеньев.

Великолепным образцом употребления сравнений в художественной речи являются малые формы фольклора. Мы читаем детям потешки и песенки не для развлечения, а для того, чтобы развить их эстетическое восприятие. В младшей группе заучивается много потешек, а в старшем дошкольном возрасте эти малые формы фольклора можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение:

У вас доченька в дому, что оладышек в меду, Что оладышек в меду, сладко яблочко в саду.

Примеров таких сравнений можно привести много. Если сначала обратить внимание ребенка на сравнения в литературном произведении, а затем привлечь к самостоятельному, придумыванию сравнений, это повлияет на эстетическое развитие и подготовит к более глубокому восприятию средств художественной выразительности в литературных произведениях.

Такие задания на придумывание сравнений, эпитетов помогают детям почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический.

Общепризнано, что синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности. Когда ребенок почувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.

Например, воспитатель дает детям задание: «Подберите слово, близкое к слову веселый. Какими еще словами можно сказать про веселого человека, какой он?» (Радостный, счастливый, оживленный, улыбающийся.) Такое же задание предлагается на другие слова: холодный (студеный, ледяной, морозный, вьюжный, метельный), умный (толковый, мудрый, сообразительный) и т. п.

Тем же целям служит и ознакомление с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значение слова (веселый — грустный, печальный; холодный — теплый, горячий) и т. п. Такие противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, явлений природы. Знакомство с антонимами и подбор их дают понимание эмоциональной контрастности слов.

Такой прием, как изменение слова, помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов (ручей — гремучий, прозрачный; ручеек — маленький, звонкий; ручеечек — крошечный, веселый) и т. п.

Воспитатель, предлагая детям подобрать рифму к заданному слову, не ставит своей задачей научить их сочинять стихи. Здесь задача иная — дать ребенку почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие.

Выполнение самостоятельных заданий по поиску нужных слов постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем эта работа может вызвать стремление к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов. А словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений.

Для того чтобы представить структуру занятия, включающего анализ литературного произведения и выполнение творческих заданий, приведем в качестве примера занятие по разучиванию стихотворения С. Есенина «Береза».

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Язык этого произведения необычайно выразителен, насыщен образными средствами: сравнениями («принакрылась снегом, точно серебром»), эпитетами («на пушистых ветках») и т. п.

Задачи занятия — помочь детям почувствовать образный язык стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на него, привлечь к выполнению творческих заданий — самим придумать, с чем можно сравнить снег, и подобрать эпитеты к словам синее, береза, лес.

Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юока «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

На занятии воспитатель выразительно читает стихотворение.

Затеи он спрашивает: «О какой березе говорится в стихотворений С. Есенина?» Подняли руки многие.

Алеша. О белой березоньке, как она серебром покрылась.

Воспитатель. Чей вам понравилось это стихотворение?

Саша. Оно рассказывается очень нежно.

Воспитатель. Почему это произведение называется стихотворением?

Оля. Оно складное и очень похоже на песню.

Воспитатель. Дети, подумайте, с чем автор сравнивает снег.

Андрей. С белой бахромой.,Это есть такие пушистые кисточки на скатерти.

Миша. Автор сравнивает снег с серебром, потому что он белый и блестит, как серебро.

Воспитатель. Какие слова и выражения вам особенно запомнились и понравились?

Алеша. Мне понравилось, как снег горит золотым огнем.

Воспитатель. Почему он горит? Разве снег может гореть?

Алеша (улыбается). Нет, он не горит. Он просто сверкает на солнце.

Андрей. Он горит от заката солнца. Ведь заря красной бывает, и снег
как будто горит.

Воспитатель читает стихотворение еще раз, а затем спрашивает, кто из детей запомнил его. Ира, а за ней Настя читают стихотворение нежно и выразительно.

Воспитатель. Вспомните, какие стихотворения о зиме других поэтов вы знаете. С чем сравнивается снег?

Аня (прочитав стихотворение И. Сурикова «Зима»). Автор сравнивает снег с белой пеленою.

Воспитатель. А теперь вы подумайте, с чем можно сравнить снег.

Ира. С белым одеялом, которое закрывало всю землю.

Оля; Снег можно сравнить с хрусталем. Он блестит на солнце, как хрусталь.

Миша. Снег белый ипушистый, как вата.

Воспитатель. А сейчас придумайте определение к слову снег. Как можно сказать, какой он?

Руки поднимают почти все.

Дети. Про снег можно сказать, что он блестящий, хрустящий, искрящийся, серебристый, сверкающий, легкий...

Воспитатель. Придумайте определение к другому слову — к слову береза. Вспомните, какая бывает береза.

Ответы детей. Пушистая, кудрявая, белоствольная, стройная; желтая — это осенью; снежная, грустная — это зимой.

Воспитатель. Придумайте определение к слову лес и подумайте, где его можно употребить, в каком рассказе, сказке или стихотворении.

Саша. Желтый лес — так можно в рассказе про осень сказать.

Андрей. Белый лес —так можно сказать в рассказе или стихотворении про зимний лес, когда снегу на деревьях много.

Аня. О зимнем лесе можно сказать — голый лес. Так можно и про осенний лес сказать.

Сережа. Красный лес, когда листья красные бывают, или зимой при закате солнца красный лес бывает.

Настя. Когда мы будем рассказывать сказку, можно сказать — дремучий лес.

Подводя итоги занятия, педагог говорит: «Очень интересные слова вы подобрали. Их можно встретить и в рассказе, и в сказке, и в стихотворении. Не забывайте эти слова, когда вы сами будете придумывать сказки или рассказы».

Приведенный пример показывает, что дети успешно справились не только с анализом стихотворения, но и с выполнением творческих заданий. Анализ стихотворения не снизил целостности эмоционального восприятия стихотворения, а усилил его, помог лучше выполнить задания, глубже осознать образность многих слов и выражений. На занятии дети придумывали образные определения. При этом им предлагалось не просто придумать определение, но и подумать, где его можно употребить: в рассказе (каком?), сказке или стихотворении. Ответы детей свидетельствуют о развитии их поэтического слуха. Например, образное определение голый лес они предлагали использовать в рассказе о зиме или поздней осени. Определение красный лес ассоциировалось с закатом солнца, значит, слово вызвало художественный образ.

Дети, с которыми ведется углубленная работа по ознакомлению со средствами художественной выразительности литературных произведений, хорошо запоминают эти произведения.

Теперь рассмотрим задачи и методику проведения занятий но ознакомлению детей подготовительной к школе группы с основными жанрами художественной литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: