Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 15 глава




4) Подбор слов, начинающихся с определенного слога. Воспитатель (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (ма — мама, машина и т. п.).

5) Перестановка слогов в слове (мышка — камыш).

Для обучения детей делению слов на слоги и составлению их из слогов можно использовать описанную выше дидактическую игру «Живые слова». Название игры может оставаться таким же; при объяснении задач и условий игры педагог поясняет: «Мы поиграем в «Живые слова», но будем составлять не предложения из слов, а слова из частей». Вызванные дети принимают на себя роли разных слогов, из которых составляются слова. Воспитатель должен заранее подготовить список слогов, которые дадут возможность составлять достаточное количество слов.

Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть». Ведь термин «часть» в начале обучения вводится для обозначения именно части слова, состоящего из нескольких слогов. Только тогда, когда дети усвоят термин «часть», можно включать в список слов, используемых для анализа, также односложные слова (шар, мак, мяч, жук, рак и т. п.).

В дидактической игре детям предлагается распределить картинки по количеству слогов. Перед каждым ребенком схемы слогового состава: две полоски и три полоски. Рядом с ними помещают какой-то другой знак (например, кружок). Дети кладут картинки, названия которых состоят из двух и трех слогов, на соответствующие места. Воспитатель поясняет, что если слово нельзя разделить на части, то такую картинку нужно поместить отдельно — к кружочку. После того как классификация картинок будет закончена, он проверяет правильность выполнения задания и специально разбирает вместе с детьми, что же за слова оказались в третьей группе. Следует подчеркнуть то, что эти слова нельзя произнести по частям, что они состоят из одной части.

В обучение детей слоговому анализу слова должно входить и элементарное ознакомление их с ударением. Ударение — один из важнейших признаков слова как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Ударение организует слово в звуковое единство.

Даже не выдвигая специальную задачу — обучить детей понимать термин «ударение», определять ударение в разных словах (в словах с разной ритмико-слоговой структурой), педагог может дать детям самые первые представления о том, что слоги (части) в слове произносятся неодинаково: один из них более заметный, слышится лучше.

Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно, все ли части в слове мама произносятся одинаково?» (Предварительно определяется, какая часть первая, Какая вторая; дети говорят, что они одинаковы.) Воспитатель произносит слово так, как оно произносится обычно, специально не выделяя ударный слог. Дети затрудняются ответить на вопрос. Тогда слово произносится с подчеркиванием ударного слога — более длительно (громкость голоса повышать не обязательно): ма-а — ма. Воспитатель спрашивает: «Вы услышали, какую часть я произнесла более заметно?» При нарочитом выделении, более длительном произнесении ударного слога, дети замечают, что он произносится иначе. Воспитатель говорит:

«А теперь я произнесу слово так: мамааа. Вы слышите, что слово мама изменилось. Это уже не слово, такого слова в русском языке нет... В каждом слове какая-то часть произносится более заметно».

Яркой иллюстрацией значения ударения в слове является сопоставление слов, в которых перенос ударения на другой слог приводит к образованию слова с другим значением (например, кружки — кружки). Это можно сделать, используя дидактическую игру «Живые слова».

Воспитатель вызывает двух детей, один исполняет роль слога кру, другой — слога жки (в произнесении — шки). Слово заранее не называется. Воспитатель говорит: «Я сейчас составлю из этих частей слово, а вы скажете, какое слово я составила».

Дети, «читая» составленное слово, говорят и кружки и кружки.
Используя ответы детей, воспитатель показывает значение ударного слога в слове.

Можно использовать также приводившееся выше стихотворение А. Шибаева:

Зверек, зверек, куда бежишь? — Бегу в камыш-камыш-камыш.
Как звать тебя, малышка?Я — мышка-мышка-мышка.

Детей спрашивают, какая часть слышится лучше, выясняется, что в одном слове она на втором месте, в другом — на первом.

Заинтересует детей и стихотворение Я. Козловского, которое так и называется «Ударение»:

Мне слово «чудно»

Изменить не трудно:

Поставил ударение на «о» —

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно»...

Так как детей знакомят с ударным слогом, следует изменить третью строку стихотворения: «Поставил ударение на «но»...».

В словах русского языка ударение зависит от большей длительности и громкости ударного слога. Если произнести какое-нибудь слово быстро, то ударный слог выступит отчетливей, заметней по громкости, так как при уменьшении длительности Она должна компенсироваться громкостью1.

Воспитатель вызывает ребенка и говорит, обращаясь ко всем детям: «Сейчас Саша скажет слово, а вы все внимательно слушайте... Саша, скажи слово малина, но не как обычно, а быстро». Ребенок произносит слово быстро, и воспитатель спрашивает: «Какая часть слышалась лучше, заметнее?» Дети отвечают.

Этот прием может использоваться и по-другому: воспитатель просит вызванного ребенка произнести слово быстро и негромко. В этом случае ударный слог выделяется среди других еще более заметно. Такие упражнения (для них лучше брать трехсложные у детей умений слышать ударение в слове, выделять его.

Простые представления и знания, которые дети получают об ударении, обогащают их ознакомление со словом, с его звуковой стороной.

Ознакомление со звуковым строением слова

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Если не ставится задача обучить старших дошкольников начаткам грамоты, то в ознакомление со звуковым строением слова не входит полный звуковой анализ. «Воспитатель... подводит их к звуковому анализу слов» '.

Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков. Ведь звучащее слово — это процесс, как и вообще речь. Оно состоит из звуков, следующих один за другим. В слове, как и в предложении, и в связном высказывании, проявляются самые общие свойства речи — дискретность, отдельность составляющих его единиц (звуков) и их линейность, последовательность. Поэтому полный звуковой анализ слова — это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного).

Знакомиться со звуковой стороной слова, усваивать самые простые формы ее анализа дети начинают еще в средней группе на занятиях по звуковой культуре речи: они вслушиваются в потешки, стихи, которые читает воспитатель, подбирают слова с определенным звуком. Позже дети выполняют и более сложные задания, например подбирают слова, начинающиеся на мягкий согласный звук, на звонкий согласный и т. п. Выполнение подобных заданий совершенствует фонетический слух и звукопроизношение и вместе с тем подготавливает детей к звуковому анализу слова.

На занятиях по звуковой культуре речи детей учат также регулировать громкость и темп речи: произносить слова громче или тише, быстрее или медленнее. Это воспитывает у детей отношение к слову как звуковому явлению и тоже имеет большое значение для подготовки к звуковому анализу. Дело в том, что в процессе речевого общения слово выступает для ребенка прежде всего со своей смысловой стороны: он понимает значение слова (воспринимая речь или выражая свои мысли), а на его звуковую сторону обращает внимание далеко не всегда.

Однако на занятиях о звуковой культуре речи подготовка к звуковому анализу, подведение к нему осуществляется лишь попутно. Поэтому уже в старшей группе необходимо проводить специальные занятия (или отводить для этого часть занятия), направленные на ознакомление детей со звуковой стороной слова.

Воспитатель говорит: «Сейчас я буду произносить разные слова, а вы внимательно слушайте, как они звучат (слова произносятся в медленном темпе, гласные звуки несколько растягиваются)... Листики, барабанщик. Листики... Какой звук несколько раз повторяется в этом слове?.. А в слове барабанщик?.. Правильно, в слове листики несколько раз повторяется звук и, а в слове барабанщик — звук а. Вот как по-разному звучат эти слова! А теперь послушайте стихотворение. Его написал поэт А. Шибаев:

О твердом камне

Говорит

И слово твердое:

Гранит.

А для вещей,

Что мягче всех,

Слова — помягче:

Пух, мох, мех.

Читая стихотворение, воспитатель подчеркивает звуки р, X.

Вслушиваясь в звучание слова, находя часто повторяющийся, звук, дети начинают осознавать, что слова звучат по-разному, состоят из разных звуков. Важно показать также различие слов по длительности звучания, сопоставляя короткие и длинные слова.

Слушая, как произносит такие слова воспитатель, и но его заданию подбирая и произнося их, дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе, о динамике слова, о его линейности.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова широко используются звукоподражательные слова (шорох, шуршать, шелестеть, кукушка, квакать и т. п.), стихотворения, в которых они обыгрываются («Мышонку шепчет мышь: «Ты все не спишь, шуршишь»). Благодаря этому дошкольники легче воспринимают звуковой облик слова, обращают внимание на его звучание. Вместе с тем воспитателю нужно помнить, что снов, как бы изображающих своим звучанием определенные звуковые явления, в языке немного. Большинство слов любого языка по своему звуковому облику, по. звучанию не имеет ничего общего с теми предметами и явлениями, которые ими обозначаются, называются. Поэтому важно показать детям различие звуковой и смысловой сторож слова..

Для этого можно использовать синонимы (врач — доктор, близко — недалеко, вместе — сообща, грустить — унывать, лакомка — сладкоежка, лентяй — бездельник, непоседа — егоза, маленький— небольшой, около — возле и т. п.) и омонимы — слова, одинаково звучащие, но совершенно различные по значению (ключ,, затопить, лисички, марка, ручка и т. п.),

Воспитатель, например, предлагает детям послушать стихотворение В. Лифшица:

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

С помощью педагога дети выясняют, какие два интересных слова встретились в стихотворении. Он говорит: «Вот какие интересные слова! Совсем одинаково звучат — ключ, ключ. А мы называем этими словами совсем разное. Одним словом мы называем родник, а другим — то, чем запирают и отпирают замок».

Используя синонимы, воспитатель показывает детям, что есть слова, которые звучат по-разному, но обозначают то же самое или близкое по значению. Педагог, например, спрашивает: «Как называют человека, который лечит?» Отобрав из ответов слова врач, доктор, он говорит: «Послушайте, как по-разному звучат эти слова — доктор, врач. А обозначают они одно и то же. Этими словами мы называем людей, которые лечат больных».

Такие задания даются и в старшей, и в подготовительной группе. Их легко использовать как на занятиях, так и на прогулке. Сочетание ознакомления со звуковой стороной слова и ознакомления с его смысловой стороной обогащает представления детей о слове как единице языка.

В подготовительной к школе группе воспитатель, подводя детей к звуковому анализу, продолжает знакомить их со звучащим словом, с тем, что слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно, что их бывает много и мало.

Для сопоставления коротких и длинных слов можно взять, например, такие многосложные слова (одно-, двухсложные подобрать нетрудно): автопогрузчик, водопроводчик, выкарабкиваться, десятиклассники, землечерпалка, лиственница, металлический, недисциплинированный, переспрашивать, прислушиваться, противоположный, путешественник, радиоприемник, семидесятипятилетний.

Демонстрируя детям динамику слова, последовательность звуков в нем, воспитатель может использовать линейку, о которой рассказано выше, в разделе об ознакомлении со словесным составом предложения (методика описана в статье Г. А. Тумаковой).

На занятиях по звуковой культуре речи и по родному языку детям даются задания определить место звука в слове («Где слышится звук ш в слове машина — в начале, в середине или в конце слова?»), вспомнить слова, в которых имеется определенный звук, добавить последний звук в слове, не до конца произнесенном воспитателем (до...м, но...с, помидо...р), сказать, какой первый звук в слове (осы, усы, эхо).

Подводя Детей к звуковому анализу слова как установлению последовательности звуков, воспитатель демонстрирует звуковую линейность слова на простых примерах — на звукоподражаниях ау, у а: «Какой первый звук в слове ау?.. Какой слышится за ним?» Сопоставив слова, педагог поясняет, что они состоят из одних и тех же двух звуков — any, лишь порядок звуков разный. Можно дать и более сложные примеры (нос — сон и т. п.), но звуковой анализ проводит только сам воспитатель: «В слове нос первый звук н, второй — о, третий — с. В слове сон звуки идут в обратном порядке...»

При обучении звуковому анализу у детей формируют умение протяжно произносить звуки слова, последовательно выделяя их один за другим (шшшар, шааар, шаррр). Такое произнесение становится средством выявления состава звуков и их последовательности '.

Подводя детей к звуковому анализу, воспитатель демонстрирует растянутое произнесение слова. Для этого подбираются слова, звуки которых можно произносить протяжно (шалун, луна, шалаш, сахар, сажа, жара и т. п.). Сначала педагог произносит слово сам: шшшааалллуууннн. Затем, выбрав более простое слово, говорит: «А сейчас мы так же произнесем все вместе слово луна. Только я буду говорить громко, а вы — совсем-совсем потихоньку, шепотом».

При растянутом, протяжном произнесении всех звуков хорошо выступает динамика слова, следование звуков одного за другим. Оно лучше, чем при обычном произнесении, прослушивается, подобно тому как лучше, легче прослеживаются особенности движений гимнаста и их последовательность, когда на экране телевизора мы воспринимаем замедленное воспроизведение видеозаписи.

Эти упражнения дают детям лишь первое представление о произносительном выделении звуков как средстве звукового анализа, но они облегчают переход к настоящему звуковому анализу.

Речь воспитателя

В «Программе воспитания в детском саду» сказано: «На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка». Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, Надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было; обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т. д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями мест--ных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как, правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

Голос — это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудна установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие
слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чём богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно Подобранными словами, грамматически 'правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять
имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать ипередавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Работа над собственной речью.

Устранение недостатков произнесения звуков.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, илюди, привыкая к ним, порой не замечают их.

Как мы уже отмечали, работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Это неверно. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения.

Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи). В трудных случаях, когда самим избавиться от дефектов речи не удается, следует обратиться за помощью к специалисту по исправлению речи — логопеду.

Рассмотрим для примера, какое положение принимают органы речи при Правильном произнесении звука с1.

Губы слегка растянуты, зубы сближены, между ними имеется щель в 1—2 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и почти касается передних зубов. Боковые края приподняты. Посередине языка образуется желобок, по которому проходит воздух. Звук с произносится без участия голоса.

Аналогично произносится звук а, но при участии голоса.

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосои звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. (О некоторых различиях речевого дыхания и дыхания в покое см. в главе «Звуковая культура речи»).

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1.Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха «разу же произведите свободный, плавный выдох (живот а нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

2.Произведите короткий, спокойный вдох через нос; задержите на 2—3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3.Сделайте короткий вдох яри открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4.Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

Количество гласных, произносимых на одном выдохе; постепенно увеличивается. Следите за плавностью перехода от одного звука «другому. 5. Произведите счет на одном выдохе до 3—5 (один, два, три...), постепенно увеличивая счет до 10—15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте воздух на смысловых паузах.

Капля и камень долбит.

Правой рукой

Строят — левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова—не руби дрова на траве двора.

При выполнении упражнений соблюдать установку, данную в первом упражнении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: