Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 17 глава




Затем, если принцип подбора занятий понят, надобность в схеме отпадает, и воспитатель по памяти сможет контролировать отбор всех программных задач для планируемых занятий.

Какими источниками пользуется при этом педагог? Тематика занятий по ознакомлению с окружающим, бесед, детских рассказов, легко подбирается из раздела программы «Ознакомление с окружающим и развитие речи», просто распределять и произведения художественной литературы, четко перечисленные в соответствующем разделе программы детского сада.

Напомним, что в содержание речевых занятий входит не только чисто языковой материал (работа со словами, звуками, грамматическими формами), но и другие образовательно-воспитательные задачи, такие, как развитие у детей умения анализировать, обобщать, а также формирование любознательности, наблюдательности и т. д.

В настоящее время издано много сборников дидактических игр и упражнений по развитию речи, методических указаний к сериям картин для детского сада, в которых есть обширный выбор занятий по активизации словаря, звуковой культуре речи, грамматике. Рекомендуем пользоваться ими более широко.

Какие ошибки наблюдаются на практике в календарном планировании занятий по развитию речи? Чаще это пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы.

Но может быть и так, что порой заведующая детским садом делает замечания воспитателю: «У вас на этой неделе нет дидактической игры (или рассматривания картин и т. д.)»,— не учитывая, что вместо этого метода применялись другие: рассказ со звукоподражанием, подвижная игра, если дело идет о звуковой культуре речи. Важнее добиваться того, чтобы работа по этому разделу проводилась регулярно, еженедельно.

Иногда от воспитателей требуют в обязательном порядке составления каждого занятия только из трех (или двух) частей, тогда как иное занятие может быть целиком посвящено одной задаче и состоять из одной части (беседа, осмотр помещения и др.), а иное состоять из четырех-пяти кратковременных упражнений.

Серьезная ошибка — не использование всего времени занятия, отведенного по режиму дня (15—20 минут — во второй младшей и средней группах, 25 — в старшей, 30 — в подготовительной). Запланировав чтение одного рассказа или сказки и выполнив эту задачу за 5—10 минут, воспитатель прекращает занятие, хотя дети еще умственно активны, не утомлены и вполне могут позаниматься оставшиеся 10—15 минут.

Бывает, что и правильно намеченная, насыщенная речевая деятельность займет меньше положенного времени, тогда воспитатель также должен использовать оставшиеся минуты, с учетом работоспособности детей, для веселой народной игры, концерта-загадки или другой эмоционально насыщенной деятельности с целью повторных речевых упражнений. Конечно, не нужно превращать это правило в абсурд и в любых случаях неоправданно тянуть время занятий.

Еще одна ошибка — резкая разнотемность и неправильная последовательность содержания занятия. Напомним, что в начале занятия планируется деятельность наиболее сложная, требующая устойчивого внимания детей (словесная деятельность, объяснение новогозадания, новой игры и т. п.). В конце занятия, как правило, используется материал повторный, эмоциональный, наглядный.

Например, занятие в старшей группе (1 квартал):

1-я часть. Заучивание стихотворения М. Пожаровой «Маляры — 10 минут.

2-я часть. Рассказы по памяти на тему «Наши улицы» (4—5 ответов)— 10 минут.

3-я часть. Рассказы-загадки по фотографиям «Что за здание?» (многоэтажный жилой дом, кинотеатр, детский сад), повторно — 5 минут.

Особенно тщательно нужно продумать структуру тех занятий, на которых детям сообщается о жизни В. И. Ленина, о нашей Родине, читаются произведения, где изображаются драматические события. В качестве образца приведем занятия в старшей группе (февраль).

1 -е занятие

1-я часть. Показ репродукции картины К. В. Филатова «Красная площадь».

2-я часть. Чтение рассказа Я. Пинясова «Обыкновенные варежки». 3-я часть. Повторное рассматривание репродукции картин М. Соколова «В. И. Ленин на Всероссийском субботнике в Кремле 1 Мая 1920 г.», П. В. Васильева «В. Й. Ленин по дороге в Петроград».

2-е занятие

1-я часть. Повторение детьми стихотворения С. Маршака «Февраль».

2-я часть. Чтение воспитателем стихотворения 3. Александровой «Дозор».

3-я часть. Рассказы детей о своих рисунках на военную тематику, о сувенирах, приготовленных для военных ко Дню Советской Армии.

Может ли одна и та же задача по развитию речи планироваться не на одно занятие, а больше? Конечно. Это зависит от общего уровня развития речи детей группы. Если в их речи много грамматических ошибок, желательно в неделю проводить не одно, а два-три коротких упражнения на занятиях по исправлению этих ошибок; если дети очень слабо рассказывают, можно не один раз, а дважды в неделю упражнять их в рассказывании. Время таких упражнений может остаться обычным (10—20 минут), хотя более короткие и частые упражнения в этом случае будут эффективнее. В каких сочетаниях объединять задачи развития речи для одного занятия? Обязательно ли обучение рассказыванию сочетать с активизацией словаря? Нет. Комплектование занятия мотивируется, как мы уже говорили, единством содержания, поэтому сочетание частей может быть различным.

При составлении плана в старшей и подготовительной к школе группах учитывается, что из двух занятий в день занятие по развитию речи ставится первым, как наиболее трудное. Воспитателю нужно обращать внимание на то, чтобы в течение дня двигательная деятельность детей была умеренной, и по возможности не планировать на один день экскурсию и подвижную игру и т. п.

Закончив подбор занятий на одну неделю, педагог тут же дол--жен заняться составлением плана и на следующую неделю. Основные задачи развития речи остаются прежними (т. е. в каждой горизонтальной графе нашей схемы опять будет по одной-две заполненной клетке). Содержание же и методы ведения занятий, естественно, изменяются.

Особое внимание воспитателю следует обратить на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Еженедельно планируется минимум по одному наблюдению во всех возрастных группах. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и др.).

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая; 2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;

3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

Как оформляется план занятий непосредственно в дневнике воспитателя? Требования к оформлению хорошо изложены в статье О. И. Соловьевой «Планирование работы воспитателя»1. В ней рекомендуется указывать: а) название занятия; б) программный материал (в том числе обязательно содержание главной речевой задачи, т. е., например, перечень слов для введения в детский словарь или для их активизации, а также звуков или труднопроизносимых слов и т. д.); в) краткий последовательный ход (построение) занятия с указанием используемого на отдельных этапах занятия наглядного материала и приемов обучения; г) индивидуальная работа (в случае необходимости).

Общие требования к построению занятия, к выбору приемов обучения изложены в статье Ю. Ляховской.

Вот, например, выписка из календарного плана воспитателя старшей группы:

8/XII, среда

Занятие. Развитие речи.

1-я часть. Рассматривание почтовых принадлежностей.

Программное содержание. Познакомить детей с почтовыми принадлежностями. Учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки.

Обогащение словаря: конверт, марка, авиапочта, открытка.

Активизация словаря: адрес, справа, прямоугольный, клейкий. Учить детей различать тематику и красоту оформления марок, открыток.

Наглядный материал: на каждом столе на подносах разложены различные конверты, открытки.

Индивидуальная работа: для рассказывания вызвать Галю Д., Колю А.

Ход занятия:

1. Спросить, в чьих семьях получают письма, от кого.

2. Объяснить, что называется почтовыми принадлежностями.

3. Рассмотреть конверты: форма, отогнутый.край, клейкая полоска, справа место для адреса, вверху — для марки.

4. Рассмотреть открытки, выяснить общее с конвертом — адрес, марка.
Чем и почему выделяется авиапочта?

5. Показать часть коллекции марок Сережи В., предложить рассмотреть ее на прогулке.

6. Сложить предметы на подносы — 15 минут.

2-я часть. Дидактическая игра «Почта».

Программное содержание. Учить составлять описательный рассказ о предметах.

Наглядный материал: окошечко почты, в котором продаются конверты, художественные открытки (5—6 штук).

Ход игры:

1. Объяснение правил игры. План рассказа-описания: 1) назови, что ты хочешь купить; 2) с каким рисунком, с какой маркой твой предмет.

2. Вызвать трех-четырех человек, в том числе Галю Д., Колю А.

3. Показать детям оборудование для ролевой игры в почту — 40 минут.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в записях воспитателей.

1. Неточно называется занятие, поэтому трудно представить его содержание. Например, записывают: «Знакомство с петухом». Что это — наблюдение за живым петухом, рассматривание картины, игрушки, рассказ о петухе? Процесс ознакомления может происходить разными методами. Именно метод обучения указывается в названии занятия.

2. Неправильно пишется: «Занятие с картиной», «Рассказ по картине», так как в первом случае неизвестно, с какой целью вообще применяется на занятии картина (или для активизации словаря — рассматривание, или для монологической речи — описание), а во втором случае неясен вид детского рассказа (составление описательного рассказа или придумывание творческого рассказа).

3.Программный материал часто указывается не конкретно, не используются формулировки «Программы воспитания в детском саду». Очень редко указываются воспитательные задачи занятия, хотя воспитание качеств личности — это тоже содержание программы детского сада, а многие занятия по родному языку — прекрасное средство решения этих задач (воспитание поведения в обществе, любви к родной природе, аккуратности, гигиенических навыков и т. п.).

4. Небрежно описываются наглядные пособия, которые, как правило, нужно готовить к занятиям заблаговременно, подбирать в соответствии с дидактическими требованиями (цвет, величина, эстетичность, устойчивость, типичность и др.). Очень редко в планах указывается серия картины, а также авторы картины или художественного произведения, намеченного для занятия, а это затрудняет оценку правильности хода занятия и его содержания.

Полезно отмечать в плане и некоторые элементы оборудования, которые должны быть предварительно подготовлены (30 конвертов для раздачи открыток, плечики, вешалка, указки). Утром в день занятия иногда бывает трудно все припомнить, собрать, а отсутствие какой-либо вещи снижает его организацию и качество.

Как уже говорилось, в практике индивидуальная работа с ребенком на разных занятиях намечается редко и случайно. Между тем имя того или иного ребенка, отстающего от общего уровня, должно фигурировать часто, работа с ним (по одному и тому же разделу программы) по существу продолжается до полного усовершенствования его речи.

Надо помнить, что календарный план (как и учет) важен не только тем, что вносит целенаправленность в педагогический процесс, он еще играет большую роль в контроле за работой воспитателя. Поэтому методист или заведующая детским садом могут просить отдельных воспитателей делать в плане записи различной полноты. Например, молодому, начинающему воспитателю или воспитателю — новому члену данного коллектива — можно адресовать просьбу писать планы подробнее. Это поможет и заведующей, и сменщице скорее познакомиться с его методической подготовкой.

Иногда воспитатели используют готовый написанный конспект, сценарий или полностью применяют занятие, описанное в литературе. В этом случае рекомендуется делать в дневнике ссылку на страницы литературного источника, составлять примечание об использовании конспекта из рукописного фонда детского сада. При необходимости это поможет уточнить содержание намеченного мероприятия.

Развитие речи осуществляется не только в процессе занятий, но и вне их.

Для развития речи детей вне занятий планируется (т. е. записывается в дневнике воспитателя) материал из основных разделов программы, а также те формы работы, которые можно заранее предвидеть и которые требуют предварительной подготовки.

Есть фронтальные формы работы, охватывающие одновременно всю группу: наблюдение на прогулке, подвижная игра или хоровод, просмотр зрелища или детская самодеятельность.

Другие формы работы проводятся с подгруппами, с опорой в основном на добровольное участие детей (хотя надо стремиться вовлекать в такую деятельность постепенно в разные дни разных детей): объяснение новой настольной игры, починка или разбор книг в книжном уголке и др.

Предусматриваются и индивидуальные формы работы: повторение стихотворения с ребенком, медленно запоминающим, вовлечение в разговор молчаливого и т. п.

Еженедельно могут повторяться (даже в одни и те же дни недели) одни и те же формы, но с различным содержанием, с участием разных детей.

По своему усмотрению воспитатели распределяют основные формы работы с детьми в течение дня; причем в зависимости от возникающих обстоятельств время проведения того или иного мероприятия может быть перенесено. Например, развлечения используются иногда во время прогулки, подвижную игру, намеченна вечер, можно провести утром и т. д.

Не надо забывать, что большинство этих мероприятий сравнительно кратковременно (3—10 минут), проводится в удобный момент, предлагается детям ненавязчиво и. проходит более непринужденно по сравнению с учебной деятельностью. Такая специально планируемая речевая деятельность не должна подавлять остальные стороны учебно-воспитательной работы: игровую, спортивную, художественную деятельность детей, свободное их общение и т. п.

Подбирая содержание работы на конкретную дату, воспитатель точно указывает названия используемых игр, картин, художественных произведений, имена детей, привлекаемых к той или иной деятельности, и т. д.

Работа воспитателя вне занятий очень многогранна. Ежедневно изо дня в день ведется много текущей работы по развитию речи. Воспитатель обращается к детям с вопросами, останавливает их внимание на каких-либо объектах, употребляет в разговоре загадки, поговорки, поправляет речь детей и т. д. Такая текущая работа идет параллельно с запланированной, она не менее важна, но она календарно не планируется и чаще всего обдумывается по ходу дела. Хочется еще раз напомнить, как важно воспитателю иметь в памяти (и чаще освежать забытое) большой запас художественного материала, игровых словесных упражнений, подвижных игр и другого материала, быть наблюдательным и вовремя осуществлять руководство речевым развитием отдельных детей, использовать ситуации, возникающие по ходу жизни детского сада.

Приведем в качестве примера календарный план работы по развитию речи (из общего плана воспитательно-образовательной работы в группе).

Календарный план работы по развитию речи на одну неделю в подготовительной группе

Понедельник, 20 ноября

Прием детей. Побеседовать с Алешой Б., Валерой С, Сережей С. на тему домашнего задания — рассказать, что находится рядом с домом, используя пространственные ориентиры, следить за правильностью построения предложений. С группой детей рассмотреть в уголке книги папку с иллюстрациями о профессиях.

Занятие

1-я часть: заучивание стихотворения П. Воронько «Мальчик Помогай». Повторение басни И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Программное содержание. Учить детей выразительно читать стихи, используя все средства речевой выразительности (основной тон, интонация, логические ударения, паузы и др.). Спросить Любу К.

2-я часть: отгадывание и составление загадок о домашних животных.

Программное содержание. Учить детей узнавать животных по описанию. Закрепить детские представления о пользе домашних животных, их признаках и действиях. Учить составлять небольшой описательный рассказ о животных (по игрушкам). Закрепить и уточнить словарь детей, связанный с внешним видом животных, добиваться правильности построения предложений.

Подготовка к занятию: подобрать игрушки, изображающие собаку, корову, лошадь, кошку, овцу, козу.

Словарный материал — загадки:

Я на солнышке лежу, Я бегу, куда хочу,

Дом хозяйский сторожу, Ребятишек прокачу,

Со своими я не злая, И-го-го, счастливый путь,

На чужих я громко лаю. Дать овса мне не забудь.

(Собака.) (Лошадь.)

Стоит копна — впереди вилы,

Сзади метла.

(Корова.)

Остальных животных дети описывают по плану: 1) внешний вид; 2) чем питаются; 3) какую пользу приносит.

3-я часть: упражнение с картинками «Кто пришел и кто ушел?».

Программное содержание. Проверить знание названий детенышей животных и формировать правильное употребление этих слов (цыплята, щенки, телята, лисята, волчата). Выявить ошибки Саши П.

Утренняя прогулка. Наблюдение за состоянием погоды, какого цвета небо, есть ли ветер, осадки.

2-я половина дня: продолжать показ навыков самообслуживания по уходу за одеждой (чистка щеткой), особенное внимание уделить Славе Ч., Сереже Ф., Сереже Г., которые сильно пачкают свою одежду.

Вечерняя прогулка. Дидактическая игра «Летает — не летает» (с хоровым произнесением слова летает).

Вторник, 21 ноября

Прием детей. Повторение ранее разученных стихотворения «Флажок» А. Алексина, басни «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылова с детьми — Сережей С, Сашей П., Любой К.

Прочитать группе детей (по желанию) «Кем быть?» В. Маяковского (повтор.).

Занятие

Утренняя прогулка. Наблюдение на перекрестке. Знакомить детей с правилами уличного движения для транспорта и пешеходов, с основными световыми сигналами. Упражнять детей в выполнении правил поведения на улице.

Обогащение словаря: правила дорожного движения, пешеходы, пассажиры, светофор.

Активизация словаря: остановка, правый, левый, середина, навстречу, друг за другом.

2-я половина дня: работа в уголке книги — просмотреть тетрадь учета у тех детей, которые были замечены в неаккуратном обращении с книгой, привлечь к починке книг; для участия в этой работе пригласить также детей по желанию.

Вечерняя прогулка. Провести с детьми хоровод «Ровным кругом». Следить за четкостью выговаривания слов. С подгруппой организовать игру «Угадай по голосу» (речевой слух).

Среда, 22 ноября

Прием детей. С Валерой С, Сережей С. заняться постановкой звука р. Использовать игру «Самолет», приготовить необходимые для игры картинки — «Самолет стоит на аэродроме», «Самолет в облаках». Группе детей прочитать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Занятие

1-я часть: подготовка к обучению грамоте.

Программное содержание. Составлять предложения из трех-четырех слов без союзов, указывать последовательность слов в предложении и фиксировать это в тетрадях.

2-я часть: игровое упражнение «Подарки лисы».

Программное содержание. Упражнять в употреблении трудных форм существительных (дательный падеж множественного числа).

Словарный материал. «Пошла лиса в зоопарк. Там у нее знакомые: медведи, волки, гуси. Всем захватила подарки, да боится перепугать, кому что. «Кому мед?» — «Медведям». — «Кому зерно?» — «Гусям».— «Кому мясо?» — «Волкам».— «Кому малина?» — «Медведям».

3-я часть: словесное упражнение «Назови, какой» (активизировать прилагательные).

Словарный материал: шарф (шерстяной, шелковый, зимний, вязаный, полосатый, пушистый), пальто (летнее, теплое, детское, кукольное), зеркало (стеклянное, круглое, прямоугольное), ложка (столовая, чайная, металлическая, деревянная, волоченая), тарелка (глубокая, мелкая, фаянсовая).

Методические указания. После подбора к двум-трем словам использовать игровой принцип: отвечающему бросать мяч; за медленный или повторяющийся ответ брать фант (длительность — 8—10 минут).

Утренняя прогулка. Рассматривание деревьев: учить различать их по цвету коры, расположению веток, различать толщину ствола, веток.

2-я половина дня: организовать настольный театр по сказке «Лиса и заяц», привлечь к участию в театре всех желающих, остальные будут зрителями.

Вечерняя прогулка. Рассмотреть с подгруппой детей детские поделки из природного материала и сувениры. Обогатить словарь: плетение, плетеный.

Четверг, 23 ноября

Прием детей. Внести картины из серии «Наши маленькие друзья» Л.А. Пеньевской и Е. И. Радиной: «У детей шахтеров», «На взморье» (новая). Организовать разговор о них, сравнение.

Занятие

Рассматривание швейных принадлежностей.

Программное содержание. Показать детям, что для шитья нужны иголки, наперсток, ножницы. Воспитывать любознательность, интерес к шитью, вкус.

Обогащение словаря: клубок, моток, штопать, вышивать, наперсток, швейный.

Объяснить загадку: «Конь стальной, хвост льняной».

Активизация словаря: катушка, шить, тонкий, толстый, металлический, названия цветов и оттенков.

План

1. Обращение к опыту детей. Расспросить, кто видел, как шьют, подшивают, вышивают, вяжут.

2. Рассмотреть две иглы. На примере толстой иглы показать острие, ушко, предложить ребенку вдеть нитку. Объяснить загадку об иголке.

3. Рассмотреть разные нитки — для шитья, вышивания, вязания. Предложить ребенку сравнить нитки по толщине, отметить их прочность.

4. Повторить загадку о ножницах. Выкроить кукольный фартук и карман.

5. Показать процесс шитья — надеть наперсток, завязать узелок, пришить карман. Загадка об игле: «Ныряла-ныряла да хвост потеряла».

6. Предложить пришить пуговицу ребенку, умеющему это делать. Объяснить этот процесс, сказать, что постепенно все будут учиться этому делу.
Показать рабочую корзинку с набором пуговиц и лоскутков, ниток, образцов работ: шитья, штопки, починки, вышивки. Предложить двум -трем детям подобрать подходящие лоскутки, нитки, пуговицы. Обратить внимание детей на свою одежду, на то, что пуговицы украшают.

7. Показать красивые вышитые вещи.

Утренняя прогулка. Целевая прогулка к заводу радиодеталей. Познакомить со зданием, рассказать о продукции завода.

Обогащение словаря: радиолампы, проходная, пропуск, детали.

Во 2-й половине дня — показ диафильма «Дорогая моя столица».

Вечерняя прогулка. Рассказать детям о том, как в одном детском саду отмечали день рождения детей. Поговорить о том, как интереснее отметить день рождения наших Юли, Сережи, которые родились в декабре.

С теми, кто изъявит желание, провести дидактическую игру «Скажи по-другому» (подбор синонимов).

Пятница, 24 ноября

1-я половина дня: внести новую настольную игру «Зоологическое лото», объяснить правила игры подгруппе детей: «ведущий перемешивает карточки и раздает их играющим по одной. Затем перемешивает фишки и называет нарисованных на них животных. Играющие закрывают их изображения кружками у себя на карточках. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карточку. Речевая задача игры — активизация словаря детей.

Занятие.

1-я часть: составление описательных рассказов по картинкам (раздаточным).

Программное содержание. Учить при рассказывании по картинкам пользоваться точными наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, указывая время и место событий.

План рассказа-описания.

Напоминание Объяснение задания детям, правил обращения с картинками.

1. Раздача картинок с помощью дежурных.

2. Повторение задания, индивидуальная помощь в составлении рассказов.

3. Вызов детей для рассказывания (5—6 человек). В процессе занятия активизировать детей заданиями: «Поднимите такие картинки, на которых изображено лето (зима, осень, весна)».

4. Сбор оставшихся у детей картинок по признакам времен года.

2-я часть: игра «Подбери картинку» — дифференциация звуков с и ш в словах.

3-я часть: игра «Назови правильно».

Программное содержание. Вырабатывать умение правильно произносить слова, в которых одновременно встречаются звуки с, ш.

Словарный материал: шоссе, машинист, старушка, солнышко, шесть, сушка.

Подготовка к занятию: подобрать картинки по количеству детей с сюжетом, доступным описанию детьми; картинки, в названии которых имеются звуки с, ш в начале, середине, конце слова; картинки, в названии которых имеются с и ш.

Утренняя прогулка в лес. Предложить Нине К. рассказать 6 картине поздней осени в нашем лесу. Рассказать о том, куда прячутся насекомые.

Во 2-й половине дня — уборка групповой комнаты: разделить детей на группы, назначить ответственных, дать каждой группе индивидуальное задание, предложить рассказать о проделанной работе.

Продолжать учить детей аккуратно выполнять работу, доделывать ее до конца, следить за взаимоотношениями детей во время работы, особенно за Сережей Г., Сашей Ш., Алешей Б. У некоторых детей спросить, какой формы листья они протирают.

Вечерняя прогулка. Предложить для заучивания новую считалку: «Чижик в клеточке сидел, чижик громко песню пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, я на волю улечу!»

Кроме календарного плана, в практике встречается перспективный план, чаще всего как часть общей учебно-воспитательной работы (на месяц, квартал). Может ли быть перспективный план работы только по развитию речи, обязательны ли такие планы?

Составление перспективного плана мероприятий по развитию речи следует оставить на усмотрение самих воспитателей.

Неразумно требовать от них выписывать из программы материал, например, на месяц, а потом из этих выписок брать содержание для календарного плана. Полезнее сразу обратиться к тексту «Программы». И все-таки перспективные планы по развитию речи имеют право на существование, они полезны. Однако такой план должен представлять собой перечень конкретных мероприятий (а не задач) для реализации того или иного раздела программы развития речи.

Предварительное составление таких перечней позволяет лучше обеспечить постепенность и последовательность в работе, надежнее гарантирует охват всего материала программы, главное, его самых трудных и важных элементов. Например, можно составить перспективный план наблюдений на учебный год (расчет их мы уже знаем — минимум четыре раза в месяц). В зависимости от последовательности этих наблюдений можно наметить список бесед (расчет их также известен — одна-две в месяц). Можно заблаговременно составить план занятий-наблюдений на лето с учетом реальных условий жизни детей летом. Совместно с музыкальным руководителем можно разработать годовые перечни музыкально-литературных концертов, кукольных спектаклей и т. д. Это дает возможность нагляднее и проще предусмотреть повторность материала, рост его сложности. Составление хотя бы отдельных перспективных планов ограждает от стихийности, случайности в работе, от забывания имеющихся в педагогической литературе отдельных методических разработок.

В каждом конкретном перспективном плане можно увидеть типовое содержание, т. е. подходящее к распространенным массовым условиям. Можно использовать опубликованный перспективный план занятий и форм работы в повседневной жизни (сентябрь — апрель) по теме «Одежда»1, он же может служить аналогией и для других тем.

Приведем пример — конкретный перспективный план наблюдений за транспортом вне занятий на прогулках (из расчета одно плановое наблюдение в месяц) с учетом реальной обстановки:

1. Осмотр грузовика, привозящего продукты, на участке детского сада.

2. Разговор с шофером грузовика о его труде, показ некоторых элементов ухода за грузовиком.

3. Наблюдение за трудом водителей на основных видах общественного транспорта (трамвай, автобус, такси). Отметить, что есть вагоновожатые и шоферы женщины. Рассказать о требованиях к труду шофера — внимательности, аккуратности, вежливости.

4. Наблюдение за работой светофора у переезда через трамвайные пути (один красный свет). Поговорить о трехцветных светофорах, их назначении. Повторить правила перехода улиц (найти указатель перехода, идти спокойным шагом по пешеходным дорожкам и т. д.).

5. Наблюдение за уличным движением на развилке: работа второго светофора над трамвайными путями; обратить внимание на зажигающиеся на повороте сигнальные фонарики машин.

6. Наблюдение за движением пешеходов и транспорта на остановке. Обратить внимание, что машины останавливаются, когда из трамвая на мостовую выходят люди. Повторение правил перехода через улицу.

7. Осмотр микроавтобуса на участке детского сада, сравнение его с грузовиком.

8. Прогулка по улице. Наблюдение за правосторонним движением машин и людей. Объяснение значения этого правила.

9. Повторная прогулка к развилке. Игровое соревнование «Узнай заранее (по световому сигналу), куда свернет машина».

10.Прогулка к бензиновой колонке, объяснение ее назначения. Сравнительное рассматривание транспорта.

Конечно, само собой понятно, что план в дальнейшем корректируется, дополняется текущими наблюдениями, возникающими непреднамеренно. Все подобные перечни имеют чисто служебный характер. Перенося мероприятие в календарный план, воспитатель раскрывает его, указывает речевой программный материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: