МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления и технологий в АПК
Кафедра муниципального управления и социальных технологий
дисциплина «Теория менеджмента»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Управление конфликтами в организации
Выполнил: студент
группы 16265
направление подготовки «Менеджмент»
Царёв Н. В.
Научный руководитель:
Урюпина Г. С.
Санкт-Петербург – 2013 год
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Понятие конфликта и его классификация. 5
1.1. Определение и сущность конфликта. 5
1.2. Классификация конфликтов. 8
Глава 2. Управление конфликтами в организации. 17
2.1. Способы управления конфликтами. 17
2.2. Функция руководителя в урегулировании конфликтов. 28
Заключение. 34
Список используемой литературы: 35
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях важным фактором успешного функционирования организаций всех типов и форм собственности является повышение эффективности их деятельности.
Так как организации состоят из определенного количества людей, взаимодействующих между собой, конфликтные ситуации являются постоянным присутствующим элементом организационной деятельности. Поэтому для максимально полного и актуального отображения эффективности организационной жизнедеятельности, прежде всего, нужно понимать, что представляет собой конфликт, как его избежать и урегулировать с минимальными издержками.
На сегодняшний день специфика возникновения, динамика функционирования и технологии урегулирования конфликтов являются актуальнейшей проблемой современных теорий организаций, организационного поведения, психологии управления и менеджмента. А отсутствие единого подхода к определению сущности конфликтов на уровне организации и его оценке, создает важность изучения данного феномена.
|
Объектом исследования данной курсовой работы являются конфликты.
Предмет исследования – управление конфликтами в организации.
Целью курсовой работы является выявление способов предотвращения и решения конфликтных ситуаций в коллективе.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и раскрыть сущность конфликтов;
выделить их классификацию и специфику;
предоставить способы решения конфликтных ситуаций;
выявить роль руководителя в предотвращении конфликтов.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка используемой литературы. При написании было использовано двадцать четыре источника.
Глава 1. Понятие конфликта и его классификация
Определение и сущность конфликта
Каждый в своей жизни неоднократно сталкивался с таким социальным феноменом, каким является конфликт.
Под этим термином понимают столкновение противоположных интересов на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
С началом изучения этого сложного психологического явления не утихают споры о том, чего больше в конфликте — пользы или вреда. Ряд психологов утверждает, что конфликт скорее полезен, так как:
|
помогает выявить проблему и различные точки зрения на нее, разные подходы к устранению проблем;
способствует повышению эффективности деятельности;
иногда может сплотить коллектив против внешнего давления.
Сторонники другой точки зрения утверждают, что конфликт вреден, из-за того, что он:
ведет к ухудшению социально-психологического климата;
повышает нервозность людей, приводит к стрессу;
отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных обязанностей многих людей.
Несомненно, обе точки зрения верны и, пожалуй, дать определённый ответ на вопрос, чего же в конфликте больше – пользы или вреда, невозможно, ведь конфликт – это чрезвычайно сложное и противоречивое психологическое явление, к глубинным причинам возникновения и развития которого ученые только приступают. При всех плюсах и минусах конфликтов они неизбежны, более того, зачастую необходимы. Иногда после их завершения проблема так и не разрешается.
В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие: объект конфликта, участники (оппоненты) конфликта, конфликтная ситуация, инцидент.
Объект конфликта – социальное явление, зачастую спорный вопрос или проблема, которое вызывает данную конфликтную ситуацию. Борьба за право руководить и манипулировать этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он: может быть как материальным, так и психологическим; всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной; обычно является одним из факторов, определяющих поведение конфликтующих. Вот почему точное знание объекта позволяет относительно точно спрогнозировать это поведение.
|
Участники конфликта – это отдельные лица, группы людей и даже организации. Наличие объекта и участников конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными отношениями, каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.
Однако конфликтная ситуация может существовать при отсутствии конфликта. Другими словами конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальную плоскость. Для того чтобы он перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны.
Из этого следует вывод, что конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент.
Наряду с основными структурными элементами конфликта, существуют и дополнительные, служащие фоном. К ним необходимо отнести следующее:
Условия протекания. Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Основными параметрами могут быть:
пространственно-временные. Это место осуществления и время, в течение которого конфликт должен быть разрешен;
социально-психологические, подразумевающие климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия, степень конфронтации и состояние участников конфликта;
социальные, такие как вовлеченность в конфликт интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических, национальных и др.
Образы конфликтной ситуации, то есть своеобразные идеальные представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Анализ таких образов необходим по следующим причинам:
во-первых, именно образы, а не реальность конфликта, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;
во-вторых, изменение этих образов при внешнем воздействии на участников позволяет эффективно разрешать конфликты.
Возможные действия участников конфликта классифицируются по следующим группам:
характер действий: наступательные, оборонительные, нейтральные;
степень активности в их осуществлении: активные — пассивные; инициирующие — ответные);
направленность действий: на оппонента, на самого себя, апеллирование к третьим лицам и др.
Возможные исходы конфликтных ситуаций:
полное или частичное подчинение другого;
компромисс;
прерывание конфликтных действий;
интеграция и др.
По мнению А. В. Аграшенкова, в психологической структуре конфликтов выделяется несколько компонентов.
1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.
3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.[1]