Динамика возникновения и развития конфликта. В реализации конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии:
возникновение объективной конфликтной ситуации;
осознание участниками объективной конфликтной ситуации;
переход к конфликтному поведению;
разрешение конфликта.
Типология конфликтов. Существует несколько оснований типологии конфликтов. По направленности конфликты делятся на:
горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);
вертикальные (то есть между руководителями и подчиненными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80 %;
смешанные (то есть между руководителями и подчиненными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчиненности).
По источнику возникновения обычно выделяют:
личностные конфликты (синонимы: внутриличностные, внутренние, интрасубъективные, интраперсональные, психологические), которые возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у человека;
межличностные конфликты. Эта разновидность конфликтов возникает при наличии проблемной ситуации, в которой личности преследуют несовместимые цели; придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели;
межгрупповые конфликты. В качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели. Часто этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.
Требует отдельного рассмотрения проблема личностных конфликтов, зачастую провоцирующих как межличностные, так и межгрупповые конфликты. Для людей, склонных к таким конфликтам, характерны бурные внутренние переживания, импульсивность, завышенный уровень притязаний, повышенная критичность к поступкам окружающих, низкая самокритичность.
|
Поведенческие реакции при наличии личностного конфликта обычно бывают трех видов:
самообвинение;
обвинение во всех бедах окружающих;
ссылки на внешние обстоятельства, независимые от воли людей.
Первые два вида поведенческих реакций чаще всего наблюдаются у так называемых конфликтных личностей, то есть людей с завышенным самомнением, выражающих постоянную тревогу, неудовлетворенность, претензии к руководителям и к окружающим. Главная опасность личностных конфликтов заключается в том, что внутреннее напряжение, борьба противоречий требуют разрядки. «Разряжаются» на окружающих. Это втягивает в орбиту конфликта других людей. Личностный конфликт «разбухает» и превращается в межличностный.
В современной психологии остается открытым вопрос о причинах личностных конфликтов. В связи с этим рассмотрим основные подходы и теоретические ориентации.
Подход 3. Фрейда и других психоаналитиков сводится к тому, что человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. С точки зрения B.C. Мерлина личностные конфликты представляют собой «состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности».[2] По мнению Л. Фестингера, всякий человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт (или когнитивный конфликт) в случае возникающих противоречий, рассогласований.[3]
|
В свою очередь К. Левин выделил три типа мотивационных конфликтов, связанных с достижением цели, каждый из которых приводит к фрустрации:
конфликт равнозначных положительных возможностей. Возникает при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив, так как их достичь одновременно невозможно. Этот конфликт приводит к самой слабой из трех типов фрустрации, так как даже сделав выбор, человек тем не менее остается в выигрыше. Например, у человека вечером запланирована встреча с сослуживцами в неформальной обстановке. Кроме того, этим же вечером он собирался посетить театр и посмотреть премьерный спектакль, о котором так много говорят;
конфликт равнозначных отрицательных возможностей. Возникает при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив. Этот конфликт приводит к самой сильной фрустрации. Обычной реакцией на конфликт этого типа является попытка бегства. Если бегство невозможно, то приходится из двух зол выбирать наименьшее. Однако любой выбор приводит к сильной фрустрации и гневу. Например, человеку предстоит либо пойти на нудное и неприятное совещание, либо посетить ГАИ по поводу нарушения правил дорожного движения и уплаты штрафа;
|
конфликт положительно-отрицательных возможностей. Возникает при необходимости анализа всех «за» и «против», принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы. Данный личностный конфликт возникает чаще всего. Например, сотрудник хотел бы повышения по служебной лестнице, но ясно осознает, что новая должность слишком хлопотная и сможет осложнить удачную во всех отношениях жизнь.[4]
Важной разновидностью личностных конфликтов являются так называемые ролевые конфликты, то есть возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением. Обычно выделяют:
конфликт «Я-роль», то есть противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности. Например, человек занимает должность руководителя, но у него нет для исполнения обязанностей руководителя необходимых личностно-деловых качеств. Ладно бы только он об этом знал. Но и подчиненные, без ложной скромности, пытаются время от времени «сообщать» ему об этом;
межролевой конфликт, то есть конфликт, возникающий в условиях, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми. Например, руководитель должен требовать от всех без исключения подчиненных соблюдения порядка и правил, установленных в данной организации. Но как быть ему е друзьями и незаменимыми приятелями среди этих подчиненных?
А.В. Аграшенков[5] выделяет такие разновидности конфликтов, как конструктивные и деструктивные.
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;
когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
В соответствии с концепцией Р. Л. Кричевского[6], можно выделить три основные группы причин, вызывающих конфликты:
1. Группа причин, порожденных процессом деятельности:
технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех;
перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напряженности в отношениях по горизонтали;
невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель подчиненный». Например, руководитель не обеспечивает надлежащих условий деятельности для подчиненных или подчиненные не выполняют требований руководителя, что ведет к типичному вертикальному конфликту;
несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу усвоить нормы межличностных отношений, царящих там, и это ведет к конфликту.
2. Группа причин, порожденных психологическими особенностями человеческих отношений:
взаимные симпатии и антипатии;
неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (наличие противоборствующих группировок, культурных различий и др.);
плохая психологическая коммуникация (люди не считаются с потребностями других, не учитывают их состояния);
нарушение принципа территориальности (когда нарушаются установленные эмпирические зоны и территории, которые существуют у каждого человека).
3. Группа причин, порожденных личностным своеобразием членов коллектива:
неумение контролировать себя;
низкий уровень самоуважения;
повышенная тревожность;
агрессивность;
некоммуникабельность;
чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом и др.
По мнению Н.Ф. Вишняковой[7], конфликты типа «руководитель — подчиненные» возможны в следующих ситуациях делового общения:
игнорирование традиций и норм поведения, уже сложившихся в организации;
выбор приближенных и избранных, которым руководитель всячески начинает покровительствовать;
ироническое отношение к мнению коллектива;
принятие управленческих решений под давлением;
слабое контролирование управленческих ситуаций;
отсутствие интереса к проблемам подчиненных;
ощущение постоянной нехватки времени из-за постоянных попыток решать проблемы подчиненных;
осуществление несвоевременного контроля за процессом исполнения управленческих решений;
принятие решений, не учитывающих характер работы и взаимоотношений;
нерешительность, искаженное видение системы управленческих взаимодействий;
принятие управленческих решений на основе информации доверенных лиц, а не коллектива.
По мнению А.В. Аграшенкова[8], среди причин конструктивных конфликтов:
неблагоприятные условия работы;
несовершенная система оплаты труда;
недостатки в организации труда;
неритмичность работы;
сверхурочные работы;
упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине);
несоответствие прав и обязанностей;
отсутствие четкости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или
устаревшие должностные инструкции;
низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
конфликтогенные (то есть способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры.
Положительное разрешение конструктивного конфликта — это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти — объективные, отражающие несовершенство организации управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации. Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей.
К возникновению конфликтов могут привести и определенные действия потенциальных оппонентов.
Вот почему необходимо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам. Итак, к конфликтам располагает следующее поведение:
высказывание партнеру подозрения в его негативных побуждениях, открытое недоверие;
перебивание собеседника при высказывании им своего мнения; несдержанность;
открытое проявление личной антипатии к человеку;
постоянные или частые мелочные придирки;
принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, «навешивание ярлыков»;
угроза;
подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;
заниженная оценка вклада партнера в общее дело;
преувеличение собственного вклада, своей роли;
устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту;
постоянное навязывание своей точки зрения;
неискренность;