Содержание
Введение……………………………………………………………… 2
Глава 1. Сетевая организация как альтернатива бюрократической модели управления..……………….. … 3
Глава 2. Сетевая организация: закон разнообразия и свобода взаимодействия..……………………………….…74
Глава 3. Составляющие сетевой организации: рынок, добавленная стоимость, технологии, коммуникация ….184
Глава 4. Управление знаниями в сетевой организации..388
Заключение………...…………………………………………………. 490
Список литературы ………………………………………….……… 493
Введение
Монография посвящена вопросам сетевой организации, в том числе затрагиваются проблемы управления знаниями в сетевой организации, стратегического менеджмента в сетевой организации, сетевая организация предстаёт как альтернатива бюрократической модели управления, рассматриваются составляющие сетевой организации (в том числе рынок, добавленная стоимость, технологии и коммуникации).
Сетевая организация – организация, заменяющая вертикальные отношения подчинения, горизонтальными отношениями сотрудничества, свободного партнерства; цепочку властных управленческих решений - сетью заказов, регулируемой рыночными методами и системой контрактов.
Сетевая организация (СО) запускает многомерные процессы самоорганизации, которые через открытые инициативные коммуникации проникают в ближайшее внешнее окружение, формируя сетевые экосистемы.
Издание второе.
Глава 1
Сетевая организация как альтернатива бюрократической модели управления
Основная тенденция в сфере экономики и менеджмента ХХ1 века – развитие сетевых форм организации. Мануэль Кастельс характеризует общество начала ХХ1 века как сетевое, «..социальная структура которого построена вокруг … цифровых сетей коммуникации». [1] Усиление горизонтальных связей расширяет спектр экономических отношений, усиливает действие внеэкономических факторов конкурентоспособности организации. Сетевая организация современной экономики присуща ее микро-, мезо-, макро- и мегасистемам (четырем масштабам). Особенность сети в том, что она является не структурой, а особым типом организации органического типа с абсолютно доминирующими горизонтальными отношениями. Ее атрибуты - добровольность, партнерство и контрактная форма отношений.
|
Сеть – высшая форма организационного развития. Ей предшествовали органические структуры рынка свободной конкуренции, механистические системы периода индустриализации и индустриального развития и матричные органические структуры ранней инновационной экономики. Если в 1940-50 годах широкое распространение получили дивизиональные организации, а в 1960- 70-е - матричные, то в 1980-е и настоящее время – сетевые организации (СО). Исследованием сетевой организации занимались Х. Хакансон, М. Каллон, Вайб Биджкер, Джейс Мур, Гери Хэлмел, С. Прахалад, Адам Бранденбурггер и Бери Нейлбуфф. [2] То, что постиндустриальное общество характеризуется сетевыми отношениями, отмечают не только экономисты, но и философы, социологи. Американский социолог Мануэль Кастельс разработал основы методологии сетевого общества, составляющую основу современного анализа сетевых отношений. Ученый отмечает о создании «…сетевого общества, состоящего из особых конфигураций глобальных, национальных и локальных сетей в многомерном пространстве социального взаимодействия». [3] Многомерные сложные сетевые пространства, экосистемы развиваются по законам диссипативных систем.
|
Сетевая организация – антипод иерархической структуры. Изменения во внешней среде происходят быстрее, чем бюрократические системы могут реагировать. На определенном этапе затраты на функционирование иерархический структуры превышают затраты на внешние связи (нарушается равновесие Коуза). Это создает необходимость дебюрократизировать корпоративную структуру, понизить высоту ее пирамиды. Освобождаясь от неэффективных звеньев, компания вынуждена встраиваться в определенную экосистему.
Аксиома. Централизация, то есть высокий уровень концентрации управленческих решений в одних руках, порождает иерархию. Сверхцентрализация делает даже иерархию карикатурной, демотивирует всех сотрудников, поскольку один человек за всех думает и за всех все решает. Инициатива не вписывается в эту схему. Система становится искусственной и нежизнеспособной.
Аксиома. Бюрократическая структура и соответствующая ей иерархия подавляют самоорганизацию и самоуправление, оставляя в ряде случаев определенные оазисы, особые ареалы коллективного взаимодействия, сетевая организация – развивает.
Аксиома. Бюрократическая организация склонна к усилению как вертикальной, так и горизонтальной централизации. Даже выстраивая систему безличностных отношений, она персонифицирована. Концентрируя в одной персоне все права по принятию решений, система проецирует свойства данного «авторитета» на организационную культуру. «Авторитет» проникает во все организационные процессы, подавляя естественные точки опоры человеческой личности.
|
Доминирование прямых властных связей в иерархической структуре приводит к тому, что огромный поток информации, идущий снизу вверх фильтруется и постепенно превращается в маленькие ручьи. Такое упрощение системы информационных потоков свидетельствует об утрате связи как с нижними слоями иерархической системы, так и с внешней средой, потребителями. Б. З. Мильнер отмечает, «… чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена». [4]
Закономерность. Информационная перегруженность руководителя бюрократической структуры, думающего и рулящего за всех, приводит к информационной перегрузке, информационной усталости. Руководитель утрачивает связь с действительностью, неправильно выделяет приоритеты, что становится очевидным. Носители фундаментальных компетенций организации и супервайзеры начинают действовать самостоятельно. Горизонтальные сетевые отношения между ними приобретают теневой характер.
Аксиома. Сеть присутствует в бюрократической организации как теневая структура. Она привносит в структуру не только новые живые координационные связи, но и «теневой» рынок. Борьба с «света» с «тенью» порождает хаос, поскольку разрушает реально действующие эффективные механизмы координации. Там, где руководители это понимают, осуществляется реформа структуры в направлении частичной ее децентрализации.
Если в бюрократической организации первостепенное значение придается правилам – форме, то в сетевой – стратегической инициативе – содержанию экономического процесса. Аксиома. Бюрократическая система минимизирует вариативность и разнообразие, сетевая – усиливает вариативность и разнообразие.
Аксиома. Бюрократическая организация обезличивает процесс, насаждая иерархические догмы, сетевая – использует ресурс личности, ее оригинальность, разнообразие интересов, действий.
Аксиома. Бюрократическая система формирует бюрократические кланы, вершины которых уходят в стратегический апекс. Уход бюрократа из стратегического апекса приводит к утрате иерархических позиций клана. Сетевая система поддерживает частую ротацию кадров, вызванную новыми инициативами проектами.
Примером крайне низкой ротации кадров является номенклатура СССР, в частности партийная. «Число членов Политбюро колебалось между 10 и 15, с 1919 по 1961 г. в их состав входило лишь 45 человек..». [5]
Аксиома. Мотивационные системы бюрократической и сетевой организации имеют диаметрально противоположные принципы. Первая поощряет отношения доминирования, вторая – равноправного сотрудничества.
Аксиома. Бюрократическая организация стремится все большему доминированию, используя технологии инсорсинга, разрушая естественную экосистему, закрываясь, создавая все новые и новые барьеры и консервируя искусственную среду. Сетевая организация нацелена на решение сложной проектной задачи, привлекая к напряженному инновационному процессу партнеров, способных участвовать в дискуссии, разрушая организационные барьеры, вынося на аутсорсинг как часть рутинных, так и сложных процессов, создавая естественную экосистему.
Аксиома. Своего апогея господство бюрократическая организация достигает в сфере цепочек низкой добавленной стоимости.
Аксиома. Чем сложнее (выше) цепочка добавленной стоимости, тем больше согласований и организационных перемен необходимо. Начиная с определенного уровня сложности добавленной стоимости, бюрократическая структура бессильна произвести соответствующий продукт. Это бессилие сопровождается повышенной агрессией и репрессиями. Затем организация возвращается на более низкий уровень добавленной стоимости, расправляясь с носителями новых компетенций.
В регионах, отрасли специализации которых производят минимальную добавленную стоимость, региональный менеджмент находится во власти национального/федерального и создает максимальное количество внутренних бюрократических процедур.
Закономерность. По мере роста добавленной стоимости отраслей специализации регион снижается его зависимость от централизованных национальных/федеральных структур управления и уменьшается число внутренних бюрократических процедур.
Аксиома. Используя вертикальную интеграцию в целях расширения сфер доминирования, бюрократическая организация линейно-функционального типа проникает в области более высокой добавленной стоимости. В результате существенная часть доходов распределяется в более примитивные виды деятельности (голландская болезнь, сырьевая болезнь, нефтяная игла).
Аксиома. Аккумуляция господства гигантских сырьевых линейно-функциональных структур в экономике имеет политическую и идеологическую проекции. Экономическое господство переориентирует экономические процессы с обменных трансакций на распределительные. Центр распределительных структур создает возможность перераспределения ресурсов в пользу особых групп интересов, в частности, криминальных.
Аксиома. Сырьевые линейно-функциональные структуры превращаются в искусственные пирамиды, корректируемые катастрофами (кризис 1929-33 годов). Последние разрушают не только данные пирамиды, сферы их влияния, а также производные искусственные комплексы.
Аксиома. Периодические катастрофы подталкивают переток капиталов в сферу индустрии. Более сложные структуры, нацеленные на масштабные индустриальные проекты, порождают основу определенных форм децентрализации и формирования техноструктуры и мощной срединной линии управления. Бюрократическая структура индустриального типа резко уменьшает процессы аккумуляции господства.
Бюрократическая громоздкая многоуровневая система создает условия для подтасовок и манипуляции информацией по мере того как она движется сверху вниз. Это создает потребность в информационной непрозрачности, закрытости.
Бюрократическая система стремится к максимальной унификации объектов управления, рассматривает разнообразие как проблему. Сетевая организация, использует унификацию не как доминанту, делая ставку на разнообразие отношений, подходов решения стратегических проблем.
Иерархия одержима показателями. В соответствии с законом Гудхарта, когда показатель гиперболизируется, он утрачивает доверие. Показатель как самоцель создает искусственную среду компании, способствует припискам и фальсификациям. Процесс измерения показателей может разрушить новый стратегический процесс, который на первых этапах может ухудшить основные параметры эффективности. «Чем более точным является измерение и чем короче для него временной отрезок, тем больше нарушения вносится в систему и более неопределенным становится результат». [6]
Закономерность. Где больше всего информационной закрытости и секретов – там больше всего манипуляций и внутренней дезинформации.
Бюрократическая система – самая коррумпированная. Упрощение структуры, снижение уровней управления и ее большая открытость – шаги в антикоррупционном направлении. Особенно высоким уровнем коррупции обладают бюрократические системы сырьевой экономики. Данная коррумпированность перераспределяет денежные потоки из сферы предпринимательства в сферу бюрократической номенклатуры и криминала, повышая уровень бедности. Люмпинизация населения сужает возможности формирования институциональной организации, что, в свою очередь, расширяет возможности коррумпированность. В этой петле взаимного усиления негативных качеств бюрократии возможности развития горизонтальных связей сотрудничества ограничены. Борьба с коррупцией – важный шаг в формирование институтов, построенных на горизонтальных связях. Данная борьба предполагает ротацию элит. Элиты попавшие в петлю взаимного усиления теневых процессов препятствуют развитию горизонтальных связей, самоорганизации, в которых растут новые альтернативные силы. Происходит административная и криминальная зачистка данных процессов и их лидеров.
Бюрократическая организация порождает огромное количество ненужной работы, инициирует массу утечек времени. Реструктуризация компаний показывает, что один человек может делать то, что пять. Сотрудник выполняет в основном ненужную работу. Большинство ненужных действий удается выявить только в ходе выстраивания горизонтальных связей, общения между персоналом. Заседания и совещания, отчеты и утверждения, разрешения и измерения и масса других бюрократических процедур – создают не порядок, а хаос. Сегодня компании, обремененные бюрократическими схемами, множат лишние функции, разрушающие живые связи обмена знаниями, компетенциями, опытом. Бюрократическая иерархическая система порождает искусственные проблемы и искусственные методы их решения. Такая бюрократическая ловушка времени формирует одну за другой дополнительные надстройки, в которых бюрократы сами себя загружают работой и создают новые бюрократические места. Средний уровень менеджмента тонет в бесконечных инструкциях и согласованиях. Отклонение от стандарта – преступление. За это наиболее творческих сотрудников увольняют. Поистине «горе от ума»! Если проследить причины утечки мозгов из компаний, в большинстве случаев вырисуется одна из вышеуказанных причин.
Бюрократическая система создает свои эталоны «успеха» и продвижения. Раздача должностей далеко несовершенна и связана с «качеством» бюрократической интриги. Не случайно, армии, превосходящие противника в воинских званиях, обычно проигрывают. Летчики люфтваффе были самыми «опытными» в мире, но проиграли сержантам ВВС Великобритании. Евреи-сержанты победили арабов-майоров. Бюрократическая система – это царство середины – среднего звена управления, среднего умения и навыка, среднего работника, норм, фиксирующих средние параметры (не лучшие). В результате работа превращается в схематичный, механистический процесс, сдерживающий инициативы, соответственно конкурентные преимущества.
Организация является эффективной, если пирамида формальных коммуникаций дополняется сетью неформальных. Последние позволяют создать локальные информационные пространства и области трансфера опыта и видения перспективы. Организация наполняется множеством гипотез развития, что делает ее более адаптивной. Излишняя централизация деформирует неформальные коммуникации, сжимает их. В результате потоки централизованной информации не в состоянии превратиться в ручьи, доходящие до сотрудников. Компания наполняется слухами, мифами, порождающими хаос.
Закономерность. Бюрократическая структура на определенном этапе своего развития вместо порядка порождает хаос. Чем сильнее ее административная карательная система контроля, тем сильнее хаос. Разрушение систем самоорганизации, восстанавливающих устойчивость системы, приводит к тому, что после исчезновения бюрократической структуры создается пространство «черной дыры».
Данный процесс происходил в 1929-33 годах, когда всевластии гигантских монополий разрушило фундаментальные процессы отраслевой самоорганизации. В результате отрасли выпали из мэйнстрима организационного развития, была создана искусственная среда, закрепившая на долгий период чудовищные диспропорции. Эффект черной дыры нарушил процесс становления не только управленческих и экономических элит новой генерации, но и деформировал социальные и политические процессы. Ретроспективный характер доминирующих организаций вызвала волну катастроф первой половины ХХ века.
Хаос, соседствующий с порядком, проявляется в отношениях преданности и лояльности вышестоящим менеджерам, неординарным ходам борьбы за сферы влияния, когда целенаправленно подводится мина под «порядок» в сфере влияния конкурента. Сплетни, войны за доступ к ресурсам, замалчивание ошибок, с одной стороны, сверхдетальный мелочный контроль за работой подчиненных, выходящий за рамки даже существующих стандартов, - с другой. Все это проявление хаоса. Нарушение баланса порядка и хаоса перераспределяет потоки ресурсов и властные статусы то в одну, то в другую сторону.
Механистические структуры и стоящая за ними бюрократия подчиняются законам Паркинсона, законам административного паралича. Излишнее нагромождение структурных пластов создает дополнительный ненужный слой бюрократии, которая сама себя загружает работой, плодя бесконечное количество инструкций и нормативов, выполнить которые невозможно. Данная инерция иррациональна и консервирует давно уже ушедшее время. Если бюрократическая структура не превращается в монополию/олигополию, она формирует олигархический слой, лобби, которые являются также искусственными формированиями. Наличие такого искусственного тандема в долгосрочной перспективе неизбежно вызывает катастрофу, радикальную смену стратегических действующих лиц и элит. Это актуально для России, в которой сочетаются продолжительные периоды, когда время консервируется, со стремительно развивающимися потоками нового времени, вырабатывающими новые русла экономического и социального движения, которые не сразу воспринимаются как рациональные.
Аксиома. Механистическая структура подчиняется законам ретроспективы. После решения актуальных задач, она отвергает новую реальность, ограничивая возможности формирования элит нового поколения. Последнее уже является сущностью кризиса (экономического, политического).
Аксиома. «Закупорка» времени предполагает наличие барьеров. Механистическая структура создает барьеры как между элементами структуры, так и фрагментами целостных бизнес-процессов. Данные барьеры фиксируются документально. Чем больше барьеров, тем больше бюрократии. Бюрократия заинтересована в барьерах. Это создает огромные ненужные накладные расходы, усложняет систему управления, делая ее многозвенной, формирует ареалы искусственной организационной среды, усложняет ее взаимодействие с рыночной средой. Все это – признаки ретроспективной системы, постоянно борящейся с внутренними и внешними врагами.
Аксиома. Барьеры, проходя определенную «критическую массу», представляют угрозу для самой механистической организации. Организационные инновации по разрушению барьеров механистичной структуры (система управления качеством Э. Деминга, реинжиниринг М. Хаммера) не только возвращают к жизни механистическую структуру, ни и способствуют формированию в ней организационных ареалов переходного типа.
Бюрократические организации развиваются инерционно, увеличивая высоту своих пирамид. В результате формируется искусственная конструкция, утрачивающая связь с реальностью. Значительная часть ресурсов направляется на поддержание такой искусственности. Высокая степень централизации противоречит принципу обезличенности, поскольку персонифицирует вертикальные отношения.
Закономерность. Искусственные структуры сразу же разрушаются, после исчезновения их модераторов. Данный процесс развивается в форме катастрофы.
Большинство компетенций сотрудников искусственной структуры не востребовано. Адаптация сотрудников к естественной организационной среде происходит как «шокотерапия» и не всегда успешна.
Бюрократической организации (как микро-, так и мезо-, макроуровня) с множеством уровней свойственны хаос, нестыковка процедур, дублированность функций многих уровней, потери времени вследствие «хождения по инстанциям» и бесконечного количество согласований, заседаний, закрытость информации, мифологичность «стратегии», волокита, обезличивание живых связей. Результатом этого является «…состояние подавленности, недоверие, бессилие и принятие тупиковых решений». [7]
Закономерность. Бюрократическая система склонна к гигантомании, которая на определенном этапе приобретает искусственный характер и формирует искусственную среду. Разрушая самоорганизацию, она создает преграды становления лидеров трансформации, консервирует время, культивируя ретроспективную модель поведения. Ретроспективный паттерн проникает в планирование, клонируя искусственные схемы деятельности.
Возможны две модели бюрократизации социально-экономических процессов. Первая связана с формированием индустриальных бюрократических структур, движимых техноструктурой. Она базируется на эффекте масштаба, действующем в конкурентной среде. Данная бюрократическая модель способна сохранять рыночный генетический код в условиях дивизионализации и развития международного рынка. Вторая в качестве основы имеет естественные монополии в натуральном хозяйстве. Данные бюрократические структуры не сопоставимы с властью техноструктуры и борются с ней. В результате формируется распределительные структуры, ведомые «карликами». Последние создают карательную машину, нацеленную на истребление врагов. Инакомыслие преследуется. Стереотипы бюрократической структуры фиксируются в лозунгах, зомбирующих ритуалах. Нагнетание атмосферы страха, психоза выводит из равновесия всю структуру, которая не только неспособна создать ничего нового, но и не в состоянии копировать уже готовые образцы, созданные техноструктурой внешней (вражеской) среды. В результате технологические катастрофы становятся нормой, как и нормой – количество «врагов народа».
Бюрократия склонна обеспечивать саму себя все большим объемом работы. Все большая регламентация операционной деятельности сужает свободу маневра, без которой невозможно улучшить качество продукта. Карательная машина бюрократии с е санкциями и репрессиями разворачивается по мере детализации регламентов. Свобода маневра становится все более опасной, инициатива – наказуемой. Нарушение регламента неизбежно в инновационной деятельности. Инноваторы становятся главными жертвами бюрократии.
Аксиома. Усиление детализации регулирования и контроля, запретов и ограничений неизбежно расширяет сферу теневой деятельности. Доминирование последней свидетельствует о том, что организация стала безумной.
Бюрократия в тоталитарном государстве
Советская модель бюрократизации характеризовалась тотальным вытеснением сетевых отношений, любых форм самоорганизации. В условиях высокого уровня многомерности процессов бюрократизации, формированием огромного количества инстанций, сформировался бюрократический стиль жизни, который и сейчас является культовым для человека-постсоветикус. Не случайно, современная бюрократическая Россия уже превзошла по многим своим характеристикам советскую. В.П. Макаренко отмечает, «…что стремление построить социализм в России привело к созданию общества всеобщей бюрократии». [8]
Бюрократия, ведомая спецслужбами, занята поддержанием лояльности прогнившей коррумпированной, мафиозной бюрократической системе и искоренением инакомыслия.
Закономерность. Российское общество находится в состоянии двух экстремумов: ультралевого или ультраправого. Для обеих характерна государственная бюрократия, которая искореняет «золотую середину». А также наличие карательной машины, борющейся с эталонами предыдущего экстремума, в режиме спецопераций. Переходный период организуется сверху в форме катастрофы и имеет большую продолжительность, поскольку здесь возможны ареалы «золотой средины». Лидеры новой бюрократической машины формируются предыдущей кастой бюрократов.
Закономерность. Бюрократия перераспределяет ресурсные потоки, которые выходят за пределы натурального хозяйства. Она отрицает обмен и ограничивает рынок. Тотальное распространение власти государственной бюрократии создает суррогатный рынок с доминирующими монополистическими эффектами и сферами влияния различных бюрократических кланов. Это – главная причина неравновесности, неустойчивости российской экономики с ее высокой инфляцией, вызванной наличием гигантского скрытого налога. Отсутствие драйверов роста создает низкую инвестиционную привлекательность экономики добавленной стоимости.
Закономерность. Наличие особого статуса силовой бюрократии предполагает ее контроль товарных и денежных потоков, внешнеэкономических связей прежде всего по неформальным каналам, а также через систему безумных запретов (в развитых странах бюрократия ассоциируется с нечистой силой).
В.П. Макаренко отмечает: «наш капиталист дает работу лицам из состава бывших КГБ, МВД, армейских и тому подобных структур… Немногие отваживаются противостоять давлению». [9]
Многообразие запросов потребителя входит в противоречие с такой организацией, утрачивающей конкурентоспособность. Другой проблемой является неэффективность и несвоевременность принятия управленческих решений. Бюрократическая система управления подошла к черте, когда нарушается закон Эшби: управляющая система не может быть менее сложной, чем система управления. Сетевая организация эту проблему решает более эффективно.
Бюрократия в авторитарном государстве
Авторитарное государство формирует особый, суррогатный стиль жизни и организации. Это – суррогатная централизация, суррогатный рынок. Филлип Делвс Бротон обнаружил, что даже в развитой рыночной экономике «…все составляющие бизнеса, считающиеся «твердыми», т.е. числа и планы, на самом деле являются мягкими и легко поддаются манипуляциям…». [10] Олигархические схемы организации в авторитарном режиме имеют ряд особенностей. Избыточное присутствие государства в экономике с элементами рыночных отношений призвано постоянно разрушать равновесие конкурентного пространства, направляя ресурсные потоки в пользу «правильных» предпринимателей. Сначала от нелояльных к лояльным, затем от менее лояльных к более лояльным, далее от более лояльных к абсолютно лояльным и от абсолютно лояльных к политическим топ-менеджерам. В четырех волнах передела собственности в рамках цикла «национализация-приватизация-национализация» используютсясудебная, административная, силовая власть для расправы с предпринимателями, предлагающими новые альтернативы развития, инакомыслящими. Четвертая волна характеризуется как «перестройка» автократии, переход его в тоталитаризм. По мере смены волн изменяются функции региональной власти, характер ее встроенности в вертикаль, изменяется работа СМИ и силовых структур, внешняя политика.
Переход от одной волны к другой характеризуется как внутриполитическими (борьба с «экстремизмом=демократией», так и внешнеполитическими (войны) авантюрами. На завершающей волне режим представляет угрозу для ноосферы.
Децентрализация
В естественной экономической среде организация так развивается, что циклы централизации сменяются циклами децентрализации. В настоящее время мы испытываем нарастающий стратегический процесс децентрализации. Последний осуществляется в двух формах – вертикальной и горизонтальной. Вертикальная децентрализация – это процесс делегирования властных полномочий сверху вниз. Ярким примером этого является захват власти в дивизионах срединной линией структуры – техноструктурой. Горизонтальная децентрализация – формирование основы принятия стратегических управленческих решений экспертами, аналитиками вспомогательных служб. Именно они захватывают власть в матричных структурах.
Закономерность. Каждый шаг децентрализации – это не только фундаментальная трансформация структуры, но и перестройка всех функций управления, а также изменение отношений собственности. Последнее усиливает диффузию собственности, формирование системы опционов.
Закономерность. Децентрализация способствует большей открытости организации и наоборот.
Децентрализация начинается в иерархических системах, развивающих инструменты взаимодействий сотрудников, а также элементов структуры. Организационное проектирование, нацеленное на повышение гибкости бизнес-систем, формирует разнообразные инструменты взаимодействия. Все начинается со связующих должностных позиций, специальных групп, решающих определенную проблему. Следующий этап – формирование проектных групп и стратегических бизнес-единиц, наделенных автономией и менеджеров-интеграторов. Организация, совершающая конкурентный прорыв, вынуждена изменятся. Новые пласты организационных отношений отличает большое количество живых, нестандартных контактов. Традиционные элементы сверхструктуры, системы планирования и контроля здесь неэффективны. В областях, особо насыщенных контактами, необходимы специфические формы координации, коммуникации, выходящие за пределы централизованных связей. На перекрестке коммуникативных каналов формируется аттрактор, двигающий всю организацию вперед. Здесь появляется среда интенсивного обмена различной информации, интегрируются различные процессы, формируются разнообразные подходы к развитию. В ней формируется неформальный лидер, который становится реальным координатором. Команда, сплотившаяся вокруг лидера, может стать центральным звеном будущей сверхструктуры, но она может отпочковаться и совершать свободное плавание.
Закономерность. Децентрализации не произойдет без параллельной перестройки функциональных систем структуры. В централизованной системе всегда нарушен баланс функций. Определенная функция начинает доминировать. Это одно из проявлений «субъективизма» бюрократической структуры. децентрализация приводит в рассредоточению функций их фокусировки на проектные области структуры.
Закономерность. Общая тенденция – перемещение властных элит сверху вниз – со стратегического апекса в срединную структуру, далее во вспомогательные звенья, нижние слои структуры. Закрепление последнего процесса осуществляется в форме раскрепощения множества живых самоорганизующихся связей сетевого типа.
Аксиома. «Чем сильнее децентрализация, тем активнее организация стимулирует дух предпринимательства». [11]Аксиома. Экосистема, созвездие организаций, является предпринимательской в зависимости от уровня открытости и характера процессов децентрализации ее акторов.
Аксиома. Если делегирование принятия решений организации расширяет возможности отдельных ее звеньев вести внешнеэкономическую деятельность, экосистема приобретает сетевые свойства.
Аксиома. Переход от бюрократической к сетевой организации связан с выстраиванием бизнес-процессов, в которых взаимодействие осуществляется на основе взаимоотношений сотрудников.
Живое взаимодействие открывает источники неиссякаемой энергии. По словам Дэвида Аакера, «…наиболее впечатляющей особенностью децентрализации является то, что она способствует появлению невероятной энергии и жизнеспособности». [12]
Аксиома. Экосистемы индустриальной экономики приобретают сетевые свойства в процессе вертикальной децентрализации (рассредоточение власти вниз).
Аксиома. Экосистема инновационной экономики приобретает сетевые свойства в процессе горизонтальной децентрализации (рассредоточение власти на неруководителей). Инновационная экосистема не только включает множество формальных инновационных, но и неформальных конфигураций.
Аксиома. Высокая степень многомерности сетевых креативных связей свидетельствует о высоком потенциале экосистеме и ее устойчивости. Это – одна из закономерностей кластерной организации.
Определение «сетевая организация»
Аглуцкий И., Кузьмин В: «организационная сеть представляет собой комплекс взаимосвязанных предприятий…, деятельность которых координируется рыночными механизмами. В сетевой организации реализуется детерминированное управление, когда координация взаимосвязанных организационных элементов определяется путем заключения контрактов». [13] А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин: «Под сетевой организацией понимается тип организации, структура которой представляет собой свободно связанную, гибкую, горизонтально организованную сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров». [14] Сеть включает в себя заказчиков, инвесторов, кредиторов, проектировщиков, подрядчиков, команды проектов (операторы проектов). Выделяют сети стабильные и временные (время проекта).
Сетевые организационные процессы предполагают постепенную замену административных отношений между элементами организации и организациями экономическими отношениями. В сетевых организация «вместо последовательности команд имеет место цепочке заказов на поставку продукции. При этом координация достигается не командными, а договорными методами» [15]
Сетевая организация – организация, заменяющая вертикальные отношения подчинения, горизонтальными отношениями сотрудничества, свободного партнерства; цепочку властных управленческих решений - сетью заказов, регулируемой рыночными методами и системой контрактов.
В условиях усложняющейся, все более динамичной внешней среды сеть активизирует обратную связь, которая «...организована на основе множества взаимозависимых и взаимосвязанных, тесно взаимодействующих, чутко реагирующих элементов, которые состоят из идей, эмоций, позиций, мифов, историй, невысказанных ожиданий, неформальных коммуникаций, только-только формирующегося восприятия, тонких процессов, всплесков энергии, отношений на основе приверженности». [16]
Целью обратных связей является развитие, выход на качественно новый уровень. Самоорганизация, правильно выстраивающая и активизирующая сеть обратных связей, является самосовершенствующейся системой, настроенной на стратегические процессы внешней и внутренней среды. Ограничение обратных связей приводит к застою и деградации организации. Реформы превращается в пустые лозунги и обман, сотрудники начинают вести себя пассивно. Система впадает в депрессию, в ней нарастают конфликты между менеджерами, ставящими задачи и демотивированными сотрудниками. Разрушительные конфликты проникают и в трудовые отношения, они пронизывают всю «систему». Ограничение обратных связей с квалифицированным персоналом и внешней средой приводит к тому, что важные управленческие решения не нацелены на решение стратегических проблем, выстраивание стратегических процессов. В результате супервайзеры и рядовые исполнители подвергают сомнению компетентность руководителей.
Активизация обратных связей позволяет менеджерам и лидерам организации увидеть и осознать стратегические проблемы и процессы. Стратегические инновационные процессы предполагает коллективное лидерство, которое без обратных связей невозможно. Таким образом, стратегические подходы к развитию организации невозможны без развития сетевых отношений.