Туристское районирование территории является важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, не в ущерб другим экономическим отраслям, а также при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще не освоенных местах; правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями: дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.
Туристское районирование – задача сложная. Сложность ее заключается в двух аспектах:
1. Рассматривается территория всего мира, то есть очень разные, несхожие друг с другом области.
2. Районирование должно охватить такие места, где туризма практически нет или он развит слабо, но для него есть определенные предпосылки.
К числу районообразующих факторов в международном туризме относятся следующие:
1. Основные особенности географического положения с точки зрения туризма:
- положение по отношению к туристским рынкам и принимающим регионам;
- положение по отношению к нестабильным в политическом плане районам и «горячим точкам планеты»;
- взаимоотношения с сопредельными странами, а также теми государствами, по территории которых проходят используемые основной массой туристов коммуникации и т.д.
2. Характер природы:
- уровень комфортности климатических условий;
- богатство и разнообразие рекреационных ресурсов;
- возможность и удобство их использования.
|
3. Насыщенность территории природными и культурно-историческими достопримечательностями, их взаимосочетание и положение по отношению к основным зонам и центрам туризма;
4. Степень привлекательности природных и культурно-исторических достопримечательностей для основной части туристов и перспективной клиентуры;
5. Уровень доступности района с точки зрения существующих коммуникаций;
6. Уровень необходимых затрат во времени для прибытия на данную территорию и возвращения домой;
7. Общий уровень затрат финансовых средств туристами для совершения путешествия;
8. Уровень развития туристской инфраструктуры:
- оснащенность территории средствами размещения;
- транспортом;
- средствами связи;
- предприятиями питания;
- торговли и т.д.
9. Уровень сервиса и квалификации обслуживающего туристов персонала;
10. Емкость территории для приема туристов;
11. Стабильность внутриполитической ситуации;
12. Уровень безопасности для туристов с точки зрения криминогенной ситуации;
13. Уровень безопасности для туристов с точки зрения экологической ситуации;
14. Уровень общеэкономического развития:
- обеспеченность трудовыми ресурсами;
- материальными средствами;
- финансовыми возможностями для создания и развития индустрии туризма и гостеприимства.
15. Территория с точки зрения ее места на туристском рынке, то есть объем туристских потоков, посещающих данный район, и предпосылки для формирования таких потоков в будущем;
16. Структура зарубежной туристской клиентуры, приезжающей в район;
|
17. Основные особенности туризма в данном районе:
- ритмы сезонности;
- продолжительность;
- преобладающие виды туризма;
- основные цели посещения и т.д.
18. Отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма;
19. Экономическая роль туризма для данного района:
- размер поступлений в бюджет от туризма;
- расходы на развитие туристской инфраструктуры;
- место туризма среди других отраслей экономики и взаимосвязь с этими отраслями,
- влияние туризма на занятость местного населения;
- общий экономический эффект от туризма;
20. Перспективы развития туризма в данном районе.
Значение всех этих факторов в формировании туристских районов неодинаково. Действие этих факторов проявляется в самых разнообразных комбинациях.
Следует обратить внимание на то, что районирование многих стран с точки зрения внутреннего туризма обычно не совпадает с таковым в плане международного туризма, так как интересный и доступный для своих граждан какой-то район (объекты, достопримечательности) может быть малоинтересен или труднодоступен для зарубежных гостей. Или, наоборот, привлекательные для туристов места далеко не всегда вызывают интерес местного населения по причине своей повседневности. Зачастую местные туристские ресурсы местными жителями не используются по причине низкого материального или культурного уровня жизни. Нередко бывает, что район, сформировавшийся для внутреннего туризма и имеющий множество предпосылок для приема иностранных гостей (многообразие природных ландшафтов, культурно-исторические памятники и т.д.) не превращается в развитый район международного туризма по причине недостаточного уровня сервиса или из-за конкуренции с другими районами (странами), либо из-за недостаточной рекламы своего туристского продукта и т.д.
|
Поскольку вся заселенная людьми территория планеты может в перспективе и направлять и принимать туристов, то туристскому районированию подлежит весь заселенный мир.
Туристское районирование зарубежного мира опирается на следующий системно – структурный подход – за самую крупную территориальную единицу берется регион, то есть следующие географические зоны развития:
- Западная Европа;
- Восточная Европа;
- Северная Америка;
- Латинская Америка;
- Юго-Западная Азия (Ближний Восток);
- Южная Азия;
- Юго-Восточная Азия;
- Центральная и Восточная Азия;
- Африка;
- Австралия и Океания.
Следующей единицей туристского районирования является страна. Рассмотрение каждой страны в отдельности необходимо, так как рассматривается вопрос международного туризма, то есть обмена туристами между отдельными странами. Кроме того, весь статистический учет в международном туризме проводится именно по странам. Следует отметить и то, что влияние туризма на экономику рассматривается также по странам. В силу этих факторов страна выступает как важнейшая таксонометрическая единица при районировании в международном туризме.
Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых рекреационными ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, то есть большая часть территории интенсивно посещается туристами.
Широко распространенное понятие «туристский центр» включает в себя определенные географические пункты (города, курорты), которые не только популярны среди туристов, но и имеют развитую туристскую инфраструктуру.