Счётом называется способ отражения хозяйственных операций по экономически однородным объектам активов и их источников на основе носителей информации.
Счёт представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы «Т» («Т-счёт»). Модель счёта включает в себя следующие элементы:
- название;
- номер (код);
- левая часть – дебет;
- правая часть – кредит.
Таблица счёта выглядит следующим образом
Счёт __________
(название)
Дебет Кредит
Название счёта пишется с заглавной буквы.
Обозначение сторон «Дебет» (сокращённо Д-т) и «Кредит» (сокращённо К-т) необходимо для того, чтобы знать на какой стороне таблицы счёта записывается увеличение или уменьшение объекта учёта.
В таблице счёта записываются следующие показатели:
- остаток (сальдо) на начало месяца (начальное сальдо);
- записи хозяйственных операций по дебету и кредиту за месяц, итоговая сумма которых называется оборотом;
- остаток (сальдо) на конец месяца (конечное сальдо).
Сальдо ( сокращённо С-до) – это разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами. Оно свидетельствует о наличии активов или источников на определённую дату.
Открыть счёт – это значит дать ему название, проставить код согласно плану счетов бухгалтерского учёта и записать начальное сальдо, если оно есть.
Счета открываются по отдельным видам активов и источников их образования: денежным средствам в кассе, находящимся в банке, основным средствам, материалам, уставному фонду, дебиторской и кредиторской задолженности и др.
Банк присваивает организации номер расчётного счёта, на котором сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, краткосрочные и долгосрочные кредиты, получаемые от банка, и прочие зачисления.
|
С расчётного счёта в большинстве случаев производятся платежи организации:
- оплата поставщикам за приобретаемые материалы, выполненные работы и оказанные услуги;
- погашение задолженности перед бюджетом, фондом социальной защиты населения;
- получение денег в кассу для выдачи заработной платы, на командировочные и другие расходы.
Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчётного счёта банк осуществляет, как правило, на основании приказа организации – владельца счёта или с его согласия (акцепта).
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, банк может производить принудительное списание денежных средств с расчётного счёта. Например, по решениям налоговых органов перечисляются просроченные налоги и сборы, по исполнительным листам суда – суммы удовлетворённых исков.
Приём и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальных форм, утверждённых им же. К ним относятся:
1. Денежный чек – является приказом организации банку о выдаче с его
расчётного счёта указанной в нём суммы наличных денег.
2. Объявление на взнос наличными – выписывается при взносе наличных денег на расчётный счёт. Для подтверждения полученных денег банк выдаёт плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.
3. Платёжное поручение – это приказ организации банку о перечислении определённой суммы с его расчётного счёта в адрес получателя.
|
4. Платёжное требование – расчётный документ, содержащий требование поставщика (грузоотправителя) и других получателей средств плательщику об уплате определённой суммы через банк.
Организация ежедневно получает от банка копии выписок из расчётного счёта с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления либо списания.
Полученная из банка выписка обрабатывается, т. е. подбираются все оправдательные документы, сверяется вступительное сальдо с предыдущей выпиской, исходящее сальдо, проставляются корреспондирующие счета с расчётным счётом. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить, что расчётный счёт в организации активный, а в банке – пассивный.
Проверка и обработка выписок должны производится в день их поступления.
Выписка из расчётного счёта содержит определённые показатели, часть которых кодируется банком. Она заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено».
Для учёта наличия и движения денежных средств на расчётном счёте в банке предназначен активный денежный счёт 51 «Расчётный счёт». По дебету счёта 51 «Расчётный счёт» отражается зачисление денег на расчётный счёт в банке, по кредиту – их выдача и перечисление. Остаток по дебету показывает наличие денежных средств на расчётном счёте организации.
Синтетический учёт операций по счёту 51 «Расчётный счёт» организуется в следующих учётных регистрах:
-Журнал–ордер № 2, в котором отражаются обороты по кредиту счёта 51 «Расчётный счёт»;
-Ведомость № 2, в которой отражаются обороты по дебету счёта 51 «Расчётный счёт».
Журнал-ордер №2 и ведомость №2 заполняются на основании проверенных и обработанных выписок банка из расчётного счёта. Вначале в ведомость №2 из Главной книги переносится остаток на начало месяца. Затем на основании выписок производятся операции за текущий месяц.