Астероиды, экономика и преступление
Применяя те же принципы, что и в случаях Марса и Венеры, можно было бы ожидать, что цикл Меркурия, действующего на щитовидку, вызывал бы волны всеобщего неустанного движения. Но как мы заметили раньше, орбита Меркурия настолько эксцентрична, а его период так короток, что любой цикл, который он мог бы производить, слишком неустойчив для серьезного изучения.
Интересно, однако, что дальнейшее исследование действительно приводит нас к некому циклу активности - но, видимо, связанному с астрономическим ритмом совершенно другого порядка. Это цикл девяти лет, который все статистики с великим трудом отличают от уже рассматривавшегося 9 2/3-летнего биологического ритма.
Этот девятилетний ритм управляет ценами и фондовым рынком, повторением финансовых кризисов, строительной деятельностью (18 лет), и многими другими факторами, отражающими любопытные волны оптимизма и пессимизма, предприимчивости и депрессии, которыми отмечены все экономические и промышленные явления. Такой цикл наиболее четко выражен в промышленно развитых обществах. Он очень ясно виден в больших городах, и особенно характерен для Соединенных Штатов - другие циклы, например, одиннадцатилетний, больше преобладают в Европе.
Этот 9-летний цикл, если перевести его со статистического языка на эмоциональный, представляет, очевидно, колебания той странной силы, которая движет и направляет спешащие людские толпы любого большого города то в одну, то в другую сторону, утром в одном темпе, вечером - в другом, и наполняет эти самые толпы в одно время года странным возбуждением, а в другое - равнодушием и безразличием. Любой наблюдатель на улицах Нью-Йорка или Лондона заметит, почти с ужасом, странное впечатление засасываемости куда-то, производимое движением городских масс, и очевидное безразличие этого невидимого засасывания к каким-либо соображениям человеческого счастья или человеческой пользы. Люди втекают в подземку, как зерна пшеницы в мельницу, втягиваются вниз какой-то силой, удерживающей их в постоянном движении, спеша на самом деле не в офис, а в могилу.
|
Какой бог или дьявол может вызывать такую неустанность? Ища в небе 9-летний ритм, мы находим его в весьма неожиданном месте.
Согласно гармоническому правилу, известному как правило Боде, между Марсом и Юпитером, на расстоянии 260 миллионов миль от Солнца, должна была бы существовать какая-то планета. Никаких следов такого небесного тела не было найдено вплоть до 1801 года, когда в этой области была обнаружена первая из целой группы миниатюрных планет. С тех пор их было зафиксировано более 1200, варьирующихся в диаметре от 250-ти до нескольких миль. Девяносто пять процентов этих астероидов расположены в поясе между 205 и 300 миллионов миль от солнца, при среднем расстоянии, почти точно равном тому, которое предполагается по правилу Боде. Согласно третьему закону Кеплера, орбитальный период тела на таком расстоянии от солнца составляет около 1700 дней, которые и в самом деле являются периодом астероидов. Планетная масса, обращающаяся с такой скоростью, имела бы меньшее совпадение с Землей и солнцем каждые 468 дней, тогда как ее полный синодический цикл составлял бы ровно девять лет.
|
Давайте вспомним октаву общей синодической периодичности, построенную нами в Главе 6:
Периодичность массы астероидов, таким образом, приходится на ноты ре, соль и си. Нота ре при этом отмечена одними лишь астероидами, и поэтому кажется для них наиболее характерной. В следующей октаве эта нота будет представлена 54-ю годами, в следующей - 108-ю, и так далее. Таким образом, чтобы изучить влияние астероидов на человеческую жизнь, мы должны были бы искать явления с периодичностью не только в девять, но также 27, 54, и 108 лет.
Характерные черты девятилетнего цикла уже были описаны. Но намного более сильный ритм примерно такого же характера наблюдается каждые 54 года; американские цены оптовой торговли, например, весьма явно достигавшие своего пика в 1813, 1865 и 1919 годах,- даты, между прочим, совпадающие с окончанием войн 1812 года, Гражданской и Первой Мировой. Такая же периодичность наблюдается в производстве железа и добыче угля, а также в колебаниях заработной платы в промышленности.
|
Кондратьев(Kondratieff) и другие наблюдатели идут дальше и утверждают, что такие 54-летние циклы отмечены радикальными изменениями во всей экономической структуре - период 1788-1842, охватывающий промышленную революцию в Соединенных Штатах и Англии, 1842-1896 - эпоха угля, пара и железных дорог, 1896-1950 - период химии, электричества и двигателя внутреннего сгорания, и, наконец, грядущий период, потенциально отмеченный новой экономической структурой и новым источником энергии. Другие пытались, помимо этого, связать этот ритм с началом войн, хотя это явление, скорее всего, больше зависит от уже рассматривавшегося совпадения астероидного и марсианского циклов.
В своей основе все эти циклы, кратные девяти годам, кажутся связанными с неким нервным возбуждением или истощением в огромных массах городских жителей. Были предприняты попытки связать это, в свою очередь, с электрическим потенциалом воздуха, который, как оказалось, следует 9 или 18-летнему ритму в городской обсерватории (Kew), хотя никаких проявлений такого цикла не было замечено в сельских станциях (Eskdalemuir). 75.
75. Ellsworth Huntington: "Mainsprings of Civilization", стр. 477-484.
В этой связи интересно поразмышлять, какой вид влияния могло бы оказывать движение этих бессчетных астероидов, и как оно могло бы воздействовать на магнитное поле Земли. Примем во внимание, во-первых, физическую природу этой толпы частиц разных размеров, с разными скоростями носящихся по сотням отдельных и крайне эксцентричных орбит. Затем вспомним впечатление нестройности или смешанности, производимое личными разговорами тысячи человек в антракте театрального представления, - в сравнении с гармоничным впечатлением, создаваемым тем же количеством людей, участвующих в хоровом пении под руководством одного дирижера. Таково физическое отношение между массой астероидов и отдельными планетами.
Поэтому природа астероидов, по-видимому, неким образом представляет собой влияние множественности в концерте Солнечной Системы, символизирует независимость или бунт составляющих единиц против целого. В таком же смысле патологические состояния в теле вызываются независимой деятельностью или инерцией отдельных органов или клеток; а мятежники и революционеры представляют такое состояние в государстве. Этот "индивидуализм", в котором каждый служит своей собственной амбиции, не заботясь ни о целом, ни о том, что движет им самим, является общеизвестным свойством современной промышленной экономики и особенно жизни больших городов.
Все это очевидно свидетельствует о вредоносном, расстраивающем и беспокойном влиянии. И даже в экономическом аспекте этот цикл правильно описан как цикл депрессий, то есть цикл общего страха и паники. Такой страх, как мы видели при изучении психо-физических процессов, представляет определенный психологический яд. И вызывает, в свою очередь, волны самоубийств, убийств, растрат и других преступлений, которые тоже, как оказалось, следуют девятилетнему циклу и соответствуют самым нижним точкам экономической депрессии.
В свете этого интересно вспомнить, что одна из нот в октавах органических соединений, как мы нашли, является характерной для ядов, то есть реактивов болезни. В каждом мире, по тройственной природе творения, должны работать все шесть процессов, и даже мир планет не может быть от этого избавлен. Более того, ноты любой октавы, видимо, некоторым образом соответствуют этим различным процессам или задействованным в них веществам. Поэтому можно ожидать, что различные планеты, на их собственном уровне, также будут каким-то образом связаны с работой этих процессов. Мы уже видели, как влияние Венеры связано с процессом роста, а влияние Марса с разрушением.
Поэтому трудно избежать вывода, что цикл и влияние астероидов особенно связаны с процессом, который, для лучшего описания, мы назвали порчей или преступлением.
Это странное родство между астероидами и порчей в свою очередь напоминает нам древнейшие легенды о преступлении на ангельском или планетарном уровне - восстание Сатаны, падение Люцифера. Такие предания всегда приводятся в контексте хорошо знакомых планетных образов или демиургов - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, - которые под теми или иными именами появляются в вавилонской, греческой, римской, арабской, ацтекской и средневековой космологии. Астероиды никогда не называются по имени, но в каждом случае нам говорят о "падшем ангеле". "Как упал ты с неба, денница, сын зари!" (Исаия, XIV). (здесь и далее перевод цитат из Библии дается по синодальному русскому изданию - "Russian Bible. United Bible Societes. 1992. - прим. перев.).
В главе IX Книги Откровения эта легенда разработана на мистико-мифологическом языке. Описаны чудесные видения, относящиеся к каждому их семи планетных ангелов. Нас особенно интересует видение, связанное с пятым ангелом, поскольку астероиды в действительности занимают пятое место в ряду планет - после Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Когда пятый ангел вострубил, узнаем мы, было видно, как одна звезда упала с неба в "бездну", из которой поднялись облака дыма, помрачившие солнце. Из этого дыма вышел рой "саранчи", с развевающимися "волосами" и "нагрудниками из железа", звук крыльев которых был как стук бесчисленных колесниц, несущихся в бой. "Царем" этой "саранчи", или же ангелом бездны, был Аполлион, позже ставший Сатаной.
Следующее видение описывает "женщину, облеченную в солнце, и под ногами ее луна, а на голове - венец из двенадцати звезд" (персонификация нисходящей шкалы миров от двенадцати зодиакальных знаков Млечного Пути через Солнце к Луне), которая готовилась родить - предположительно новый спутник. Сатана или "дракон" ждет, чтобы пожрать младенца; и в предотвращение этой опасности происходит война на небе между Михаилом и его ангелами (Солнце и главные планеты) и Сатаной и его демонами. Последние побеждены, "и не нашлось уже для них места на небе… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним."
В семнадцатом веке все эти легенды были синтезированы Мильтоном в его "Потерянном Рае", в котором падение Люцифера с Небес связывалось с "гордостью", независимостью, или восстанием против космического порядка. Все эти и другие обращения к данной теме объединяет идея о том, что Люцифер - это дух множественности, хаоса, или беспорядка в массе неорганизованных индивидуальностей. Он "князь демонов", и имя ему "легион".
В начале 19 века астроном Олберс, открывший второй астероид, выдвинул предположение, удивительно отражающее эти легенды, - о том, что эти вновь открытые тела являются фрагментами некогда существовавшей планеты, которая была разорвана взрывом на бесчисленные частицы. И далее он предположил, что незначительный общий объем этих частиц (приблизительно равный объему Луны), можно объяснить фактом, что бо'льшая часть материи потерянной планеты была втянута в орбиты Земли, Марса или Юпитера, либо как падающие метеоры, либо образовав спутники этих планет. Крошечные бесформенные спутники Марса в самом деле трудно объяснить каким-либо другим способом.
Эта теория Олберса напоминает и накладывается на идею, обрисованную нами в Главе 16, что в некоторый отдаленный период времени могло создаться какое-то чудовищное космическое напряжение, представлявшее "ночь" Земли, и вызвать катаклизм, поглотивший Атлантиду и совершивший почти полный перелом в человеческой истории. В определенных обстоятельствах такое напряжение могло быть вызвано именно "взрывом" испорченной планеты, со всеми описанными последствиями.
Так легенда о падении Люцифера, "утренней звезды", война против него других планет, низвержение его со своего места на Землю, и его окончательное разжалование в князи легиона демонов или "летающей саранчи" - оказываются расшифрованными на астрономическом языке.
Более того, влияние этих "демонов" или астероидов на землю, как теперь обнаружено, изменяется по девятилетнему циклу, которому на самом деле соответствуют волны депресий, самоубийств, убийств и умопомешательств, наблюдаемые среди людей.
Юпитер, или гармония спутников
Самое поразительное в планете Юпитер с астрономической точки зрения - это полнота поддерживаемой им системы спутников. Юпитер имеет двенадцать известных спутников, четыре из которых легко видны в полевой бинокль и имеют тот же порядок размера, как спутник самой Земли. Эта планета по своему размеру стоит точно между Солнцем и Землей, составляя одну-тысячную первого и будучи в 1300 раз больше последней. Более того, все отношение Юпитера к Солнцу следует, видимо, вполне определенной и знаменательной пропорции.
Система Юпитера по количеству спутников, их размеру, расстоянию, скоростям обращения и так далее, представляет, кажется, нам точную модель Солнечной Системы. В любом случае, подобие настолько близко, что невозможно не признать, что обе построены или выросли в соответствии с одними и теми же законами. Например, найдено, что орбиты и периоды спутников Юпитера имеют постоянное отношение к орбитам и периодам планет Солнечной Системы, хотя, естественно, с другими значениями орбитального расстояния и орбитального времени.
Если брать спутники Юпитера Ио, Европу, Ганимед и Каллисто (I,II,II,IV) как соответствующие Меркурию, Венере, Земле и Марсу, то расстояния в Солнечной Системе оказываются в среднем в 140 раз больше, чем соответствующие в системе Юпитера, тогда как периоды в среднем в 51 раз дольше. 176. 0
76. Смотрите Приложение XI: "Отношение Солнечной и Юпитерианской Систем". Эти цифры приблизительно укладываются в последовательность, установленную нами в Главе 2, связывающую относительное время и относительное расстояние, а также показывают, что принцип, выраженный в третьем законе Кеплера 77, применим не только к спутникам внутри одной системы, но также и к отношению между двумя системами. Более того, это подтверждает, что Юпитер, как Солнце, является завершенным живым существом, или космосом.
77. "Квадраты периодов времени, за которые планеты описывают свои орбиты, пропорциональны их главным расстояниям от Солнца."
Существует множество признаков высокого развития системы Юпитера и почти полного отражения ею в миниатюре системы Солнца. Во-первых, влияние или излучение, производимое такой системой, должно быть крайне утонченным, включающим большое количество различных, гармонично согласованных друг с другом частот. Если планета Венера имеет только два движения (вращение вокруг оси и обращение вокруг Солнца), и, таким образом, создает только два вида частот, то система Юпитера включает пятнадцать или двадцать различных движений, то есть пятнадцать или двадцать различных звучаний. Другими словами, Юпитер должен производить необычайное богатство обертонов, которое ставило бы его к Венере в такое же отношение, как виолончель к детской свистульке.
Кроме этого, тот факт, что система Юпитера является масштабной моделью Солнечной Системы, имеет и другие значения. Мы предположили, что строение человека является образом строения Солнечной Системы, а эндокринные железы в нем соответствуют различным планетам и реагируют на их отдельные влияния. Юпитер, по своему месту в Солнечной Системе, испускает, видимо, некую "ноту" или частоту, которая активизирует заднюю долю гипофиза и производит в ней соответсвующий ритм. Но, по тем же законам, спутники Юпитера будут производить слабые звучания, действующие на все другие железы. Хотя каждая из этих других желез будет в основном управляться влиянием ее "собственной планеты", тем не менее она будет так же, хотя и не настолько сильно выраженно, реагировать на влияние соответствующего спутника Юпитера, поскольку каждый из них испускает частоту, гармонично соотносящуюся с одной из планет, но примерно шестью октавами выше.
Это вычисление дает нам совершенно новое понимание значения для человека спутников какой-либо планеты. Если каждая планета управляет одной из его функций, то количество спутников этой планеты управляет взаимодействием этой отдельной функции с другими, ее способностью гармонично сочетаться с другими. Таким образом, мы видим, что функции, соответствующие Меркурию и Венере, не имеющим спутников, являются как бы "грубыми" функциями, не имеющими обертонов, которые позволяли бы им "гармонировать" с другими. У Марса имеется два спутника, хотя очень маленьких и зачаточных. Это значит, что надпочечная или страстная функция обладает гармонией, соединяющей ее, хотя и очень слабо, с двумя другими функциями. Это значит также, что с остальными функциями - как, например, абстрактное мышление, - страстная функция "гармонировать" не может, и всегда будет конфликтовать с ними.
Только Юпитер и Сатурн имеют полную систему спутников, производящих обертоны, соответствующие всем другим функциям; и таким образом, гипофиз, в обеих своих долях, находится в совершенно особых отношениях со всем другим функциями и с организмом в целом.
Способность гармонировать или отражаться во всех остальных функциях, которой обладает гипофиз благодаря обертонам его планеты, имеет достаточно разные проявления в двух его половинках. Проще можно сказать, что она принимает мужское значение в передней доле, и женское значение в задней доле. Таким образом, она наделяет переднюю долю функцией наблюдения, направления и "контролирования" всех остальных функций - так сказать, доминирования над ними. А заднюю долю она наделяет функцией заботы о всех других функциях, сглаживания разногласий между ними, лечения их, и вообще "материнской заботы" об организме. Так же как Сатурн и Юпитер выступают в роли "отца" и "матери" для своих собственных систем спутников, так и передняя и задняя доли гипофиза выступают в роли "отца" и "матери" для всех желез и функций тела.
Если Юпитер поддерживает функцию исцеления и гармонизации в отдельном человеке, то его цикл, действующий на миллионы людей, мог бы отражаться в виде некого общего колебания самых мягких и гуманитарных инстинктов человека. Следы его 12-летнего ритма можно было бы, поэтому, искать в медицине, в благотворительной деятельности, во внимании к общественным службам, и вообще, в наиболее гуманных аспектах человеческой жизни.
Чтобы научиться на самом деле видеть проявления этого ритма, нам следовало бы поближе изучить саму природу целительной деятельности. Как мы сказали ранее, исцеление, в основе своей, это то, что возвращает к здоровью вещи, тронутые процессом порчи или преступления. На деле, поскольку почти все и все, что и кого мы знаем, заражены этим, и "первородный грех" человечества за всю многовековую историю проник в каждый уголок нашего мира, то все нуждается в лечении тем или иным способом.
Чтобы участвовать в процессе перерождения, существо должно быть нормальным. Ненормальное и недонормальное не может переродиться, не может родиться заново. Прогнившее семя и неполноценное семя не сможет пустить ростка. Таким образом, исцеление - это не только возвращение к нормальности, но также приготовление к перерождению. Это космическое противоядие порче.
Изучая периодичность процесса порчи по отношению к человечеству, мы видели, что выражается она двумя основными способами - периодами утомления и отчаяния, известными экономистам как "депрессии", и периодами насилия, проявляющимися в виде бунтов или восстаний. Это интересно, поскольку этот процесс работает через два основных класса человеческих эмоций - эмоции насилия или злобы, и эмоции безнадежности или отчаяния. Доведенные до крайности, первые приводят к убийству, вторые к самоубийству, при этом оба эти акта представляют разрушение всех возможностей, первое для другого человека, второе - для себя.
Поэтому, в общем смысле, исцеление - насколько это возможно для человечества - означает уничтожение всяких следов эмоций злобы и отчаяния. Оно означает предотвращение убийства и самоубийства, возвращение потерянных возможностей.
Далее, если мы думаем об объективных результатах этих двух взаимодополняющих процессов, мы видим, что если преступление по природе своей оставляет за собой атмосферу подозрения, ненависти и страха, то исцеление так же неизбежно и естественно оставляет за собой атмосферу любви и благодарности. Если мы вспомним об огромном количестве любви и благодарности, вызванном примером Флоренс Найтингейл или Луи Пастера в исцелении тел, Святого Винсента де Поля в исцелении социальных условий, Бернардо Лас Касаса в исцелении зла, причиненного одним народом другому, Жанны Д'Арк в исцелении целой нации, то поймем, что эта деятельность не только достигает своего непосредственного результата - возвращенного здоровья, но и вызывает при этом огромные количества эмоционального сырого материала, необходимого для того, чтобы смог начаться процесс перерождения.
В некоторых крайне подавленных состояниях нищеты и деградации, в некоторых случаях глубоко укоренившейся болезни, в безумии, а также под воздействием гипнотизма, перерождение невозможно. Эти состояния прежде всего должны быть исцелены. Только после этого может начаться перерождение.
Поэтому люди вполне правы в своем инстинктивном понимании, что исцеление - это наивысший, за исключением одного, вид деятельности, в котором могут участвовать человеческие существа.
Цикл пола
МОДА: МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ФАЗА УРАНА
Изучение длительного цикла, влияющего на половую функцию, особенно интересно, так как позволяет лучше понять общую модель работы всех циклов. Совершенно очевидно, что пол постоянно присутствует в человеке как господствующий принцип и во всех странах и во все эпохи является главной движущей силой большей части его занятий и стремлений.
Тем не менее пол принимает самые разные формы, облекается в самые разные стили. Он то становится откровенным и бесстыдным, то скрывается и маскируется. Эти фазы чередуются, и с каждым новым периодом, который длится половину полного цикла Урана, равного 84 годам, можно наблюдать вечный спектакль чопорных дедушек и бабушек, поражаю shy;щихся развязности молодежи, или скромных девиц, краснеющих от непристойностей стариков. Так было всегда, и так всегда будет.
Отношение эпохи к полу очень ясно выражается в литературе, поэзии, изобразительном искусстве, но более всего в одежде. Можно привести многочисленные примеры отношения к женщине, за сорок лет с небольшим меняющегося на прямо противоположное. Именно этот промежуток отделяет эфирно-прозрачных женщин Пинтуриккьо, почти невидимых за ниспадающими волнами вельвета и парчи, от неразборчивой чувственности "Венеры, Купидона, Глупости и Времени" Бронзино и модной наготы школы Фонтенбло. Еще через сорок лет царят строгие ангелы и девы Эль Греко, а следующие сорок лет приводят нас к рубенсовской чувственной обнаженности.
Примеры относятся к сексуальности женщины; но это лишь половина общей картины. Интересно отметить, что в промежуточные периоды, когда женщин изображают бледными, скромными, прикрытыми пышными складками одежд нейтральных оттенков, мужчины облекаются в самые жизнерадостные цвета и фантастические одежды или, по крайней мере, позируют перед художником в самых энергичных и преувеличенно мужественных позах.
Одновременно с анемичными женщинами Пинтуриккьо нижняя поло-вина мужского наряда обретает почти комическую сексуальность. В эпоху одетых во власяницу ангелов Эль Греко аристократы елизаветинской Англии носили золотое, рубиновое и сапфирово-голубое, подчеркивая все это кружевами, разрезами, вышивкой на рукавах и искусными ювелирными украшениями. Коронация Георга IV в 1821 году, лишь на два года отставшая от мужского пика, была отмечена такой великолепной и фантастической сменой костюмов, что навсегда установила ритуальное облачение английского двора. Периоды, когда женщины раздеваются, чередуются с периодами, когда мужчины одеваются, ибо именно такова основная тенденция сексуального проявления двух полов.
Вот почему следует рассматривать 84-летний цикл Урана как чередование не столько открытой и скрытой сексуальности, сколько женского и мужского периодов.78
Если мы обратимся теперь к изучению Урана, то найдем этому положению дел очень любопытную астрономическую параллель. В отличие от всех остальных планет, оси которых находятся более или менее под прямым углом к плоскости Солнечной системы и которые поэтому обращены к Солнцу и остальным планетам в основном своими экваторами, ось Урана расположена практически в плоскости его орбиты. Это означает, что Уран, единственный среди планет, по очереди обращает свои полюса к Солнцу и Земле. Каждые восемьдесят четыре года его положительный полюс, освещенный солнечным светом, отражает его на Землю, а отрицательный скрывается в темноте; в промежуточные периоды свет Солнца отражает на Землю отрицательный полюс, а положительный затемнен и обращен во внешний космос.
Если положительные и отрицательные полюса планет имеют какое-то космическое сродство с мужественностью и женственностью, то становится понятно, почему Уран - благодаря своему уникальному движению -управляет в человеке половой функцией, и более того, почему чередующееся стимулирование двух полов на Земле точно следует восьмидесяти shy;четырехлетнему ритму.
Оба пола всегда существуют и всегда одинаково сильны, как и любые два полюса; но в человечестве, как и в случае с полюсами Урана, свет моды освещает сначала один пол, затем другой, затемняя при этом партнера. Сегодня в центре внимания женственность; через сорок два года в зените мужественность; а через восемьдесят четыре года снова женствен shy;ность, тогда как в промежуточные годы - когда свет Солнца падает на оба полюса Урана оба пола некоторое время светят с одинаковой яркостью.
78 См. Приложение XII "Цикл пола".
Мы взяли наши иллюстрации из моды, поскольку это самое ясное зеркало половых идеалов людей и целых эпох. Одежда - естественное художественное выражение пола. Одежда любой эпохи и, собственно, любого человека - точное воплощение его сексуальности, его связанных с полом чувств и мыслей. Посредством одежды всякий человек, без исключения, публично выражает свое половое "я".
Вместе с тем, чередующиеся мужские и женские фазы с таким же успехом проявляют себя в любой сфере человеческих устремлений. Елизаветинская эпоха демонстративной мужественности - это эпоха "морских волков", экзотическая пиратская жизнь которых является проявлением вполне определенного аспекта мужественности. Конечно, авантюристы существуют всегда, но в ту эпоху они были признаны обществом, стали модными, воспринимались как социальный и сексуальный идеал.
Эти два периода можно увидеть и как чередование сексуальной борьбы и уступчивости. В мужские периоды идея пола окружена вопросами Чести, соперничества и морали; пол воспринимается как великая награда, За которую надо бороться и которую надо охранять, как то, что труднее всего получить. В женские периоды, напротив, идея пола исполнена покоя и приглашения; пол - не награда, а подарок, единственная радость, в которой все могут найти успокоение и отдых. Первый случай запечатлен в "Романе о Розе": после тяжкого испытания его обретает только самый чистый и самый лучший; второй - в "Фонтане наслаждений" Босха, купаться в котором и обретать новую жизнь могут все. Эти два великих образа - первый создан незадолго до мужского пика (1225), а второй перед женским (1510) - очень достоверно и жизненно представляют два половых идеала.
Как мы видели ранее, пол может соединяться с любой функцией, создавая бесконечное разнообразие человеческих проявлений. Точно так Же две фазы полового цикла Урана могут совпасть с любым планетным циклом, порождая всевозможные идеи и отношения к вопросам пола.
Иногда половые циклы совпадают с циклами войны и преступления, порождая волны сексуального насилия и садизма. С другой стороны, в некоторых странах, где расовый тип более чувственный (в Индии или Малайзии), половые циклы творчески соединяются с "духовными" циклами. В этом случае пол становится таинством, символизирующим творческую силу вселенной, и "путем", ведущим к мистическим переживаниям и единению с богом. Хотя эта идея непривычна для более интеллектуальных и Менее чувственных расовых типов Запада, реальное физическое соитие вполне может стать истинным таинством, а освобождаемая им огромная энергия - сознательно использоваться для роста сознания.
Мы находим несомненные следы этого учения в скульптуре кушан-ской цивилизации II века в Южной Индии; в шиваитских храмах VIII иска мистические наслаждения сверхфизического мира представлены фигурами чувственных молодых девушек, по обладанию которыми поклоняющийся в храме томится, словно недостойный карлик. То же самое и в другие времена - например, среди персидских суфиев - эмоциональный аспект секса служил аллегорией и скрытым указанием на высшие возможности человека.