В соответствии с нашей таблицей скоростей распространения, эти три энергии принадлежат соответственно к Категории III (1/3 до 30 км/сек), Категории II (от 30 до 3000 км/сек), и Категории I (от 3000 до 300 000 км/сек).
Мы уже видели, что где бы ни взаимодействовали три силы, они могут проявляться в шести различных сочетаниях или порядках. Так же и эти нервные системы, сочетаясь различными способами, подвергают человеческое тело тем шести космическим процессам, которые мы обсуждали ранее. Некоторые из этих процессов - происходящие от доминирования мысли или инстинкта, то есть спинномозговой или симпатической системы - знакомы нам в обычной жизни. Другие, произведенные доминированием системы блуждающего нерва, работающего со своей настоящей энергией, неизвестны нам или очень редки. Поскольку они происходят лишь тогда, когда движущей силой для всего организма становятся высшие эмоции.
Существует, однако, еще одна возможность, которая нас теперь интересует. На самом деле, существует седьмая комбинация сил, обычно непостижимая, но теоретически возможная, выводящая тот космос, в котором она происходит, на прямую связь с его высшим космосом. В этой комбинации, 1все0 три силы работают одновременно во всех точках.
Обычно эти три силы действуют более или менее независимо, так сказать, последовательно; при этом их различные энергии привязаны к функциям, которым они больше всего подходят. И когда малые количества этих энергий начинают просачиваться из одной системы в другую - как, например, когда человек старается думать в состоянии инстинктивного возбуждения, или, с другой стороны, когда он старается рассуждать о глубоких эмоциях, - то результаты бывают только плохие.
|
Однако, эти три системы расположены так, что в определенных обстоятельствах и одной отдельной точке мозга связь между ними могла бы быть установлена. В этом случае все эти энергии пробегали бы свободно через все три системы. Что бы это дало человеку? Повсеместной циркуляцией интеллектуальной энергии человек стал бы сознательным во всех своих функциях. Повсеместной циркуляцией инстинктивной энергии все его функции действовали бы наиболее эффективно и в гармонии. Повсеместной циркуляцией эмоциональной энергии все его функции работали бы с напряженностью страха или любви.
Такое состояние, в котором инстинктивные процессы были бы такими же сознательными, как мышление, мышление было бы таким же быстрым, как влечение, и в котором разум, эмоция и действие сочетались бы так же гармонично, как дыхание и сон, в настоящее время непредставимо. Мы можем только сказать, что в действительности человеческая машина задумана для того, чтобы сделать это возможным.
|
Человек во времени
ЗАМЕДЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
Одна из главных наших ошибок в том, что мы считаем время человека всегда одинаковым. Мы считаем час детства равным по объему часу старости. Это совершенно ложный взгляд, и теперь мы можем обсудить, на чем он основан.
Человек начинает свое существование как одна клетка, яйцеклетка, в момент оплодотворения ее сперматозоидом. Поэтому его первое стремительное движение происходит на шкале времени крупной клетки, которая по своей скорости, как мы высчитали при изучении времен вселенной, 52, не менее чем в тысячу раз превосходит шкалу измерения и восприятия взрослого человека. Невероятная скорость процессов умножения и дифференциации в дни после зачатия полностью подтверждает эту мысль.
52. Смотрите Главу 2, "Времена Вселенной"
И только в конце жизни, когда он уже приближается к смерти и может пересмотреть весь цикл человеческого опыта, восприятие его достигает широты и понимания, о которых можно сказать, что они вполне характерны для человека.
Таким образом, между зачатием и смертью жизнь человека движется все быстрее и быстрее, а в самом конце часы и минуты проходят для него в тысячу раз быстрее, чем в часы его зачатия. Это значит, что с каждым часом, по мере проживания жизни, с ним все меньше и меньше происходит событий. Его восприятие охватывает все более и более долгий период времени, но фактически этот долгий период - только иллюзия, поскольку он содержит в себе не более, чем мельчайшая частица секунды его первого ощущения.
|
Он думает приручить время, измеряя его в годах,: но время обманывает его, вкладывая в эти годы все меньше и меньше. Так что, когда он оглядывается назад на свою жизнь и старается измерить ее шкалой своих дней рождений, он странным образом сокращает свое существование, как человек, смотрящий на картину, один край которой незаметно завернут назад и невиден ему. В другом сравнении, мы можем сказать, что человек падает сквозь время так же, как твердые тела падают сквозь воздух - то есть, ускоряясь, или проходя все быстрее и быстрее через среду, в которой он движется.
Итак, время жизни яйцеклетки, как мы ранее узнали, составляет один лунный месяц; полный круг человеческой жизни - около тысячи таких месяцев. Следовательно, чтобы представить его жизнь в ее настоящем виде, мы должны были бы изобразить шкалу от одного до тысячи, с отрезками, разделенными скорее по логарифмической, чем по обычной математической прогрессии. 53.
53. Этой общей идее логарифмического времени человеческой жизни я обязан моему другу, доктору Фрэнсису Роулсу, а идее лунного месяца как единицы такого времени - мисс Хелен Райт. Эта идея, под названием "биологического времени", была первоначально разработана Пьером Лекомте де Нюи (1883 - 1949), во время Первой Мировой войны, на основе изучения скорости заживления ран в зависимости от возраста, и позже развита в его книге, "Le Temps et la Vie". Поскольку равные деления на логарифмической шкале отмечены цифрами 1, 10, 100, 1000, в отличие от 1, 2, 3, 4 арифметической шкалы и 1, 2, 4, 8 геометрической.
Начальная и конечная точки шкалы - от одного до тысячи месяцев - наводят нас на мысли о двух других промежуточных точках. Человек рождается через десять лунных месяцев после зачатия; а его детство, как обычно принято считать, подходит к концу через сто лунных месяцев (7 лет). Это явно ключи к его жизни. Итак, наша шкала, размеченная на 1, 10, 100, 1000 разделяет таким образом весь жизненный путь человека на три логарифмически равные части - созревание плода, детство и зрелость.
Чем больше мы думаем об этих трех периодах, тем яснее видим некое сходство между ними, как если бы последние были отражением первого, как мелодия, повторяющаяся сперва одной, а затем двумя октавами ниже. За время предродового периода созревания постепенно формируется физическое тело, и в конце выталкивается в независимое существование в другой среде, воздухе. За время детства на основе физического тела формируется личность, и это соединение выталкивается в независимое существование в мир людей. За время взрослой жизни этот созданный психо-физический организм использует все свои возможности, и когда они завершены, он выталкивается в вечность.
Природа и возможности воды полностью изменяются в двух точках, когда она превращаетя из пара в жидкость, и из жидкости в лед. Таким же образом, рождение и конец детства означают те две критических точки в жизни человека, когда, посредством какого-то космического вмешательства, вся природа и возможности его существа преобразуются. В эти моменты душа выходит на поверхность и проявляется в новой, более затвердевшей форме.
Давайте возьмем нашу логарифмическую шкалу человеческой жизни, основанную на установленных точках - 1, 10, 100, 1000 месяцев, - отделяющих три основных периода его существования, и расположим ее в форме окружности. Этот круг будет представлять "длинное тело" человеческой жизни, измеряемой не в соответствии с обычным исчислением времени, но в соответствии с той скоростью, с которой жизненный процесс в действительности проходит в нем самом. Это будет шкала его истинного или органического времени, в отличие от шкалы обычного времени, которую представляет календарь. На вершине круга одну и ту же точку будут занимать зачатие и смерть. Позже мы увидим, что то, что кажется кругом, может более правильно рассматриваться как поперечное сечение спирали.
Для удобства разделим каждый из наших основных периодов еще на три. Полученные таким образом девять главных вех человеческой жизни будут находиться примерно на расстоянии 2, 4 1/ 2, 10, 20, 44, 100, 200, 440 и 1000 месяцев от зачатия. То есть, они будут отмечать 2 и 4 1/2 месяца предродовой жизни, рождение, затем 10 месяцев, 2 3/4 года, и 7, 15, 35 и 76 лет. Периоды между этими вехами будут на нашей шкале органического времени иметь одинаковую длину.
Размышляя дальше, мы можем заметить, что эти точки соответствуют определенным стадиям в развитии человека. Как раз около двух месяцев предродового существования утробный плод становится полностью человеческим по форме и строению, с различными органами и членами, очерченными вполне определенно. Через 4 1/ 2 месяца плод начинает шевелиться, он приобретает непроизвольное движение и свою собственную циркуляцию крови. Рождение отмечено началом дыхания. В 10 месяцев ребенок начинает ползать и в общем приобретает контроль над произвольным движением. В 2 3 /4 года он начинает говорить законченными фразами, называть себя "я", и проводить простые интеллектуальные процессы. Это подготовка к тому моменту, около 7 лет, когда достигается возраст, называемый Церковью "возрастом разума", а с ним полное умственное усвоение впечатлений. Пятнадцать лет отмечают половую зрелость, и начало половой функции. Тридцать пять - традиционно расцвет жизни, отмеченный временным равновесием всех сил, и, по утверждению некоторых, возможностью появления совершенно новых функций, потенциальных, но не развитых в обычных людях. 54.
54. Эта возможность изложена, например, Dr. R.M. Bucke в книге "Cosmic Consciousness".
Семьдесят шесть лет представляют естественный конец человеческого срока, смерть, и начало любого нового существования, которое может за этим следовать.
Теперь, если эти точки установлены точно по дням после зачатия, и сделано еще одно, более тонкое деление на промежуточные периоды, то появляются некоторые интересные соответствия. Первая главная веха равна одному Лунному циклу от начала нашей шкалы. Вторая веха отмечена завершением меньшего цикла Меркурия. 55.
55. Чтобы освежить память по теме планетных циклов, обратитесь к Главе 6, 1, "Гармония планет". Третья веха, или рождение, расположена через 10 лунных циклов; четвертая - спустя один меньший цикл Венеры. Сто лунных циклов отмечают шестую веху. Седьмая веха отмечена большим циклом Марса, восьмая - большим циклом Сатурна,, тогда как завершение цикла Урана более или менее совпадает с девятой вехой, смертью.
Это выглядит так, как будто для нового организма в буквальном смысле время начинается с зачатия. Вернее, начинаются все времена; то есть данный организм отсчитывает время каждой планеты с того решающего момента, когда для него начинается все время, - с момента зачатия. В этой точке он начинается не как один из типов, которые мы обсуждали в прошлой главе, но просто как некий новый представитель человечества. Где тогда стояли планеты, как они тогда светили - все это представляет собой его норму, точку отсчета жизненного пути. И когда каждая из планет, в свою очередь и в соответствии со своим собственным циклом, возвращается к этой начальной точке, она запускает механизм соответствующей функции. Стрелки часов через разные промежутки времени возвращаются к нулю; как только одна из них делает это, звенит звонок будильника, и еще одна часть механизма приводится в движение.
Чем мы сможем объяснить это, если не сродствами старинной астрологии? Сродства не только материи, но времени, не только вещества, но ритма.
К счастью, существует современная идея, которая почти идентична с средневековой идеей сродств, но более приемлема для научного ума. Это идея резонанса.
Согласно этой идее, каждая физическая структура имеет некую основную ноту вибрации. Другие вибрации, которые могут быть сообщены ей искусственно, удерживаются в ней только силой и пропорционально переданной энергии. Однако, когда эти сообщаемые вибрации начинают приближаться к ее основной ноте, то структура отвечает совершенно непропорционально. Ее внутренняя вибрация резко возрастает в напряженности, и если сообщаемая нота продолжает усиливаться, то на определенной стадии она может буквально разрушиться. Разрушение стен Иерихона от звуков труб израильтян - вовсе не за пределами теоретических возможностей резонанса. Этому же принципу обязано любопытное дрожание, которое проходит через автомобиль или самолет, когда высота звучания его двигателя достигает определенной ноты; а также вся практика и методы настройки в радиоделе.
На самом деле, разрушение - отнюдь не главное в явлении резонанса. Резонанс означает передачу силы без видимых средств и с сверхнормальным воздействием на то, что отзывается. Одна точная нота скрипки заставляет "петь" стеклянную рюмку. Одно точное слово может освободить в человеке некую врожденную силу, о существовании которой он даже не предполагал. Если некий источник силы издает основную ноту некого инертного объекта, то этот инертный объект наполняется силой. И наоборот, если некий объект изменяется для соответствия ноте передающего - как стакан, в который понемногу добавляют воду, пока он не начнет отражать голос певца, - тогда этот инертный объект вдруг наполняется силой, полученной от того, к чему он был до этого нечувствителен.
Все это в высшей степени напоминает реакцию органов на влияние планет. В момент зачатия какая-то издаваемая планетой нота как бы "устанавливает" эту ноту как основную для еще дремлющей железы. Постепенно эта планта уходит с своей позиции и, как мы видели в Главе 6, ее нота становится выше или ниже в связи с изменением ее скорости относительно Земли. Только когда она, после совершения полного цикла, возвращается к своей первоначальной позиции, ее нота подходит все ближе и ближе к той, ранее сообщенной находящемуся под ее влиянием органу. Когда она вновь точно становится в свое первоначальное отношение к этому органу, ее нота на одно мгновение звучит точно так же, как раньше. Непреодолимый резонанс охватывает железу, тормоз, державший ее в неподвижности, разрушается, и новая функция запускается в действие.
Через один месяц повторяет свою основную ноту Луна, и освобождается функция пищеварения. Через четыре с половиной повторяет свою Меркурий и появляется непроизвольное движение. Через двадцать повторяет свою Венера и в младенце открывается еще один аспект.
Так перед нами вырастает пока еще смутная, но величественная картина того, как во всем сроке человеческой жизни все найденные нами соответствия гармонии планет с гармонией человеческой физиологии чудесным образом сходятся в единое целое и совпадают. Так же, как в человеческом теле различные органы расположены в восходящем порядке от сердца или центра, так и их функции в том же порядке вступают в его жизнь, поочередно доминируя в организме и управляя его судьбой. Более того, периоды их включения и возвышения определены астрономическим циклом планеты, которая ими управляет. Человек является микрокосмом не только статично по своему строению, но также динамично во времени. Человек - это действующая модель Солнечной Системы.
Если расположить небесные тела и человеческие функции, скоординированные таким образом, по нашему кругу в порядке их появления, то можно заметить другую странную параллель. Как мы видели, две самые первые функции, создание физической формы и непроизвольное движение, начинаются еще до рождения и не нуждаются в воздухе. Только на третьей вехе, то есть при рождении, входит шок воздуха. Появляются еще две функции, произвольное движение и способность мышления. Затем, на шестой вехе, еще один шок, сильный эмоциональный толчок впечатлений, основанных на свете, приводит к появлению следующих функций зрелого возраста и потенциальной функции сознания.
Если представить Луну и планеты функциями Солнечной Системы, то в их работе наблюдаются сходные принципы. Эти небесные тела, которые управляют первыми двумя точками, Луна и Меркурий, не имеют атмосферы вообще. Они имеют только физическую форму и непроизвольное движение, то есть вращение вокруг своего светила. Но, как мы видели ранее, Меркурий, не имея собственной атмосферы, тем не менее залит зодиакальным светом, окружен и защищен аурой своей матери. Точно так же Луна объята магнитным полем Земли. Эти тела, не имеющие еще ни собственной атмосферы, ни собственного движения, но лишь участвующие в атмосфере и движении своих родителей, еще как бы не родились.
С другой стороны, те планеты, которые освободились от непосредственного соседства с Солнцем - начиная с Венеры и далее - приобрели, как мы видим, собственную атмосферу. Кроме того, они приобрели нечто, соответствующее произвольному движению, - силу вращения на своей собственной оси. Как ребенок после рождения, они начали и дышать, и двигаться.
Наконец, лишь самые удаленные планеты - в частности, Юпитер и Сатурн - обладают полной семьей спутников, как это бывает у человека только в зрелом возрасте. Кроме того, лишь эти планеты приближаются к тому физическому состоянию, в котором они могли бы полностью усваивать солнечный свет и начать излучать свой собственный. Еще не установлено, излучают ли они какое-либо собственное сияние. Но определенно, что в их настоящем газообразном состоянии они могли бы это делать, тогда как для Меркурия или Земли такое внутреннее излучение невозможно без полного преобразования физического состояния. Можно сказать, что Юпитер и Сатурн имеют возможность излучения, так же как можно сказать,что взрослый человек после шестой вехи имеет возможность самосознания.
Таким образом, в космическом цикле функций, не важно на какой шкале они берутся, можно увидеть три параллельных линии развития, начинающиеся в разных местах - первая, основанная на развитии твердой или физической материи, которая начинается в пункте 9; вторая, основанная на развитии воздуха или атмосферы, которая начинается в пункте 3; и третья, основанная на усвоении света и впечатлений, которая начинается в пункте 6. Что означает цикл дыхания или цикл усвоения света на шкале Солнечной Системы - сказать трудно; но достаточно ясно, что такие циклы - параллельные астрономически признанному циклу твердых или физических тел - существуют.
Человек живет и развивается посредством параллельного усвоения пищи, воздуха и восприятий. Солнечная Система состоит из параллельного развития твердых сфер, атмосферных сфер и сфер света. И фактически это параллельное развитие трех различных уровней материи, начинающееся в различных точках, является основным свойством вселенной и тем свойством, которое позволяет чудесным образом преодолевать неизбежное ослабление какой-то одной линии развития.
ВЕХИ ЖИЗНИ
Все это достаточно убедительно для того, чтобы пожелать изучить эту шкалу жизни человека более детально.
Наша шкала начинается с одного месяца после зачатия. Логарифмически должен существовать еще более ускоренный цикл первого месяца созревания, и даже еще более ускоренный цикл первых трех дней (1/10-я месяца), а теоретически и другие циклы первых семи часов (1/100-я месяца) и первых сорока минут (1 /1000- я месяца). По "проделанной работе" эти периоды будут сопоставимы с основными тремя делениями созревания, детства и зрелости. 156. 0
56. Эта идея о более быстрых "жизненных периодах" рассматривается в другой книге, "Теория Вечной Жизни". О таких коротких шкалах известно немного. Шкала трех дней относится, по-видимому, к независимому существованию оплодотворенной яйцеклетки в фаллопиевой трубе. А в течение первого месяца эмбрион в матке, установив связь с материнской циркуляцией, проходит через стадию рыбы, рептилии, и другие дочеловеческие стадии, которые часто приводились в качестве доказательства дарвиновской теории.
Спустя месяц после зачатия начинается "человеческое" развитие эмбриона, и наша главная шкала делает первый шаг. Мы можем теперь рассмотреть вехи жизни в том же порядке, в каком в предыдущей главе мы рассматривали органы и их функции.
У первой вехи, через шестьдесят дней после зачатия, мы видим эмбрион как морское создание, имеющее жабры и плавники и обитающее в амниотической жидкости. Вся его деятельность состоит в получении и преобразовании питательных веществ, получаемых от матери. Это время доминирования материнской печени и поджелудочной железы. Все связанное с этой вехой - либо анатомически, либо во времени - по существу своему жидкое, и будучи под влиянием Луны, протекает, скорее всего, по лунному циклу, составляющему около 29 дней.
Вторая веха, как мы видели, совпадает с коротким циклом Меркурия (117 дней). Каким-то образом завершение этого цикла Меркурия заводит в человеческом эмбрионе следующий механизм, предназначенный для усвоения воздуха. В это время формируется легочная система, приготавливаемая для начала дыхания на третьей вехе; устанавливается независимая циркуляция; утробный плод "шевелится", или приобретает собственное непроизвольное движение. Все эти функции явно связаны с периодом доминирования щитовидной железы.
Рождение - на третьей вехе - кульминация этого приспособления организма к использованию воздуха. Эмбрион попадает в новую среду, дышит и живет. С этого времени он питается не только пищей, но также и воздухом.
В периоде, следующем за рождением, мы находим меньшие циклы Земли, Астероидов, Венеры и Марса, попадающие на последовательные точки логарифмической прогрессии. Детальное значение этих циклов еще не ясно, хотя кажется связанным с формированием различных аспектов физического тела.
Мы можем, однако, рассмотреть более детально соответствие между четвертой вехой и окончанием цикла Венеры. Это связано с простым увеличением в массе, когда тело прибавляет больше веса (17 фунтов) за один год, следующий за рождением, чем в любой другой год существования. Пик этого процесса (10 1/2 месяцев) отмечает доминирование тканестроительной функции околощитовидной железы в соединении с вилочковой. Другими словами, младенец в этой точке представляет собой "маленькое растение".
Планетный ритм, управляющий пятой вехой - ритм более тонкий и трудноразличимый, чем предыдущие примеры. Этот период (1302 дня) очень близок к одной четверти большого цикла Марса (1362 дня) и одной восьмой главного цикла Сатурна (1323 дня). Эти планеты, которые работают в гармонии, по-видимому управляют этим циклом совместно, и несомненно, что именно по этой причине мы обнаруживаем путаницу между так называемыми сатурнианскими или умственными чертами, которые появляются в этой точке, и влиянием Марса, которого можно было бы ожидать здесь из математической последовательности планет и соответствующих им органов.
На этой пятой вехе (2 3/4 года) скорость увеличения массы тела вдруг падает. Мозг, однако, продолжает расти и за пять месяцев достигает 90 % своего взрослого веса, при том, что вес тела в целом останавливается на четверти взрослого. Результат этого неожиданного доминирования функции мозга проявляется в овладении связной речью, в отличие от прежнего называния лишь отдельных объектов. Успенский 57
57. P.D.Ouspenski, "Tertium Organum", стр. 82-83. отмечал, что речь и формирование абстрактных понятий - как главные функции человеческого мозга - это две стороны одного и того же явления, и что одно не существует без другого. Поэтому мы можем сказать, что именно на пятой вехе ребенок приобретает способность к мышлению абстрактными понятиями. И посредством их он начинает формировать индивидуальную личность.
К шестой вехе (7 лет) формирование личности уже более или менее закончено. Мозг уже полностью функционирует как воспринимающий аппарат, и дети проходят через пресловутый возраст "почемучек", когда они полны "трудных" вопросов - то есть вопросов, появляющихся из постоянного притока новых впечатлений, которые для взрослых, вынужденных отвечать на эти вопросы, уже привычны и сами собой разумеются. Эти впечатления деятельно перевариваются в идеи, мнения, в единую модель опыта. С этого времени организм питается не только пищей и воздухом, но также и наиболее полно усвоенными впечатлениями.
Логарифмические точки, следующие после окончания детства, отмечены главными циклами Астероидов, Юпитера и Марса, так же как стадии, непосредственно следующие за рождением, отмечены их же меньшими циклами. В этом случае, однако, эти циклы отсчитываются, видимо, скорее от рождения (то есть, выставления на свет и воздух), чем от зачатия, и несомненно так же влияют на формирование взрослой личности, как их меньшие циклы влияли на формирование физического тела в младенчестве.
Как мы видели в прошлой главе, разные стороны желез имеют различные стартовые точки, и ход планет отсчитывается одной стороной с момента зачатия, другой стороной с момента рождения, и еще одной с неизвестного момента перерождения. Таким образом, ритмы, отсчитывающиеся от зачатия, должны относиться к наследственности, а ритмы, отсчитывающиеся от рождения, должны относиться к индивидуальности. Единственное создание, рабски покорное наследственности, - это эмбрион в утробе, так как при рождении каждому человеческому существу звезды приносят новую и непохожую возможность. Поэтому никогда не нужно забывать, что наследственность Менделя - взятая как точная система разведения животных - может применяться лишь для плодовых мух и морских свинок, на которых основывались его эксперименты и у которых высшие аспекты желез отсутствовали или были неполными. По зачатию или наследственности человек может быть болен гемофилией или быть дальтоником. Но его право рождения всегда дает ему шанс преобразовать его болезнь, - как английский физик Дальтон использовал свою собственную нечувствительность к цвету, чтобы раз и навсегда установить ее природу.