В самой последовательности царств Природы, кажется, заложено истинное назначение этого единственного человеческого качества. Потому что когда мы устанавливали функции Земли - металлы, минералы, растительная жизнь (без собственного тепла), беспозвоночная плоть (с собственным теплом), позвоночные и человек - мы, кажется, установили также и любопытную естественную прогрессию едящих и едомых, питающихся и служащих пищей.
Растения едят металлические соли, беспозвоночные едят минеральную материю, позвоночные едят все растения. Пища человека отличается от пищи других позвоночных тем, что она готовится на огне и горячая, тогда как их пища холодная и сырая. Таким образом, человек - по природе своей или по собственному изобретению - питается, можно сказать, теплой беспозвоночной плотью. Единственное известное существо, которое ест позвоночных целиком - полностью скелеты лошадей, слонов и ослов, с хребтами и костями - это Земля.
Если таким образом вся вселенная ест и съедается, то тогда - что ест человека? Очевидный ответ - нечто, еще более высшее, чем Земля. Существо, имеющее природу, следующую по высоте над Землей и планетами, - это Солнце. Человека должно есть Солнце.
Но мы знаем, что трупы людей, как всех позвоночных организмов, ест Земля, а как скопление минеральных солей - едят беспозвоночные, черви. Далее, мы выяснили, что как магнитные поля они идут в пищу Луне. Что же в таком случае означает, что человек мог бы быть пищей для Солнца? Это может относиться только к той части человека, которая отличает его от всех других позвоночных, то есть к его сознанию. Солнце питается сознанием людей. Позднее мы сможем лучше увидеть, что может означать этот загадочный принцип.
|
ПРИРОДА В ПРОСТРАНСТВЕ. ПРИРОДА В ГЕОЛОГИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ
Расстановка царств Природы, которая теперь представляется нашему взгляду, проясняет то, что ранее было определено не достаточно четко. Иногда мы брали Землю как один космос, а Мир Природы как другой, а иногда их вместе как образующие один космос. Неопределенность эта была неизбежна из-за удивительно двойственной роли Мира Природы в общей лестнице творения - с одной стороны, как составной части планеты Земля, а с другой - как отдельного механизма, имеющего собственное право на создание жизненных связей между разными частями Солнечной Системы.
Природа ("nature", буквально,- "то, что рождено") получает и трансформирует свет Солнца, создавая из него все богатство живых форм, которые после своего разрушения идут в пищу Земле своими телами и Луне своим магнетизмом. Природа в буквальном смысле сцепляет Солнце, Землю и Луну.
Но теперь, проанализировав различные царства природы, мы обнаруживаем, что Природа включает в себя всю Землю целиком. Ничто не остается вне Природы. Природа и Земля, таким образом, образуют одно существо, один космос; а все разнообразие известных нам живых форм составляет лишь высшие функции этого космоса. Природа может поэтому рассматриваться как эмоциональная, творческая или художественная сторона космоса Земли; так же как, когда мы говорим Моцарт или Бетховен, мы думаем не об их костях или мускулах, но об их творческой или художественной роли.
|
Поэтому в дальнейшем мы будем считать Землю и Природу одним космосом. Но при обращении к Природе мы будем особо иметь в виду этот художественный и поэтический аспект нашей планеты, который - без конца наряжая ее в новые одежды формы и цвета - постоянно окружает человечество своей аурой красоты и радости. Без такого понимания все наше научное знание о мире Природы может дать только мертвую и тоскливую картину.
Теперь, хотя эти различные царства Природы - металлическое, минеральное, растительное, беспозвоночное, позвоночное и человеческое - лежат одно на другом, как слои или пласты материи в естественном порядке уменьшающейся плотности, мы знаем, что на самом деле они не так резко разделены, но очень тонко проникают друг в друга.
Закон, управляющий их взаимопроникновением, больше всего известен как Броуновское движение мельчайших частиц. Например, пылинки в луче света, или частички краски в стакане воды не подчиняются каждая в отдельности тому, что мы называем законом гравитации, но, подталкиваемые бомбардировкой молекул, совершают причудливый и на вид бессмысленный танец в среде своего существования. Если же увидеть все поле в целом, то оказывается, что все частички расположились в совершенной градации от плотного к разреженному и распространение их по мере подъема к верхним слоям уменьшается в точной геометрической прогрессии.
|
Этот закон диффузии, которая хорошо видна, когда, например, мы наливаем молоко в стакан холодного кофе, на самом деле не ограничивается мелкими частицами. В казалось бы бессмысленном расположении майских мух на потолке вокруг лампы можно заметиь совершенную градацию плотности от света к темноте. Случайное освоение новых земель по желанию отдельных иммигрантов приводит к совершенной градации их расселения от центров коммуникации и богатства в сторону неосвоенных местностей. Фактически все заселение Земли человеком следует этому закону. Отдельные частички распространяются от более благоприятной среды к менее благоприятной по совершенной, геометрически уменьшающейся градации.
Точно таким же способом низшие царства Природы распространяются или проникают в высшие, а высшие в низшие. Мы можем даже представить весь Природный Мир как некий сосуд, в котором эти частички шести жидкостей, имеющих разный удельный вес, перемешаны в соответствии с этим законом. Эта идея становится яснее, когда мы видим, что эти различные природные царства имеют свои центры тяжести в различных периодах таблицы элементов. Потому что тогда сразу видно, что элементы каждого отдельного периода концентрируются в соответствующем им царстве, при этом распространяясь, как описывалось, немного вверх и вниз.
Мы можем предположить, например, что настоящее место необычных радиоактивных элементов 7 периода находится в инертной сердцевине Земли. Мельчайшие частички их, однако, распространяются до верхних слоев литосферы; хотя, как мы ранее заметили, их нет на поверхности Земли.
Центр тяжести плотных металлов и редких элементов 6 периода лежит, вероятно, в барисфере. Они тоже просачиваются вверх, появляясь в виде залежей, которые ближе к земной поверхности, чем радиоактивные элементы, хотя, как и они, не имеют естественного места на поверхности, кроме как в изобретениях человека.
Родство элементов периода 5 - с литосферой. Эти элементы все еще проникают, но уже реже, в верхние органические царства, за исключением йода, который существует в значительных количествах в море и морской жизни, и играет стабилизирующую роль даже в человеческом организме. Здесь, однако, мы начинаем замечать не только проникновение частиц нижних уровней вверх, но так же частиц верхних уровней вниз. Потому что мы находим в мире минералов железо, кремнезем и магний из высших периодов, и даже кислород в форме оксидов этих металлов.
В 4-ом периоде появляется калий и кальций, и те металлы, как железо и медь, соли которых образуют почву, среду существования царства растений, и являются ключевыми в структуре клетки, а также тканей и системы сокообразования, характерных для растительной жизни. Это царство также отмечено нисходящим прониканием углерода, азота и кислорода.
Центр тяжести царства беспозвоночных лежит в периоде 3, где мы находим натрий и хлор соли, а также фосфор, необходимый для фосфоресцирования столь многих насекомых и морских беспозвоночных. Морская вода является основной средой беспозвоночных и именно в океанах содержится наибольшая концентрация соли и фосфора. Многие элементы этого периода просачиваются в малых количествах вверх, в организм человека.
Газы азот и кислород 2-го периода образуют воздух, который является средой существования царства позвоночных, и вместе с углеродом составляет основу их жизни как таковой. 144. 0
44. Более детальный материал об этой последовательных связях можно найти в "Биосфере" ("La Biosphere") Г. Вернадского, и "Цикле выветривания"("The Cycle of Weathering") Б.Б.Полинова.
Наконец, мы приходим к выводу о некой особой связи потенциальных возможностей человека с водородом, заполняющим весь период 1. Само напряжение, жизненность и сознание человеческого существа зависит, как мы знаем, от концентрации ионов водорода в его крови. Водород, по-видимому, играет ту же роль по отношению к высшим функциям человека и его способности перевода солнечного излучения в высшие формы энергии, как он это делает по отношению к Земле. Поскольку именно ионосфера или сфера водорода, расположенная в шестидесяти милях над поверхностью Земли и далее выше - так называемые "небеса" древних, - получает и трансформирует электрическую энергию солнца в ее чистейшей форме.
Итак, мы обнаруживаем, что элементы каждого периода составляют как бы среду жизни для одного из царств Природы, в которой это царство существует и из которого оно берет материалы, присущие его структуре. Царство металлов в барисфере, царство минералов в литосфере, царство растений в почве, царство беспозвоночных в море, царство позвоночных в воздухе, и некое родство высшей природы человека с насыщенными солнцем верхними слоями атмосферы, - представляют, в общем смысле, примеры, иллюстрирующие этот принцип.
Мы должны помнить, однако, что природа никогда не содержит октавы в одном измерении. Каждое явление участвует в октавах, проходящих во всех измерениях. Строение таблицы элементов становится ясным, только если она рассматривается как октава в квадрате. Таким образом, хотя среда воздуха кажется характерной для горизонтального периода 2, она фактически включает в свой состав все инертные газы - гелий, неон, аргон, криптон и ксенон - вертикальной ноты до. Хотя среда океана кажется характерной для периода 3, она включает в себя какое-то количество всех галогенов - фтора, хлора, брома, и иода - вертикальной ноты ре. Хотя среда почвы кажется характерной для периода 4, она содержит все щелочи вертикальной ноты си. Так же для литосферы и барисферы.
Именно это умножение октавы на октаву создает ту невероятно тонкую восходящую и нисходящую диффузию, которую мы отмечали ранее. Оно объясняет те некоторые аномалии материй, обнаруживающихся в самых неожиданных местах, которые остались бы непостижимыми, если бы мы пытались понять их только на основе горизонтальных октав. Это значит, что каждое царство Природы пропитывает все другие, являясь главным источником какой-то одной формы жизни, существующей везде. Эта идея прямиком возвращает нас к исходной точке в начале главы.
Мы сказали, что каждое явление имеет свое место в октавах, принадлежащих всем измерениям. Если октаву можно возвести в квадрат, то ее можно возвести и в куб. Так что если октава царств Природы раскрывается перед нами идущей как вертикально, из центра Земли вверх к ионосфере, так и горизонтально, внутри каждого из ее слоев, то мы можем искать ее также и в измерении времени.
И мы на самом деле находим как раз такую октаву, протянувшуюся через эпохи геологического времени. В докембрийских камнях, имеющих древность в тысячу миллионов лет и более и начисто лишенных окаменелых форм жизни, мы видим след целиком минерального мира. В палеозйской эре, несмотря на первые эксперименты Природы с моллюсками и трилобитами, на Земле преобладали горячие влажные леса - те огромные массы растительной жизни, останки которой дошли до нас в виде угольных залежей. В мезозойскую эру поднялись и опустились океаны, а в них поднялись до господства беспозвоночные орды моллюсков, аммонитов и кораллов, бесконечных числом и гигантских по размерам. Третичный период - это период, в котором позвоночные млекопитающие, предшествуемые чудовищными динозаврами мезозойской эры, неожиданно развиваются в тысячу искусных и тонких форм. Тогда как четвертичный включает всю историю того особого эксперимента, результатом которого стал известный нам человек.
Каждая из великих геологических эр представляет доминирование того или иного природного царства, каждое из которых имеет свой период превосходства, за которым следуют периоды его полной подчиненности следующему творению. В каждой эре делаются первые грубые эксперименты, подготавливающие тип существа, которому мир будет принадлежать в следующем периоде. Одинокие трилобиты палеозойской эры предзнаменовали собой весь мир беспозвоночных мезозойской эры; неуклюжий диплодок мезозойской эры, обреченный в своем собственном времени, был предтечей стройного коня и тигра следующей эры; человекообразная обезъяна третичного периода предполагала современный мир людей.
Этот эксперимент будущих форм в более раннее время соответствует нисходящему прониканию верхних элементов, которое мы отметили ранее. Моллюск в эпоху древовидных папоротников - это как кремнезем из периода беспозвоночных, внедрившийся в царство минералов. И в обратном смысле, примитивные формы жизни, все еще существующие в эру человека, играют, как элемент йод в его теле, стабилизирующую роль в том высшем мире, в который они проникли.
Эта геологическая октава хорошо показывает и изменяющуюся длительность различных нот в соответствии с их плотностью. Точно так же, как барисфера является слоем в 1700 миль толщиной, литосфера - 50 миль, биосфера растений - только в несколько сот футов, а царство животных и человека - неизмеримо тонкой пленкой, так и эта последовательность геологических периодов обнаруживает логарифмическое уменьшение. Эра металлов и минералов длилась от формирования Земли до начала Кембрийского периода, вероятно, тысячу миллионов лет. Продолжительность палеозойской эры растительной жизни иногда оценивается как 300 миллионов лет, мезозойской - 140 миллионов, третичной - шестьдесят миллионов, а нашей текущей, четвертичной - два миллиона. 145. 0
45. Richard. M. Field in "Van Nostrand's Scientific Encyclopedia".
Длительность нот восходящей октавы уменьшается от ноты к ноте, потому что их вибрации становятся все более сжатыми. Эти периоды становятся короче, потому что в них все больше умещается событий. "Человеческая жизнь изменилась за последние 50 лет больше," - писал Джеймс Джинс,- "чем жизнь рептилий за 50 миллионов лет в Юрский или Пермский периоды."(Перевод А.Г.) 46.
46. Sir James Jeans: "Through Space and Time", стр. 47. Это как раз и есть свойство тонкой энергии, когда больше происходит в меньшем пространстве и за меньшее время. Таким образом, как мы ранее сказали о жизни существ, относящихся к разным шкалам, все геологические эры на самом деле имеют одинаковую длительность.
Но возрастающее сжатие нот по мере их восхождения несет в себе и другое значение. Чем больше может произойти в какое-то время, тем оно становится ограниченнее, и тем более скупо отмеряется. Эра древовидных папоротников, по самой ограниченности их возможностей, длилась 300 миллионов лет, но подошла к концу точно в положенный срок. Сэр Джеймс Джинс, скорее всего, преувеличивает, говоря, что наша временная шкала ускорилась с тех пор в миллион раз. По крайней мере, надо надеяться, что он преувеличивает. Потому что это означало бы, что у человека есть только одна миллионная доля их времени, чтобы реализовать все свои возможности.
В О С П Р И Я Т И Е Ж И В О Т Н ЫХ
Вопрос о том, как мыслят животные, или как они видят мир, всегда интересовал человека. Как отмечал Успенский в "Tertium Organum", тот факт, что не было изобретено ни одного средства прямого общения между человеком и живущими рядом с ним животными, является достаточным доказательством того, что у них явно отсутствуют некоторые умственные способности - такие, как образование понятий, или воображение третьего измерения, - которые являются естественнми для человека, и без которых он не узнал бы мир таким, каким он его знает. Успенский пошел дальше и постарался определить природу восприятий, создающих психологию животных, при помощи воображения мира природы только в одном или двух измерениях вместо трех.
Нам же нужно теперь подойти к этому же вопросу с другой точки зрения - скорее физической, чем философской.
Если мы начнем с класса насекомых, то увидим, что главное, что отделяет человеческое восприятие от восприятия насекомых - это время. Чтобы убедиться в этом, возьмем насекомое, время жизни которого составляет один день - как, например, некоторые летние комары. В соответствии с принципом, развитым в главе 2, что все жизни имеют одинаковую длину, такой комар будет проживать свою жизнь приблизительно в 30 000 раз быстрее, чем человек. Все достигающие комара формы энергии, измеряемые количеством вибраций за одну человеческую секунду, если их перевести на время комара, уменьшатся в 30 000 раз или приблизительно на 15 октав.
Последствия такого переноса зависят, конечно, от наличия и природы соответствующих воспринимающих органов, о которых в случае с комаром мы знаем очень мало. Но мы можем сказать теоретически и в общем, что для комара человеческий звук (от 4-ой до 15-ой октавы) исчезнет совершенно или превратится в медленную ритмическую пульсацию. Радиоволны и низкие электрические частоты (с 25-ой по 30-ую октаву) приобретут для него природу магнетизма, тепла и света электричества, а рентгеновские лучи - природу тепла. Свет в свою очередь будет представлен гамма-лучами, и тот факт, что эти лучи в природе не существуют, может иметь определенное космическое значение. Он может означать, что для определенных целей Природа, ссылая творения на шкалу насекомых, тем самым изгоняет их в ту область, где нет света, и, таким образом, нет возможности искажения божественной энергии.
Мы можем вычислить много других странных изменений мира, которые произойдут во времени комара. Если меняется восприятие излучения, то пропорционально должно измениться и восприятие линейного пространства, поскольку наш главный способ измерения пространства - по расстоянию, которое прошли разные энергии за данный отрезок времени. Например, звук, перемещаясь со скоростью 1100 футов в секунду для человека, для комара будет проходить не больше одного дюйма в секунду. Если человек, стоя в середине своего сада, крикнет на комара, находящегося в ста ярдах от него, то его "Эй!" дойдет до комара примерно через три часа, в форме ряда сейсмических ударов, длящихся восемь часов подряд. Фактически человек будет отстоять от него на 1700 миль и его крик комар может услышать, если вообще услышит, так же, как человеческие существа ощущают слабые подземные толчки или взрыв отдаленного вулкана. На такой шкале центр Земли так же далек от комара, как от нас Солнце, тогда как само Солнце становится почти таким же далеким, как ближайшая звезда.
Плотность тоже будет перенесена на шкалу времени комара, и в точном соотношении с его размером и весом. Ураган с ливнем будет означать, что в течение нескольких лет огромные круглые глыбы воды будут рассыпаны по всему пространству, как айсберги в каком-нибудь северном море. Потому что вода будет для него твердой, и, конечно, капля воды сможет причинить ему не больше вреда, чем какой-нибудь глетчер человеку; хотя иногда огромные пласты воды, такие как лужи, могли бы испытывать землетрясения, и твердая кора, созданная поверхностным натяжением, ломаться, засасывая неудачливого комара внутрь, в бездонное болото. Воздух будет жидкостью, в которой он может плавать вверх, вниз и в стороны, или держаться на плаву на любом уровне. Тогда как, возможно, аромат цветов или запах гниения займут место вдыхаемого воздуха.
Многое из этого можно проверить непосредственным наблюдением и простым опытом. Мы без труда видим, что комары ходят по воде, как если бы она была твердой, и плавают, держатся на плаву, висят на боку или вниз головой в воздухе, как если бы это была жидкость. Мы видим также, что они непреодолимо притягиваются к источникам света, но не как к свету, а так, как миграция птиц следует определенным невидимым полям земного магнетизма. И, кроме того, мы быстро выясним, что звуковые вибрации находятся за пределами комариного восприятия, убедившись в тщетности всяких попыток вспугнуть его криком.
С другой стороны, некоторые люди утверждают, что определенных насекомых, и даже некоторых из мелких рептилий, например, ящериц, можно останавливать и удерживать в неподвижном состоянии одним только внимательным взглядом. Паук, например, может оставаться неподвижным столько, сколько на него смотрят, но как только внимание отвлекается, он убегает за долю секунды. Хотя насекомые не чувствительны к звуку, человеческий сосредоточенный взгляд может в некоторых случаях передавать определенные вибрации, на которые некоторые насекомые механически реагируют. Отношение человека к таким насекомым - как высшего космоса к низшим, и его внимательный взгляд, не затруднительный для него самого, может действовать на них так же, как на человека действует солнце или ветер, совершенно меняя скорость его передвижения и образ действий.
На самом деле все это очень характерно, но не для мира животных, а для мира клеток, которые также не имеют верха, низа и сторон, также не способны реагировать на звук, но которые также (в теле человека) непосредственно отвечают на неощутимые вибрации его внимания. Время мелких насекомых в самом деле помещает их в категорию какого-то низшего космоса, и мы поймем их лучше, если будем думать о них не как о созданиях, имеющих самостоятельное значение, но как о свободных клетках, если можно так сказать, между которыми соединительная ткань животных тел необъяснимым образом исчезла. Такие существа имеют значение только в их повторении, то есть в полном теле, часть которого они составляют - в улье, в муравейнике, в термитнике, в рое комаров, висящем в воздухе летним вечером.
У мелких птиц и рыб, жизнь которых продолжительностью в несколько лет смещает их восприятия от человеческих хотя и не на 15, а лишь на четыре октавы, индивидуальность все еще значит очень мало. Стая скворцов или косяк макрелей вьется, вертится, кружится и мигрирует на огромные расстояния в воздухе или море с тем же единством и координацией, как рой пчел или человеческое тело. Непосредственное отношение к космосу Земли, которое характерно для больших млекопитающих и выражается в чувстве верха, низа, и разных сторон, в отдельной птице или рыбе все еще очень смутно. Некоторые домашние птицы, как, например, утки, если их вырастить в одиночестве, могут развить совершенно индивидуальное поведение и привязанность к человеческому существу, но возвращаясь в стаю, немедленно теряют такие отличительные реакции и даже перестают узнавать своего друга.
Для созданий на этой шкале времени потеряны только эти четыре нижние октавы звука. Но их собственные звуки и песни естественно попадают в рамки или даже выходят за рамки самых высших человеческих октав звука. Писк летучих мышей и чириканье мелких птиц часто неслышны нам, и это неудивительно, если знать, что эти создания имеют еще четыре октавы звука над той наивысшей, что доступна слуху человека.
В необычном явлении миграции, когда ежегодно стаи птиц пролетают тысячи миль по точно повторяющимся маршрутам, можно, вероятно, увидеть отражение сезонных изменений в магнитном поле Земли, чувствительными к которым физические органы этих птиц сделал именно этот перенос четырех октав. К тому же тот факт, что грифы с огромной высоты ясно различают падаль или мертвечину, тогда как для других птиц, напротив, различимы только живые животные, а мертвые неразличимы, означает, по-видимому, что среди самих птиц зрение может варьироваться от включения до исключения некоторых ультрафиолетовых эманаций, к которым более медлительный человеческий взгляд нечувствителен.
Фактически, нам нужно вообразить эти пять волновых поясов, принимаемые пятью чувствами различных созданий, скользящими вверх и вниз по электромагнитной шкале в соответствии с различными временами жизни этих созданий, - точно так же, как в различных радиоустройствах одно неизменное отношение пяти частот может смещаться для приема различных групп передающих станций. Многие, если не все примеры так называемого "шестого чувства" в природе можно, вероятно, объяснить таким смещением, приносящим в диапазон одного из пяти существующих чувств некую новую полосу излучений, остающуюся за рамками других, обычно воспринимаемых человеком.
Интересный пример различия времени и всего, что с этим связано, можно найти на границе между птицами и насекомыми. Оливер Персон говорит об этом так: "Скорость жизни любого животного зависит от его размера; чем меньше животное, тем быстрее оно живет… Чем меньше животное, тем больше оно, фунт за фунтом, ест пищи, потребляет больше кислорода, производит больше энергии - одним словом, имеет большую скорость обмена веществ… Птичка колибри имеет самую высокую скорость обмена веществ среди всех птиц и животных… Каждый грамм (ее) ткани обменивает вещества в 15 раз быстрее, чем грамм голубя, и более 100 раз быстрее, чем грамм слона."(Перевод А.Г.)47.