Давайте вернемся к развитию человаека. Его седьмая веха отмечена половой зрелостью. Она совпадает с циклом Марса, и возвышением надпочечников. Это возраст страстной активности, которая выражается в беге, прыжках, лазании по горам, в увлечении опасными видами спорта и играми. Он отмечен развитием воли, решительности, твердости характера. Надпочечники освобождают также половую функцию, до этого сдерживавшуюся вилочковой железой. Или скорее, будет правильнее сказать, что половая функция в своем полном смысле и со всеми значениями, которые мы затронули в прошлой главе, лишь зарождается в период полового созревания, так же как мыслительные процессы, которые преобладали в пятой вехе, лишь зарождаются после структурного завершения мозга в четвертой. У многих людей истинный пол остается в зачаточном состоянии всю жизнь, и лишь имитируется надпочечными страстями отрочества.
На восьмой вехе, в 35 лет, человек оказывается в расцвете жизни, с максимальным развитием всех своих сил и ответственности. Заканчивается цикл Сатурна. Доминирующим теперь становится передний гипофиз, держащий поводья всех остальных функций и создающий то единство между ними, которое дает самоконтроль и способность действовать. К этому возрасту человек обычно уже создал и должен содержать семью; его работа достигает своей наибольшей эффективности, а контроль над окружением - своего пика.
|
Фактически, дальнейшее развитие творческих сил за этой точкой уже означает человека исключительного - Рембрандта в живописи, Шекспира в драматургии, Парацельса в медицине. И само существование таких исключений напоминает нам ту идею, что на этой вехе должна прийти в действие некая новая и обычно не реализуемая функция. Так же как функция дыхания начинается с рождением, а функция мышления в конце детства, так же в этот момент зрелости должна была бы начинаться некая новая функция, основанная на сознании человеком своего существования и отношения к вселенной.
Пробуждение этой новой функции связано, видимо, с серединным пунктом всего отрезка человеческой жизни, который, как мы недавно решили, составляет примерно 76 лет. В 37 или 38 лет человек становится точно напротив моментов своего зачатия и смерти, и как бы сквозь эту щель во времени он может разглядеть некое отражение тайн вселенной, из которых он первоначально вышел и к которым он должен затем вернуться. Данте, предваряя свое потрясающее видение вселенной словами - "Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу…", - обращается именно к этой идее.
Эта новая функция, пробуждающаяся на пике человеческой жизни, может неожиданно открыть человеку видение целого которого лишь частичные и противоречивые проблески могли давать ему все остальные функции. Иногда в таком пробуждении ему может открыться и новое выражение всего, воплощению которого он посвятит всю оставшуюся жизнь.
|
В 38 Кеплер закончил свою "Новую Астрономию", которая, формулируя законы движения планет, впервые выражала истинное единство Солнечной Системы. В 37 лет великий физик Клерк Максвелл, неожиданно удалившись от блестящей и активной жизни в свое поместье в Шотландии, осознал и доказал принцип электромагнетической вибрации, научное объяснение единства вселенной. В 37 лет, во внезапной вспышке озарения, у Силс-Мария в Австрийских Альпах, Ницше получил подобное же видение, которое, выразившись в идее вечного возвращения, сделало доступным для человеческого понимания единство времени. В том же возрасте Бальзак начал свою "Человеческую Комедию", Толстой - "Войну и Мир", Ибсен - "Пер Гюнт", и каждое из этих произведений было попыткой выразить в литературной форме все целое человеческой жизни.
Очевидно, все это были случаи, когда эта последняя и потенциальная функция действительно пробудилась - либо полностью, либо частично. И они показали, что ее пробуждение наделяет человека способностью воспринимать непосредственно и лично космос в его единстве.
|
Но для того чтобы это произошло, необходимо, чтобы его высшие энергии были направлены в некий новый канал. А это, в свою очередь, требует самого большого желания, работы, знания, помощи и удачи.
Только открытие этой новой функции позволяет человеку продолжать восхождение после периода зрелости. Потому что обычных людей постоянно ускоряющееся падение несет к 1девятой0 и последней вехе, смерти. Ровно через 28 080 дней после зачатия Марс завершает 36 циклов, Венера 48, Астероиды 60, соединение Сатурна и Юпитера 72, Уран 76, Меркурий 240 и Луна 960. Мы с трепетом обнаруживаем, что вся компания планет вернулась вновь в то же расположение, что и в начале.
На протяжении всей жизни человека их различные ритмы руководили той или иной функцией и стороной его жизни. Быстрая лунная пульсация лимфы, tempo vivace его меркурианской природы, moderatо биения плоти и крови, andante интеллектуальных усилий, медленное largo инстинкта, и величественно низкий тон глубочайших человеческих эмоций - все они поднялись и опустились в нем вместе с быстрыми или медленными ритмами планет. Своей вечной гармонией они сплетали сложный контрапункт его жизни. И в конце концов, сойдясь в унисон, они берут один общий великий аккорд, который звучит его похоронным звоном.
КАЛЕНДАРЬ: ВНЕ-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ВНУТРИ-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА
Мы показали, что каждый человек имеет свое собственное индивидуальное время, совершенно независимое от календаря и часов, и происходящее из раскручивания главной пружины его собственной индивидуальной жизни. Это очень важно понять, потому что только час, показываемый его временем, определяет его место, его взгляд, его судьбу. Только этот час, показываемый его временем, может ответить на самый зловещий из всех вопросов: сколько ему осталось?
Тем не менее люди - с их собственными внутренними часами, показывающими различное и личное время - должны жить вместе, и в этой общей жизни иметь удобное общее измерение времени, с которым все будут согласны, каким бы обманчивым оно ни было. Для этой цели они вполне естественно обратились к единице времени того высшего космоса, который их охватывает. Они измеряют свои собственные жизни, жизни друг друга и своих предков дыханием Земли, то есть временем, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, - годами.
Год является чрезвычайно интересной и совершенной единицей времени, полной внутренних связей и отношений, и, вероятно, может рассматриваться как классическая модель органической временной формы. Если, как мы установили во второй главе, измерения пространства и времени взаимно сменяют друг друга по мере нашего перехода от одного космоса к другому, то очевидно, что все органические формы должны быть представлены определенными временными моделями так же, как они представлены определенными пространственными моделями. Один год является такой органической временной формой, со своими собственными функциями, или праздниками, и своей собственной внутренней циркуляцией между ними. Таким образом, хотя разные люди будут проходить через год с различной скоростью в соответствии с их собственным личным временем, тем не менее он принесет им всем сопоставимые переживания и возможности, и будет для всех их представлять некое неподвижное объединяющее начало.
Так, для всех людей на одной половине Земли один и тот же день года будет самым коротким, одни и те же дни будут отмечать начало возрастания силы Солнца, один и тот же день будет самым длинным. Определенные части года будут отделять сев от урожая, сырость от засухи, цветы от плодов. Если мужчина и женщина зачнут ребенка, то он родится спустя семь восьмых года, независимо от различия их собственных времен. Год, фактически, представляет собой большой танец, в котором участвуют все люди, животные, птицы, деревья и растения на поверхности Земли, независимо от того, как быстро или как медленно они сами через него проходят.
Давайте изобразим 360 дней года как 360 градусов круга, не беря в расчет и оставляя "вне времени" пять дней между Рождеством и Новым Годом, между концом и началом. В этом круге года традиция отмечает три главных точки - праздник зимнего солнцестояния или Рождество, когда вся жизнь скрыта и невидима; праздник Воскресения или Пасха; и праздник урожая. Эти три праздника олицетворяются тремя стадиями естественного роста - корнем, цветком и плодом - а промежутки между ними, очень общим образом, представляют, не только для растений, но для всех живых существ, вечно повторяющийся цикл зачатия, созревания и жатвы.
Таким образом, мы вновь приходим к уже знакомому треугольнику внутри круга. Если мы поместим в центр этого круга Землю, и расположим вокруг треугольника двенадцать знаков зодиака, на фоне которых Солнце движется в течение года, то увидим, что этот божественный треугольник представляет путь Солнца. И если мы далее добавим шесть промежуточных пунктов и то странное движение между ними, которое в Солнечной Системе, как мы нашли, представляет невидимую циркуляцию света, то обнаружим, что модель года в самом деле соотносится с этой основной моделью всех истинно космических существ и форм.
Многие календарные системы - система ацтеков, например, с восемнадцатью месяцами по двадцать дней и пятью "мертвыми" днями - происходят, очевидно, из этого понимания года как круга с девятью точками. Таким образом, каждое деление представляет сорок дней. В наше время эти органические части года ясно показаны некоторыми переходящими праздниками - Великая Среда, меняющая свое место между точками 1 и 2, Пасха между точками 2 и 3, и Троицын день между точками 3 и 4. Сорок дней - пребывание Христа в пустыне - представляет, поэтому, определенный период, за который нечто может быть достигнуто, может созреть или установиться. А множество сорокадневных периодов, объединенных вместе линией невидимой внутренней циркуляции, остаются связанными сквозь время невидимым процессом созревания или понимания.
Озимая пшеница, посеянная в пункте 7 (6 октября), следуя таинственному движению 142857, готова к жатве в пункте 4 (9 июня); весенняя кукуруза, посеянная в пункте 2 (21 марта), убирается, в свою очередь, в пункте 7. Почва, замерзшая или высушенная в один день года, должна оттаять или увлажниться дождем в другой день, внутренно с ним связанный. А у человеческих существ все неожиданное - воспоминания, настроения и результаты давно забытых поступков - вдруг появляется из невидимости, следуя линии этой скрытой циркуляции между одной частью года и другой.
Рождество:Новый Год
15 ноября 9 февраля
8 1
Великий Пост
6 октября 21 марта
7 2
Пасха
6 3
27 августа 30 апреля
5 4
18 июля 9 июня
Рис. 8. План года
Проходя через годы и неся с собой свое собственное время, человек, тем не менее, проходит через весьма сложный ряд повторяющихся временных форм. Данный день данной весны определенно должен проживаться со скоростью, присущей возрасту и типу наблюдателя. Но кроме этого он принесет ему отражения того же дня всех других весен, и будет при этом связан другим способом с определенным днем этого лета и всех других лет, с определенным днем той осени и всех других осеней. Таким образом, год представляет для человека не линию, но волнистую и переливающуюся ткань трансвременных отражений.
Год вовсе не является единицей индивидуального времени, как это часто предполагается, но скорее декорацией, на фоне которой проходит время отдельного человека. Время человека движется на фоне времени Земли, которое само по себе тоже движется, хотя настолько медленно, что кажется ему неподвижным, - как фон движущихся облаков кажется неподвижным в сравнении с быстроходным кораблем на переднем плане.
Такой же ошибкой было бы считать историческое или астрономическое время расширением человеческого времени, нашего личного времени. Это совершенно неправильно, и приводит к искаженному взгляду на события в мире и вселенной вокруг нас. Как мы увидим позже, историческое время, то есть время цивилизаций, также развивается логарифмически - но скорее на шкале веков, чем десятилетий. И кроме того, как мы установили в главе о мире Природы, земное время, охватывающее периоды в миллионы лет, развивается не только логарифмически, но в обратном порядке - то есть, каждая последующая эра короче, а не длиннее, скорее сжата, чем растянута.
Временной фон человека можно приблизительно представить себе в образе циферблата, на котором одновременно вращаются месячная, часовая, минутная и секундная стрелки. Но чтобы этот образ был более правильным, нужно представить, что некоторые стрелки спешат, другие отстают, а некоторые даже вращаются в обратную сторону. Если бы теперь секундная стрелка вообразила, что окружность циферблата - это бесконечная прямая линия, измеряемая только в одном направлении и с одной скоростью, и разделенная на одинаковые части, которые имеют одно неизменное значение для всех стрелок, то это в некоторой степени представляло бы обычное восприятие человека и его иллюзию о природе времени.
Это легко подтверждается одной общей для всех людей иллюзией - той, что для каждого человека внешние события его юности - когда его собственное время вмещало в себя больше - видятся ему более значительными, чем события его старости. Для восьмидесятилетнего ветерана Испано-Американская или Бурская война является бо'льшим событием, чем Вторая Мировая война. И вполне ясно, почему. Для него один год войны в период расцвета его жизни в три раза длиннее года войны в его старости, и все события, которые содержал тот год, в три раза сильнее, шире, больше и наполненнее, чем в последние годы.
С другой стороны, в некоторые периоды истории, какие-то внешне незначительные события, как, например, связанные с жизнью Христа, могут иметь огромное значение и продолжать оказывать свое воздействие сотни и тысячи лет, потому что, будучи незаметными для человеческого наблюдения, они относятся к первым минутам цивилизации, когда ее процессы развиваются с огромной скоростью.
Таким образом, человеческие существа, бессознательно измеряя все внешние события по своему собственному внутреннему времени, склонны делать их длинее или короче, больше или меньше, чем они есть в реальности - то есть чем они есть по их собственному времени.
Таким образом, когда мы рассматриваем вопросы времени, первое, что должно интересовать нас - чье время, время чего? В первых двух частях этой главы мы рассматривали время человека. Но что на самом деле оно означает? Оно, по-видимому, означает шкалу времени очень сложного клеточного организма, которая начинается с первого деления и умножения его первоначальной клетки, и заканчивается его разрушением как функционирующего целого и распадом в доклеточную материю. Это линия времени органического человека, человека как физического тела. И обычно это единственное время, которое мы знаем и которое сознаем.
Когда мы говорим о "человеке", мы на самом деле говорим о его уровне сознания или пробужденности, какими бы зачаточными они ни были. Потому что все остальное является не человеческим, но химическим, биологическим или животным. Одна из характерных черт сознания человека, даже наивысшего уровня обычного сознания, в том, что оно ограничено органической формой. Обычным образом человек не может приложить свое сознание к материи в электронном или молекулярном состоянии, а также и к сверхчеловеческим формам, как континенты или цивилизации. Он может думать об этой возможности, и мечтать о ней в поэтической форме, но он не может осуществить ее в реальности. Поэтому у нас есть все основания рассматривать это органическое время его физической формы как время обычного человека.
Но является ли оно единственно возможным временем? Или для человека существуют другие потенциальные времена? Ведь мы знаем по опыту, что в любой момент наше биологическое время может выйти из своих границ, расколовшись и выйдя за свои пределы от вторжения боли, радости или удивления. Мгновенно и без всякого предупреждения одна из наших вечно пустых минут вдруг расцветает в бесконечность ощущений и пониманий. Как это происходит, и что это означает?
В главе о Солнце мы говорили, как при столкновении творческой солнечной энергии с землей электроны запираются в молекулы, молекулы - в клетки, и, мы можем добавить, клетки в органические тела, включая и тело человека. Но электроны, молекулы и клетки продолжают существовать в этих телах, и они продолжают работать с их собственным временем. Таким образом, человеческое тело, с его привычным полным временем, содержит более быстрое время клеток, еще более быстрое время молекул, и почти непостижимо быстрое время электронов. И точно так же, как цивилизация, с ее собственной длительностью и временем, не только содержит намного более быстрое время отдельных людей, но и состоит из их времен, так и каждая часть тела человека состоит и пронизана этими тремя параллельными временами.
Как мы уже сказали, обычно невозможно представить сознание человека, отнесенное к чему-либо, кроме клеточного тела, или управляемое чем-либо, кроме времени этого тела. Мы не знаем, какие должны быть созданы новые психологические и даже физиологические связи, чтобы переключить сознание человека на время, например, его молекулярного двойника. Однако рассказы о кратковременных мистических состояниях, содержащих бесконечное богатство переживаний, о странных ощущениях замедления времени в моменты крайней опасности, о долгих сновидениях в момент пробуждения, отражающих, видимо, внутренние процессы тела, все наводят на мысль, что это переключение сознания на другое время действительно иногда случайно происходит - под воздействием сильной эмоции или инстинктивного стресса.
Однако способы намеренного переноса сознания в более быстрое время нам неизвестны, и, очевидно, эта способность, если она существует, относится к уровню сознания намного более высокому, чем любой из известных нам. Не много нужно воображения, чтобы понять, что такая способность должна включать не только невероятно трудное изменение маршрута нервных импульсов между спинномозговой и симпатическими системами, но также и общее воспитание и усиление сознания и воли - чтобы противостоять тем шокам и ужасам, которые будут сопровождать эти совершенно новые и неожиданные ощущения. Именно по этим причинам работа практического проникновения в другие времена была ограничена созданными для этой цели школами.
На самом деле проникновение в другие времена, связанное с созданием сознания в функциях, до этого несознательных или неуправляемых, имеет двойное следствие. Как результат более широких и глубоких проникающих способностей материи в этих более быстрых состояниях, сознание об их временах приносит с собой некоторое сознание о мирах, из которых они происходят. Проникновение в внутри-человеческое время клеток создает сознание вне-человеческих ритмов Природы, во время молекул - сознание земного времени, тогда как дальнейшее проникновение в электронное время означает такое же пробуждение в солнечное время. Таким образом, перевод сознания к каждой высшей функции дает человеку знание двух новых миров - одного меньшего и одного большего.
Еще одна идея возникает из этого множества человеческих времен. Время, которое начинается зачатием и заканчивается смертью, - это время клеточного тела. Но молекулярная материя, из которой состоит яйцеклетка и в которую распадается труп, не умирает, и ее время не заканчивается. Для человека молекулярное и электронное время не только существует внутри его физического тела, но также после него и до него. Таким образом, молекулярное и электронное время, и все, что они означают, должно быть близко связано с проблемой состояний после смерти и до рождения.
Наказание человека за его слабое сознание, которое обычно не способно освободиться от времени и формы его клеточного тела, в том, что это бессмертие молекулярной и электронной материи к нему совершенно не относится. Но если бы он создал в себе сознание достаточно сильное, чтобы проникать в другие миры и времена внутри своего собственного привычного тела, тогда все его отношение к бессмертию могло бы на самом деле полностью измениться.
Шесть процессов в человеке
РОСТ
Теперь у нас достаточно материала, чтобы постараться выяснить то, как шесть основных процессов, работу которых мы видели в Солнечной Системе, проявляют себя в микрокосме человека. Мы рассмотрим их здесь в том же порядке, как и тогда, начиная с первоначального процесса роста.
Процесс роста - это тот процесс, который на шкале вселенной создает всю последовательность миров, производя из единства и потенциальности разнообразие, форму и проявление. Творческие факторы здесь действуют в порядке - жизнь, материя, форма. Активный импульс погружается в пассивный материал, чтобы в пространстве между ними создать живое явление.
Как в любом другом сотворенном существе, в человеке этот процесс начинается сразу после зачатия. Он не относится к самому зачатию, которое принадлежит другому процессу - процессу перерождения, - его мы рассмотрим последним. В том таинственном акте некий невидимый и неощутимый символ индивидуального существа, действуя из какого-то неизвестного измерения времени, заставляет пассивную яйцеклетку непреодолимо притягивать к себе активную сперму, которая оплодотворит ее и даст ей жизнь. Откуда этот символ входит, и каким материальным средством пользуется - это одни из самых величайших тайн бытия. И только позже мы увидим, что он приносится через время, а именно из предсмертной агонии того, кто будет зачат.
Но в момент, когда зачатие окончено, начинается рост. Там, где были два элемента, мужской и женский, теперь лишь один - яйцеклетка, оплодотворенная и беременная. В этой одиночной клетке образуются два полюса, активный и пассивный, между ними поляризуются гены, клетка делится на две, затем четыре, восемь, шестнадцать, тридцать две, и так далее. Это точная живая модель сферы Абсолюта, бесконечно размножающего галактики, которую мы представляли себе в начале книги. Излучение жизни, действующее на материю, создает бесконечную множественность формы.
Примерно на восьмой день эта, теперь активная, оплодотворенная яйцеклетка (жизнь), увеличившись в объеме в несколько сот раз, выходит из фаллопиевой трубы, прикрепляется, как к месту отдыха и питательной почве, к стенке матки (материя), через которую вытягивает себе пищу из материнского организма, и начинает развивать сложную эмбриональную структуру (форму). Эта стадия приносит дифференциацию, - почти неразличимая клеточная масса яйцеклетки делится на оболочки амниона и аллантоиса, с содержащимися в них жидкостями, и самого эмбриона внутри них. К двадцать восьмому дню этот процесс продвинут уже довольно далеко. Аналогичной на космической шкале является дифференциация частей Солнечной Системы с центральным Солнцем и охватывающими его планетными сферами.
О следующей стадии роста можно сказать, что она связана, видимо, с отделением внутри самого эмбриона растительной, беспозвоночной и позвоночной сторон, учреждающих теперь свои штабквартиры соответственно в кишках, груди и голове. В то же время, во временном сходстве эмбриона на этой стадии с растением, рыбой и млекопитающим видна аналогия с творением мира природы. На самом деле, внешне не существует ничего, что отличало бы месячный человеческий эмбрион от эмбриона лягушки, курицы или лошади.
В конце второго месяца эмбрион, пройдя через галактическую, солнечную и различные органические стадии, находится на пороге человеческой природы. Это его первая веха на шкале жизни. Эмбрион здесь становится пассивным и ждет. И теперь активная сила, которую для лучшего понимания мы назовем наследственностью, вдруг выдвигается из времени, чтобы создать человеческую форму. В этом еще нет ничего от индивидуального человека, так же как нет ничего индивидуального в половом влечении периода половой созревания. Это уровень всего человечества - или, возможно, рода - и следующая стадия дифференциации внутри всей общей великой категории органической жизни. Человеческая наследственность (жизнь), поселяясь в ожидающем эмбрионе (материя), создает уже настоящий человеческий зародыш (форма).
Мы не имеем возможности различить все множество последовательных триад роста, которые постепенно завершают сотворение младенца, готового к рождению. Несомненно, что каждый период между главными вехами жизни может рассматриваться как октава из семи стадий, таких же, как те, которые мы ранее описывали по отдельности. Каждая из этих стадий будет включать в себя погружение активного принципа все глубже в материю и форму, дающее в результате организм, который уже сам делает следующий шаг вниз, до определенной границы. Когда этот процесс, следующий естественным ходом нисходящей октавы, достигает интервала или паузы, то, видимо, извне входит некая активная сила, дающая зародышу необходимый импульс к следующей стадии развития.