Шесть процессов в человеке 19 глава




Давайте вер­нем­ся к раз­ви­тию че­ло­ва­ека. Его седь­мая ве­ха от­ме­че­на по­ло­вой зре­лос­тью. Она сов­па­да­ет с цик­лом Мар­са, и воз­вы­ше­ни­ем над­по­чеч­ни­ков. Это воз­раст страс­т­ной ак­тив­нос­ти, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в бе­ге, прыж­ках, ла­за­нии по го­рам, в ув­ле­че­нии опас­ны­ми ви­да­ми спор­та и иг­ра­ми. Он от­ме­чен раз­ви­ти­ем во­ли, ре­ши­тель­нос­ти, твер­дос­ти ха­рак­те­ра. Над­по­чеч­ни­ки ос­во­бож­да­ют так­же по­ло­вую фун­к­цию, до это­го сдер­жи­вав­шу­юся ви­лоч­ко­вой же­ле­зой. Или ско­рее, бу­дет пра­виль­нее ска­зать, что по­ло­вая фун­к­ция в сво­ем пол­ном смыс­ле и со все­ми зна­че­ни­ями, ко­то­рые мы зат­ро­ну­ли в прош­лой гла­ве, лишь за­рож­да­ет­ся в пе­ри­од по­ло­во­го соз­ре­ва­ния, так же как мыс­ли­тель­ные про­цес­сы, ко­то­рые пре­об­ла­да­ли в пя­той ве­хе, лишь за­рож­да­ют­ся пос­ле струк­тур­но­го за­вер­ше­ния моз­га в чет­вер­той. У мно­гих лю­дей ис­тин­ный пол ос­та­ет­ся в за­ча­точ­ном сос­то­янии всю жизнь, и лишь ими­ти­ру­ет­ся над­по­чеч­ны­ми страс­тя­ми от­ро­чес­т­ва.

На вось­мой ве­хе, в 35 лет, че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся в рас­ц­ве­те жиз­ни, с мак­си­маль­ным раз­ви­ти­ем всех сво­их сил и от­вет­с­т­вен­нос­ти. За­кан­чи­ва­ет­ся цикл Са­тур­на. До­ми­ни­ру­ющим те­перь ста­но­вит­ся пе­ред­ний ги­по­физ, дер­жа­щий по­водья всех ос­таль­ных фун­к­ций и соз­да­ющий то един­с­т­во меж­ду ни­ми, ко­то­рое да­ет са­мо­кон­т­роль и спо­соб­ность дей­с­т­во­вать. К это­му воз­рас­ту че­ло­век обыч­но уже соз­дал и дол­жен со­дер­жать семью; его ра­бо­та дос­ти­га­ет сво­ей на­иболь­шей эф­фек­тив­нос­ти, а кон­т­роль над ок­ру­же­ни­ем - сво­его пи­ка.

Фактически, даль­ней­шее раз­ви­тие твор­чес­ких сил за этой точ­кой уже оз­на­ча­ет че­ло­ве­ка ис­к­лю­чи­тель­но­го - Рем­б­ран­д­та в жи­во­пи­си, Шек­с­пи­ра в дра­ма­тур­гии, Па­ра­цель­са в ме­ди­ци­не. И са­мо су­щес­т­во­ва­ние та­ких ис­к­лю­че­ний на­по­ми­на­ет нам ту идею, что на этой ве­хе дол­ж­на прий­ти в дей­с­т­вие не­кая но­вая и обыч­но не ре­али­зу­емая фун­к­ция. Так же как фун­к­ция ды­ха­ния на­чи­на­ет­ся с рож­де­ни­ем, а фун­к­ция мыш­ле­ния в кон­це дет­с­т­ва, так же в этот мо­мент зре­лос­ти дол­ж­на бы­ла бы на­чи­нать­ся не­кая но­вая фун­к­ция, ос­но­ван­ная на соз­на­нии че­ло­ве­ком сво­его су­щес­т­во­ва­ния и от­но­ше­ния к все­лен­ной.

Пробуждение этой но­вой фун­к­ции свя­за­но, ви­ди­мо, с се­ре­дин­ным пун­к­том все­го от­рез­ка че­ло­ве­чес­кой жиз­ни, ко­то­рый, как мы не­дав­но ре­ши­ли, сос­тав­ля­ет при­мер­но 76 лет. В 37 или 38 лет че­ло­век ста­но­вит­ся точ­но нап­ро­тив мо­мен­тов сво­его за­ча­тия и смер­ти, и как бы сквозь эту щель во вре­ме­ни он мо­жет раз­г­ля­деть не­кое от­ра­же­ние тайн все­лен­ной, из ко­то­рых он пер­во­на­чаль­но вы­шел и к ко­то­рым он дол­жен за­тем вер­нуть­ся. Дан­те, пред­ва­ряя свое пот­ря­са­ющее ви­де­ние все­лен­ной сло­ва­ми - "Зем­ную жизнь прой­дя до по­ло­ви­ны, я ока­зал­ся в сум­рач­ном ле­су…", - об­ра­ща­ет­ся имен­но к этой идее.

Эта но­вая фун­к­ция, про­буж­да­юща­яся на пи­ке че­ло­ве­чес­кой жиз­ни, мо­жет не­ожи­дан­но от­к­рыть че­ло­ве­ку ви­де­ние це­ло­го ко­то­ро­го лишь час­тич­ные и про­ти­во­ре­чи­вые проб­лес­ки мог­ли да­вать ему все ос­таль­ные фун­к­ции. Иног­да в та­ком про­буж­де­нии ему мо­жет от­к­рыть­ся и но­вое вы­ра­же­ние все­го, воп­ло­ще­нию ко­то­ро­го он пос­вя­тит всю ос­тав­шу­юся жизнь.

В 38 Кеп­лер за­кон­чил свою "Но­вую Ас­т­ро­но­мию", ко­то­рая, фор­му­ли­руя за­ко­ны дви­же­ния пла­нет, впер­вые вы­ра­жа­ла ис­тин­ное един­с­т­во Сол­неч­ной Сис­те­мы. В 37 лет ве­ли­кий фи­зик Клерк Мак­с­велл, не­ожи­дан­но уда­лив­шись от блес­тя­щей и ак­тив­ной жиз­ни в свое по­мес­тье в Шот­лан­дии, осоз­нал и до­ка­зал прин­цип элек­т­ро­маг­не­ти­чес­кой виб­ра­ции, на­уч­ное объ­яс­не­ние един­с­т­ва все­лен­ной. В 37 лет, во вне­зап­ной вспыш­ке оза­ре­ния, у Силс-Ма­рия в Ав­с­т­рий­с­ких Аль­пах, Ниц­ше по­лу­чил по­доб­ное же ви­де­ние, ко­то­рое, вы­ра­зив­шись в идее веч­но­го воз­в­ра­ще­ния, сде­ла­ло дос­туп­ным для че­ло­ве­чес­ко­го по­ни­ма­ния един­с­т­во вре­ме­ни. В том же воз­рас­те Баль­зак на­чал свою "Че­ло­ве­чес­кую Ко­ме­дию", Тол­с­той - "Вой­ну и Мир", Иб­сен - "Пер Гюнт", и каж­дое из этих про­из­ве­де­ний бы­ло по­пыт­кой вы­ра­зить в ли­те­ра­тур­ной фор­ме все це­лое че­ло­ве­чес­кой жиз­ни.

Очевидно, все это бы­ли слу­чаи, ког­да эта пос­лед­няя и по­тен­ци­аль­ная фун­к­ция дей­с­т­ви­тельно про­бу­ди­лась - ли­бо пол­нос­тью, ли­бо час­тич­но. И они по­ка­за­ли, что ее про­буж­де­ние на­де­ля­ет че­ло­ве­ка спо­соб­нос­тью вос­п­ри­ни­мать не­пос­ред­с­т­вен­но и лич­но кос­мос в его един­с­т­ве.

Но для то­го что­бы это про­изош­ло, не­об­хо­ди­мо, что­бы его выс­шие энер­гии бы­ли нап­рав­ле­ны в не­кий но­вый ка­нал. А это, в свою оче­редь, тре­бу­ет са­мо­го боль­шо­го же­ла­ния, ра­бо­ты, зна­ния, по­мо­щи и уда­чи.

Только от­к­ры­тие этой но­вой фун­к­ции поз­во­ля­ет че­ло­ве­ку про­дол­жать вос­хож­де­ние пос­ле пе­ри­ода зре­лос­ти. По­то­му что обыч­ных лю­дей пос­то­ян­но ус­ко­ря­юще­еся па­де­ние не­сет к 1де­вя­той0 и пос­лед­ней ве­хе, смер­ти. Ров­но че­рез 28 080 дней пос­ле за­ча­тия Марс за­вер­ша­ет 36 цик­лов, Ве­не­ра 48, Ас­те­ро­иды 60, со­еди­не­ние Са­тур­на и Юпи­те­ра 72, Уран 76, Мер­ку­рий 240 и Лу­на 960. Мы с тре­пе­том об­на­ру­жи­ва­ем, что вся ком­па­ния пла­нет вер­ну­лась вновь в то же рас­по­ло­же­ние, что и в на­ча­ле.

На про­тя­же­нии всей жиз­ни че­ло­ве­ка их раз­лич­ные рит­мы ру­ко­во­ди­ли той или иной фун­к­ци­ей и сто­ро­ной его жиз­ни. Быс­т­рая лун­ная пуль­са­ция лим­фы, tem­po vi­va­ce его мер­ку­ри­ан­с­кой при­ро­ды, mo­de­ra­tо би­ения пло­ти и кро­ви, an­dan­te ин­тел­лек­ту­аль­ных уси­лий, мед­лен­ное lar­go ин­с­тин­к­та, и ве­ли­чес­т­вен­но низ­кий тон глу­бо­чай­ших че­ло­ве­чес­ких эмо­ций - все они под­ня­лись и опус­ти­лись в нем вмес­те с быс­т­ры­ми или мед­лен­ны­ми рит­ма­ми пла­нет. Сво­ей веч­ной гар­мо­ни­ей они спле­та­ли слож­ный кон­т­ра­пункт его жиз­ни. И в кон­це кон­цов, сой­дясь в уни­сон, они бе­рут один об­щий ве­ли­кий ак­корд, ко­то­рый зву­чит его по­хо­рон­ным зво­ном.

 

КАЛЕНДАРЬ: ВНЕ-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ВНУТРИ-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

 

Мы по­ка­за­ли, что каж­дый че­ло­век име­ет свое соб­с­т­вен­ное ин­ди­ви­ду­аль­ное вре­мя, со­вер­шен­но не­за­ви­си­мое от ка­лен­да­ря и ча­сов, и про­ис­хо­дя­щее из рас­к­ру­чи­ва­ния глав­ной пру­жи­ны его соб­с­т­вен­ной ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни. Это очень важ­но по­нять, по­то­му что толь­ко час, по­ка­зы­ва­емый его вре­ме­нем, оп­ре­де­ля­ет его мес­то, его взгляд, его судь­бу. Толь­ко этот час, по­ка­зы­ва­емый его вре­ме­нем, мо­жет от­ве­тить на са­мый зло­ве­щий из всех воп­ро­сов: сколь­ко ему ос­та­лось?

Тем не ме­нее лю­ди - с их соб­с­т­вен­ны­ми внут­рен­ни­ми ча­са­ми, по­ка­зы­ва­ющи­ми раз­лич­ное и лич­ное вре­мя - дол­ж­ны жить вмес­те, и в этой об­щей жиз­ни иметь удоб­ное об­щее из­ме­ре­ние вре­ме­ни, с ко­то­рым все бу­дут сог­лас­ны, ка­ким бы об­ман­чи­вым оно ни бы­ло. Для этой це­ли они впол­не ес­тес­т­вен­но об­ра­ти­лись к еди­ни­це вре­ме­ни то­го выс­ше­го кос­мо­са, ко­то­рый их ох­ва­ты­ва­ет. Они из­ме­ря­ют свои соб­с­т­вен­ные жиз­ни, жиз­ни друг дру­га и сво­их пред­ков ды­ха­ни­ем Зем­ли, то есть вре­ме­нем, за ко­то­рое Зем­ля со­вер­ша­ет пол­ный обо­рот вок­руг Сол­н­ца, - го­да­ми.

Год яв­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но ин­те­рес­ной и со­вер­шен­ной еди­ни­цей вре­ме­ни, пол­ной внут­рен­них свя­зей и от­но­ше­ний, и, ве­ро­ят­но, мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как клас­си­чес­кая мо­дель ор­га­ни­чес­кой вре­мен­ной фор­мы. Ес­ли, как мы ус­та­но­ви­ли во вто­рой гла­ве, из­ме­ре­ния прос­т­ран­с­т­ва и вре­ме­ни вза­им­но сме­ня­ют друг дру­га по ме­ре на­ше­го пе­ре­хо­да от од­но­го кос­мо­са к дру­го­му, то оче­вид­но, что все ор­га­ни­чес­кие фор­мы дол­ж­ны быть пред­с­тав­ле­ны оп­ре­де­лен­ны­ми вре­мен­ны­ми мо­де­ля­ми так же, как они пред­с­тав­ле­ны оп­ре­де­лен­ны­ми прос­т­ран­с­т­вен­ны­ми мо­де­ля­ми. Один год яв­ля­ет­ся та­кой ор­га­ни­чес­кой вре­мен­ной фор­мой, со сво­ими соб­с­т­вен­ны­ми фун­к­ци­ями, или праз­д­ни­ка­ми, и сво­ей соб­с­т­вен­ной внут­рен­ней цир­ку­ля­ци­ей меж­ду ни­ми. Та­ким об­ра­зом, хо­тя раз­ные лю­ди бу­дут про­хо­дить че­рез год с раз­лич­ной ско­рос­тью в со­от­вет­с­т­вии с их соб­с­т­вен­ным лич­ным вре­ме­нем, тем не ме­нее он при­не­сет им всем со­пос­та­ви­мые пе­ре­жи­ва­ния и воз­мож­нос­ти, и бу­дет для всех их пред­с­тав­лять не­кое не­под­виж­ное объ­еди­ня­ющее на­ча­ло.

Так, для всех лю­дей на од­ной по­ло­ви­не Зем­ли один и тот же день го­да бу­дет са­мым ко­рот­ким, од­ни и те же дни бу­дут от­ме­чать на­ча­ло воз­рас­та­ния си­лы Сол­н­ца, один и тот же день бу­дет са­мым длин­ным. Оп­ре­де­лен­ные час­ти го­да бу­дут от­де­лять сев от уро­жая, сы­рость от за­су­хи, цве­ты от пло­дов. Ес­ли муж­чи­на и жен­щи­на зач­нут ре­бен­ка, то он ро­дит­ся спус­тя семь вось­мых го­да, не­за­ви­си­мо от раз­ли­чия их соб­с­т­вен­ных вре­мен. Год, фак­ти­чес­ки, пред­с­тав­ля­ет со­бой боль­шой та­нец, в ко­то­ром учас­т­ву­ют все лю­ди, жи­вот­ные, пти­цы, де­ревья и рас­те­ния на по­вер­х­нос­ти Зем­ли, не­за­ви­си­мо от то­го, как быс­т­ро или как мед­лен­но они са­ми че­рез не­го про­хо­дят.

Давайте изоб­ра­зим 360 дней го­да как 360 гра­ду­сов кру­га, не бе­ря в рас­чет и ос­тав­ляя "вне вре­ме­ни" пять дней меж­ду Рож­дес­т­вом и Но­вым Го­дом, меж­ду кон­цом и на­ча­лом. В этом кру­ге го­да тра­ди­ция от­ме­ча­ет три глав­ных точ­ки - праз­д­ник зим­не­го сол­н­цес­то­яния или Рож­дес­т­во, ког­да вся жизнь скры­та и не­ви­ди­ма; праз­д­ник Вос­к­ре­се­ния или Пас­ха; и праз­д­ник уро­жая. Эти три праз­д­ни­ка оли­цет­во­ря­ют­ся тре­мя ста­ди­ями ес­тес­т­вен­но­го рос­та - кор­нем, цвет­ком и пло­дом - а про­ме­жут­ки меж­ду ни­ми, очень об­щим об­ра­зом, пред­с­тав­ля­ют, не толь­ко для рас­те­ний, но для всех жи­вых су­ществ, веч­но пов­то­ря­ющий­ся цикл за­ча­тия, соз­ре­ва­ния и жат­вы.

Таким об­ра­зом, мы вновь при­хо­дим к уже зна­ко­мо­му тре­уголь­ни­ку внут­ри кру­га. Ес­ли мы по­мес­тим в центр это­го кру­га Зем­лю, и рас­по­ло­жим вок­руг тре­уголь­ни­ка две­над­цать зна­ков зо­ди­ака, на фо­не ко­то­рых Сол­н­це дви­жет­ся в те­че­ние го­да, то уви­дим, что этот бо­жес­т­вен­ный тре­уголь­ник пред­с­тав­ля­ет путь Сол­н­ца. И ес­ли мы да­лее до­ба­вим шесть про­ме­жу­точ­ных пун­к­тов и то стран­ное дви­же­ние меж­ду ни­ми, ко­то­рое в Сол­неч­ной Сис­те­ме, как мы наш­ли, пред­с­тав­ля­ет не­ви­ди­мую цир­ку­ля­цию све­та, то об­на­ру­жим, что мо­дель го­да в са­мом де­ле со­от­но­сит­ся с этой ос­нов­ной мо­делью всех ис­тин­но кос­ми­чес­ких су­ществ и форм.

Многие ка­лен­дар­ные сис­те­мы - сис­те­ма ац­те­ков, нап­ри­мер, с во­сем­над­цатью ме­ся­ца­ми по двад­цать дней и пятью "мер­т­вы­ми" дня­ми - про­ис­хо­дят, оче­вид­но, из это­го по­ни­ма­ния го­да как кру­га с де­вятью точ­ка­ми. Та­ким об­ра­зом, каж­дое де­ле­ние пред­с­тав­ля­ет со­рок дней. В на­ше вре­мя эти ор­га­ни­чес­кие час­ти го­да яс­но по­ка­за­ны не­ко­то­ры­ми пе­ре­хо­дя­щи­ми праз­д­ни­ка­ми - Ве­ли­кая Сре­да, ме­ня­ющая свое мес­то меж­ду точ­ка­ми 1 и 2, Пас­ха меж­ду точ­ка­ми 2 и 3, и Тро­ицын день меж­ду точ­ка­ми 3 и 4. Со­рок дней - пре­бы­ва­ние Хрис­та в пус­ты­не - пред­с­тав­ля­ет, по­это­му, оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од, за ко­то­рый неч­то мо­жет быть дос­тиг­ну­то, мо­жет соз­реть или ус­та­но­вить­ся. А мно­жес­т­во со­ро­кад­нев­ных пе­ри­одов, объ­еди­нен­ных вмес­те ли­ни­ей не­ви­ди­мой внут­рен­ней цир­ку­ля­ции, ос­та­ют­ся свя­зан­ны­ми сквозь вре­мя не­ви­ди­мым про­цес­сом соз­ре­ва­ния или по­ни­ма­ния.

 

Озимая пше­ни­ца, по­се­ян­ная в пун­к­те 7 (6 ок­тяб­ря), сле­дуя та­ин­с­т­вен­но­му дви­же­нию 142857, го­то­ва к жат­ве в пун­к­те 4 (9 июня); ве­сен­няя ку­ку­ру­за, по­се­ян­ная в пун­к­те 2 (21 мар­та), уби­ра­ет­ся, в свою оче­редь, в пун­к­те 7. Поч­ва, за­мер­з­шая или вы­су­шен­ная в один день го­да, дол­ж­на от­та­ять или ув­лаж­нить­ся дож­дем в дру­гой день, внут­рен­но с ним свя­зан­ный. А у че­ло­ве­чес­ких су­ществ все не­ожи­дан­ное - вос­по­ми­на­ния, нас­т­ро­ения и ре­зуль­та­ты дав­но за­бы­тых пос­туп­ков - вдруг по­яв­ля­ет­ся из не­ви­ди­мос­ти, сле­дуя ли­нии этой скры­той цир­ку­ля­ции меж­ду од­ной час­тью го­да и дру­гой.

Рождество:Новый Год

15 но­яб­ря 9 фев­ра­ля

8 1

Великий Пост

6 ок­тяб­ря 21 мар­та

7 2

Пасха

6 3

27 ав­гус­та 30 ап­ре­ля

5 4

18 июля 9 июня

 

Рис. 8. План го­да

Проходя че­рез го­ды и не­ся с со­бой свое соб­с­т­вен­ное вре­мя, че­ло­век, тем не ме­нее, про­хо­дит че­рез весь­ма слож­ный ряд пов­то­ря­ющих­ся вре­мен­ных форм. Дан­ный день дан­ной вес­ны оп­ре­де­лен­но дол­жен про­жи­вать­ся со ско­рос­тью, при­су­щей воз­рас­ту и ти­пу наб­лю­да­те­ля. Но кро­ме это­го он при­не­сет ему от­ра­же­ния то­го же дня всех дру­гих ве­сен, и бу­дет при этом свя­зан дру­гим спо­со­бом с оп­ре­де­лен­ным днем это­го ле­та и всех дру­гих лет, с оп­ре­де­лен­ным днем той осе­ни и всех дру­гих осе­ней. Та­ким об­ра­зом, год пред­с­тав­ля­ет для че­ло­ве­ка не ли­нию, но вол­нис­тую и пе­ре­ли­ва­ющу­юся ткань тран­с­в­ре­мен­ных от­ра­же­ний.

Год вов­се не яв­ля­ет­ся еди­ни­цей ин­ди­ви­ду­аль­но­го вре­ме­ни, как это час­то пред­по­ла­га­ет­ся, но ско­рее де­ко­ра­ци­ей, на фо­не ко­то­рой про­хо­дит вре­мя от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Вре­мя че­ло­ве­ка дви­жет­ся на фо­не вре­ме­ни Зем­ли, ко­то­рое са­мо по се­бе то­же дви­жет­ся, хо­тя нас­толь­ко мед­лен­но, что ка­жет­ся ему не­под­виж­ным, - как фон дви­жу­щих­ся об­ла­ков ка­жет­ся не­под­виж­ным в срав­не­нии с быс­т­ро­ход­ным ко­раб­лем на пе­ред­нем пла­не.

Такой же ошиб­кой бы­ло бы счи­тать ис­то­ри­чес­кое или ас­т­ро­но­ми­чес­кое вре­мя рас­ши­ре­ни­ем че­ло­ве­чес­ко­го вре­ме­ни, на­ше­го лич­но­го вре­ме­ни. Это со­вер­шен­но неп­ра­виль­но, и при­во­дит к ис­ка­жен­но­му взгля­ду на со­бы­тия в ми­ре и все­лен­ной вок­руг нас. Как мы уви­дим поз­же, ис­то­ри­чес­кое вре­мя, то есть вре­мя ци­ви­ли­за­ций, так­же раз­ви­ва­ет­ся ло­га­риф­ми­чес­ки - но ско­рее на шка­ле ве­ков, чем де­ся­ти­ле­тий. И кро­ме то­го, как мы ус­та­но­ви­ли в гла­ве о ми­ре При­ро­ды, зем­ное вре­мя, ох­ва­ты­ва­ющее пе­ри­оды в мил­ли­оны лет, раз­ви­ва­ет­ся не толь­ко ло­га­риф­ми­чес­ки, но в об­рат­ном по­ряд­ке - то есть, каж­дая пос­ле­ду­ющая эра ко­ро­че, а не длин­нее, ско­рее сжа­та, чем рас­тя­ну­та.

Временной фон че­ло­ве­ка мож­но приб­ли­зи­тель­но пред­с­та­вить се­бе в об­ра­зе ци­фер­б­ла­та, на ко­то­ром од­нов­ре­мен­но вра­ща­ют­ся ме­сяч­ная, ча­со­вая, ми­нут­ная и се­кун­д­ная стрел­ки. Но что­бы этот об­раз был бо­лее пра­виль­ным, нуж­но пред­с­та­вить, что не­ко­то­рые стрел­ки спе­шат, дру­гие от­с­та­ют, а не­ко­то­рые да­же вра­ща­ют­ся в об­рат­ную сто­ро­ну. Ес­ли бы те­перь се­кун­д­ная стрел­ка во­об­ра­зи­ла, что ок­руж­ность ци­фер­б­ла­та - это бес­ко­неч­ная пря­мая ли­ния, из­ме­ря­емая толь­ко в од­ном нап­рав­ле­нии и с од­ной ско­рос­тью, и раз­де­лен­ная на оди­на­ко­вые час­ти, ко­то­рые име­ют од­но не­из­мен­ное зна­че­ние для всех стре­лок, то это в не­ко­то­рой сте­пе­ни пред­с­тав­ля­ло бы обыч­ное вос­п­ри­ятие че­ло­ве­ка и его ил­лю­зию о при­ро­де вре­ме­ни.

Это лег­ко под­т­вер­ж­да­ет­ся од­ной об­щей для всех лю­дей ил­лю­зи­ей - той, что для каж­до­го че­ло­ве­ка внеш­ние со­бы­тия его юнос­ти - ког­да его соб­с­т­вен­ное вре­мя вме­ща­ло в се­бя боль­ше - ви­дят­ся ему бо­лее зна­чи­тель­ны­ми, чем со­бы­тия его ста­рос­ти. Для вось­ми­де­ся­ти­лет­не­го ве­те­ра­на Ис­па­но-Аме­ри­кан­с­кая или Бур­с­кая вой­на яв­ля­ет­ся бо'ль­шим со­бы­ти­ем, чем Вто­рая Ми­ро­вая вой­на. И впол­не яс­но, по­че­му. Для не­го один год вой­ны в пе­ри­од рас­ц­ве­та его жиз­ни в три ра­за длин­нее го­да вой­ны в его ста­рос­ти, и все со­бы­тия, ко­то­рые со­дер­жал тот год, в три ра­за силь­нее, ши­ре, боль­ше и на­пол­нен­нее, чем в пос­лед­ние го­ды.

С дру­гой сто­ро­ны, в не­ко­то­рые пе­ри­оды ис­то­рии, ка­кие-то внеш­не нез­на­чи­тель­ные со­бы­тия, как, нап­ри­мер, свя­зан­ные с жиз­нью Хрис­та, мо­гут иметь ог­ром­ное зна­че­ние и про­дол­жать ока­зы­вать свое воз­дей­с­т­вие сот­ни и ты­ся­чи лет, по­то­му что, бу­ду­чи не­за­мет­ны­ми для че­ло­ве­чес­ко­го наб­лю­де­ния, они от­но­сят­ся к пер­вым ми­ну­там ци­ви­ли­за­ции, ког­да ее про­цес­сы раз­ви­ва­ют­ся с ог­ром­ной ско­рос­тью.

Таким об­ра­зом, че­ло­ве­чес­кие су­щес­т­ва, бес­соз­на­тель­но из­ме­ряя все внеш­ние со­бы­тия по сво­ему соб­с­т­вен­но­му внут­рен­не­му вре­ме­ни, склон­ны де­лать их дли­нее или ко­ро­че, боль­ше или мень­ше, чем они есть в ре­аль­нос­ти - то есть чем они есть по их соб­с­т­вен­но­му вре­ме­ни.

Таким об­ра­зом, ког­да мы рас­смат­ри­ва­ем воп­ро­сы вре­ме­ни, пер­вое, что дол­ж­но ин­те­ре­со­вать нас - чье вре­мя, вре­мя че­го? В пер­вых двух час­тях этой гла­вы мы рас­смат­ри­ва­ли вре­мя че­ло­ве­ка. Но что на са­мом де­ле оно оз­на­ча­ет? Оно, по-ви­ди­мо­му, оз­на­ча­ет шка­лу вре­ме­ни очень слож­но­го кле­точ­но­го ор­га­низ­ма, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся с пер­во­го де­ле­ния и ум­но­же­ния его пер­во­на­чаль­ной клет­ки, и за­кан­чи­ва­ет­ся его раз­ру­ше­ни­ем как фун­к­ци­они­ру­юще­го це­ло­го и рас­па­дом в док­ле­точ­ную ма­те­рию. Это ли­ния вре­ме­ни ор­га­ни­чес­ко­го че­ло­ве­ка, че­ло­ве­ка как фи­зи­чес­ко­го те­ла. И обыч­но это един­с­т­вен­ное вре­мя, ко­то­рое мы зна­ем и ко­то­рое соз­на­ем.

Когда мы го­во­рим о "че­ло­ве­ке", мы на са­мом де­ле го­во­рим о его уров­не соз­на­ния или про­буж­ден­нос­ти, ка­ки­ми бы за­ча­точ­ны­ми они ни бы­ли. По­то­му что все ос­таль­ное яв­ля­ет­ся не че­ло­ве­чес­ким, но хи­ми­чес­ким, би­оло­ги­чес­ким или жи­вот­ным. Од­на из ха­рак­тер­ных черт соз­на­ния че­ло­ве­ка, да­же на­ивыс­ше­го уров­ня обыч­но­го соз­на­ния, в том, что оно ог­ра­ни­че­но ор­га­ни­чес­кой фор­мой. Обыч­ным об­ра­зом че­ло­век не мо­жет при­ло­жить свое соз­на­ние к ма­те­рии в элек­т­рон­ном или мо­ле­ку­ляр­ном сос­то­янии, а так­же и к свер­х­че­ло­ве­чес­ким фор­мам, как кон­ти­нен­ты или ци­ви­ли­за­ции. Он мо­жет ду­мать об этой воз­мож­нос­ти, и меч­тать о ней в по­эти­чес­кой фор­ме, но он не мо­жет осу­щес­т­вить ее в ре­аль­нос­ти. По­это­му у нас есть все ос­но­ва­ния рас­смат­ри­вать это ор­га­ни­чес­кое вре­мя его фи­зи­чес­кой фор­мы как вре­мя обыч­но­го че­ло­ве­ка.

Но яв­ля­ет­ся ли оно един­с­т­вен­но воз­мож­ным вре­ме­нем? Или для че­ло­ве­ка су­щес­т­ву­ют дру­гие по­тен­ци­аль­ные вре­ме­на? Ведь мы зна­ем по опы­ту, что в лю­бой мо­мент на­ше би­оло­ги­чес­кое вре­мя мо­жет вый­ти из сво­их гра­ниц, рас­ко­лов­шись и вый­дя за свои пре­де­лы от втор­же­ния бо­ли, ра­дос­ти или удив­ле­ния. Мгно­вен­но и без вся­ко­го пре­дуп­реж­де­ния од­на из на­ших веч­но пус­тых ми­нут вдруг рас­ц­ве­та­ет в бес­ко­неч­ность ощу­ще­ний и по­ни­ма­ний. Как это про­ис­хо­дит, и что это оз­на­ча­ет?

В гла­ве о Сол­н­це мы го­во­ри­ли, как при стол­к­но­ве­нии твор­чес­кой сол­неч­ной энер­гии с зем­лей элек­т­ро­ны за­пи­ра­ют­ся в мо­ле­ку­лы, мо­ле­ку­лы - в клет­ки, и, мы мо­жем до­ба­вить, клет­ки в ор­га­ни­чес­кие те­ла, вклю­чая и те­ло че­ло­ве­ка. Но элек­т­ро­ны, мо­ле­ку­лы и клет­ки про­дол­жа­ют су­щес­т­во­вать в этих те­лах, и они про­дол­жа­ют ра­бо­тать с их соб­с­т­вен­ным вре­ме­нем. Та­ким об­ра­зом, че­ло­ве­чес­кое те­ло, с его при­выч­ным пол­ным вре­ме­нем, со­дер­жит бо­лее быс­т­рое вре­мя кле­ток, еще бо­лее быс­т­рое вре­мя мо­ле­кул, и поч­ти не­пос­ти­жи­мо быс­т­рое вре­мя элек­т­ро­нов. И точ­но так же, как ци­ви­ли­за­ция, с ее соб­с­т­вен­ной дли­тель­нос­тью и вре­ме­нем, не толь­ко со­дер­жит нам­но­го бо­лее быс­т­рое вре­мя от­дель­ных лю­дей, но и сос­то­ит из их вре­мен, так и каж­дая часть те­ла че­ло­ве­ка сос­то­ит и про­ни­за­на эти­ми тре­мя па­рал­лель­ны­ми вре­ме­на­ми.

Как мы уже ска­за­ли, обыч­но не­воз­мож­но пред­с­та­вить соз­на­ние че­ло­ве­ка, от­не­сен­ное к че­му-ли­бо, кро­ме кле­точ­но­го те­ла, или уп­рав­ля­емое чем-ли­бо, кро­ме вре­ме­ни это­го те­ла. Мы не зна­ем, ка­кие дол­ж­ны быть соз­да­ны но­вые пси­хо­ло­ги­чес­кие и да­же фи­зи­оло­ги­чес­кие свя­зи, что­бы пе­рек­лю­чить соз­на­ние че­ло­ве­ка на вре­мя, нап­ри­мер, его мо­ле­ку­ляр­но­го двой­ни­ка. Од­на­ко рас­ска­зы о крат­ков­ре­мен­ных мис­ти­чес­ких сос­то­яни­ях, со­дер­жа­щих бес­ко­неч­ное бо­гат­с­т­во пе­ре­жи­ва­ний, о стран­ных ощу­ще­ни­ях за­мед­ле­ния вре­ме­ни в мо­мен­ты край­ней опас­нос­ти, о дол­гих сно­ви­де­ни­ях в мо­мент про­буж­де­ния, от­ра­жа­ющих, ви­ди­мо, внут­рен­ние про­цес­сы те­ла, все на­во­дят на мысль, что это пе­рек­лю­че­ние соз­на­ния на дру­гое вре­мя дей­с­т­ви­тель­но иног­да слу­чай­но про­ис­хо­дит - под воз­дей­с­т­ви­ем силь­ной эмо­ции или ин­с­тин­к­тив­но­го стрес­са.

Однако спо­со­бы на­ме­рен­но­го пе­ре­но­са соз­на­ния в бо­лее быс­т­рое вре­мя нам не­из­вес­т­ны, и, оче­вид­но, эта спо­соб­ность, ес­ли она су­щес­т­ву­ет, от­но­сит­ся к уров­ню соз­на­ния нам­но­го бо­лее вы­со­ко­му, чем лю­бой из из­вес­т­ных нам. Не мно­го нуж­но во­об­ра­же­ния, что­бы по­нять, что та­кая спо­соб­ность дол­ж­на вклю­чать не толь­ко не­ве­ро­ят­но труд­ное из­ме­не­ние мар­ш­ру­та нер­в­ных им­пуль­сов меж­ду спин­но­моз­го­вой и сим­па­ти­чес­ки­ми сис­те­ма­ми, но так­же и об­щее вос­пи­та­ние и уси­ле­ние соз­на­ния и во­ли - что­бы про­ти­вос­то­ять тем шо­кам и ужа­сам, ко­то­рые бу­дут соп­ро­вож­дать эти со­вер­шен­но но­вые и не­ожи­дан­ные ощу­ще­ния. Имен­но по этим при­чи­нам ра­бо­та прак­ти­чес­ко­го про­ник­но­ве­ния в дру­гие вре­ме­на бы­ла ог­ра­ни­че­на соз­дан­ны­ми для этой це­ли шко­ла­ми.

На са­мом де­ле про­ник­но­ве­ние в дру­гие вре­ме­на, свя­зан­ное с соз­да­ни­ем соз­на­ния в фун­к­ци­ях, до это­го не­соз­на­тель­ных или не­уп­рав­ля­емых, име­ет двой­ное след­с­т­вие. Как ре­зуль­тат бо­лее ши­ро­ких и глу­бо­ких про­ни­ка­ющих спо­соб­нос­тей ма­те­рии в этих бо­лее быс­т­рых сос­то­яни­ях, соз­на­ние об их вре­ме­нах при­но­сит с со­бой не­ко­то­рое соз­на­ние о ми­рах, из ко­то­рых они про­ис­хо­дят. Про­ник­но­ве­ние в внут­ри-че­ло­ве­чес­кое вре­мя кле­ток соз­да­ет соз­на­ние вне-че­ло­ве­чес­ких рит­мов При­ро­ды, во вре­мя мо­ле­кул - соз­на­ние зем­но­го вре­ме­ни, тог­да как даль­ней­шее про­ник­но­ве­ние в элек­т­рон­ное вре­мя оз­на­ча­ет та­кое же про­буж­де­ние в сол­неч­ное вре­мя. Та­ким об­ра­зом, пе­ре­вод соз­на­ния к каж­дой выс­шей фун­к­ции да­ет че­ло­ве­ку зна­ние двух но­вых ми­ров - од­но­го мень­ше­го и од­но­го боль­ше­го.

Еще од­на идея воз­ни­ка­ет из это­го мно­жес­т­ва че­ло­ве­чес­ких вре­мен. Вре­мя, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся за­ча­ти­ем и за­кан­чи­ва­ет­ся смер­тью, - это вре­мя кле­точ­но­го те­ла. Но мо­ле­ку­ляр­ная ма­те­рия, из ко­то­рой сос­то­ит яй­цек­лет­ка и в ко­то­рую рас­па­да­ет­ся труп, не уми­ра­ет, и ее вре­мя не за­кан­чи­ва­ет­ся. Для че­ло­ве­ка мо­ле­ку­ляр­ное и элек­т­рон­ное вре­мя не толь­ко су­щес­т­ву­ет внут­ри его фи­зи­чес­ко­го те­ла, но так­же пос­ле не­го и до не­го. Та­ким об­ра­зом, мо­ле­ку­ляр­ное и элек­т­рон­ное вре­мя, и все, что они оз­на­ча­ют, дол­ж­но быть близ­ко свя­за­но с проб­ле­мой сос­то­яний пос­ле смер­ти и до рож­де­ния.

Наказание че­ло­ве­ка за его сла­бое соз­на­ние, ко­то­рое обыч­но не спо­соб­но ос­во­бо­дить­ся от вре­ме­ни и фор­мы его кле­точ­но­го те­ла, в том, что это бес­смер­тие мо­ле­ку­ляр­ной и элек­т­рон­ной ма­те­рии к не­му со­вер­шен­но не от­но­сит­ся. Но ес­ли бы он соз­дал в се­бе соз­на­ние дос­та­точ­но силь­ное, что­бы про­ни­кать в дру­гие ми­ры и вре­ме­на внут­ри сво­его соб­с­т­вен­но­го при­выч­но­го те­ла, тог­да все его от­но­ше­ние к бес­смер­тию мог­ло бы на са­мом де­ле пол­нос­тью из­ме­нить­ся.

 


Шесть процессов в человеке

 


РОСТ

 

Теперь у нас дос­та­точ­но ма­те­ри­ала, что­бы пос­та­рать­ся вы­яс­нить то, как шесть ос­нов­ных про­цес­сов, ра­бо­ту ко­то­рых мы ви­де­ли в Сол­неч­ной Сис­те­ме, про­яв­ля­ют се­бя в мик­ро­кос­ме че­ло­ве­ка. Мы рас­смот­рим их здесь в том же по­ряд­ке, как и тог­да, на­чи­ная с пер­во­на­чаль­но­го про­цес­са рос­та.

Процесс рос­та - это тот про­цесс, ко­то­рый на шка­ле все­лен­ной соз­да­ет всю пос­ле­до­ва­тель­ность ми­ров, про­из­во­дя из един­с­т­ва и по­тен­ци­аль­нос­ти раз­но­об­ра­зие, фор­му и про­яв­ле­ние. Твор­чес­кие фак­то­ры здесь дей­с­т­ву­ют в по­ряд­ке - жизнь, ма­те­рия, фор­ма. Ак­тив­ный им­пульс пог­ру­жа­ет­ся в пас­сив­ный ма­те­ри­ал, что­бы в прос­т­ран­с­т­ве меж­ду ни­ми соз­дать жи­вое яв­ле­ние.

Как в лю­бом дру­гом сот­во­рен­ном су­щес­т­ве, в че­ло­ве­ке этот про­цесс на­чи­на­ет­ся сра­зу пос­ле за­ча­тия. Он не от­но­сит­ся к са­мо­му за­ча­тию, ко­то­рое при­над­ле­жит дру­го­му про­цес­су - про­цес­су пе­ре­рож­де­ния, - его мы рас­смот­рим пос­лед­ним. В том та­ин­с­т­вен­ном ак­те не­кий не­ви­ди­мый и не­ощу­ти­мый сим­вол ин­ди­ви­ду­аль­но­го су­щес­т­ва, дей­с­т­вуя из ка­ко­го-то не­из­вес­т­но­го из­ме­ре­ния вре­ме­ни, зас­тав­ля­ет пас­сив­ную яй­цек­лет­ку неп­ре­одо­ли­мо при­тя­ги­вать к се­бе ак­тив­ную спер­му, ко­то­рая оп­ло­дот­во­рит ее и даст ей жизнь. От­ку­да этот сим­вол вхо­дит, и ка­ким ма­те­ри­аль­ным сред­с­т­вом поль­зу­ет­ся - это од­ни из са­мых ве­ли­чай­ших тайн бы­тия. И толь­ко поз­же мы уви­дим, что он при­но­сит­ся че­рез вре­мя, а имен­но из пред­с­мер­т­ной аго­нии то­го, кто бу­дет за­чат.

Но в мо­мент, ког­да за­ча­тие окон­че­но, на­чи­на­ет­ся рост. Там, где бы­ли два эле­мен­та, муж­с­кой и жен­с­кий, те­перь лишь один - яй­цек­лет­ка, оп­ло­дот­во­рен­ная и бе­ре­мен­ная. В этой оди­ноч­ной клет­ке об­ра­зу­ют­ся два по­лю­са, ак­тив­ный и пас­сив­ный, меж­ду ни­ми по­ля­ри­зу­ют­ся ге­ны, клет­ка де­лит­ся на две, за­тем че­ты­ре, во­семь, шес­т­над­цать, трид­цать две, и так да­лее. Это точ­ная жи­вая мо­дель сфе­ры Аб­со­лю­та, бес­ко­неч­но раз­м­но­жа­юще­го га­лак­ти­ки, ко­то­рую мы пред­с­тав­ля­ли се­бе в на­ча­ле кни­ги. Из­лу­че­ние жиз­ни, дей­с­т­ву­ющее на ма­те­рию, соз­да­ет бес­ко­неч­ную мно­жес­т­вен­ность фор­мы.

Примерно на вось­мой день эта, те­перь ак­тив­ная, оп­ло­дот­во­рен­ная яй­цек­лет­ка (жизнь), уве­ли­чив­шись в объ­еме в нес­коль­ко сот раз, вы­хо­дит из фал­ло­пи­евой тру­бы, прик­реп­ля­ет­ся, как к мес­ту от­ды­ха и пи­та­тель­ной поч­ве, к стен­ке мат­ки (ма­те­рия), че­рез ко­то­рую вы­тя­ги­ва­ет се­бе пи­щу из ма­те­рин­с­ко­го ор­га­низ­ма, и на­чи­на­ет раз­ви­вать слож­ную эм­б­ри­ональ­ную струк­ту­ру (фор­му). Эта ста­дия при­но­сит диф­фе­рен­ци­ацию, - поч­ти не­раз­ли­чи­мая кле­точ­ная мас­са яй­цек­лет­ки де­лит­ся на обо­лоч­ки ам­ни­она и ал­лан­то­иса, с со­дер­жа­щи­ми­ся в них жид­кос­тя­ми, и са­мо­го эм­б­ри­она внут­ри них. К двад­цать вось­мо­му дню этот про­цесс прод­ви­нут уже до­воль­но да­ле­ко. Ана­ло­гич­ной на кос­ми­чес­кой шка­ле яв­ля­ет­ся диф­фе­рен­ци­ация час­тей Сол­неч­ной Сис­те­мы с цен­т­раль­ным Сол­н­цем и ох­ва­ты­ва­ющи­ми его пла­нет­ны­ми сфе­ра­ми.

О сле­ду­ющей ста­дии рос­та мож­но ска­зать, что она свя­за­на, ви­ди­мо, с от­де­ле­ни­ем внут­ри са­мо­го эм­б­ри­она рас­ти­тель­ной, бес­поз­во­ноч­ной и поз­во­ноч­ной сто­рон, уч­реж­да­ющих те­перь свои штаб­к­вар­ти­ры со­от­вет­с­т­вен­но в киш­ках, гру­ди и го­ло­ве. В то же вре­мя, во вре­мен­ном сход­с­т­ве эм­б­ри­она на этой ста­дии с рас­те­ни­ем, ры­бой и мле­ко­пи­та­ющим вид­на ана­ло­гия с тво­ре­ни­ем ми­ра при­ро­ды. На са­мом де­ле, внеш­не не су­щес­т­ву­ет ни­че­го, что от­ли­ча­ло бы ме­сяч­ный че­ло­ве­чес­кий эм­б­ри­он от эм­б­ри­она ля­гуш­ки, ку­ри­цы или ло­ша­ди.

В кон­це вто­ро­го ме­ся­ца эм­б­ри­он, прой­дя че­рез га­лак­ти­чес­кую, сол­неч­ную и раз­лич­ные ор­га­ни­чес­кие ста­дии, на­хо­дит­ся на по­ро­ге че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды. Это его пер­вая ве­ха на шка­ле жиз­ни. Эм­б­ри­он здесь ста­но­вит­ся пас­сив­ным и ждет. И те­перь ак­тив­ная си­ла, ко­то­рую для луч­ше­го по­ни­ма­ния мы на­зо­вем нас­лед­с­т­вен­нос­тью, вдруг выд­ви­га­ет­ся из вре­ме­ни, что­бы соз­дать че­ло­ве­чес­кую фор­му. В этом еще нет ни­че­го от ин­ди­ви­ду­аль­но­го че­ло­ве­ка, так же как нет ни­че­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го в по­ло­вом вле­че­нии пе­ри­ода по­ло­вой соз­ре­ва­ния. Это уро­вень все­го че­ло­ве­чес­т­ва - или, воз­мож­но, ро­да - и сле­ду­ющая ста­дия диф­фе­рен­ци­ации внут­ри всей об­щей ве­ли­кой ка­те­го­рии ор­га­ни­чес­кой жиз­ни. Че­ло­ве­чес­кая нас­лед­с­т­вен­ность (жизнь), по­се­ля­ясь в ожи­да­ющем эм­б­ри­оне (ма­те­рия), соз­да­ет уже нас­то­ящий че­ло­ве­чес­кий за­ро­дыш (фор­ма).

Мы не име­ем воз­мож­нос­ти раз­ли­чить все мно­жес­т­во пос­ле­до­ва­тель­ных три­ад рос­та, ко­то­рые пос­те­пен­но за­вер­ша­ют сот­во­ре­ние мла­ден­ца, го­то­во­го к рож­де­нию. Не­сом­нен­но, что каж­дый пе­ри­од меж­ду глав­ны­ми ве­ха­ми жиз­ни мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как ок­та­ва из се­ми ста­дий, та­ких же, как те, ко­то­рые мы ра­нее опи­сы­ва­ли по от­дель­нос­ти. Каж­дая из этих ста­дий бу­дет вклю­чать в се­бя пог­ру­же­ние ак­тив­но­го прин­ци­па все глуб­же в ма­те­рию и фор­му, да­ющее в ре­зуль­та­те ор­га­низм, ко­то­рый уже сам де­ла­ет сле­ду­ющий шаг вниз, до оп­ре­де­лен­ной гра­ни­цы. Ког­да этот про­цесс, сле­ду­ющий ес­тес­т­вен­ным хо­дом нис­хо­дя­щей ок­та­вы, дос­ти­га­ет ин­тер­ва­ла или па­узы, то, ви­ди­мо, из­в­не вхо­дит не­кая ак­тив­ная си­ла, да­ющая за­ро­ды­шу не­об­хо­ди­мый им­пульс к сле­ду­ющей ста­дии раз­ви­тия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: