Шесть процессов в человеке 20 глава




Мы ви­де­ли, как это про­изош­ло на пер­вой ве­хе. На вто­рой (130) дней, вхо­дит дру­гой шок. Как буд­то проз­ре­вая ка­ким-то уди­ви­тель­ным об­ра­зом то, чем он бу­дет в зре­лом воз­рас­те, ког­да, став впол­не взрос­лым че­ло­ве­ком, дос­тиг­нет мак­си­му­ма лич­ной си­лы и опы­та, этот ут­роб­ный плод на пя­том ме­ся­це сво­его соз­ре­ва­ния вдруг при­об­ре­та­ет все приз­на­ки от­дель­но­го че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­ва по об­ще­му об­раз­цу ро­да люд­с­ко­го. На пер­вой ве­хе, по ка­ко­му-то срод­с­т­ву с пе­ри­одом по­ло­во­го соз­ре­ва­ния, за­ро­дыш ста­но­вит­ся че­ло­ве­чес­ким; на вто­рой, по та­ко­му же срод­с­т­ву с пе­ри­одом зре­лос­ти, он ста­но­вит­ся от­дель­ным су­щес­т­вом. Как та­кие пред­з­на­ме­но­ва­ния мо­гут свя­зы­вать од­ну часть жиз­ни с дру­гой че­рез вре­мя, мо­жет про­яс­нить­ся нам поз­же.

Каждый из шес­ти ос­нов­ных про­цес­сов про­из­во­дит оп­ре­де­лен­ные ве­щес­т­ва, яв­ля­ющи­еся ха­рак­тер­ны­ми для не­го, как, нап­ри­мер, от­ра­бо­тан­ные и инер­т­ные ма­те­рии ха­рак­тер­ны для про­цес­са раз­ру­ше­ния, а яды для про­цес­са бо­лез­ни. Не ста­ра­ясь по­ка еще клас­си­фи­ци­ро­вать их хи­ми­чес­ки или фи­зи­чес­ки, мы мо­жем ска­зать, что ве­щес­т­ва, ха­рак­тер­ные для про­цес­са, ко­то­рый мы сей­час рас­смат­ри­ва­ем, - это тон­кие ма­те­рии, име­ющие свой­с­т­во про­из­во­дить ум­но­же­ние диф­фе­рен­ци­ацию ор­га­ни­за­цию фун­к­цию и фор­му. Все это вмес­те, уви­ден­ное во вре­ме­ни, пред­с­тав­ля­ет­ся нам как об­щее яв­ле­ние рос­та.

О про­ис­хож­де­нии этих ве­ществ в че­ло­ве­чес­ком ор­га­низ­ме мы зна­ем очень ма­ло. Из­вес­т­но, од­на­ко, что ви­лоч­ко­вая же­ле­за близ­ко свя­за­на с ум­но­же­ни­ем кле­ток, ко­то­рое ему обыч­но при­пи­сы­ва­ет­ся, по­то­му что ког­да го­ло­вас­ти­ки пи­та­ют­ся од­ним толь­ко ее эк­с­т­рак­том, их ткань ум­но­жа­ет­ся без даль­ней­шей диф­фе­рен­ци­ации, соз­да­вая ги­ган­т­с­ких го­ло­вас­ти­ков. Мы зна­ем да­лее, что ди­фе­рен­ци­ация фун­к­ций и со­вер­шен­с­т­во­ва­ние фор­мы ка­ким-то об­ра­зом сти­му­ли­ру­ет­ся под­же­лу­доч­ной же­ле­зой. Го­ло­вас­ти­ки, вскор­м­лен­ные на од­ном эк­с­т­рак­те под­же­лу­доч­ной же­ле­зы, прев­ра­ща­ют­ся в ля­гу­шек, ма­лень­ких как му­хи. По­это­му весь­ма воз­мож­но, что все же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции име­ют в ка­чес­т­ве од­ной из сво­их фун­к­ций вы­де­ле­ние тон­ких ве­ществ рос­та, ко­то­рые пос­ле­до­ва­тель­но вхо­дят в ор­га­низм, что­бы со­вер­шить весь цикл те­лес­но­го раз­ви­тия.

В лю­бом слу­чае мож­но ска­зать, что де­ятель­ность рос­та, за­пу­щен­но­го со всей ог­ром­ной си­лой при­ро­ды в от­п­рав­ной точ­ке жиз­нен­но­го кру­га, по ме­ре дви­же­ния жиз­ни пос­те­пен­но за­мед­ля­ет­ся. В 10 лет прак­ти­чес­ки пе­рес­та­ет рас­ти мозг; в 12 лет дос­ти­га­ют­ся окон­ча­тель­ные про­пор­ции фор­мы; в 17 ста­но­вит­ся поч­ти не­из­мен­ной дли­на те­ла, а в 22 - кле­точ­ная мас­са. Лю­бые даль­ней­шие уве­ли­че­ния яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том опу­хо­ли или рас­тя­же­ния кле­ток, а так­же от­ло­же­ния жи­ра - про­цес­са, не име­юще­го ни­че­го об­ще­го с ум­но­же­ни­ем и диф­фе­рен­ци­аци­ей рос­та.

Если брать жизнь че­ло­ве­ка как це­лое, мы мо­жем ска­зать, что с воз­рас­том за­мед­ле­ние рос­та соп­ро­вож­да­ет­ся пос­то­ян­ным уси­ле­ни­ем раз­ло­же­ния. Бо­лезнь и смерть яв­ля­ют­ся не­из­беж­ной обо­рот­ной сто­ро­ной и кон­цом рос­та. Рас­пад сок­ру­ша­ет ор­га­ни­за­цию.

Но преж­де чем пе­рей­ти к сле­ду­юще­му про­цес­су, мы мо­жем кос­нуть­ся про­цес­са рос­та с бо­лее об­щей точ­ки зре­ния. Как этот про­цесс вы­ра­жа­ет се­бя пси­хо­ло­ги­чес­ки и эмо­ци­ональ­но, на уров­не по­ве­де­ния и при­выч­ки?

Мы ви­де­ли, что он пред­с­тав­ля­ет со­бой пог­ру­же­ние ду­ха в ма­те­рию, про­из­во­дя­щее в ре­зуль­та­те неч­то сред­нее меж­ду ни­ми. Так же и в пси­хи­чес­кой жиз­ни че­ло­ве­ка он сим­во­ли­зи­ру­ет пос­то­ян­ный ком­п­ро­мисс, стрем­ле­ние, на­тал­ки­ва­юще­еся на соп­ро­тив­ле­ние, пот­реб­ность, встре­ча­ющу­юся с пре­пят­с­т­ви­ем, что­бы быть ос­та­нов­лен­ны­ми на пол­пу­ти до пол­но­го удов­лет­во­ре­ния, - это не­кая точ­ка рав­но­ве­сия. Он яв­ля­ет­ся тем спо­со­бом, ко­то­рым все слу­ча­ет­ся в жиз­ни че­ло­ве­чес­т­ва - ма­не­ры, обы­чаи, при­выч­ки, бес­ко­неч­ное ус­лож­не­ние и раз­но­об­ра­зие, про­ис­хо­дя­щее из прис­по­соб­ле­ния стрем­ле­ний к об­с­то­ятель­с­т­вам, од­но­го же­ла­ния к дру­гим же­ла­ни­ям. Он яв­ля­ет­ся рав­но­дей­с­т­ву­ющей сил.

Возьмем обыч­ный при­мер. Не­кий че­ло­век в юнос­ти ис­пы­ты­ва­ет страс­т­ное же­ла­ние стать ве­ли­ким жи­во­пис­цем. Это ак­ти­ви­зи­ру­ющее же­ла­ние пог­ру­жа­ет­ся в са­мую обыч­ную ма­те­рию, то есть соп­ро­тив­ле­ние жиз­ни,- бед­ность, не­дос­та­ток ве­зе­ния, от­вет­с­т­вен­ность за семью, и так да­лее. К со­ро­ка­лет­не­му воз­рас­ту он об­на­ру­жи­ва­ет се­бя, как рав­но­дей­с­т­ву­ющую этих ак­тив­ной и пас­сив­ной сил, на­ем­ным ху­дож­ни­ком, рас­пи­сы­ва­ющим рек­лам­ные щи­ты. Та­ко­ва ко­неч­ная "фор­ма" его же­ла­ния. Этот про­цесс слу­ча­ет­ся сам по се­бе, как слу­ча­ет­ся рост, ум­но­жая при­чи­ны и кар­му на про­тя­же­нии всей жиз­ни че­ло­ве­ка, и каж­дая рав­но­дей­с­т­ву­ющая яв­ля­ет­ся на­ча­лом но­во­го ус­лож­не­ния.

Так прод­ви­га­ет­ся про­цесс рос­та, пос­те­пен­но и не­от­в­ра­ти­мо, при этом иног­да еще рыв­ка­ми, ко­то­рые по­оче­ред­но от­к­ры­ва­ют и под­чер­ки­ва­ют ка­кую-то но­вую грань ор­га­низ­ма. И че­ло­век, за­во­ро­жен­ный и на­пу­ган­ный, ждет из­ме­не­ния, ко­то­ро­го он не мо­жет ни знать за­ра­нее, ни пре­дот­в­ра­тить. Раз­ве мла­де­нец хо­чет стать ре­бен­ком, а по­бег де­ре­вом? Все слу­ча­ет­ся; рас­к­ру­чи­ва­ет­ся ка­кая -то ог­ром­ная ча­со­вая пру­жи­на все­лен­ной, и во­лей-не­во­лей вмес­те с ней и он, и все дру­гие тво­ре­ния.

И имен­но ког­да че­ло­век на­чи­на­ет чув­с­т­во­вать эту фа­таль­ность рос­та, то бу­ду­чи сла­бым, он на­чи­на­ет се­бя об­ма­ны­вать. Ес­ли рост прев­ра­ща­ет те­ло маль­чи­ка в те­ло муж­чи­ны, те­ло де­воч­ки в те­ло жен­щи­ны, не вкла­ды­ва­ет ли он и муд­рость в их взрос­лые те­ла, и не учит ли рас­ста­вать­ся с дет­с­ки­ми ве­ща­ми? Но нет, он это­го не де­ла­ет. Он да­ет на­коп­ле­ние опы­та, но не ус­во­ение это­го опы­та. Он да­ет на­коп­ле­ние зна­ния, но не раз­ви­тие бы­тия.

Для че­ло­ве­ка ос­нов­ная сущ­ность это­го про­цес­са в том, что он про­ис­хо­дит не­соз­на­тель­но и неп­ро­из­воль­но. Бес­соз­на­тель­ный и неп­ро­из­воль­ный про­цесс не мо­жет при­нес­ти соз­на­ние и во­лю. Соз­на­ние не мо­жет быть раз­ви­то бес­соз­на­тель­но, ни во­ля не­воль­но. Эти ка­чес­т­ва, не срав­ни­мые с рос­том мыш­цы и ор­га­на, мо­гут быть при­об­ре­те­ны толь­ко дру­гим и со­вер­шен­но от­лич­ным про­цес­сом, соз­на­тель­ным и на­ме­рен­ным с са­мо­го на­ча­ла.

Именно по­это­му идея эво­лю­ции - ге­ни­аль­ная идея в уме Дар­ви­на - ста­ла та­кой бес­силь­ной и лож­ной в по­пу­ляр­ном из­ло­же­нии. Дар­вин, опи­сы­вая по­яв­ле­ние но­вых ви­дов и все бо­лее слож­ных форм в хо­де ге­оло­ги­чес­ких эр, пре­об­ла­да­ние в каж­дой эпо­хе но­во­го и выс­ше­го цар­с­т­ва при­ро­ды, по­чув­с­т­во­вал и от­к­рыл рост Зем­ли. Он по­ка­зал, как взрос­ле­ла фи­зи­чес­кая Зем­ля, точ­но так же, как взрос­ле­ет фи­зи­чес­кий че­ло­век. И как но­вые ви­ды при­бав­ля­лись у Зем­ли по ме­ре ее рос­та, точ­но так же, как но­вые фун­к­ции при­бав­ля­ют­ся у че­ло­ве­ка по ме­ре его рос­та. Это яв­но не име­ло ни­че­го об­ще­го с воз­мож­нос­тью ка­ко­го-ли­бо ви­да прев­зой­ти са­мо­го се­бя, так же как с воз­мож­нос­тью ка­кой-ли­бо фун­к­ции стать соз­на­тель­ной. Здесь, как вы­ра­жал это Ус­пен­с­кий, под­ме­ни­ли кар­ту.

Идею все­об­щей эво­лю­ции, от­не­сен­ную к мо­раль­но­му раз­ви­тию че­ло­ве­чес­т­ва, мож­но под­к­ре­пить толь­ко со­вер­шен­но про­из­воль­ным вы­бо­ром при­ме­ров - срав­ни­вая, нап­ри­мер, ме­то­ды ин­к­ви­зи­ции с сов­ре­мен­ной сво­бо­дой прес­сы в Со­еди­нен­ных Шта­тах, но при этом за­бы­вая срав­нить сред­не­ве­ко­вое пра­во убе­жи­ща с сов­ре­мен­ной ор­га­ни­за­ци­ей кон­цен­т­ра­ци­он­ных ла­ге­рей.

В на­ши дни сло­во эво­лю­ция ис­поль­зу­ет­ся без раз­ли­чия и для про­цес­са рос­та, и для про­цес­са со­вер­шен­с­т­во­ва­ния, ко­то­рый мы рас­смот­рим сле­ду­ющим, и для про­цес­са пе­ре­рож­де­ния, о ко­то­ром мы зна­ем мень­ше все­го. Пол­нос­тью ис­ка­зив­шись по смыс­лу, оно да­же прев­ра­ти­лось в ка­кую-то га­ран­тию из­го­то­ви­те­ля - о том, что каж­дый от­дель­ный ось­ми­ног од­наж­ды ра­зовь­ет­ся в Буд­ду, и что, без вся­ко­го уси­лия или на­ме­ре­ния с их сто­ро­ны, все лю­ди не­из­беж­но ста­нут муд­ры­ми.

Это так же фан­тас­тич­но, как ве­рить, что поз­во­лив сво­ему ка­ноэ дрей­фо­вать вниз по ре­ке, пу­те­шес­т­вен­ник не­из­беж­но ока­жет­ся на вер­ши­не вы­со­чай­шей го­ры. Про­цесс рос­та в са­мом де­ле яв­ля­ет­ся ог­ром­ной кос­ми­чес­кой ре­кой, веч­но те­ку­щей от Соз­да­те­ля. Ес­ли по­ла­гать­ся на од­но лишь ее те­че­ние, то су­щес­т­ву­ет толь­ко од­но нап­рав­ле­ние, в ко­то­ром че­ло­век мо­жет дви­гать­ся - это вниз. А что­бы под­ни­мать­ся вверх по ре­ке, не­об­хо­ди­мо дру­гое по­ни­ма­ние, дру­гая энер­гия и дру­гое уси­лие.

 

УСВОЕНИЕ

 

В этом вто­ром про­цес­се пас­сив­ная ма­те­рия под­вер­га­ет­ся дей­с­т­вию жиз­нен­ной си­лы и этим под­ни­ма­ет­ся или пре­об­ра­зу­ет­ся в ма­те­рию бо­лее вы­со­ко­го уров­ня. Все про­цес­сы очи­ще­ния, со­вер­шен­с­т­во­ва­ния, при­го­тов­ле­ния пи­щи и пе­ре­гон­ки жид­кос­тей име­ют эту при­ро­ду. Фак­то­ры тво­ре­ния в этом про­цес­се дей­с­т­ву­ют в по­ряд­ке: ма­те­рия, жизнь, фор­ма.

Мы уже мно­го раз ви­де­ли, как раз­ные фун­к­ции че­ло­ве­чес­кой ма­ши­ны ра­бо­та­ют с энер­ги­ей раз­лич­ных нап­ря­же­ний, так ска­зать, с раз­лич­ным топ­ли­вом. Мож­но, нап­ри­мер, пред­с­та­вить пи­ще­ва­ри­тель­ную, ды­ха­тель­ную, ар­те­ри­аль­ную и раз­лич­ные нер­в­ные сис­те­мы как ра­бо­та­ющие со­от­вет­с­т­вен­но на уг­ле, дре­ве­си­не, ке­ро­си­не, вы­со­ко­ок­та­но­вом бен­зи­не и элек­т­ри­чес­т­ве. Про­цесс, ко­то­рым эти выс­шие энер­гии или ви­ды топ­ли­ва вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся пу­тем очи­ще­ния из сво­их на­чаль­ных ма­те­ри­алов пи­щи и воз­ду­ха - это имен­но тот про­цесс, ко­то­рый мы сей­час рас­смат­ри­ва­ем. А пос­ле­до­ва­тель­ные ста­дии, в хо­де ко­то­рых это дос­ти­га­ет­ся, со­вер­шен­но ана­ло­гич­ны опе­ра­ци­ям дис­тил­ля­ции и "кре­кин­га", ко­то­рые про­во­дят­ся на ка­ком-ни­будь боль­шом неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ющем ком­би­на­те с по­мощью дав­ле­ния и ка­та­ли­за­то­ров, то есть опе­ра­ци­ям, на­чи­на­ющим с уг­ля как сы­ро­го ма­те­ри­ала и вы­да­ющим по­боч­ные про­дук­ты с раз­лич­ным удель­ным ве­сом вплоть до чис­тей­ше­го ави­аци­он­но­го бен­зи­на, про­из­вод­с­т­во ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся глав­ным наз­на­че­ни­ем всей ус­та­нов­ки.

Давайте нач­нем с сы­ро­го ма­те­ри­ала, пи­щи. Впер­вые по­па­дая в ор­га­низм, она пред­с­тав­ля­ет со­бой пас­сив­ную ма­те­рию. Во рту она сра­зу же под­вер­га­ет­ся же­ва­тель­ным дви­же­ни­ям че­люс­тей и сме­ши­ва­юще­му дви­же­нию язы­ка, со­еди­нен­ным с раз­жи­жа­ющим дей­с­т­ви­ем слю­ны. Фер­мен­ты в слю­не и пи­ще­ва­ри­тель­ные со­ки рас­к­ры­ва­ют тя­же­лые мо­ле­ку­лы пи­щи, и рас­щеп­ля­ют их на все бо­лее тон­кие час­ти­цы. Все это пред­с­тав­ля­ет ак­тив­ную си­лу жиз­ни. По­лу­ча­юща­яся в ре­зуль­та­те фор­ма - пи­та­тель­ное ве­щес­т­во, из­вес­т­ное как хи­мус,- мо­жет уже ус­во­ить­ся лим­фа­ти­чес­кой сис­те­мой.

Одна из ха­рак­тер­ных черт про­цес­са ус­во­ения в том, что он неп­рев­ры­вен, то есть про­дукт од­ной ста­дии ста­но­вит­ся сы­рым ма­те­ри­алом для сле­ду­ющей. Та­ким об­ра­зом, пе­ре­ва­рен­ная пи­ща, ко­то­рая бы­ла про­дук­том пер­во­го дей­с­т­вия, ста­но­вит­ся пас­сив­ной ма­те­ри­ей для вто­ро­го и, в свою оче­редь, под­вер­га­ет­ся дей­с­т­вию жел­чи и дру­гих ак­тив­ных вы­де­ле­ний пе­че­ни (жизнь). Ряд слож­ных хи­ми­чес­ких про­цес­сов да­ет фор­му или жид­кость, ко­то­рая дос­та­точ­но очи­ще­на, что­бы быть ус­во­ен­ной не­пос­ред­с­т­вен­но в ве­ноз­ную цир­ку­ля­цию.

Мы уже ви­де­ли, что раз­лич­ные сис­те­мы те­ла и со­от­вет­с­т­ву­ющие им энер­гии мо­гут рас­смат­ри­вать­ся как вос­хо­дя­щая ок­та­ва. По­это­му и пос­ле­до­ва­тель­ные ста­дии очи­ще­ния ма­те­рий, при­год­ных для ис­поль­зо­ва­ния в этих сис­те­мах, так­же мо­гут быть рас­смот­ре­ны как ок­та­ва. Та­ким об­ра­зом, пас­сив­ная пи­ща на та­рел­ке мо­жет быть вы­ра­же­на но­той до, хи­мус, по­лу­ча­ющий­ся пос­ле пер­вой ста­дии пре­об­ра­зо­ва­ния - ре, а свер­х­тон­кое пи­та­тель­ное ве­щес­т­во, ко­то­рое ос­мо­ти­чес­ки про­хо­дит в кровь - ми. Здесь мы под­хо­дим к по­лу­то­ну и, как мы за­ме­ти­ли в ус­т­рой­с­т­ве Сол­неч­ной Сис­те­мы и таб­ли­цы эле­мен­тов, При­ро­да, ка­жет­ся, всег­да при­го­тав­ли­ва­ет не­кий осо­бый шок для про­ти­во­дей­с­т­вия нис­хо­дя­щей тен­ден­ции, ко­то­рую пред­с­тав­ля­ют та­кие по­лу­то­на.

Точно так же все ус­т­ро­ено и здесь, и мы на­хо­дим, что те­перь пас­сив­ная ма­те­рия ве­ноз­ной кро­ви встре­ча­ет­ся с ак­ти­ви­зи­ру­ющим прин­ци­пом не внут­ри те­ла, но, на этот раз, при­хо­дя­щим из­в­не. По­ток кро­ви, выс­тав­ля­емый по всей ог­ром­ной по­вер­х­нос­ти лег­ких на воз­дух, вдруг ожив­ля­ет­ся до­бав­ле­ни­ем внеш­не­го кис­ло­ро­да (жизнь), и вы­хо­дит как очи­щен­ная или ар­те­ри­аль­ная кровь (фор­ма).

До сих пор мы ста­ра­лись го­во­рить об этих про­дук­тах раз­лич­ных ста­дий очи­ще­ния в фи­зи­оло­ги­чес­ких тер­ми­нах. Но уже на ста­дии, от­но­ся­щей­ся к цир­ку­ля­ции ар­те­ри­аль­ной кро­ви, та­кое опи­са­ние ста­но­вит­ся весь­ма не­адек­ват­ным, пос­коль­ку мы зна­ем, что цир­ку­ля­ция кро­ви при­но­сит с со­бой не­ко­то­рые субъ­ек­тив­ные ощу­ще­ния, ко­то­рые нель­зя не учи­ты­вать. Пол­но­цен­ный по­ток кро­ви вы­зы­ва­ет ощу­ще­ния теп­ла и хо­ро­ше­го са­мо­чув­с­т­вия; не­дос­та­точ­ный - ощу­ще­ния зяб­кос­ти и уны­ния. Та­кие ощу­ще­ния мо­гут ок­ра­ши­вать всю эмо­ци­ональ­ную жизнь че­ло­ве­ка и оп­ре­де­лять его об­щее от­но­ше­ние к ми­ру.

Чем вы­ше мы под­ни­ма­ем­ся по шка­ле че­ло­ве­чес­ких энер­гий, тем бо­лее важ­ным ста­но­вит­ся это субъ­ек­тив­ное ощу­ще­ние их че­ло­ве­ком, и тем ме­нее удов­лет­во­ри­тель­ны­ми чис­то фи­зи­оло­ги­чес­кие опи­са­ния. По­это­му о сле­ду­ющей ста­дии мы мо­жем ска­зать оп­ре­де­лен­но, что ар­те­ри­аль­ная кровь про­хо­дит че­рез мозг и встре­ча­ет­ся там с не­ким прин­ци­пом, ко­то­рый ак­ти­ви­зи­ру­ет ее нас­толь­ко, что­бы она мог­ла вы­зы­вать элек­т­ри­чес­кие или нер­в­ные ре­ак­ции в ко­ре го­лов­но­го моз­га. Но мы хо­ро­шо зна­ем, что глав­ным про­дук­том этой час­т­ной ста­дии яв­ля­ет­ся то, что субъ­ек­тив­но пред­с­тав­ля­ет­ся нам как на­ше вос­п­ри­ятие об­ра­зов, на­ша ас­со­ци­ация идей, и во­об­ще то, что мы на­зы­ва­ем на­ши­ми мыс­ля­ми.

На сле­ду­ющей ста­дии энер­гия очи­ща­ет­ся еще даль­ше, до уров­ня, где она ста­но­вит­ся топ­ли­вом нер­в­ной сис­те­мы, уп­рав­ля­ющей с од­ной сто­ро­ны дви­га­тель­ны­ми им­пуль­са­ми, а с дру­гой - неп­ро­из­воль­ной внут­рен­ней де­ятель­нос­тью те­ла. Это та энер­гия, ко­то­рой че­ло­век дви­жет­ся и дей­с­т­ву­ет.

Наконец, од­на пос­лед­няя тран­с­фор­ма­ция про­из­во­дит не­обы­чай­но тон­кие про­яв­ле­ния энер­гии, ко­то­рые мы мо­жем опи­сать фи­зи­оло­ги­чес­ки в тер­ми­нах по­ло­вой фун­к­ции, или, бо­лее субъ­ек­тив­но, как ис­точ­ник це­лой гам­мы выс­ших или твор­чес­ких эмо­ций, на ко­то­рые дан­ное че­ло­ве­чес­кое су­щес­т­во спо­соб­но. Вы­ше это­го мы не зна­ем ни­ка­кой даль­ней­шей тран­с­фор­ма­ции, ес­тес­т­вен­но ве­ду­щей­ся че­ло­ве­чес­ким очис­т­ным ком­би­на­том.

Из этих при­ме­ров яс­но, что на каж­дой ста­дии не­кий пас­сив­ный сы­рой ма­те­ри­ал, об­ра­бо­тан­ный или ус­во­ен­ный не­ким ак­тив­ным прин­ци­пом, уже су­щес­т­ву­ющим в те­ле, в ре­зуль­та­те прев­ра­ща­ет­ся в очи­щен­ное или про­ме­жу­точ­ное ве­щес­т­во, пи­та­ющее, в свою оче­редь, со­от­вет­с­т­ву­ющую фун­к­цию.

На эту те­му час­то за­да­ют воп­рос: "вли­я­ет ли на ус­во­ение вид пи­щи и спо­соб ее при­ема?" Ра­зу­ме­ет­ся, вли­я­ет. С этой точ­ки зре­ния, пер­вым ша­гом бу­дет есть не из под­ра­жа­ния, при­выч­ки или те­ории, но в от­вет на го­лос ин­с­тин­к­тив­но­го ра­зу­ма. Не­об­хо­ди­мо ус­та­но­вить кон­такт с этим ра­зу­мом, ко­то­рый уже зна­ет все о внут­рен­них нуж­дах ор­га­низ­ма, спра­ши­вать его со­ве­та и прис­лу­ши­вать­ся к его тре­бо­ва­ни­ям - ли­бо ис­кать ту или иную пи­щу, ли­бо воз­дер­жи­вать­ся от то­го или ино­го, есть от ду­ши или пос­тить­ся. Без это­го кон­так­та все те­ории о ди­ете мо­гут толь­ко ис­пор­тить ап­пе­тит.

На сле­ду­ющем уров­не чув­с­т­ви­тель­нос­ти ин­те­рес­но стать ос­ве­дом­лен­ным о про­ис­хож­де­нии пи­щи, ко­то­рую ешь. Пи­ща че­ло­ве­ка до­бы­ва­ет­ся из цар­с­т­ва рас­те­ний, как фрук­ты и ово­щи, из цар­с­т­ва бес­поз­во­ноч­ных, как кра­бы и ус­т­ри­цы, из цар­с­т­ва хо­лод­нок­ров­ных поз­во­ноч­ных, как ры­ба, и из цар­с­т­ва теп­лок­ров­ных поз­во­ноч­ных, как дичь или мя­со. Она мо­жет сос­то­ять из ес­тес­т­вен­ных по­боч­ных про­дук­тов дру­гих форм жиз­ни, как яй­ца, мо­ло­ко или мед; или она мо­жет тре­бо­вать при­не­се­ния в жер­т­ву са­мих этих форм жиз­ни. Все это оз­на­ча­ет варь­иру­ющий­ся фак­тор на­си­лия в до­бы­ва­нии че­ло­ве­чес­кой пи­щи, ко­то­рый мо­жет иметь зна­чи­тель­ную важ­ность для ра­сы или на­ции, и да­же в не­ко­то­рых слу­ча­ях для от­дель­но­го че­ло­ве­ка.

К то­му же, еда мо­жет быть пре­об­ра­зо­ва­на, и этот фак­тор на­си­лия час­тич­но ком­пен­си­ро­ван как мас­тер­с­т­вом, вни­ма­ни­ем и ис­кус­ством по­ва­ра, так и соз­на­ни­ем и бла­го­дар­нос­тью едо­ка. Воз­мож­но, не­об­хо­ди­мо со­еди­не­ние на­бож­ной бла­го­дар­нос­ти пе­ред едой ве­ру­юще­го с соз­на­тель­ной "physi­olo­gie du go­ut" гур­мэ, что­бы впол­не раз­га­дать эту тай­ну че­ло­ве­ка, жу­юще­го и пе­ре­ва­ри­ва­юще­го внут­ри се­бя все цар­с­т­во при­ро­ды. По­то­му что ди­ети­ки и ве­ге­те­ри­ан­цы оза­бо­че­ны толь­ко кле­точ­ной при­ро­дой пи­щи, и ее воз­дей­с­т­ви­ем на кле­точ­ную при­ро­ду че­ло­ве­ка: толь­ко от­шель­ник или Бри­йят-Са­ва­рен на­чи­на­ют по­ни­мать ее мо­ле­ку­ляр­ную струк­ту­ру и ис­поль­зо­вать ее для уси­ле­ния сво­ей соб­с­т­вен­ной.

(Брийят-Саварен, Ан­сельм - фран­цуз­с­кий юрист, по­ли­тик и пи­са­тель, ав­тор зна­ме­ни­то­го тру­да "Physi­olo­gue du go­ut".прим. пе­рев.)

Однако, нес­мот­ря на это, ник­то не мо­жет, пи­та­ясь боль­ше или луч­ше, при­об­рес­ти тот ог­ром­ный за­пас но­вой энер­гии, ко­то­рый не­об­хо­дим для са­мо-тран­с­фор­ма­ции. Для это­го нуж­но об­ра­тить­ся к двум дру­гим фор­мам че­ло­ве­чес­ко­го пи­та­ния, - воз­ду­ху и впе­чат­ле­ни­ям - ко­то­рые про­хо­дят че­рез та­кой же ряд очи­ще­ний, да­вая но­вые про­яв­ле­ния на каж­дой ста­дии. Ес­ли твер­дая пи­ща поч­ти ав­то­ма­ти­чес­ки очи­ща­ет­ся до сво­ей ко­неч­ной воз­мож­нос­ти, то ус­во­ение этих двух бо­лее тон­ких форм пи­щи за­ви­сит боль­шей час­тью от вни­ма­ния, по­ни­ма­ния и вы­бо­ра дан­но­го че­ло­ве­ка.

В час­т­нос­ти, в слу­чае впе­чат­ле­ний ус­во­ение не яв­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­чес­ким и вов­се не га­ран­ти­ро­ва­но от при­ро­ды. Оно за­ви­сит пол­нос­тью от уров­ня соз­на­ния вос­п­ри­ни­ма­юще­го. И с уве­ли­че­ни­ем соз­на­ния впе­чат­ле­ния мо­гут очи­щать­ся до уров­ня, где бу­дут при­во­дить к та­кой сте­пе­ни эк­с­та­за, ко­то­рая обыч­но для нас неп­ред­с­та­ви­ма.

Например, кто-то каж­дый день про­хо­дит ми­мо ни­ще­го на ули­це. Иног­да он вос­п­ри­ни­ма­ет ли­цо это­го ни­ще­го, ес­ли во­об­ще вос­п­ри­ни­ма­ет, как смут­ное пят­но на об­щем фо­не, ко­то­рое име­ет не боль­ше смыс­ла или зна­че­ния, чем ста­рый ку­сок га­зе­ты. Впе­чат­ле­ние от­ра­жа­ет­ся в гла­зах это­го че­ло­ве­ка, но не идет даль­ше, не при­во­дит аб­со­лют­но ни к ка­ким про­цес­сам внут­ри ор­га­низ­ма. Но од­наж­ды точ­но та­кой же фо­тог­ра­фи­чес­кий об­раз за­пе­чат­ле­ет­ся очень жи­во в его соз­на­нии. Он не­ожи­дан­но уви­дит это­го ни­ще­го та­ким, ка­ков он есть, уви­дит бед­ность, бо­лезнь, хит­рость, ве­селье или без­на­деж­ность, на­пи­сан­ные на его ли­це, и не­ожи­дан­но осоз­на­ет то, что при­ве­ло его к этой точ­ке, и что не­из­беж­но бу­дет с ним даль­ше.

Это прос­тое впе­чат­ле­ние вы­зо­вет сот­ню мыс­лей, те­орий и эмо­ций. Оно бу­дет очи­ще­но в пи­щу для ума, чувств и да­же для выс­ше­го ис­це­ле­ния или твор­чес­кой ак­тив­нос­ти. И это ус­во­ение впе­чат­ле­ния бу­дет ре­зуль­та­том вре­мен­но­го уси­ле­ния соз­на­ния со сто­ро­ны вос­п­ри­ни­ма­юще­го, про­ис­шед­ше­го, воз­мож­но, от­то­го, что он пом­нил са­мо­го се­бя.

Это, од­на­ко, уже гра­ни­чит с со­вер­шен­но дру­гим про­цес­сом. По­то­му что глав­ная ха­рак­тер­ная чер­та про­цес­са ус­во­ения в том, что в нем все про­ис­хо­дит ес­тес­т­вен­но. Каж­дый че­ло­век, по са­мо­му пра­ву рож­де­ния как че­ло­ве­чес­кое су­щес­т­во, об­ла­да­ет спо­соб­нос­тью поль­зо­вать­ся про­из­ве­ден­ны­ми та­ким об­ра­зом энер­ги­ями. И хо­тя он мо­жет по-раз­но­му вме­ши­вать­ся и зат­руд­нять их ес­тес­т­вен­ную вы­ра­бот­ку, весь этот чу­дес­ный ряд тран­с­фор­ма­ций про­хо­дит впол­не не­за­ви­си­мо от его во­ли, на­ме­ре­ния или же­ла­ния.

Таким об­ра­зом, это ес­тес­т­вен­ное сов­ре­шен­с­т­во­ва­ние, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся, как мы ви­де­ли, с инер­т­ной ма­те­рии и кон­ча­ет­ся фор­мой, не дол­ж­но сме­ши­вать­ся с тем на­ме­рен­ным со­вер­шен­с­т­во­ва­ни­ем, нап­рав­ля­емым соб­с­т­вен­ной во­лей и стрем­ле­ни­ем че­ло­ве­ка, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся с фор­мы и кон­ча­ет­ся жиз­нью. Это пос­лед­нее под­ра­зу­ме­ва­ет со­вер­шен­но от­лич­ный и са­мый труд­ный про­цесс. Поз­же мы уви­дим ту точ­ку, в ко­то­рой он мо­жет на­чать­ся.

 

УСТРАНЕНИЕ. РОЛЬ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

 

Одновременно с про­цес­сом ус­во­ения и пре­об­ра­зо­ва­ния пи­щи, в те­ле идет про­цесс раз­ру­ше­ния и ус­т­ра­не­ния. Этот про­цесс ра­бо­та­ет в по­ряд­ке сил: жизнь, фор­ма, ма­те­рия. Как мы ви­де­ли ра­нее, это про­цесс, в ко­то­ром жиз­нен­ная си­ла раз­би­ва­ет фор­му, низ­во­дя ее до инер­т­ной ма­те­рии. Здесь каж­дая ста­дия яв­ля­ет­ся за­кон­чен­ной са­мой по се­бе, с про­из­ве­ден­ным в ре­зуль­та­те од­ним час­т­ным от­ра­бо­тан­ным про­дук­том, ко­то­рый уже не мо­жет быть даль­ше ис­поль­зо­ван этим ор­га­низ­мом. Ти­пич­ны­ми ве­щес­т­ва­ми фи­зи­оло­ги­чес­ко­го раз­ру­ше­ния яв­ля­ют­ся вы­де­ле­ния.

Главное свой­с­т­во вы­де­ле­ний в том, что они не име­ют даль­ней­шей воз­мож­нос­ти тран­с­фор­ма­ции, и по­это­му вы­во­дят­ся че­рез по­ры и дру­гие от­вер­с­тия ор­га­низ­ма. Не­ко­то­рые вы­де­ле­ния оче­вид­ны и ощу­ти­мы, но есть, не­сом­нен­но, мно­го дру­гих, ме­нее за­мет­ных, но не ме­нее важ­ных, ко­то­рые мо­гут да­же выг­ля­деть как кон­с­т­рук­тив­ные фун­к­ции.

Давайте по­пы­та­ем­ся изу­чить про­цесс ус­т­ра­не­ния на каж­дом из фун­к­ци­ональ­ных уров­ней, ко­то­рые мы ра­нее клас­си­фи­ци­ро­ва­ли. Итак, пи­ще­ва­ре­ние, цир­ку­ля­ция кро­ви, де­ятель­ность моз­га, ра­бо­та про­из­воль­ных и неп­ро­из­воль­ных мышц, и на­ко­нец по­ло­вая и эмо­ци­ональ­ная фун­к­ции дол­ж­ны иметь свои соб­с­т­вен­ные вы­де­ле­ния. По­то­му что толь­ко та­ким из­бав­ле­ни­ем се­бя от от­ра­бо­тан­ных про­дук­тов эти фун­к­ции мо­гут под­дер­жи­вать се­бя в здо­ро­вом и дей­с­т­вен­ном сос­то­янии.

Вспомним, как в про­цес­се пи­ще­ва­ре­ния вхо­дя­щая пи­ща (ма­те­рия) всте­ча­лась с ак­тив­ны­ми пи­ще­ва­ри­тель­ны­ми со­ка­ми в те­ле (жизнь), и пре­об­ра­зо­вы­ва­лась в хи­мус, фор­му, в ко­то­рой она мог­ла ас­си­ми­ли­ро­вать­ся в лим­фа­ти­чес­кую сис­те­му. В нас­то­ящем про­цес­се, тот же ак­тив­ный прин­цип (по-преж­не­му жизнь) вхо­дит пер­вым и, ата­куя эту пи­щу (те­перь фор­му), тем же са­мым рас­щеп­ле­ни­ем от­де­ля­ет от нее ее не­пе­ре­ва­ри­ва­емую часть (ма­те­рию), ко­то­рая ус­т­ра­ня­ет­ся в ки­шеч­ник. Про­дукт этой три­ады, ис­п­раж­не­ния, на­хо­дит­ся на пол­пу­ти меж­ду сво­ей пер­во­на­чаль­ной фор­мой как пи­щи, и пол­нос­тью ока­ме­не­лой ор­га­ни­чес­кой ма­те­ри­ей, как, нап­ри­мер, дре­ве­си­на, и хо­тя не име­ет ни­ка­ко­го даль­ней­ше­го ис­поль­зо­ва­ния в че­ло­ве­чес­ком ор­га­низ­ме, мо­жет, тем не ме­нее, слу­жить пи­та­ни­ем для дру­го­го уров­ня тво­ре­ния, пред­с­тав­лен­но­го рас­ти­тель­ным цар­с­т­вом.

 

Здесь ин­те­рес­но ви­деть, как два эти про­цес­са ус­во­ения и ус­т­ра­не­ния не­раз­рыв­но свя­за­ны друг с дру­гом на каж­дой ста­дии, и как в них обо­их дей­с­т­ву­ет один и тот же ак­тив­ный эле­мент, но в раз­ных мес­тах и иг­рая раз­ные ро­ли. Та­ким об­ра­зом: фор­ма жизнь жизнь ма­те­рия хи­мус пи­ще­ва­ри­тель­ные ис­п­раж­не­ния со­ки

Точно так же и филь­т­ру­ющий прин­цип в поч­ках, очи­щая и утонь­шая про­хо­дя­щую че­рез не­го кровь, в то же вре­мя от­де­ля­ет и ус­т­ра­ня­ет ури­ну. Ес­ли кал - инер­т­ный и ко­неч­ный про­дукт пи­щи, то мож­но ска­зать, что мо­ча - ко­неч­ный про­дукт во­ды, пре­вос­хо­дя­щий ее плот­нос­тью из-за со­дер­жа­ния мо­че­ви­ны, фос­фа­та ка­лия и раз­лич­ных дру­гих от­ра­бо­тан­ных ма­те­рий и пиг­мен­тов. Все это то­же мо­жет пред­с­тав­лять цен­ность для ми­ра рас­те­ний.

На сле­ду­ющей ста­дии тот са­мый вды­ха­емый кис­ло­род, ко­то­рый пе­ре­за­ря­жа­ет ве­ноз­ную кровь, пе­ре­во­дя ее в бо­лее выс­шее сос­то­яние, дей­с­т­ву­ет так­же и как ме­ха­ни­чес­кий шок, от ко­то­ро­го груз дву­оки­си уг­ле­ро­да сбра­сы­ва­ет­ся в лег­кие, и от­ту­да вы­но­сит­ся как вы­ды­ха­емый воз­дух. Он от­ли­ча­ет­ся от вды­ха­емо­го воз­ду­ха ут­ра­той боль­шей час­ти сво­его кис­ло­ро­да и дру­гих тон­ких ма­те­рий, на­уг­ле­ро­жен­нос­тью, и осо­бен­но наг­ру­жен­нос­тью па­ра­ми во­ды, - то есть все­ми те­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые де­ла­ют его инер­т­ным и бес­по­лез­ным для че­ло­ве­ка.

Здесь мы сно­ва под­хо­дим к пун­к­ту, где фи­зи­оло­ги­чес­кие объ­яс­не­ния ста­но­вят­ся не­дос­та­точ­ны­ми. На сле­ду­ющей ста­дии ак­тив­ная си­ла яс­нее все­го ви­дит­ся как фи­зи­чес­кие уп­раж­не­ния и теп­ло, ко­то­рые, уси­ли­вая об­мен ве­ществ, стре­мять­ся раз­ру­шить от­ра­бо­тан­ные ма­те­рии в клет­ке и тка­ни, ус­т­ра­няя их в ви­де по­то­вых вы­де­ле­ний.

А еще даль­ше, на уров­не ум­с­т­вен­ной де­ятель­нос­ти, мы на­хо­дим ум­с­т­вен­ные вы­де­ле­ния, пред­с­тав­лен­ные "во­об­ра­же­ни­ем", то есть пос­то­ян­ным вы­де­ле­ни­ем лиш­них об­ра­зов, по­боч­ных про­дук­тов прош­лых впе­чат­ле­ний, ко­то­рые про­те­ка­ют че­рез мозг и вов­не бес­смыс­лен­ным и бес­ко­неч­ным по­то­ком. Как че­ло­век при­ни­ма­ет пи­щу с пе­ре­ры­ва­ми, так же вы­де­ля­ет­ся и кал; но пос­коль­ку вхо­дя­щий по­ток впе­чат­ле­ний неп­ре­ры­вен, то так же неп­ре­рыв­ны и эти выб­ро­сы во­об­ра­же­ния. Ког­да не­пос­ред­с­т­вен­ное воз­дей­с­т­вие внеш­не­го ми­ра пре­ры­ва­ет­ся сном, этот по­ток да­же ста­но­вит­ся ви­ден нам как сно­ви­де­ния. Фак­ти­чес­ки, сны снят­ся и ночью и днем, без ос­та­нов­ки, что с го­тов­нос­тью под­т­вер­дит вся­кий, кто на­учил­ся за­дер­жи­вать на нес­коль­ко ми­нут бо­лее ак­тив­ный мыс­ли­тель­ный про­цесс моз­га.

На са­мом де­ле, су­щес­т­ву­ет воз­мож­ность пос­ред­с­т­вом во­ли и уме­ния ов­ла­деть по­то­ком во­об­ра­же­ния для ис­поль­зо­ва­ния его с оп­ре­де­лен­ной целью, так же как во­до­пад мож­но ис­поль­зо­вать для вра­ще­ния тур­би­ны. Это дру­гой воп­рос, ко­то­рый бу­дет зат­ро­нут в сле­ду­ющей гла­ве. Он не ме­ня­ет ос­нов­ной при­ро­ды по­то­ка, по­хо­же­го на то, как ес­ли бы в боль­шой ки­нос­ту­дии все не­нуж­ные об­рез­ки плен­ки бы­ли скле­ены друг с дру­гом как по­па­ло, и по­лу­че­ная в ре­зуль­та­те лен­та пос­то­ян­но, день и ночь, прок­ру­чи­ва­лась бы в ка­кой-то зад­ней ком­на­те на ка­ком-то за­бы­том про­ек­то­ре.

Следующая ста­дия ус­т­ра­не­ния от­ра­бо­тан­ной ма­те­рии ума - это речь. И в оп­ре­де­лен­ном сор­те раз­го­во­ров, зна­ко­мых каж­до­му, ве­ду­щих­ся без осо­бо­го смыс­ла, це­ли или соз­на­ния, и сле­ду­ющих так же ав­то­ма­ти­чес­ки за ра­бо­той моз­га, как пот за фи­зи­чес­ки­ми уп­раж­не­ни­ями, мы дей­с­т­ви­тель­но и впол­не бук­валь­но раз­ли­ча­ем то "вы­де­ле­ние ума", о ко­то­ром го­во­ри­ли ран­ние ра­ци­она­лис­ты.

Какое-то ко­ли­чес­т­во ре­чи оп­ре­де­лен­но не­об­хо­ди­мо для фи­зи­чес­ко­го здо­ровья: без вы­ве­де­ния по­боч­ных про­дук­тов вос­п­ри­ятия са­ма мысль ста­но­вит­ся за­со­рен­нной и зас­той­ной, по­дав­ля­ет­ся ис­па­ре­ни­ями фан­та­зий, ко­то­рые са­ма вы­ра­ба­ты­ва­ет. Од­на­ко, проб­ле­ма в том, что очень мно­гие лю­ди ус­т­ра­ня­ют в раз­го­во­ре не толь­ко не­нуж­ные для ума ма­те­рии, но ог­ром­ную до­лю вос­п­ри­ятий и мыс­лей, ко­то­рые еще не бы­ли ус­во­ены вов­се. Об­ра­зы, ко­то­рые мог­ли бы стать пи­щей для по­ни­ма­ния, вхо­дят в их гла­за и вы­хо­дят из их ртов без ка­кой-ли­бо из­в­ле­чен­ной из них поль­зы. И в этом слу­чае вуль­гар­ное вы­ра­же­ние "сло­вес­ный по­нос" да­ет не толь­ко ко­ло­рит­ное, но впол­не точ­ное опи­са­ние их рас­строй­с­т­ва.

Поэтому для не­ко­то­рых ти­пов, в час­т­нос­ти мол­ча­ли­вых и уг­рю­мых, боль­ше раз­го­ва­ри­вать, ве­ро­ят­но, не­об­хо­ди­мо, что­бы про­чис­тить и про­вет­рить их за­пор­ные умы. Тог­да как для дру­гих, сло­во­охот­ли­вых и об­щи­тель­ных, ум­с­т­вен­ное здо­ровье мо­жет быть свя­за­но боль­ше с мол­ча­ни­ем, удер­жи­ва­ни­ем внут­ри се­бя впе­чат­ле­ний и мыс­лей до тех пор, по­ка они пол­нос­тью не пе­ре­ва­рят­ся и не ус­во­ят­ся. В обо­их слу­ча­ях мож­но пра­виль­но уви­деть роль ре­чи как вы­де­ле­ния.

Выделения внут­рен­них ин­с­тин­к­тив­ных фун­к­ций, за­ви­ся­щих от сим­па­ти­чес­кой сис­те­мы, - мно­го­чис­лен­ны и очень тон­ки. Нап­ри­мер, мож­но, ве­ро­ят­но, от­нес­ти к это­му раз­ря­ду сле­зы фи­зи­оло­ги­чес­ко­го об­лег­че­ния. Од­на­ко на этом уров­не "вы­де­ле­ния" име­ют тен­ден­цию ста­но­вить­ся все бо­лее утон­чен­ны­ми и пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми, и на са­мом де­ле на­хо­дят свой "вы­ход" в веч­но-ме­ня­ющей­ся иг­ре вы­ра­же­ний че­ло­ве­чес­ко­го ли­ца, глаз, жес­тов, поз и из­ме­не­ний го­ло­са. В та­ких за­ня­ти­ях, как пе­ние или тан­цы, мож­но то­же уви­деть не­кий вид на­ме­рен­но­го пси­хо-эмо­ци­ональ­но­го вы­де­ле­ния, всег­да соп­ро­вож­да­емо­го чув­с­т­вом очи­ще­ния и хо­ро­ше­го са­мо­чув­с­т­вия на этом час­т­ном уров­не.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: