Тема бескорыстной любви в рассказе «Гранатовый браслет»




 

В этом рассказе тема любви истолкована в музыкальном ключе.Исходной точкой замысла рассказа послужила, по признанию самого писателя, вторая соната Бетховена.

А.И.Куприн выбирает для своего рассказа необычный эпиграф - название музыкального произведения, точнее одной из его частей: второй части IX сонаты Бетховена, Аппассионаты. Здесь Куприн как бы соотносит структуру сонаты со структурой рассказа и старается вызвать в читателе определенное музыкальное настроение. Это как бы знак того, что литературное произведение строится по музыкальным законам. Как и в музыкальном произведении, в «Гранатовом браслете» на протяжении 13-ти глав есть чередование ритмов и темпов, силы звука и интонаций; есть и сильное место, своего рода «центральный аккорд», к которому стягиваются многие мелодические темы.

Начинается рассказ с пейзажа, выступающего в функцииобрамления:«В середине августа пред рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря... Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле».

Этот пейзаж дает началу произведения спокойный, медленный ритм, являясь экспозицией и предвосхищая будущие события.

Пейзажные зарисовки в рассказе выполняют и другие функции: характеризуют внутренний мир героев, выражают отношение автора к своим героям.

Далее ритм убыстряется. К главной героине Вере Шеиной на именины съезжаются гости: ее сестра Анна, муж Василий Львович, его сестра Людмила Львовна, знаменитая пианистка Женни Рейтер, генерал Аносов.

Куприн дает выразительный портрет главной героини: «Вера пошла в мать, красавицу- англичанку, с... высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками... Вера была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Портрет Веры противопоставлен портрету ее сестры Анны, импульсивной, энергичной, непредсказуемой.

Портрет у Куприна всегда психологический, порой у него трудно провести грань между описанием внешности героя и упоминанием о его личных качествах и поступках. Через портрет Куприн часто показывает, как меняется человек на протяжении короткого промежутка времени.

Завязкойглавной сюжетной линии (безответной любви телеграфиста Желткова к Вере Николаевне) является получение героиней дорогого гранатового браслета на свои именины от неизвестного Г.С.Ж.

Бедный телеграфист Желтков уже восемь лет любит княгиню Веру Николаевну, любит издали, и эта любовь не оставляет места для других интересов в его жизни.

Далее описываются именины Веры Николаевны. Главный мотивэтой части рассказа - мотив отрицания настоящей, возвышенной и чистой любви.Прекрасная княгиня Вера ведет привычное, как бы дремотное существование, оттененное холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы. «Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, истинной, верной дружбы», детей у нее нет и, по всей видимости, уже никогда не будет.

Затем Куприн начинает незаметно вводить в текст мотив душевного пробужденияВеры Николаевны, пробуждения, протекающего сначала в утонченной сфере предчувствий, затем внутренних потрясений.

Посланные Желтковым письмо и подарок - браслет с пятью густо-красными (точно кровь) гранатами вызывают неожиданную тревогу у женщины. С этого момента ритм повествования меняется: нарастает мучительное ожидание несчастья. Вот это ощущение какой-то неустроенности, несуразицы, неустойчивости Куприн передает через запахи, которыми предмет обычный не обладает: морская вода, по наблюдениям Анны, пахнет резедой, стручки левкоя - капустой, гроздья винограда - клубникой, а белая акация - конфетами. Эти несвойственные запахи усиливают состояние тревоги. Читатель понимает, что, несмотря на размеренный быт, ровные и спокойные отношения с мужем, Вера Николаевна несчастлива, что она не знает, что такое настоящая любовь.

Нет любви и в жизни гостей Веры Николаевны. Очень интересна в этом плане глава, где генерал Аносов (выразитель точки зрения автора)рассказывает о том, что есть настоящая любовь. Именно этот герой, так и не испытавший в своей жизни любви настоящей (жена оставила его, увлекшись другим человеком,) сформулирует основную мысль рассказа: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

Генерал рассказывает о том, что настоящая любовь - это не выдумка. «Люди в настоящее время разучились любить. Не вижу настоящей любви... Да и в мое время не видел!... А гдеже любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?... такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость?... разве не мечтали и не тосковали об том лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники?»

Узнав о любви телеграфиста, который начал преследовать Веру Николаевну своею любовью еще за два года до ее замужества, мудрый генерал замечает: «...может быть твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Эту главу можно назвать кульминационной, потому что в ней звучит главный аккорд в повествовании, так как потом Вера Николаевна будет часто вспоминать именно эти слова генерала.

Далее ритм рассказа еще более убыстряется, события стремительно нарастают, приближая читателя к трагической развязке: муж и брат Веры Николаевны посещают Желткова и требуют от него прекратить всякие отношения с княгиней. Развязканаступает на следующий день: случайно взяв газету, княгиня натолкнулась на тот столбец, где было напечатано о загадочном самоубийстве чиновника контрольной палаты Г.С.Желткова. И снова в ее душе, как рефрен, как повторяющийся музыкальный мотив, зазвучали слова о неразделенной любви. А в шесть часов она получила прощальную записку от Желткова, которая заканчивалась молитвенным обращением к ней: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя ТВОЕ».

ПрощаниеВеры Николаевны с прахом молодого человека, их единственное «свидание» - поворотный момент во внутреннем состоянии героини. На лице усопшего она прочла то же самое умиротворенное выражение, которое она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. «В ту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

А.И. Куприн наделил свою героиню гораздо большими возможностями, чем просто разочарование человека в себе. Настоящая любовь, только лишь задевшая ее своим крылом, изменила всю суть Веры. Любовь действительно оказывается сильнее смерти, холода, неизменности, она преображает человека.

В финальной главе (эпилог), волнение Веры достигает предела. Под звуки божественной «Аппассионаты» Бетховена - прослушать ее завещал Желтков - Вера в слезах боли, раскаяния, просветления постигает чужую жизнь, «которая покорно и радостно обрекла себя на мучения...» Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Языком ассоциаций и символов, лаконично и целомудренно А.И.Куприн передает удивительно сложный и сокровенный процесс, происходящий в душе героини в момент окончательного расставания с Желтковым, когда она слышит бессмертную Бетховенскую сонату. Ласковый шепот деревьев, легкий ветерок, а главное, божественная музыка, просветляют горечь героини, как бы благословляя ее на вечную память об усопшем, на чуткость к подлинной красоте, нетленной любви.

Итак, любовь для Куприна – это освежающая сила, оберегающая человека от пошлости, дающая смысл и оправдание всему его существованию.

Несмотря на то, что автор использует реалистический метод изображения действительности (социальная типизация, интерес к подробностям быта, индивидуализация характеров, углубленное изображение внутреннего мира человека), заметную роль играют и черты романтизма: затрагивается тема неравной и безответной любви, приобретающая трагическое звучание.

 

Значение творчества А.И.Куприна

 

А.И.Куприн в своих многочисленных рассказах благословил жизнь, в которой человек, вопреки обстоятельствам, остается романтиком, способен одухотворяться общением с природой и музыкой, быть верным в любви, не опускаться до мелочного и подлого житейского расчета. Куприн воспевает ту жизнь, которая, вопреки войнам и революциям, углубляющим национальные и классовые распри, творится живыми душами, верящими в Бога, Красоту, Добро, Человечность.

 


Список литературы

Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.

Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч./ Ю.В. Лебедев. - М.: Дрофа, 2003.

Литература. Практикум: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений/ под ред. С.П.Белокуровой. – М.: Высшая школа, 2008.

Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007.

Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.

Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.

Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.

История русской литературы ХIХ в.: учебное пособие / под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М.: Высшая школа, 2008.

Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.

Михайлов, А.А.. Жизнь А.Куприна/ А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003.

Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.


 

 

Письменная консультация по дисциплине «Литература»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: