Александр Иванович Куприн прожил непростую и нелегкую жизнь. Одаренный от природы по-русски щедро, широко, с размахом, этот писатель милостью божьей всегда будет стоять в ряду имен выдающихся реалистов конца XIX - первой половины XX века - И.А.Бунина, Л.Н.Андреева, В.В.Вересаева, А.М.Горького.
26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии в семье коллежского регистратора родился будущий писатель. Отец Купина умер от холеры, когда мальчику было два года. Мать же была из рода татарских князей, имела характер сильный, энергичный, волевой (чего только ей стоило после смерти мужа воспитать, почти без средств, троих детей). Писательский дар у Куприна, несомненно, от матери. Многое он унаследует от нее: мечтательность, упорство, настойчивость, тонкую наблюдательность, горячность и вспыльчивость. Она умрет в 1910 году, но успеет стать свидетельницей писательской славы своего знаменитого сына.
В 1876 году будущий писатель начинает учиться в закрытых казенных учебных заведениях. Именно в эти мрачные годы кадетского быта проявилась настоящая, глубокая любовь Куприна к литературе. Здесь же зародилась в нем чуткость к человеческому страданию, ненависть ко всякому насилию над человеком, пробудились общественные интересы.
Творческие способности Куприна того времени впервые выразились в его ранних, во многом ученических, стихотворениях 1884 -1887 годов. Куприн много переводит из Гейне и Беранже, пишет стихи в духе гражданской лирики А. Толстого, Н. Некрасова, Надсона. 3 декабря 1889 года Куприн впервые выступил в печати с рассказом «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок».
10 августа 1890 года он заканчивает Александровское училище по первому разряду и в чине подпоручика отправляется в 46-й пехотный Днепровский полк, квартированный в городишке Проскурове Подольской губернии. Четырехлетняя служба впервые столкнула Куприна с тяготами обыденной жизни. Оказавшись в жуткой глуши, он страшно скучал по Москве, и ему казалось, что больше он никогда не вернется в страну своего детства. Однако именно эти четыре года дали возможность Куприну досконально изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью еврейского местечка, с бытом полесскогосела, с нравами провинциальной интеллигенции. В будущем весь этот материал станет содержаниемего рассказов «Дознание», «Ночлег», «Поединок», и др.
|
В августе 1894 года в жизни Куприна происходит резкий перелом: он оставляет военную службу. Несмотря на то, что жалованье подпоручика было мизерным, оно все же позволяло не умереть с голоду. Теперь же Куприн остался буквально без средств к существованию, без жилья. Но ему всего 24 года, он молод, здоров, крепок физически и, главное, свободен. Куприн приезжает в Киев, где много печатается, пишет рассказы, очерки, заметки в местных и провинциальных газетах.
Уже в начале литературного пути писателя обозначилось главное в его творческом методе: рассказы получались удачными только тогда, когда основой сюжета становилось пережитое, прочувствованное, наболевшее, когда материалы для него были заимствованы из самой жизни.
В 1890-е годы он в поисках заработка меняет профессии, переезжает с места на место. Он оставляет Киев и работает в магазине сантехники в Москве, возвращается обратно, совершает поездки по рельсопрокатным и металлургическим заводам и работает учетчиком на сталелитейном заводе. Весной и летом 1897 года Куприн путешествует по Полесью, служит управляющим в имении, псаломщиком, занимается разведением махорки, после возвращения в Киев работает носильщиком, чернорабочим, изучает зубоврачебное дело и протезирование, стрижет собак, служит суфлером в театре, актером на выходах, занимается землемерными работами.
|
В 1897 году Куприн знакомится в Одессе с И.А.Буниным, а в 1900 году - с А.П.Чеховым и А.М.Горьким, которые сыграют огромную роль в его литературной судьбе.
В 1901 году, находясь в Москве, он пытается вступить в труппу Московского Художественного театра, но терпит неудачу, зато входит в группу писателей московского литературного кружка «Среда», объединяющего демократически настроенных писателей-реалистов.
В ноябре 1901 года Куприн приезжает в Петербург, знакомится с Марией Карловной Давыдовой, а потом, в феврале 1902 года, женится на ней и становится сотрудником журнала «Мир Божий». В жизни писателя начинается новый период - период интенсивной журналистской работы, литературной известности, а после выхода в 1905 году «Поединка» - славы.
В 1903 году Куприн начинает работать над повестью о русской армии. Опубликованная в 1905 году повесть «Поединок» была посвящена А.Горькому и принесла автору громкую известность. Основа сюжета - судьба честного русского офицера Ромашова, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить всю несправедливость социальных отношений между людьми. Куприн вскрыл причины ужасающего состояния бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы.
|
А.И.Куприн был аполитичным человеком: слабо ориентируясь в политике, он руководствовался не столько социальными идеями, сколько инстинктом гуманиста, остро и болезненно ощущающего любую несправедливость.
В 1910-е годы в творчестве Куприна прослеживается одна тема - тема бескорыстной, возвышенной, романтической любви. Любовь видится писателю вечной, непреходящей ценностью («Суламифь», «Изумруд», «Гранатовый браслет»). В ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать на реальные примеры высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности.
В 1907-1911 годах он пишет цикл очерков «Листригоны», где рассказывает о крымских рыбаках, о свежести их чувств, цельности натур, воспитанных трудом и близостью к природе, Куприн синтезирует в «Листригонах» вечные черты «естественного человека», сына природы», искателя.
К 1909 году талант Куприна достигает своего зенита.
Противоречивость творчества Куприна 1910-х годов отражает растерянность писателя, его неуверенность и непонимание происходящих событий. Это еще раз подтвердилось в пору первой мировой войны, а затем Февральской революции 1917 года. А.И. Куприн пишет ряд статей, художественное же его творчество почти иссякает. Так в кризисную для Куприна пору завершается предреволюционный период его творчества, в который были созданы все самые значительные его произведения.
После Октября он вместе с Горьким работает в издательстве «Всемирная литература», занимается переводами, участвует в работе литературно-художественных объединений. Но осенью 1919 года, не приняв революции, Куприн вместе с семьей эмигрирует: сначала в Финляндию, затем во Францию. С 1920 года он живет в Париже. В эмиграции Куприну суждено было прожить долгих и горьких 17 с лишним лет. За эти годы он написал роман «Жанет» (1931-1933) и автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932). Главная тема обоих произведений - тоска по родной стороне.
В концежизни Куприн нашел в себе силы вернуться на родину. Это произошло в мае 1937 года.
26 августа 1938 года в возрасте 68 лет А.И. Куприн скончался в Ленинграде.
К.Г.Паустовский очень точно определил значение творчества Куприна: «Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей - представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей родной земле».