Своеобразие поэзии. Развитие образа лирического героя.




 

В русскую литературу А.А. Блок вошёл как символист.Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и позднего периода творчества.

К особенностям блоковской лирики следует отнестиважнейшие приёмы:

- ассонансы(«...дыша духами и туманами);

-повторы слов и словосочетаний;

-внутренние рифмы и полурифмы;

-метафоричность поэтического языка, образы-символы.

Обыденные детали приобретают в его произведениях второй, скрытый смысл; слова выступают в непривычные для читателя сочетания: «пергаментные речи», «беззвёздная тоска»; важное значение придаётся символике цвета: «белое» - светлое, чистое; «синее» - звёздное, недостижимое; «чёрное», «лиловое» - тревожное, гибельное; «красное», «пурпурное» - цвета полнокровной жизни, страсти; «желтое» - цвет увядания, тления;

-необычна ритмика: поэт отдаёт предпочтение свободным, тоническим размерам (подчёркнутое звучание пауз в строке).

Все особенности поэтики Блока определяются содержанием его поэзии - напряжёнными поисками идеала в «страшном мире». Удивительная музыкальность, образность его стихов - это символ гармонии, к которой устремлён его лирический герой.

А.А.Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах.В предисловии к первому изданию «Собрания стихотворений» Блок писал: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы; на нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии: всю трилогию я могу назвать «романом в стихах; она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни.,.» Поэт, очевидно, хотел изобразить трудный путь лирического героя поведать о встающих перед ним соблазнах, о его страданиях.

 

Первая книга стихов (1898-1904)

 

В первую книгу стихов вошли три цикла: «Апtе Luсеm» («До света»). «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутья».

«Апte Lucem» («До света») открывает первый том «трилогии» (1898-1900). Важное смысловое значение в цикле имеет противостояние света и тьмы, символизирующее взаимоотношения двух миров; земного и идеального. Внимательный читатель обнаружит, что Блок выступает в этом сборнике как традиционный романтик: типичные антитезы (ночь - день, ненастье - счастье, поэт - толпа); разочарованность в жизни; неверие в счастье…

И вдруг во мраке безверия, сомнений, слепоты возникают, как огненные знаки, иные слова: «ясная», «лучезарная», «озаренная», «золотая». Световые и цветовые эпитеты разорвали темноту, потому что в жизнь поэта вошла Она. Подобными цветами иконописцы обычно изображают окруженную сиянием Богоматерь.

Какая связь между Л.Менделеевой, которая вызвала к жизни эти стихи, и Богоматерью? Вроде бы никакой: земная и небесная. И все же связь существует: она для Блока иная, мистическая, неземная. «Настал вечер, я нашел себя. Нашел великую, бьющую волнами любовь, сердце, как факел, все дрожащее и бьющееся. Нашел твою песню в воздухе… Жадно и сильно вспоминаю: ночь сырая и звездная, Ты, Ангел Светлый, Ангел Величавый, Ты - Богиня моих земных желаний…» (из письма к жене).

Нельзя не увидеть, что поэту необходим идеал, это культ Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, Мировой Души, которая, являясь в образе женщины, дает веру, спасает от мрака и духовной ночи.

Одному из стихотворений 1902 года А.Блок предпослал эпиграф из Апокалипсиса: «И Дух и Невеста говорят: приди». И лирический герой Блока приходит и служит. Он и раб, и рыцарь, живущий ради Нее.

В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…»(1902) слышится благоговейная, молитвеннно-торжественная интонация, ожидается чудо - появление Ее: «Там жду я Прекрасной Дамы // В мерцании красных лампад». Форма родительного падежа вместо винительного придает особый смысл строке, поднимает образ от бытового уровня, уводит от конкретности. Передается возвышенное состояние души, ждущей откровения, преображения с появлением Ее. Ожидание настолько напряженное, что «В тени у высокой колонны // Дрожу от скрипа дверей».

Прекрасная Дама предстает в неясном, туманном облике: «А в лицо мне глядит озаренный // Только образ, лишь сон о Ней».

«Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая» - благоговейное поклонение и трепет испытывает лирический герой. Символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом Богоматери, образом животворящего начала. В душе героя ожидание гармонии мира, вера в его преображение: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, // Но я верю: Милая – Ты».

Но недолго лирический герой удерживается на такой высоте. Мир стихов о Прекрасной Даме разрушается, потому что человек несовершенен, может уступить искушениям мирской жизни.

Уже в главе «Распутье» зазвучала тревога: лирический герой ощущает перемены в себе. Появляется «образ дьявольский и дикий», «смеются лживые уста». Лирический герой боится своей «двуликой души», он оказался «рыцарем - на час».

 

Вторая книга стихов (1904-1908)

 

В поэзию Блока входит тема города, тема социальной несправедливости – это уже тема второй книги вочеловечения.

Образ нищих рабочих в стихотворении «Фабрика» с их «измученными спинами» обобщен, как и образ противопоставленного ему зла: «Недвижный кто – то, черный кто – то //Людей считает в тишине». Возникает тревога за мир, который нуждается в спасении. Уродства «страшного мира» показываются символически, особую роль играет цвет. Постепенно у Блока вызревает сформулированная позже мысль: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве».

В 1906 году появляется стихотворение «Русь», одно из первых обращений к теме Родины.

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», - писал поэт.

Именно в этот период творчества образ Прекрасной Дамывытесняется образом Незнакомки, вызывающей роковую страсть, опустошающей душу лирического героя.В лирике Блока постепенно происходит трансформация идеала.

Появляется более реалистичная, земная героиня - черты её намечаются в стихотворении «Незнакомка» (1906). Произведение отражает сложные, иногда противоречивые чувства и впечатления лирического героя, оно построено на системе контрастов. В первой части стихотворения (Строфы 1-6) преобладает подчёркнутая прозаичность деталей (окрики пьяных «над пылью переулочной»; «крендель булочной», шлагбаумы, уключины, канавы), грубость лексики («лакеи сонные торчат»), «немелодичность» мира (детский плач, женский визг, скрип уключин).

Аллитерации и ассонансы режут слух: «горячий воздух дик и глух», «раздается женский визг», «бессмысленно кривится диск». Даже традиционно поэтический образ, луна, предстаёт в искажённом виде: «А в небе ко всему приученный, // Бессмысленно кривится диск».

На этот мир будто легла печать мертвенности.

Но ему противопоставлена Незнакомка, являющаяся «каждый вечер в час назначенный» (вторая часть стихотворения). В образе соединяются черты небесные с земными, реальными, чертами:

«И веют древними поверьями её упругие шелка, // И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука».

Появление Незнакомки сопровождается изменением звукописи, появляется напевность, изменяется образность («дальний берег», «очи синие, бездонные») – все это символизирует мир идеальный, хотя появляется она в ресторане, а не в храме, как Прекрасная Дама. Образ Незнакомки рождает в лирическом герое двойственные чувства: мечту о прекрасном и сомнение в возможности осуществления мечты.

Герой погружается в дивный сон: «И вижу берег очарованный // И очарованную даль», но наступает прозрение: «Ты право, пьяное чудовище! // Я знаю: истина в вине». Надо полагать, что неслучайно латинское выражение переведено на русский язык. Вероятно, Блок хотел сказать, что истина не в забытьи, не в винных парах, а в разбуженном сознании, в чувстве ответственности истинного «вочеловечения», переживания и сопереживания.

 

Третья книга стихов (1909-1916)

 

Но герою нелегко освободиться от соблазнов, искушений славой, страстей. «Падение в жизнь» должно закончиться катастрофой.

Цикл стихов «Страшный мир» рисует ее во всей полноте. В поэме «Возмездие» (1908 -1913) возникает образ железного, жестокого века. «Пожары дымные заката», «неустанный рев машин»… ХХ век обрушивается на человека и опустошает его.

Лирика Блока набрала философскую высоту, подобную высоте лирики Ф.Тютчева, соединив Вселенную, Время, Человека. Но мировой хаос у Тютчева не воспринимается трагически, а Вселенная Блока окружает человека мраком.

В это время Блок воспринимает мир так: «Чистые нравы, улыбки, тихие вечера – все заткано паутиной, и само время остановилось…Двери открыты на вьюжную площадь…».

А.Ахматова назвала А.Блока «трагическим тенором эпохи», потому что ему удалось передать метания души, потерявшей Бога, веру, идеалы. Его муза – «роковая о гибели весть», «поруганье заветов священных» и для Блока – «мученье и ад».

В поисках иного мира, испытывая тоску по цельности, гармонии лирический герой обращается к теме Родины.

Цикл «Родина» - кульминациятретьей книги стихотворений Блока. В стихах, где возникает тема России («Осенняя любовь», «Россия», «Осенний день»), дается двуликий образ страны - нищей, обездоленной, и в то же время сильной, разбойной, вольной, щемящее чувство любви к разорённой, бедной родине («И низких нищих деревень не счесть, не смерить оком ), которая сравнивается с горько плачущей женой(«Осенний день»).

Образ родины - тоскующей невесты, жены - наделен поэтом человеческими чертами («Россия»). Он видит «прекрасные черты, «разбойную красу» России:

И невозможное возможно, //Дорога долгая легка, //Когда блеснёт в дали дорожной// Мгновенный взор из-под платка...

Она будто открывает то один свой лик, то другой.

Как и у предшественников Блока (М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова), Россия ассоциируется с «дорогой», «далью» и красавицей-крестьянкой, в которой скрывается непостижимая тайна. В конце стихотворения звучит убежденность в лучшем будущем России, которая сохранит свою душу в любых перипетиях исторической судьбы.

Женский образ, воплощавший сначала божественную сущность мира, затем противоречивость человеческой души, стал образом России.

Тема веры в будущее России зазвучала ив стихах «На поле Куликовом» (1907-1908).

Обращаясь к истории русского народа, Блок вкладывал в события прошлого глубоко современный смысл. Куликовская битва представлялась ему символическим событием, которому «суждено возвращение».

Цикл «На поле Куликовом» (1907-1908) состоит из 5 стихотворений, объединённых сложной художественной задачей: описать прошлое, настоящее и будущее России. Для поэта одинаково важным представляются как картины исторического прошлого, довольно верно воссозданного в стихотворном цикле («В ночь, когда Мамай залёг с Ордою...»; «А Непрядва убралась туманом...»; «В степном дыму блеснёт святое знамя // И ханской сабли сталь...»), так и события современности и перспективы будущего. Сложная структура цикла отражает взгляд Блока на отечественную историю. В первом стихотворении «Река раскинулась. // Течет,грустит лениво...» появляется образ «степной кобылицы», символизирующий неуспокоенность, движение;

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

Россия, устремлённая вперед, наперекор всем испытаниям, летящая в будущее, представлена в этой главе. Ускоряющийся темп, стремительность передаются через ритм стихотворения, энергичную, кратко фразу, поэтический синтаксис.

Очевидно, что описываемые события носят возвышенный характер. Это подчёркивает и эпиграф к последнему (пятому) стихотворению цикла:

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

В этих строках события Куликовской битвы соотносятся с историей России, с её «грядущим днем».

Четвертое и пятое стихотворение цикла – пророческое предсказание «высоких и мятежных дней», суровых облаков над Россией, тихого, но широкого пожара.

И снова на защиту света и добра встает безымянный воин, в образе которого воплотились черты русских людей.

 

      Статья «Интеллигенция и революция» (отрывок)  

«Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России» — слышу я вокруг себя. Но передо мной — Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели.
Россия — буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому великой.
Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит годами в болоте, сидит с убеждением на тысячеверстной полоске, которая называется «фронт». Люди — крошечные, земля — громадная. Это вздор, что мировая война так заметна: довольно маленького клочка земли, чтобы уложить сотни трупов людских и лошадиных.
Теперь, когда весь европейский воздух изменён русской революцией, начавшейся «бескровной идиллией» февральских дней и растущей безостановочно и грозно, кажется иногда, будто и не было тех недавних, таких древних и далеких годов.
Не дело художника — смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, что исполнится или нет. Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».
Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы живая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Когда такие замыслы разрывают сковывавшие их путы — это называется революцией.
Революция как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное, она жестоко обманывает других; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот всегда — о великом.
Размах русской революции, желающей охватить весь мир таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесет в заметенные снегом страны — теплый ветер и нежный запах апельсиновых рощ. «Мир и братство народов» — вот знак под которым проходит русская революция.
Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не нарушает на своем пути? Что народ — паинька?
У интеллигента никогда не было под ногами почвы определенной. Его ценности невещественны. Уменья, знанья, методы, навыки, таланты — имущество кочевое и крылатое. Мы бездомны, бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять? Стыдно сейчас надмеваться, ухмыляться, плакать, ломать руки, ахать над Россией, над которой пролежает революционный циклон. Русской интеллигенции словно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Как аукнется — так и откликнется. Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать вокруг. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию.

Поэма «Двенадцать» (1918)

 

Тема народа, исторической судьбы России сливается в стихах Блока с темой революции. Гимном революции става поэма «Двенадцать». Поэма была завершением всей «трилогии вочеловечения», всего «романа в стихах», хотя формально в нее не входит.

Написав «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений! «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что я жил современностью», - утверждал поэт.

Поэма – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918г., т.е. по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современникам было очень сложно. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Вопросов, действительно было очень много, например: «Почему поэма называется «Двенадцать?» Почему в центре повествования – погоня за «изменницей» Катькой, а не изображение революционных действий, вождей революции? Почему в поэме появляется Иисус Христос?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: