Requiem- это похоронная месса, католическая служба по усопшему, а в буквальном переводе - просьба о покое. Поэма А.Ахматовой состоит из десяти стихотворений, которые воспринимаются как небольшие главки, и их обрамления в виде: «Вместо предисловия», «Посвящения», «Вступления», а также «Эпилога», состоящего из двух частей. Все они писаны в разное время, поэма датируется 1935-1940 годами. Эпиграф был приписан позднее, в 1961 году.
Поэма создавалась в «страшные годы ежовщины», «когда улыбался // Только мертвый, спокойствию рад. // И ненужным привеском болтался // Возле тюрем своих Ленинград». Ахматова боялась хранить рукопись: стихи запоминались наизусть ее друзьями и потом сжигались на свече. Она боялась не себя, а за судьбу осужденных мужа и сына. Во многом эта поэма автобиографична, но сказать, что вней воплощен исключительно личный опыт Ахматовой нельзя: ее «измученным ртом» «кричит стомильонный народ». Личная трагедия поэта сливается снациональной трагедией целого народа. Казалось невероятным, что об этом можно написать: в предисловии Ахматова рассказывает, как в тюремной очереди женщина «с голубыми губами» «опознавала» (как на допросе) Анну Андреевну и спросила: «А это вы можете описать?» И та ответила: «Могу». Возможно, именно это чувство долга перед тысячами женщин заставило ее взяться за перо и спасти ее самое от безумия, в какой-то мере помогло пережить невыносимое личное горе.
Именно им, «невольным подругам двух... осатанелых лет», посвящается «Реквием». В «Посвящении» цитируется пушкинское послание к декабристам: «Но крепки тюремные затворы, // А за ними «каторжные норы //И смертельная тоска». Этой цитатой Ахматова объединяет каторжников всех времен, словом «мы» подчеркивает обобщение. Здесь ее горе неразрывно сливается с горем каждой женщины, создается обобщенный портрет:
|
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается…Одна.
А.А.Ахматова показывает одиночество, неразделимое ни с кем, которое наваливается на страдающего человека. Горе из-за потери мужа, ареста сына столь велико, что героиня хотела бы умереть, она на грани сумасшествия, но у нее есть то, что нельзя забывать:
Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья.
В стихотворении «Распятие» Ахматова напрямую обращается к евангельскому сюжету. Искупительные страдания сына здесь воплощают страдания всех сыновей той жестокой поры, а муки Матери, видящей смерть Сына на кресте – муки всех матерей, их мужество и заступничество.
Тема памяти и забвения, звучащая лейтмотивом всей станет главной в «Эпилоге». Героиня молится не о себе одной «А обо всех, кто там стоял со мною», вспоминает их, разных: «всегда и везде // О них не забуду и в новой беде». И это дает ей право надеяться на то, что и ее помянут когда-нибудь. А если задумают воздвигнуть памятник, она даст на это согласие с условием, что памятник должен стоять у Крестов (тюрьма), где «стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов». Даже в смерти она боится забыть то, что видела здесь. Этот памятник материнскому страданию будет стоять в молчании, только природные звуки нарушат его:
|
И пусть с неподвижных и бронзовых век.
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Значение творчества А.А. Ахматовой
А.А. Ахматова прожила долгую поэтическую жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый величественный, цельный и скромный человек. Анне Андреевне свойственны масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.
Список литературы
Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.
Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч./ Ю.В. Лебедев. - М.: Дрофа, 2003..
Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007.
Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.
Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.
Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.
Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.
История русской литературы ХI–XIX вв.: учебное пособие / под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: Дрофа, 2005.
История русской литературы ХIХ в.: учебное пособие / под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М.: Высшая школа, 2008.
Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.
Михайлов, А.А.. Жизнь А.Ахматовой/ А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003.
Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.
Тимина, С.И. Русская проза конца ХХ в.: учебное пособие/ С.И. Тимина. – М.: Высшая школа, 2008.
Лекция