Героико-патриотическая тема




Героико-патриотическая тема стала ведущей в лирике Маяковского в постоктябрьский период («Ода революции», «Левый марш», «Поэт рабочий», «Последняя страничка гражданской войны», «Стихи о советском паспорте», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» и др.)

«Левый марш» (1918) -стихотворение, написанное специально для выступления в Матросском театре перед солдатами и матросами, одно из самых популярных произведений Маяковского начала 20-х годов. Это была поэзия восстания, где звучал шаг наступающего пролетариата: «Левой, левой, левой...». Главной в стихотворении становится тема единения лирического героя с народом, с массами. Автор соизмеряет революционные события с всемирными историческими и библейскими событиями:

Довольно жить законом,

Данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!..

В поисках новых форм агитационного искусства Маяковский обращается к интонациям патетического марша, в котором слышен голос человека нового мира, призывающего крепить «у мира на горле // пролетариата пальцы!» Решая задачи нового искусства, поэт включает в это произведение неологизмы (леевой, синеблузые), использует возможности синтаксиса (упрощенные формы словосочетаний), «плакатного» слова. Однако в душе поэта-трибуна по-прежнему живы любовь и сострадание ко всему живому, об этом говорит стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918г.). В этом стихотворении вновь появляется лирический герой, знакомый по ранним произведениям Маяковского - он одинок в толпе зевак, собравшихся на Кузнецком («Смеялся Кузнецкий, / Лишь я один / голос свой не вмешивал в вой ему») собравшихся «поглазеть» на упавшую лошадь. Боль живого существа не дано чувствовать прохожим, её чувствует лирический герой, ведь «все мы немножко лошади,» // каждый из нас по-своему лошадь». Поэт передаёт настроение того времени, его характер. Смысловая формула стихотворения заключена в жизнеутверждающей концовке:

…лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула и пошла...

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось -

Она жеребёнок,

И стоило жить,

И работать стоило.

В этих словах выражена вера поэта, надежда на то, что в людях победят добрые чувства, а это позволяет В.Маяковскому с большим оптимизмом жить и писать стихи.

 

Тема любви

К теме любви В.Маяковский обращался неоднократно в своих произведениях («Лиличка! Вместо письма», «Гейнеобразное», «Письмо к любимой Молчанова», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой…», поэма «Люблю»).

В разработке этой темы у поэта можно отметить ряд особенностей:

- космический характер чувств героя («Враспашку - / сердце почти что снаружи - / себя открываю и солнцу и луже / Входите страстями! / Любовями влазьте!» - «Люблю»),

- установка на глобальный масштаб;

- соединение интимных и гражданских мотивов, публицистичность.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928) адресовано редактору газеты. В нем герой размышляет о сущности любви. Для него любовь – это чувство, перестраивающее всю жизнь человека, преобразующее мир вокруг него. Неожиданные метафоры передают силу и красоту этого чувства (любовь рождает слово «золоторожденной кометой»). Поэт избегает высокой торжественной лексики, чувства его рождаются в обыденной обстановке. Разговор об интимном чувстве в стихотворении приобретает публицистическую направленность: герой, окрыленный любовью, способен «и вести / и влечь, «а также «вражьи / головы / спиливать с плеч / хвостатой / сияющей саблей. «Любовь – это пробудившаяся творческая энергия, «экстаз», «сонм видений и идей», а также и поэзия, способная освещать жизнь людей.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой своей

играючи.

Маяковский убежден, что настоящая любовь преодолевает быт – тишину спаленок, шум примусов, счет в банке – и выходит на простор творчества и взаимного бережного отношения друг к другу.

 


Тема поэта и поэзии

В стихах, написанных после революции («Приказ по армии искусства», «Приказ № 2 армии искусства»», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», первое вступление к поэме «Во весь голос») Маяковский всегда стремился показать огромное воздействие искусства и литературы на людей. Убежденно и страстно поэт утверждает, что революционное искусство сродни оружию («как штыком, строкой просверкав»), оно помогает «строить и месть» «улицы» новой жизни. Но поэзия не только орудие в борьбе с врагами революции, она также освещает людям жизнь, помогает строить новое общество («искусство – жизнестроение»). Об этой функции поэзии написал Маяковский, в стихотворении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). В стихотворении, представляющем развёрнутую метафору, описана фантастическая встреча поэта с солнцем. Они как близкие товарищи, выполняющие одно и то же дело - освещают этот мир «в сером хламе». Итоговый лозунг - «Светить всегда! светить везде! До дней последних донца! - не отвлечённая аллегория, а страстный призыв людям творчества противостоять мраку равнодушия и невежества. Это стихотворение написано в разгар работы в РОСТА, что определило его агитационный характер.

 

«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926)

О замысле стихотворения Маяковский рассказал в статье «А что вы пишете?»: «Качество писательской продукция (в связи с этим положение писателя нашем советском обществе) чрезвычайно понизилось, дискредитировалось... Ощущению квалификации посвящено моё главное стихотворение последних недель - «Разговор с фининспектором о поэзии». В основе произведения - сценическая зарисовка. Лирический герой (поэт) явился на прием кфининспектору для того, чтобы решить важную проблему. Поэт недоумевает, почему его как налогоплательщика приравняли к «имеющим» «лабазы и угодья», в то время как его труд такой же, как и труд рабочего. Он отстаивает свой взгляд на поэзию, которая одновременно и «езда в незнаемое», и «добыча радия», а творческий процесс - это тяжелейшее «производство» «строк» и «стихов». Включив в свою речь специальные термины («рифма - вексель», касса «склонений и спряжений», тариф, растрата, баланс, накладные расходы), герой стремится объяснять человеку, весьма далекому от поэзии, что его труд «любому труду родствен», это высокий и благородный труд, потому что приводит «в движение тысячи лет миллионов сердца».

Вступление к поэме «Во весь голос» (1930) рассматривают как итоговое произведение поэта. Вновь избрав форму разговора («Необычайное приключение...», «Разговор с фининспектором…»), автор пытается представить свой взгляд на поэзию, её назначение и содержание. Адресатом в этом стихотворении стали люди будущего («товарищи потомки»). Вступление к поэме о пятилетке (как задумал автор) было впервые прочитано на открытии выставки «20 лет работы Маяковского» I февраля 1930 года в Доме Федерации объединения советских писателей. Образную структуру центральной части стихотворения определяет развернутая метафора «поэзия» - «оружие»:

Парадом развернув

моих страниц войска,

Я прохожу

по строчечному фронту…

Оружия

любимейшего род,

готовая

рвануться в гике

застыла

кавалерия острот…

Роль поэта и поэзии во вступлении к поэме представлена очень своеобразно: поэтможет быть ассенизатором и водовозом, агитатором, горланом-главарем, если это потребуется. «Революцией мобилизованный и призванный», он вынужден был уйти на «фронт из барских садоводств поэзии» для того, чтобы очистить мир от мерзости («поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката»). Во имя всеобщего социального права он добровольно смирял своё лирическое «я», провозглашая преимущество классового начала в поэзии: враг рабочего - враг поэта (принцип социального заказа).

Как и в стихотворении А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», в стихотворении Маяковского возникает мотив славы. Поэт отказывается от известности, воплощенной в «многопудье» бронзыили мрамора, ему безразлично сегодняшнее благополучие («Мне и рубля не накопили строчки…»). Для него важнее сознание того, что его стихи помогут приблизить новую жизнь:

пускай нам

общим памятником будет

построенный

в боях

социализм.

В.В.Маяковский, которому был свойственен не только оптимизм, но и критический взгляд на настоящее и будущее, не без основания в поэме «Во весь голос» заявил:

Мой стих

трудом

громаду лет прорвет

и явится

весомо,

грубо,

зримо…

 

Значение творчества В.В. Маяковского.

Слова Б.М.Эйхенбаума подтверждают, что роль В.Маяковского в развитии русской поэзии весьма значительна, т.к. с задачей истории создать новую поэтику, в которой «поэтическое» и «злоба дня» не противостояли бы, а слились, В.Маяковский справился.

 

 


Список литературы

Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.

Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч./ Ю.В. Лебедев. - М.: Дрофа, 2003..

Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007.

Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.

Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.

Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.

История русской литературы ХI–XIX вв.: учебное пособие / под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: Дрофа, 2005.

Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.

Михайлов, А.А.. Жизнь В. Маяковского / А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003.

Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.

Русская литература XIX в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 3ч. / под ред. Г.Н. Ионина. – М.: Дрофа, 2006.

Тимина, С.И. Русская проза конца ХХ в.: учебное пособие/ С.И. Тимина. – М.: Высшая школа, 2008.


 

Письменная консультация по дисциплине «Литература»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: