Тематика и художественное своеобразие поэзии




Для поэзии Есенина свойственна естественность, искренность тона, исповедальная интонация, ощущение кровной связи со всем живым, благодарное приятие мира. В целом в творчестве Есенина можно выделить следующие темы: тему России, тему любви и философскую тему.

Тема России

Эта тема является главной в творчестве С.А.Есенина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине...» - свидетельствовал сам поэт. Россия в ранней лирике Есенина многолика: убогая и нищая, разгульная и бесшабашная, набожная и святая и необыкновенно прекрасная. Поэт не устает признаваться в любви к «стране березового ситца» («Край любимый, сердцу снятся...», «Край ты мой заброшенный, край ты мой любимый» «Черная, потом пропахшая выть, как мне тебя не ласкать, не любить»). Это чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа - основной мотив ранней лирики. Все, что окружало поэта, превращалось в слово, в поэзию. Порой это весьма прозаичные, непоэтичные вещи: крыши, крытые соломой, плетни, «потом пропахшая выть», сажа над печной заслонкой, - словом, весь крестьянский бесхитростный быт, с детства знакомый поэту («скирды солнца в водах лонных», «Я - пастух, мои палаты - межи зыбистых полей», «Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины», «И нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров», «Отелившееся небо лижет красного телка»). Стихотворение «В хате» (1914) стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, необыкновенных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично: «Над печурками точеными / Тараканы лезут в паз». Известный знаток русской поэзии профессор И.Н.Розанов вспоминал: «…произвело на меня впечатление стихотворение «В хате», и особенно три последние строчки: «От пугливой шумоты / Из углов щенки кудлатые /Заползают в хомуты».

Поэтизация деталей крестьянского быта придает особую задушевность, теплоту, интимность стихам:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Русь для Есенина – Русь христианская, рай для крестьян, идеальный, радостный мир. Чувство гармонии достигается за счет использования художественных средств:

- неожиданных сравнений, развернутых метафор, олицетворений («Туча кружево в роще связала», «Выткался на озере алый свет зари», «Поет зима…» и др.);

- устного народного творчества («месяц рогом облако бодает», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» видна связь с загадкой);

- цветовых эпитетов. Цвет символичен (синий, голубой – Русь, Богородица; алый, красный – детство, любовь; белый – чистота), ее гамма напоминает краски иконописи;

- использование эротических и физиологических метафор («младенцем завернула заря луну в подол», так и хочется руки сомкнуть над древесными бедрами ив» и др.).

Мировосприятие С.Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Литератор К. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо».

Раскрывая тему природы, нельзя не сказать о новеллах, которые Есенин посвятил животным, их немного, около десяти («Лисица», «Корова», «Лебедушка» и др.). Очень примечательно стихотворение «Песнь о собаке». Казалось бы, за простым, житейским сюжетом не скрывается ничего сверхъестественного, но после прочтения стихотворения нельзя не прийти к выводу, что зло малое – творит зло вселенское, что человек не должен привыкать к жестокости. О себе С.Есенин сказал так:

счастлив тем,

Что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

М.Горький выразил свое мнение о стихотворении «Песнь о собаке»: «…после чтения этих стихов невольно подумалось, что С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения… любви ко всему живому в мире и (выражения) милосердия…».

Если в ранних произведениях (до 1916) психологический пейзаж в стихах Есенина передает такие настроения как светлая грусть, радость, умиротворение, восхищение красотой, то в более поздний период творчества настроения меняются, и образ горячо любимой Руси меняется вместе с поэтом, становясь более сложным. В стихотворении «Я последний поэт деревни»(1920) появляется мотив одиночества, непонимания, прощания с прежней Русью. Русская природа является здесь Храмом, в котором проходит воображаемая поминальная служба:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост,

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез…

Стихотворение полно предчувствий, что вместе с прежней, крестьянской Россией замолкнут навеки песни самого поэта.

Затем появляются стихотворения, в заглавие которых вынесено слово «Русь»: «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Русь Советская» (1924). Тематически эти стихи близки: на смену патриархальной Руси приходит Русь новая, которая настораживает и пугает поэта. Разумом поэт понимает, что преобразования необходимы: «нищету твою видеть больно и березам, и тополям». Но сердцем и душой он тоскует о прежнем, безвозвратно уходящем мире:

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою… («Русь уходящая»).

Есенин тонко передает душевное состояние лирического героя: одиночество, бесприютность, ненужность его поэзии в новой жизни. Разумом он покоряется неумолимым обстоятельствам: «Приемлю все. Как есть все принимаю». Он готов заложить душу «октябрю и маю», но в обмен на свободу творчества («но только лиры милой не отдам»). И свой песенный, поэтический дар направит не на восхваление новой, бездуховной жизни. Он по-прежнему будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь». (Ср. «Если крикнет рать святая: «Кинь, ты Русь, живи в Раю!» Я скажу: «Не надо Рая – дайте Родину мою»).

В 1925 году Есенин создает стихотворение «Неуютная жидкая лунность», в котором пытается, превозмогая себя, полюбить новую деревню:

Через каменное и стальное / Вижу мощь яродной стороны.

Но за искренним желанием увидеть позитивное в новой России просматривается и личная трагедия лирического героя:

Я не знаю, что будет со мною... / Может, в новую жизнь не гожусь.

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925) Есенин как бы прощается с родиной. В этом стихотворении слышится мольба о спокойной, естественной смерти:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть.

Но перед смертью лирический герой еще раз клянется в верности крестьянской Руси.

 

Тема любви

Эта тема появляется в творчестве Есенина вместе с темой России. Мечта о «чистой любви» - один из сквозных мотивов лирики Есенина.

Красота родного края неразрывно связана с красотой женщины, с чувством влюбленности и предчувствия любви. Возлюбленная в ранних стихах Есенина («Выткался на озере алый свет зари» (1910), «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...» (1910), «Хороша была Танюша, краше не было в селе» (1911) и др.) создается на фольклорной основе, ее черты условны: «синие глаза», «кудри черные» (ср. народный эталон красоты - алые губы, собольи брови, синие глаза, или сравнение - «алый, как кровь, белый, как снег»).

В любовной лирике второй половины 1910-х годов образ возлюбленной конкретизируется, но вместе с конкретикой появляется и мотив разлуки и потерь. Наиболее ярким примером любовной лирики Есенина этого периода является стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916). Это благодарное воспоминание о любви, о пережитом чувстве:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста...

Духовный кризис, который поэт испытал в послереволюционные годы, не мог не отразиться и в любовной лирике. Как «зараза» и «чума» воспринимается лирическим героем тяжелая, губящая душу страсть в цикле стихов «Любовь хулигана» (1923).

Но с середины 1920-х годов начался новый, чрезвычайно плодотворный этап в творчестве Есенина. В этот период были созданы замечательные произведения о любви: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине» и др.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!» - одно из пятнадцати стихотворений, составивших цикл «Персидские мотивы» (1924-1925). Есенин мечтал побывать в Персии, на родине великих восточных поэтов Фердоуси, Омара Хайяма, Саади, Хнфиза. Но мечта не осуществилась, и цикл был написан по впечатлениям от поездки на Кавказ (Грузия, Азербайджан). Имя героини стихотворения напоминает о батумской знакомой Есенина Ш.Н.Тальян. Весь цикл - это стилизация под восточную поэзию. В стихах показана многообразная любовная игра между лирическим героем (поэтом с севера) и восточной красавицей. Есенин использует здесь восточную, орнаментальную образность; «руки милой - пара лебедей», «глаза, как яхонты, горят» и т. п. Перед нами как бы оживают сказки «Тысячи и одной ночи». Но и в этой прекрасной сказке герой-путешественник не забывает о родной стороне:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Все стихотворения этого цикла построены на антитезе «там, на родине» - «здесь, на Востоке».В этом стихотворении слышны отзвуки пушкинского стихотворения «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». Воспоминания о родине пробуждают в душе лирического героя и воспоминания о любви, о недавней разлуке с северной девушкой.

Очевидно, что «Персидские мотивы» - попытка обрести согласие с самим собой и с миром.

Стихотворение очень музыкально, пронизано тихой грустью и нежностью.

Мотив легкой и светлой грусти пронизывает и стихотворение «Собаке Качалова» (1925). Это необычное признание в любви. Эмоциональный пик перенесен на концовку. Фактически все строфы написаны ради последней, где упоминается та, «что всех безмолвней и грустней». Переживания героя передаются через образ-посредник, через собаку Джима:

Она придет, даю тебе поруку. / И без меня, в ее уставясь взгляд, / Ты за меня лизни ей нежно руку / За все, в чем был и не был виноват.

Но надежда лирического героя невыполнима, так как собака не может исполнить желание человека. Отсюда возникает мотив одиночества, непонятости, отверженности, душевного разлада.

Этот мотив еще больше усиливается в стихотворении «Письмо к женщине» (1924), которое является обращением к бывшей возлюбленной, оставившей поэта. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой части лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не понимал смысл происходящего, во второй - показано обретение героем смысла существования. Первая часть пронизана исповедальными и покаянными интонациями. Лирический герой осознает, что его «шальная жизнь», «скандалы», «угар пьяный» привели к неминуемому разрыву. Герой объясняет любимой причину своего поведения так:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий...

Он не нашел понимания в душе возлюбленной. Но, пройдя через мучения, падения, он все же не скатился вниз, как ему предрекала она, найдя опорув приятии «новой жизни »:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик...

Однако любимая женщина вряд ли знает об этом. Лирический герой испытывает горечь от сознания того, что он «ни капельки не нужен» ей, и все же винит во всем только себя и просит прощение:

Простите мне…

Живите так.

Как вас ведет звезда…

В этом произведении опять слышны пушкинские мотивы: «Я вас любил так искренне, так нежно, Как, дай вам Бог, любимой быть другим?

Благодарное приятие - основной тон в отношениях лирического героя с любимой.

 

Философская лирика

Такие философские мотивы как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина.

Наиболее значимым представляется мотив подведения итогов, увядания, прощания с жизнью.

Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спокойно, как должное. Недаром в этот период его творчества возникает образ-метафора «осень в природе» - «осень жизни».Осень жизни - период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-х годов («Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая », «По-осеннему кычет сова», «Цветы мне говорят прощай…» и др.)

В стихотворении «По-осеннему кычет сова» (1920) появляется образ лирического героя, осознающего бренность своего существования, неизбежность ухода, неизбежность смены поколений: «Новый с поля придет поэт, / В новом лес огласится свисте...» Но поэт ощущает свою слитность с природой, считая себя частицей ее. Поэтому возникает пейзаж («раздолье дорожной рани», «по-осеннему сыплет ветр, по-осеннему шепчут листья»), передающий психологическое состояние героя.

Эта же мысль выражена и в знаменитом стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» (1921), тема которого была навеяна Есенину лирическим отступлением «О юности» в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. Здесь грустная, элегическая интонация не выливается в трагедию, так как путь человека от расцвета (юности) к увяданию (зрелости, старости) естественен. Поэт понимает, что «увяданья золотом охваченный» он «не будет больше молодым», что «страна березового ситца не заманит шляться босиком »(то есть уже не будет восторгов и безумств юности). Очарование юности, полнота жизни - это дым, сон («Жизнь моя, иль ты приснилась мне!»). Но все же поэт благодарен судьбе за то, что «пришлось процвесть и умереть».

В стихотворении «Отговорила роща золотая» (1924) тема подчиненности человеческой жизни законам природы, расставания с молодостью, подведения итогов получила дальнейшее развитие. Опять лирический герой соотносит, сопоставляет свою жизнь с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания. Особое значение здесь приобретают олицетворения, параллелизмы, сравнения, еще и еще раз подчеркивающие закон мироздания: поэт прощается с прошлым, «роняет грустные слова», и ему вторят «роща золотая», отговорившая «веселым языком», и журавли, которые, «печально пролетая », «уж не жалеют больше ни о ком», и коноплянник «с широким месяцем над голубым прудом». Несмотря на то, что «каждый в мире странник», цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». И уход лирического героя так же закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своем творчестве ( роща золотая - золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья - слова - строки - стихи). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.

Имя С.А. Есенина постоянно привлекает к себе внимание, потому что сквозь все заблуждения в его стихах светится бесконечная правдивость творчества, благородство, любовь ко всему живому на Земле, к нашей общей Родине.


Список литературы

Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.

Литература. Практикум: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений/ под ред. С.П.Белокуровой. – М.: Высшая школа, 2008.

Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007.

Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.

Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Русская литература XIX в. 11кл.: учебник-практикум для общеобразовательных учебных заведений. - В 3 ч. под ред. Ю.И. Лыссого. – 3 изд.- М.: Высшая школа, 2003.

Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.

Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.

История русской литературы ХI–XIX вв.: учебное пособие / под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: Дрофа, 2005.

История русской литературы ХIХ в.: учебное пособие / под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М.: Высшая школа, 2008.

Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.

Михайлов, А.А.. Жизнь С.Есенина/ А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003..

Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.

Русская литература XIX в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 3ч. / под ред. Г.Н. Ионина. – М.: Дрофа, 2006.


 

 

Письменная консультация по дисциплине «Литература»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: