Словарь литературоведческих терминов




 

АББРЕВИАТУРА – сокращение, употребляемое на письме и в устной речи.

АБЗАЦ – в рукописи или наборе печатного текста новое предложение или параграф, начинающейся с отступа.

АБСТРАКТНЫЙ – отвлечённый. В литературе произведения, далёкие от реальной жизни общества.

АВАНГАРД – совокупность новаторских течений ХХ в., бросивших вызов традиционным эстетическим нормам, сделавших творческую свободу и новизну художественной формы своей главной целью. Сюда входят такие художественные течения, как футуризм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм.

АВАНГАРДИЗМ – течение в литературе, возникшее в начале ХХ в. как протест против первой мировой войны. Кое-где А.выступал как ранний этап развития революционного искусства, но многие буржуазные школы, преимущественно формалистического толка, т. н. неоавангардистские течения, присвоили себе этот термин, однако это не всегдаозначало новаторство: отказ от существующих норм и традиций превратило новизну в самоцель.

АВТОБИОГРАФИЯ – жизнеописание какого-либо лица, сделанное им самим

АВТОР – создатель, составитель литературного произведении

АКМЕИЗМ – литературное направление, возникшее в 1912-13 гг. ХХ в. Основателем является Н.Гумилёв и С. Городецкий, возглавлявшие «цех поэтов», а потом группу поэтов-акмеистов. Акмеисты провозгласили отказ от символизма: стремились противопоставить миру символизма возврат к предметности реального мира, поэтизировали природное начало, «звучащую красоту» слова. Однако призывы к здоровому, плотскому ощущению жизни увязывалось у них с пониманием непознаваемого, иначе говоря, А. сочетал тягу к жизни с уходом в мистицизм. Поэтому на практике акмеисты были теснее связаны с символизмом, чем в теории.

АЛЛЕГАЦИЯ – ссылка в разговоре или сочинении на известного писателя.

АЛЛЕГОРИЯ – в поэзии один из способов выражения отвлечённых понятий, мыслей с помощью конкретного образа, например, смерть – скелет с косой. А. употребляется в баснях, притчах и т. д. «Поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нём непосредственно заключено. Таким образом, поэзия есть всегда иносказание, аллегория в обширном смысле слова» А.А.Потебня.


АЛЛИТЕРАЦИЯ – в стихе повторение однородных согласных, придающих строке особую звуковую выразительность. Элементарным видом А. является звукоподражание:

Величавый возглас волн.

Бальмонт

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Пушкин

АЛЛЮЗИЯ – стилистическая фигура, одна из форм иносказания, выражение, являющееся намёком на известное литературное произведение: «демьянова уха» (Крылов), «слава Герострата» (мифы Древней Греции).

АНТИТЕЗА - (от греч. anti – против и thesis - положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов (например, Базаров и П.П. Кирсанов, Обломов и Штольц), композиционных (например, "Деревня"А.С. Пушкина) или сюжетных (например, чередование "военных" и "мирных" эпизодов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир") элементов произведения. Для выражения А. часто используются антонимы (см.), например: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.

АССОЦИАЦИЯ - (от лат. associatio - соединение) - образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).

АФОРИЗМ - (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Например: "Краткость - сестра таланта" (А.П. Чехов). К А. иногда относят пословицы, однако А. имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества.

БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого.

БИБЛИОГРАФИЯ - (от греч. biblion - книга и grapho - пишу) 1. Отрасль знания о методах и способах составления указателей, списков, обзоров произведений печати. 2. Перечень книг, журналов и статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и т.п.). 3. Отдел в периодических изданиях, посвященный краткому разбору недавно вышедших книг.

ГИПЕРБОЛА - (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления (ср. ЛИТОТА). Может быть как идеализирующей, так и уничижающей. Например: "Поэзия - // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" (В. Маяковский).

ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п. тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

ЗАВЯЗКА - элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора

ЗАМЫСЕЛ АВТОРСКИЙ - первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения. З. а. может не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным. Уже в З. а., как правило, проявляются основные черты мировоззрения художника.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - (от франц. idealisation - приближение к идеалу, приукрашивание) - последовательная трансформация действительности в художественном произведении, выражающаяся в создании идеальных образов. Может быть преднамеренной и непреднамеренно

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - способы и приемы воссоздания действительности в художественном произведении, позволяющие представить зримую, слышимую, осязаемую ее картину: тропы, стилистические фигуры, различные формы звуковой инструментовки текста, ритм и т. п., т. е. те элементы произведения, которые помогают создать "чувственно-предметные образы" (В. Кожинов)

ИЛЛЮЗИЯ - (от лат. illusio - насмешка, заблуждение) - впечатление жизненности, возможность принять изображаемое за реально существующее

ИМАЖИНИЗМ - (от франц. image - образ) - литературное течение в русской поэзии, объявившее о своем существовании в 1919 году и провозгласившее победу самоценного образа над смыслом и идеей произведения. Прекратило свое существование в 1927 году. Представители И. - В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, А. Кусиков. Непродолжительное время к группе имажинистов примыкал С. Есенин.

ИМПРЕССИОНИЗМ - (от франц. impression - впечатление) - модернистское художественное течение, возникшее в творчестве французских живописцев последней четверти ХIХ века и оказавшее существенное влияние на русскую культуру (литературу, живопись, поэзию) рубежа веков. В области стиля для И. характерны композиционная фрагментарность, художественная детализация, ассоциативность связей образов и предметов, субъективность, сиюминутность передаваемых автором впечатлений. Черты И. стиля можно встретить в стихах А.А. Фета (в его поэзии импрессионистические черты присутствовали до появления самого термина И.), И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта, А. Блока, прозе Б.К. Зайцева.

ИНВЕРСИЯ - (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.

ИСТОРИЗМЫ- устаревшие слова - названия исчезнувших понятий, предметов, явлений: большевик, кулак, опричник и т. д. И. (в отличие от архаизмов) не имеют синонимов в современном русском языке, так как реалии, ими обозначавшиеся, ушли из жизни. В художественном произведении И. служат для точного воссоздания обстановки прошлого, например: "Густые бандо белокурых волос держались как свои на маленькой головке" (Л. Толстой "Анна Каренина"). Бандо - накладные пряди.

КОМЕДИЯ - (от греч. от komos - веселая толпа < k?mos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают "К. положений" (предпочтение отдается событиям, интриге: У. Шекспир "Комедия ошибок"), "К. нравов" (в основе ее - яркое изображение общественных нравов: "Тартюф" Ж.-Б. Мольера), сатирическую К. ("Клоп" В.В. Маяковского), К. характеров (источник смешного - характеры: "Горе от ума" А.С. Грибоедова). Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей К. (Н.В. Гоголь "Ревизор").

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - имеющие статус афоризмов выражения, оторвавшиеся от письменного первоисточника и получившие самостоятельную жизнь в различных контекстах (обиходно-бытовой речи, публицистике и т. д.), а также изречения, принадлежащие или приписываемые историческим лицам, политическим и общественным деятелям и т. п., например: "Муза дальних странствий.

КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке.В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких К.

ЛЕТМОТИВ – это выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя

ЛИРИЗМ - прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Л. может быть свойством произведения любого рода литератур

ЛИРИКА - (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы (см.), выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. обычно относят оду (см.), элегию (см.), эпиграмму (см.), послание (см.), гимн (см.) и др. е (см.), гимн (см.) и др.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом).

МЕТАФОРА - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способ отражения действительности в произведениях искусства: особый тип образного видения мира (концепция мира и человека); общий принцип отбора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, общий подход писателя к действительности. Понятие включает в себя: 1) принципы художественного отбора; 2) способы художественного обобщения (типизации); 3) принципы эстетической оценки действительности; 4) принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства. М. х. бывает реалистический (реализм и его разновидности) и нереалистический (романтизм и его разновидности), продуктивный (формирующий художественную систему) и непродуктивный (образующий одно литературное направление).

МИФ - (от греч. mythos слово, речь) - 1. Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле, передающее представления людей о мире и месте человека в нем; создание коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде конкретных персонификаций (см.) и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием как вполне реальные. В дальнейшем мифы, их мотивы и образы часто служили источником для произведений изобразительного искусства и художественной литературы (вплоть до настоящего времени). 2. Определенное представление о мире, воплощенное в отвлеченных сюжетах и образах (Прекрасная Дама в поэзии А. Блока).

МОДЕРНИЗМ - (от франц. moderne - современный, новейший) - Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.: совокупность нереалистических философско-художественных направлений в искусстве этой эпохи, которые объединяет идея обновления, пересмотра философских основ, творческих принципов, самого языка классического искусства ХIХ в. М., так же, как и декаданс (см.), своеобразно сфокусировал и выразил настроения "конца-начала века". 2. Литературное направление первой половины ХХ века.

МОНОЛОГ - (от греч. monos - один, logos - слово, речь) - речь одного человека в художественном произведении, развернутое высказывание одного персонажа или повествователя. М. могут быть обращенными к определенному адресату или уединенными (произносимыми в одиночестве вслух или же принимающими форму внутренней речи - внутренний М.)

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - общность идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на определенном этапе литературного развития. Принадлежность писателей к одному Н. л. предполагает общность культурно-эстетической традиции, однотипность миропонимания авторов; единство социальной и культурно-исторической ситуации творчества (закономерности общеисторического характера), схожесть принципов изображения жизни. В основе каждого Н. л. лежит художественный метод.

НОВЕЛЛА - (от от итал. novella - новость) - один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, Н. большее внимание уделяет фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- 1. уподобление живому существу: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна А.С. Пушкин 2. Овеществление - уподобление предмету: Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей Н.С. Тихонов

ОЧЕРК - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный (его обычно рассматривают как жанр ПУБЛИЦИСТИКИ. См.) и художественный О. В публицистико-документальном О. события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.

ПАРАДОКС - (от греч. paradoxos - странный, неожиданный, противоречащий здравому смыслу) - суждение, высказывание, отличающееся глубиной мысли, но противоречащее традиционным понятиям и представлениям, расходящееся со здравым смыслом или даже опровергающее его. Нередко П. имеет форму афоризма, игры слов, каламбура или остроты: "Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей" (А.С. Пушкин); "Единица - вздор, единица - ноль" (В. Маяковский); "Тише едешь - дальше будешь" (пословица).

ПСЕВДОНИМ - (от греч. pseudos – вымысел, onoma –имя) – вымышленное, ложное имя или условный знак, под которым автор публикует свое произведение (например, Н.Щедрин – псевдоним М.Е.Салтыков).

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах" (Ф. Энгельс). Р. - "направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность" (В.П. Руднев). В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи. В основе реалистического метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация. В XIX в. складывается новый тип реализма — критический Р.. На западе его расцвет связан с именами Стендаля и О. де Бальзака во Франции, Ч. Диккенса и У. Теккерея в Англии, в России - с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. К. р. по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека - К. р. одновременно осмысляется как психологический. В России XIX век становится периодом интенсивного развития Р.

РЕЦЕНЗИЯ - (от лат. recensio - обследование, рассмотрение) - 1. Жанр критики: газетный или журнальный отклик на художественное произведение с целью его анализа и оценки. 2. В современной школе - жанр ученического сочинения. Р. обычно включает: а) минимальную информацию о содержании произведения; б) явное или "подводное" соотнесение произведения с другими, сходными по тематике и проблематике; в)характеристику произведения с точки зрения проблематики, места в творчестве автора; г) оценку произведения рецензентом. Р. - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста (см. стилистические фигуры, тропы). Кроме того, Р., как правило, предполагает выбор в качестве материала для анализа "свежих публикаций". Если же "предполагаемые обстоятельства" не допускают свободы выбора текста, то возможен иной путь: заострить полемический аспект рецензии, столкнув разные суждения критиков и предложив свой вариант прочтения произведения

РОМАНТИЗМ - художественный метод, получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе, представляющее художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного Классицизму и Просвещению.

САТИРА - (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина) - Вид комического (см.): способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор (см.) - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д. 2. Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности (например, сатиры А.Д. Кантемира "На хулящих учение", "К уму своему", сатирические гимны В.В. Маяковского).

СИМВОЛИЗМ - (фр. symbollisme < от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму (в частности, натурализму) и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения. В основе философии С. - идея немецкого философа Ф. Ницше о том, что жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (искусство ради искусства): "Существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен". Символисты сделали Богом Искусство, а творческий акт воспринимали как религиозно-мистическое действо, связывающее художника с подлинной реальностью - иными мирами. Ключевым понятием в философии С. является переосмысленная романтическая идея двоемирия.

ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).

Экспре́ссия - яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность.

ЯМБ - (от греч. iambos - от названия фракийского музыкального инструмента) - двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

М.Ю. Лермонтов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: