Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Никитича Есенина. Детство провел в семье деда Федора Андреевича Титова. С тех пор в памяти Сергея остался дом, где часто собирались странники, слепцы, пелись духовные стихи, рассказывались притчи из Священного писания.
Три года Сергей учился в сельском училище, которое закончил с похвальным листом и был рекомендован в Спасо-Клепиковскую учительскую школу.
В 1912 году Есенин уезжает в Москву, где сначала служит конторщиком, а потом устраивается корректором в типографию И.Д.Сытина, которая занимала видное место в культурной жизни России. В этот период Есенин много работает, пишет стихи, размышляет о смысле бытия. Нравственные ценности, которые он почерпнул некогда от деда Федора Титова, отца матери, - теперь подвергаются пересмотру. Деревенскому мальчику, свято верящему в христианские заповеди, предстоит пройти путь познания, ценой которого станет утрата прежней чистоты, незамутненной веры, прежних идеалов. Поиск его будет связан с ошибками и взлетами, с трагической и скандальной славой.
В сентябре 1913 года юноша поступает в Народный университет имени А.Л.Шанявского, посещает Суриковский литературно-музыкальный кружок.
В 1914 году в сытинском детском журнальчике «Мирок» появилось первое стихотворение Есенина, написанное под псевдонимом Аристон. Начиная с 1914г., поэт сознательно стремительно к использованию христианских образов. В письмах к другу Г.Панфилову он пишет: «Христос для меня совершенство. Гений для меня человек слова и дела как Христос». Но религиозные символы у Есенина имели не мистико-философское, а художественное значение, - так считает исследователь творчества Есенина Кременцов. Исчезновение христианских образов из поэтики С.Есенина происходит в 20-е годы, это можно объяснить результатом поэтического роста поэта и данью атеистическому времени. В стихотворении «Мне осталась одна забава…» мы читаем:
|
Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь.
Есенин мечтает о встрече с Блоком, творчество которого является для него высшим образцом поэзии.
В марте 1915 года встреча с кумиром состоялась, Блок принял юного поэта благосклонно, а в дневнике записал: «Днем был у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».
Появление Сергея Есенина в литературных салонах было подготовлено патриотическим настроением во время войны, мистической, несколько неестественной любовью интеллигенции к России и народу. Обряженный в крестьянский костюм, Есенин выступал в великосветских салонах, в изысканных домах. У него появилось прозвище - «рязанский Лель». Имя С.Есенина становится известным, произведения печатаются в важных столичных журналах. Так начался путь Есенина в Большую поэзию.
В 1916 году Есенин был призван в армию, год служил санитаром в Царском селе, в боевых действиях не участвовал. Сразу после февральской революции, поэт оставляет армию и уезжает на родину.
В 1915-1916 годах им были созданы замечательные стихи, посвященные родному краю: «Край любимый! Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом», «Устал я жить в родном краю…»». В этих произведениях проявились важнейшие черты есенинской лирики: трепетная любовь к России, искренность и открытость, милосердие, чувство общности со всем, живущим на земле.
|
В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина - «Радуница»,
Октябрьская революция была воспринята поэтом восторженно. Его увлекла сама идея разрушения старого и создания страны будущего как какого-то идиллического царства для русского крестьянства. Он создает поэмы «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Иорданская голубица» (1918).
Но Есенин вскоре понял, что строится не тот социализм, о котором он мечтал («Тесно в нем живому»). Поэт переживает острейший духовный кризис, т.к. все, во что он верил, не сбылось.
Зимой 1919 года вышел в свет сборник «Явь», в котором были опубликованы произведения поэтов, называвших себя имажинистами (Мариенгоф, Шершеневич, Ивнев, Есенин). А 3 апреля того же года в Политехническом музее вМоскве состоялось первое публичное выступление имажинистов. Само название было образовано от слова «Image», что означает «образ». Есенин, возглавивший это течение, видел в имажинизме своеобразную школу мастерства. Он писал: «Мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы». Есенин прекрасно понимал, что не он примкнул к имажинистам, а они вовлекли его в свои ряды, поэтому вскоре Есенин отошел от них.
В апреле 1920 года Есенин навестил родных. Страшные перемены в родном краю поразили его. Он явственно осознал и почувствовал гибель деревни: голод, мор, последствия военного коммунизма и продразверсток. С тяжелым сердцем покидает он родину.
А в июне вместе с А. Мариенгофом отправляется на Кавказ через разоренные русские города. Тогда-то он увидел в окне вагона несущегося рядом с паровозом рыжего жеребенка. Этот образ взволновал и растрогал поэта, он увидел внем символ вымирающей деревни. Возвратившись в Москву, Есенин работает над поэмой «Сорокоуст» (Сорокоуст - служба по умершему, совершающаяся в течение 40 дней после смерти). Поэма «Сорокоуст» - это крик гибнущего человека, а хрупкий образ жеребенка, бегущего за «стальным» конем, - его агония.
|
Начиная с 1920-х годов, в поэзию Есенина входят темы усталости, предчувствия смерти, одиночества («По-осеннему кычет сова», «Я последний поэт деревин», «Не жалею, не зову, не плачу»). В стихотворении «Исповедь хулигана» появляется новый образ хулигана, растерянного, тоскующего по детству, по утраченной свежести, по чему-то родному, ушедшему навсегда.
В мае 1922 года, после женитьбы на американской балерине Айседоре Дункан, Есенин вместе с ней он совершает путешествие сначала по Европе, затем по Америке.
Встречи с русской эмиграцией, не всегда доброжелательной, незнание языков, роль мужа знаменитой балерины - все это не могло не вызвать протест у Есенина. Он мечтает дернуться домой, в Россию, и в то же время в 1922г. пишет из Берлина своему другу А. Кумкову: «…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь ненужным, а как вспомню Россию и возвращаться не хочется… мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть».
С возвращением на родину в августе 1923 года связан перелом в творчестве поэта. «Прощание с молодостью» - так сам он определил свои настроения. Теперь вместо весенних и летних красок в его стихах преобладают осенние. И цикл из семи стихотворений, названный им «Любовь хулигана», определяется самим поэтом как осенний. Ему открывается теперь иная радость - радость воспоминаний. В эти годы был создан и самый светлый образ в поэзии Есенина - образ матери («Письмо матери»). Это стихотворение - обращение к прошлому, о котором тоскует поэт, не находя себе опоры в настоящем.
1924 год стал удивительно плодотворным годом в творческом отношении. Поэтом были созданы такие несомненные шедевры как «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Русь советская», а также цикл «Москва кабацкая». Результатом пребывания на Кавказе в 1924 году стало появление лирического цикла «Персидские мотивы». Основные мотивы этого цикла: мечта о покое, о гармонии, восхищение голубой и прекрасной страной Востока, а также грусть по рязанским просторам.
Искренность и прямота поэта, его бескомпромиссность во многих вопросах способствовали тяжелой атмосфере травли в последний год его жизни. В это трудное время Есенин создает автобиографическую поэму «Анна Снегина». Поэма обнаруживает творческую зрелость Есенина, умеющего проникнуть и тайники человеческой души, передать психологическую сложность взаимоотношений и чувств.
За месяц до смерти Есенин создает поэму «Черный человек», в которой заметно влияние пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Незадолго до трагической гибели им было написано стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья», которое было опубликовано уже после того, как его найдут мертвым в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в номере ленинградской гостиницы «Англетер». Поэт похоронен и Москве на Ваганьковском кладбище.