Критерии и формы оценки качества знаний




Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Кукольный театр» относится к художественной направленности. В настоящее время в педагогической практике, как и в других областях деятельности, идет активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. Кукольный театр как вид искусства предоставляет такие возможности для раскрытия творческого начала человека. Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной часть эстетического обучения и воспитания. Театр имеет собственную образовательную силу, так как активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе. Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с самого раннего возраста.

Содержание программы ориентировано на знакомство с выразительным языком театрального искусства, который закладывает основу формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых складываются поступки человека. Обучающимся предоставляется возможность научиться анализировать действия и поступки героя, и логику поведения в зависимости от предлагаемых обстоятельств. «Коллективность» в кукольном театре, является важнейшим фактором, так как совместная деятельность мотивирует ребят осуществлять взаимообусловленные действия - каждый из участвующих в игре зависит от того, что было сделано, или сказано другими, предыдущими, а они и каждый следующий одновременно имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Тем самым в театральных развивающих играх, этюдах, сценах, постановках формируется творческая мобилизованность, смелость, доверие к вниманию товарищей, и собственное внимание и уверенность в своих способностях. Особую роль для художественного воспитания ребенка имеет «практика» - собственная практика ребенка, его предметная деятельность.

Кукольный театр является именно таким местом, где ребенок может иметь данную практику. На занятиях по программе «Кукольный театр» ребенок имеет возможность высказать свое мнение и осуществить свой замысел, тем самым, раскрывая свою индивидуальность. Такие занятия обеспечивают детям продвижение к вершинам художественной культуры и вносят свой незаменимый вклад во все накопленные и полученные знания и умения в процессе работы теат­ра выливаются в результаты совместного творчества.

Новизна программы - заключается в том, что педагог, включаясь в совместную с ребятами театральную деятельность, направляет её, мотивируя ребят на авторское творчество, создание неповторимых творческих работ в области актерского мастерства и режиссуры. Главная задача педагога вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами – кукловодами, а в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала.

 

Актуальность программы – вовлечение детей в активную творческую деятельность, проявление интереса к театральному искусству, развитие самостоятельности, общительности, творческого потенциала, преодоление стеснительности, скованности. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Цель программы:

Развитие творческих способностей детей средствами

кукольного театрального искусства.

 

Задачи:

Образовательные:

· познакомить с театром кукол;

· познакомить с техникой вождения кукол;

· познакомить с техникой актёрского мастерства.

Развивающие:

· развивать выразительность речи;

· развивать пластическую выразительность;

· развивать воображения, фантазии;

· развивать творческую активность ребёнка.

Воспитательные:

· воспитывать чувства коллективности, взаимозависимости;

· формировать нравственные качества личности;

· формировать волевые качества личности.

Сроки реализации образовательной программы:

1год обучения-2раза в неделю по 1,5 часа, в год – 108 часов.

Описание форм и методов проведения занятий:

В программе используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

- словесный (беседа, рассказ, диалог);

- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

- применение знаний через постановку спектаклей;

- закрепление через генеральные репетиции;

- творческая деятельность - показ спектаклей;

- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

- объяснительно-иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с объяснением и показом;

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения учащиеся, как правило,

знают:

- основные понятия театрального искусства;

- понятие (темп и ритм);

-понятие артикуляция;

-понятие дикция и выразительность.

владеют:

-навыками правильного дыхания и дикции;

-навыками выразительного чтения;

-навыками чтения в микрофон;

- навыками игры в постановке.

умеют:

- водить и озвучивать перчаточные и тростевые куклы за ширмой.

 

Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.

Критерии и формы оценки качества знаний

Программой предусмотрены формы контроля:

Для каждого обучающегося

- тестирование по сценической речи (проза, монолог, басня и др.);

-тестирование по сценическому движению и кукловождению.

Для коллектива

- итоговая творческая работа.

Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты, дипломы грант) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот.

Учебный план

 

№ п/п Наименование разделов, тем  
Час ы
I Вводное занятие  
II Азбука театра  
  Тема: Театральные профессии  
  Тема: Устройство сцены, ширмы. Кукольные герои разных стран.  
  Тема: Театральные термины.  
  Тема: Особенности театрального искусства Культура поведения в театре.  
III Виды театральных кукол, способы кукловождения и озвучивания кукол.  
  Тема: Виды театральных кукол  
  Тема: Анализ кукольного спектакля  
  Тема: Выразительные возможности театральных кукол  
  Тема: Диалог –общение с партнером через куклу  
IV Речевой рейтинг  
  Тема: Артикуляция  
  Тема: Речевое дыхание  
  Тема: Посыл звука  
  Тема: Дикция  
  Тема: Выразительность речи  
V Работа с куклой  
  Тема: понятие «Игра»  
  Тема: Работа с куклой на задание  
  Тема:Голос и движения куклы  
VI Постановка спектакля  
  Тема: Работа над текстом (запись текстов)  
  Тема: Репетиция  
  Заключительное занятие  
  Итого:  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п ТЕМА Кол-во часов Теория Практика  
  Раздел «Вводное занятие»        
  1.1   Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство педагога с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться».        
  Раздел «Азбука театра»        
  История кукольного тетра. Виды кукольных театров в России в 18 -20в. С.Образцов и его театр. Просмотр видеофильма «В театре С. Образцова».        
2.1 Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Просмотр презентации: «Кукольные театры России».        
2.2 Устройство сцены, одежда сцены, разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Кукольные герои разных стран мира Россия - Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст.        
2.3 Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер».        
2.4 Знакомство с театральной терминологией. Составление театрального словаря.        
2.5 Особенности кукольного театрального искусства. Культура поведения в театре. Просмотр видеофильма «Театральный этикет». Ролевая игра «Мы идем в театр»        
3. Раздел «Виды театральных кукол и способы кукловождения»        
3.1 Разновидности театральных кукол: перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка «Пальчиковая игра».        
3.2 Устройство перчаточной куклы и способы ее вождения. Упражнения с перчаточной куклой. Ролевая игра «Моя кукла…».        
3.3 Устройство куклы-марионетки. Способы ее вождения. Упражнения с куклой –марионеткой.        
3.4 Просмотр кукольного спектакля «Кошкин дом» с последующим анализом. Игры – драматизации с куклой (на выбор).        
3.5 Выразительные возможности кукол. Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой.        
3.6 Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.        
  Раздел «Речевой тренинг»        
4.1 Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» и др.        
  Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. «Птичий двор», «Иголка», «Расчёска», «Улыбка» и др.        
  Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. Упражнения для мышц лица. Гласные звуки. Согласные парные звуки.        
  Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. Упражнения для мышц лица. Сложные звукосочетания.        
4.2 Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.).        
  Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра: «Повтори за мной», «Поймай комарика», «Свеча» и др.        
  Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра «Испорченный телефон».        
  Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра «Эхо», «Баня», «Капризуля» и др.        
  Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок.        
4.3 Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я».        
4.4 Дикция и ее значение в создании образа. Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки.        
4.5 Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков).        
4.6 Упражнение на развитие дикции. Упражнения со звуками «Треугольник». Упражнения на посыл звука «Я». (из упражнений Е. Ласковой).   -    
  Упражнение на развитие дикции. Соединение гласной и согласной. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы».   -    
  Упражнение на развитие дикции. «Скакалка» «Упражнение с мячом».     -    
4.6 Работа над интонационной выразительностью речи. «Чистоговорка в образе». Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть».        
4.7 Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки».   -    
4.8 Развитие масочного звука. Упражнения «Больной зуб» и другие.     -    
4.9 Развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола»          
  Зачет по «Речевому тренингу».        
  Раздел «Работа с куклой»          
5.1 Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма».        
5.2 Упражнение с предметами, «Руки-ноги», «Передай позу», «Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка».        
5.3 Игры на развитие согласованности действий. Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса».        
  Упражнения на последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»). Задание «История моей игрушки» - Слушаем, запоминаем, пересказываем.        
Обучение работе на ширме. Помощь друг другу в управлении куклами. Правила вождения куклы на ширме. Пальчиковая гимнастика.        
Тренировка вождения куклы и её озвучивание. Сочинение этюдов на свободную тему.        
Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку».        
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д.   -    
Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери».   -    
Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др.        
Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика.        
6. Голос и движения куклы        
6.1 Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения. Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» (анализ движений и речи куклы, определение характера персонажа по интонации голоса).        
  Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение.        
6.2 Предлагаемые обстоятельства. Роль и образ в кукольном спектакле. Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игры «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация сказок «Истории с теми героями, которые «ожили»».        
6.3 Жест и его значение в работе актера – кукольника. Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика. Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют».        
6.4 Особенности речи в характере персонажа. Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию».        
  Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей. Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др.          
6.5 Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов.        
  Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении.        
    Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля». Показ этюдов на выбранную тему.        
  Раздел «Постановка кукольного спектакля»            
Работа над текстом      
7.1 Чтение сценария педагогом. Беседа о прочитанном.        
  Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом.        
7.2 Обучение работе на ширме, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей.        
7.3 Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Сочинения диалогов на тему «Однажды в лесу»     -    
7.4 Застольная репетиция спектакля. Соединение действия куклы со словами своей роли.   -    
7.5 Совершенствование умений детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки).        
7.6 Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен.        
7.7 Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых в спектакле.        
7.8 Музыка в спектакле. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Работа с куклой на ширме.        
7.9 Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.        
7.10 Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Репетиция спектакля по эпизодам.        
7.11 Музыка и движение куклы. Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем.        
7.12 Работа над характером ролью. Репетиции.        
7.13 Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории.   -    
7.14 Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Репетиция на ширме.        
7.15 Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю.   -    
7.16 Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах.   -    
7.17 Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.   -    
7.18 Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол.   -    
7.19 Генеральная репетиция.   -    
  Итоговое занятие        
8.1 Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.        

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: