Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Кукольный театр» относится к художественной направленности. В настоящее время в педагогической практике, как и в других областях деятельности, идет активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. Кукольный театр как вид искусства предоставляет такие возможности для раскрытия творческого начала человека. Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной часть эстетического обучения и воспитания. Театр имеет собственную образовательную силу, так как активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе. Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с самого раннего возраста.
Содержание программы ориентировано на знакомство с выразительным языком театрального искусства, который закладывает основу формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых складываются поступки человека. Обучающимся предоставляется возможность научиться анализировать действия и поступки героя, и логику поведения в зависимости от предлагаемых обстоятельств. «Коллективность» в кукольном театре, является важнейшим фактором, так как совместная деятельность мотивирует ребят осуществлять взаимообусловленные действия - каждый из участвующих в игре зависит от того, что было сделано, или сказано другими, предыдущими, а они и каждый следующий одновременно имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Тем самым в театральных развивающих играх, этюдах, сценах, постановках формируется творческая мобилизованность, смелость, доверие к вниманию товарищей, и собственное внимание и уверенность в своих способностях. Особую роль для художественного воспитания ребенка имеет «практика» - собственная практика ребенка, его предметная деятельность.
|
Кукольный театр является именно таким местом, где ребенок может иметь данную практику. На занятиях по программе «Кукольный театр» ребенок имеет возможность высказать свое мнение и осуществить свой замысел, тем самым, раскрывая свою индивидуальность. Такие занятия обеспечивают детям продвижение к вершинам художественной культуры и вносят свой незаменимый вклад во все накопленные и полученные знания и умения в процессе работы театра выливаются в результаты совместного творчества.
Новизна программы - заключается в том, что педагог, включаясь в совместную с ребятами театральную деятельность, направляет её, мотивируя ребят на авторское творчество, создание неповторимых творческих работ в области актерского мастерства и режиссуры. Главная задача педагога вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами – кукловодами, а в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала.
Актуальность программы – вовлечение детей в активную творческую деятельность, проявление интереса к театральному искусству, развитие самостоятельности, общительности, творческого потенциала, преодоление стеснительности, скованности. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
|
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей средствами
кукольного театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
· познакомить с театром кукол;
· познакомить с техникой вождения кукол;
· познакомить с техникой актёрского мастерства.
Развивающие:
· развивать выразительность речи;
· развивать пластическую выразительность;
· развивать воображения, фантазии;
· развивать творческую активность ребёнка.
Воспитательные:
· воспитывать чувства коллективности, взаимозависимости;
· формировать нравственные качества личности;
· формировать волевые качества личности.
Сроки реализации образовательной программы:
1год обучения-2раза в неделю по 1,5 часа, в год – 108 часов.
Описание форм и методов проведения занятий:
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
|
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с объяснением и показом;
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся, как правило,
знают:
- основные понятия театрального искусства;
- понятие (темп и ритм);
-понятие артикуляция;
-понятие дикция и выразительность.
владеют:
-навыками правильного дыхания и дикции;
-навыками выразительного чтения;
-навыками чтения в микрофон;
- навыками игры в постановке.
умеют:
- водить и озвучивать перчаточные и тростевые куклы за ширмой.
Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Критерии и формы оценки качества знаний
Программой предусмотрены формы контроля:
Для каждого обучающегося
- тестирование по сценической речи (проза, монолог, басня и др.);
-тестирование по сценическому движению и кукловождению.
Для коллектива
- итоговая творческая работа.
Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты, дипломы грант) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | |
Час ы | ||
I | Вводное занятие | |
II | Азбука театра | |
Тема: Театральные профессии | ||
Тема: Устройство сцены, ширмы. Кукольные герои разных стран. | ||
Тема: Театральные термины. | ||
Тема: Особенности театрального искусства Культура поведения в театре. | ||
III | Виды театральных кукол, способы кукловождения и озвучивания кукол. | |
Тема: Виды театральных кукол | ||
Тема: Анализ кукольного спектакля | ||
Тема: Выразительные возможности театральных кукол | ||
Тема: Диалог –общение с партнером через куклу | ||
IV | Речевой рейтинг | |
Тема: Артикуляция | ||
Тема: Речевое дыхание | ||
Тема: Посыл звука | ||
Тема: Дикция | ||
Тема: Выразительность речи | ||
V | Работа с куклой | |
Тема: понятие «Игра» | ||
Тема: Работа с куклой на задание | ||
Тема:Голос и движения куклы | ||
VI | Постановка спектакля | |
Тема: Работа над текстом (запись текстов) | ||
Тема: Репетиция | ||
Заключительное занятие | ||
Итого: |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Теория | Практика | |
Раздел «Вводное занятие» | |||||
1.1 | Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство педагога с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться». | ||||
Раздел «Азбука театра» | |||||
История кукольного тетра. Виды кукольных театров в России в 18 -20в. С.Образцов и его театр. Просмотр видеофильма «В театре С. Образцова». | |||||
2.1 | Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Просмотр презентации: «Кукольные театры России». | ||||
2.2 | Устройство сцены, одежда сцены, разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Кукольные герои разных стран мира Россия - Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст. | ||||
2.3 | Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер». | ||||
2.4 | Знакомство с театральной терминологией. Составление театрального словаря. | ||||
2.5 | Особенности кукольного театрального искусства. Культура поведения в театре. Просмотр видеофильма «Театральный этикет». Ролевая игра «Мы идем в театр» | ||||
3. | Раздел «Виды театральных кукол и способы кукловождения» | ||||
3.1 | Разновидности театральных кукол: перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка «Пальчиковая игра». | ||||
3.2 | Устройство перчаточной куклы и способы ее вождения. Упражнения с перчаточной куклой. Ролевая игра «Моя кукла…». | ||||
3.3 | Устройство куклы-марионетки. Способы ее вождения. Упражнения с куклой –марионеткой. | ||||
3.4 | Просмотр кукольного спектакля «Кошкин дом» с последующим анализом. Игры – драматизации с куклой (на выбор). | ||||
3.5 | Выразительные возможности кукол. Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой. | ||||
3.6 | Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему. | ||||
Раздел «Речевой тренинг» | |||||
4.1 | Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» и др. | ||||
Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. «Птичий двор», «Иголка», «Расчёска», «Улыбка» и др. | |||||
Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. Упражнения для мышц лица. Гласные звуки. Согласные парные звуки. | |||||
Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. Упражнения для мышц лица. Сложные звукосочетания. | |||||
4.2 | Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.). | ||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра: «Повтори за мной», «Поймай комарика», «Свеча» и др. | |||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра «Испорченный телефон». | |||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра «Эхо», «Баня», «Капризуля» и др. | |||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. | |||||
4.3 | Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я». | ||||
4.4 | Дикция и ее значение в создании образа. Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. | ||||
4.5 | Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков). | ||||
4.6 | Упражнение на развитие дикции. Упражнения со звуками «Треугольник». Упражнения на посыл звука «Я». (из упражнений Е. Ласковой). | - | |||
Упражнение на развитие дикции. Соединение гласной и согласной. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы». | - | ||||
Упражнение на развитие дикции. «Скакалка» «Упражнение с мячом». | - | ||||
4.6 | Работа над интонационной выразительностью речи. «Чистоговорка в образе». Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». | ||||
4.7 | Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки». | - | |||
4.8 | Развитие масочного звука. Упражнения «Больной зуб» и другие. | - | |||
4.9 | Развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола» | ||||
Зачет по «Речевому тренингу». | |||||
Раздел «Работа с куклой» | |||||
5.1 | Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма». | ||||
5.2 | Упражнение с предметами, «Руки-ноги», «Передай позу», «Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка». | ||||
5.3 | Игры на развитие согласованности действий. Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса». | ||||
Упражнения на последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»). Задание «История моей игрушки» - Слушаем, запоминаем, пересказываем. | |||||
Обучение работе на ширме. Помощь друг другу в управлении куклами. Правила вождения куклы на ширме. Пальчиковая гимнастика. | |||||
Тренировка вождения куклы и её озвучивание. Сочинение этюдов на свободную тему. | |||||
Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». | |||||
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д. | - | ||||
Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». | - | ||||
Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др. | |||||
Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика. | |||||
6. | Голос и движения куклы | ||||
6.1 | Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения. Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» (анализ движений и речи куклы, определение характера персонажа по интонации голоса). | ||||
Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение. | |||||
6.2 | Предлагаемые обстоятельства. Роль и образ в кукольном спектакле. Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игры «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация сказок «Истории с теми героями, которые «ожили»». | ||||
6.3 | Жест и его значение в работе актера – кукольника. Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика. Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют». | ||||
6.4 | Особенности речи в характере персонажа. Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию». | ||||
Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей. Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. | |||||
6.5 | Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов. | ||||
Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении. | |||||
Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля». Показ этюдов на выбранную тему. | |||||
Раздел «Постановка кукольного спектакля» | |||||
Работа над текстом | |||||
7.1 | Чтение сценария педагогом. Беседа о прочитанном. | ||||
Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом. | |||||
7.2 | Обучение работе на ширме, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. | ||||
7.3 | Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Сочинения диалогов на тему «Однажды в лесу» | - | |||
7.4 | Застольная репетиция спектакля. Соединение действия куклы со словами своей роли. | - | |||
7.5 | Совершенствование умений детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки). | ||||
7.6 | Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен. | ||||
7.7 | Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых в спектакле. | ||||
7.8 | Музыка в спектакле. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Работа с куклой на ширме. | ||||
7.9 | Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | ||||
7.10 | Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Репетиция спектакля по эпизодам. | ||||
7.11 | Музыка и движение куклы. Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем. | ||||
7.12 | Работа над характером ролью. Репетиции. | ||||
7.13 | Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории. | - | |||
7.14 | Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Репетиция на ширме. | ||||
7.15 | Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю. | - | |||
7.16 | Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах. | - | |||
7.17 | Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. | - | |||
7.18 | Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. | - | |||
7.19 | Генеральная репетиция. | - | |||
Итоговое занятие | |||||
8.1 | Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся. |