Методическое обеспечение программы.




Техническое оснащение занятий

Для организации кукольного театра используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное

восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Занятия кукольного кружка проводятся в кабинете или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- куклы;

- театральная ширма;

- декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители обучающихся.

Список литературы для педагога:

· «Театральная студия «Дали», А.В.Луценко, Москва, 1997.

· «Театрализованные занятия в детском саду», Н.Трифонова, Москва, 2001.

· «Театр оригами», С.Соколова, Москва, 201.

· «Развитие речи детей», Н.Новотворцер, Москва, 1998.

· «Улыбка судьбы», Т.Шишова, Москва, 2002.

· «Смешное и грустное на школьной сцене», Г.Г.Овдиенко, Москва, 2000.

· «Сказочная мастерская «кудесники» -театр кукол» А.Д. Крутенкова, Учитель, 2008.

· «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Э.Г.Чурилова, Москва, 2001.

· «Театрализованные игры – занятия», Л.Баряева, Санкт – Петербург, 201.

· «Театрализованная деятельность в детском саду», А.Е.Антипина, Москва, 2003.

· «Играем в кукольный театр», Н.Ф.Сорокина, Москва, 2001.

· «Кукольный театр – дошкольникам», Т.Н.Карманенко, Москва, 1982.

· «Театр сказок», Л.Поляк, Санкт – Петербург, 2001.

· «Играем в театр», В.И. Мирясова, Москва, 2001.

· «Наш классный театр», А.М.Нахимовский, Москва, 2003.

· «Давайте устроим театр», Г.Калинина, Москва, 2007.

· «Домашний кукольный театр», М.О.Рахно, Ростов – на – Дону, 2008.

· Видео презентации.

Список литературных произведений для детей:

1. А. Барто стихи

2. С. Михалков стихи

3. Э. Успенский «Мы идем в театр»

4. Русские народные сказки

5. К. Чуковский «Федорино – горе»

Список музыкальных произведений:

1. М. Глинка «Вальс – фантазия»

2. П. Чайковский «Танец маленьких игрушек».

3. Д. Шостакович «Вальс – шутка»

4. Песни В. Шаинского.

Словарь

Спектакль (франц. sреtасlе, от лат. sресtасиlиm — зрелище), произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.

Мизансцена (франц. miseenscene — размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.

Декорация (позднелат. decoratio, от лат. decoro — украшаю), оформление сцены, воссоздающее обстановку действия.

Кулисы (франц. coulisse, от couler — скользить), плоские части театральной декорации, располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. Вместе с падугами они образуют т. н. одежду сцены. Раньше их закрепляли на рамах.. Теперь жёстких конструкций не существует (за исключением К., находящихся на первом плане сцены и образующих вместе с портальной кадугой декоративный портал). В переносном смысле К. — часть театра, находящаяся позади занавеса.

Портал (нем. Роrtal, от лат.роrta — вход, ворота), оформленный проём, в нашем случае оформленное зеркало сцены.

Рампа в театре, осветительное устройство, размещаемое на полу сцены по её переднему краю. Служит для освещения сцены спереди и снизу.

Авансцена (лат. sсаепа, от греч. skёn — палатка, шатёр, театральные подмостки), место театрального действия. Аванс (франц. ауапсе), предшествующий

Падуга, часть театральной декорации. Состоит из полосы ткани, подвешенной на штанге к верху сцены, для скрытия верхних пролётов над декорациями, колосников, висящих декораций и др. Первую П., являющуюся частью портала сцены и постоянных кулис, иногда называют «арлекином».

Занавес театральный, элемент оборудования сцены или оформления спектакля. 3., закрывающий сцену от зрительного зала между отдельными картинами, перед началом и после окончания спектакля

Софит, сценический прибор, состоящий из светильников рассеянного света.

Сюжет (франц. предмет ход событий) - основное средство раскрытия содержания, воплощение замысла.

Фабула (с лат. сказание, молва) (обобщенно) (молва) состав событий, термин, обозначающий различные аспекты действия и повествования о нем.

Номер – отдельное, законченное выступление одного тили нескольких артистов, является основой эстрадного искусства.

Конферанс — искусство ведения концерта и импровизированного разговора или диалога со зрительным залом. Различают сольный и парный конферанс. Встречается инсценированный конферанс. В своем репертуаре конферансье обязательно имеет собственный номер, чаще всего речевого жанра.

Монолог в образе — сольное выступление артиста, обращенное непосредственно к зрителю. Чаще произносится «от маски», поэтому наиболее верное определение жанра — «эстрадный монолог в образе». Чаще всего носит юмористический или сатирический характер.

Фельетон — социально-публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению. Чаще всего произносится не в образе, а от лица артиста. От монолога отличается большей общественной звучностью, масштабом затрагиваемых тем.

Музыкальный фельетон — содержит в себе черты и монолога, и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального сопровождения. Очень разнообразен по эмоциональному воздействию — от лирического до гневно-публицистического. В музыкальном фельетоне музыка является не только приложением к тексту, а имеет драматургически определяющий характер.

Скетч — маленькая пьеска с небольшим количеством действующих лиц, чаще всего сатирического направления, с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так и в моделях поведения.

Сценка - от скетча отличается отсутствием сюжета. Чаще всего в ней обозначается место действия, и задаются условные предлагаемые обстоятельства.

Эстрадный диалог — еще более условен, чем сценка. Место действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, — реально идущий концерт. Отличительной особенностью является насыщенность текста репризами.

Эстрадный бытовой рассказ - в качестве литературной основы использует произведения, не написанные специально для эстрады. От художественного чтения отличается тем, что артисты всегда обращаются напрямую в зрительный зал от собственного лица, рассказывая историю, придуманную писателем как случай, происшедший лично с исполнителем.

Миниатюра — небольшое юмористическое, сатирическое, пародийное, лирическое произведение для эстрады - от разыгранного монолога до диалога нескольких действующих лиц. В строгом смысле является не отдельным жанром, а формой существования самых разных эстрадных жанров. Как разнообразная эстрадная форма составляет основу репертуара театра миниатюр.

Пародия — искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей от политических лидеров до эстрадных рядом особенностей: исполнители одновременно выступают и как певцы, и как музыканты-инструменталисты, и часто как авторы музыки и текста исполняемого репертуара.

Куплет — небольшое комическое, сатирическое, публицистическое стихотворение (буквально несколько строк, короткая строфа), положенное на какую-нибудь несложную мелодию. Всегда проходит сериями (несколько куплетов на одну тему) и содержит рефрен (повторяющиеся строки). Как правило, исполняется соло или дуэтом.

Буриме — шуточная игра со зрительным залом, когда из публики задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует стихи на тему в точном соответствии с заданными рифмами.

Пантомима — искусство сценического действия, которое находит исключительное выражение в движении человеческого тела, в пластике, без слов.

Клоунада — по преимуществу цирковой жанр, который, однако, исторически всегда существовал и на эстраде. Популярен жанр клоунады на эстраде и сегодня.

Тантамореска — на ширме высотой по плечи закрепляются куклы с маленькими руками и ногами. Один актер просовывает голову в отверстие и управляет руками куклы, а другой — ногами. Создается комическое сочетание короткого кукольного условного тела и живого лица актера. Экспозиция – вводит в курс события (о чем будет речь?).должна быть заинтересовывающей и лаконичной.

Завязка – начало события (первое событие) приводящее к развитию действия или дальнейших событий.

Развитие событий – цепь событий (сюжет) должен быть динамичными, стремительными, с элементами неожиданности, непредсказуемости. В его основе должен быть конфликт.

Кульминация – к чему все привело. Воплощение идеи, сверхзадачи. Результат возникшего конфликта, итог цепи событий, финал. Высшая точка развития Конфликта, центрально главное Событие. Кульминация в клубном мероприятии должна быть эмоциональной, яркой (желательно массовой).

 

Пояснительная записка.

 

Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр» предназначена для занятий по дополнительному образованию детей.

Направленность программы «Кукольный театр» - художественная.

Кукольный театр как вид искусства позволяет раскрыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной часть эстетического обучения и воспитания.

Театр имеет собственную образовательную силу, так как активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе. Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с самого раннего возраста.

Содержание программы ориентировано на знакомство с выразительным языком театрального искусства, который закладывает основу формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых складываются поступки человека. Обучающимся предоставляется возможность научиться анализировать действия и поступки героя, и логику поведения в зависимости от предлагаемых обстоятельств. «Коллективность» в кукольном театре, является важнейшим фактором, так как совместная деятельность мотивирует ребят осуществлять взаимообусловленные действия - каждый из участвующих в игре зависит от того, что было сделано, или сказано другими, предыдущими, а они и каждый следующий одновременно имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Тем самым в театральных развивающих играх, этюдах, сценах, постановках формируется творческая мобилизованность, смелость, доверие к вниманию товарищей, и собственное внимание и уверенность в своих способностях. Особую роль для художественного воспитания ребенка имеет «практика» - собственная практика ребенка, его предметная деятельность.

Кукольный театр является именно таким местом, где ребенок может иметь данную практику. На занятиях по программе «Кукольный театр» ребенок имеет возможность высказать свое мнение и осуществить свой замысел, тем самым, раскрывая свою индивидуальность. Такие занятия обеспечивают детям продвижение к вершинам художественной культуры и вносят свой незаменимый вклад во все накопленные и полученные знания и умения в процессе работы теат­ра выливаются в результаты совместного творчества.

Новизна программы - заключается в том, что педагог, включаясь в совместную с ребятами театральную деятельность, направляет её, мотивируя ребят на авторское творчество, создание неповторимых творческих работ в области актерского мастерства и режиссуры. Главная задача педагога вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами – кукловодами, а в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала.

Педагогическая целесообразность программы «Кукольный театр» заключается в передаче накопленного опыта ценностей народной культуры театрально-игровыми методами.

Актуальность программы – вовлечение детей в активную творческую деятельность, проявление интереса к театральному искусству, развитие самостоятельности, общительности, творческого потенциала, преодоление стеснительности, скованности. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Программа разработана на основании:

– Конституции Российской Федерации

– Конвенции ООН о правах ребенка

– Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124 от 24.07 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.

– Закона «Об образовании в Российской Федерации» (21.12.2012 №273-ФЗ):(Ст.2 п.9, Ст.2 п.25, Ст.2 п.28, Ст.12 п.4, Ст.12 п. 5, Ст.13 п.1, Ст.28 п.3 п.п. 6, Ст.28 п.6 п.п. 1, Ст. 75 п.2, Ст. 75 п. 4)

– Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

– Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года N 41)

Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ от 17.05.2012 г. №413)

– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» №06-1844 от 11.12.2006

– Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки Российской Федерации 2015 г.

- Программы «Развитие дополнительного образования в Курской области»

- документа приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в РФ»

- указа В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»

Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Дом пионеров и школьников г. Щигры Курской области».

Цель программы:

развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

 

Задачи образовательного процесса первого года обучения:

образовательные:

-познакомить с театром кукол;

-познакомить с техникой кукловождения;

- освоить технику актёрского мастерства;

 

развивающие:

-развивать творческие способности обучающихся в области театрального искусства;

-развивать образность мышления, фантазию, воображение, эмоциональность, технику

речи;

-развивать наблюдательность к окружающей действительности;

-развивать памяти слуховой, наглядной, образной;

воспитательные:

-воспитывать культуру общения, зрительскую культуру;

-формировать личность ребёнка, его гражданских и нравственных позиций путём проживания им судьбы литературных героев;

-воспитывать чувства ответственности, умение работать в коллективе, толерантности по отношению к своим сверстникам.

Программа разработана с учётом федерального комплексного государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: