Список литературы
для педагога:
1.АнтипинаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»- Москва, 2003.
2.БаряеваЛ. «Театрализованные игры – занятия»- Санкт – Петербург, 2010.
3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк, 3-е издание- М., 1991.
4. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра -М., 1965.
5.Кристи Г.В. Воспитание актёра школы Станиславского - М.,19
6.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению - Ярославль, 1996.
7.Кнебель М.Ю. Поэзия педагогики- М.,1976.
8. Крутенкова А,Д, «Сказочная мастерская «кудесники» -театр кукол» Учитель, 2008.
9.КарманенкоТ.Н. «Кукольный театр – дошкольникам»- Москва, 1982.
10.Г.Калинина «Давайте устроим театр»-Москва, 2007.
11. ЛуценкоА.В. «Театральная студия «Дали»- Москва, 1997.
12.Мирясова В.И.«Играем в театр»- Москва, 2001.
13.Новотворцер Н. «Развитие речи детей»- Москва, 1998.
14. Охлопков Н. П. Художественный образ спектакля. Мастерская режиссёра- М., 1965.
15.Овдиенко Г.Г. «Смешное и грустное на школьной сцене»- Москва, 2000.
16.Поляк Л. «Театр сказок»- Санкт – Петербург, 2001.
17.Рахно М.О. «Домашний кукольный театр»-Ростов – на – Дону, 2008.
18. Славский Р. Искусство пантомимы- М., 1962.
19.Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» -Москва, 2001.
20. Типпиус С. Гимнастика чувств- М.,1967.
21.Трифонова Н. «Театрализованные занятия в детском саду»- Москва, 2001.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры- М., 1967
23.ЧуриловаЭ.Г., «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»- Москва, 2001.
24.ШишоваТ.Т. «Улыбка судьбы»- Москва, 2002.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры- М., 1967
Видео презентации.
для учащихся и родителей:
1. Барто А. Стихи
1.Михалков С. Стихи.
|
2.Мочалов Ю. А. «Первые уроки театра»- М.,1986.
3.Образцов С. В. «Эстафета искусств»-М.,1980.
4. Ремез О. «Ваш первый спектакль»- М.,1971.
5. Рубина Ю. И. «Театр и подросток»- М.,1980.
6. «Русские народные сказки»
7.Успенский Э. «Мы идем в театр»- М.,1989.
8. Чуковский К. «Сборник сказок»
9.Шильгави В. П. «Начнём с игры»- М.,1980.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Теория | Практика | |
Раздел «Вводное занятие» | |||||
1.1 | Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться». | ||||
Раздел «Азбука театра» | |||||
История кукольного тетра. Виды кукольных театров в России в 18 -20в. С.Образцов и его театр. Просмотр видеофильма «В театре С. Образцова». | |||||
2.1 | Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Просмотр презентации: «Кукольные театры России». | ||||
2.2 | Устройство сцены, одежда сцены, разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Кукольные герои разных стран мира Россия - Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст. | ||||
2.3 | Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер». | ||||
2.4 | Знакомство с театральной терминологией. Составление театрального словаря. | ||||
2.5 | Особенности кукольного театрального искусства. Культура поведения в театре. Просмотр видеофильма «Театральный этикет». Ролевая игра «Мы идем в театр» | ||||
3. | Раздел «Виды театральных кукол и способы кукловождения» | ||||
3.1 | Разновидности театральных кукол: перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка «Пальчиковая игра». | ||||
3.2 | Устройство перчаточной куклы и способы ее вождения. Упражнения с перчаточной куклой. Ролевая игра «Моя кукла…». Устройство куклы-марионетки. Способы ее вождения. Упражнения с куклой –марионеткой | ||||
3.4 | Просмотр кукольного спектакля «Кошкин дом» с последующим анализом. Игры – драматизации с куклой (на выбор). | ||||
3.5 | Выразительные возможности кукол. Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой. | ||||
3.6 | Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему. | ||||
Раздел «Речевой тренинг» | |||||
4.1 | Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» и др. | ||||
Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. «Птичий двор», «Иголка», «Расчёска», «Улыбка» и др. | |||||
Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. Упражнения для мышц лица. Гласные звуки. Согласные парные звуки. | |||||
Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. Упражнения для мышц лица. Сложные звукосочетания. | - | ||||
4.2 | Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.). | ||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра: «Повтори за мной», «Поймай комарика», «Свеча» и др. | |||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра «Испорченный телефон». | - | ||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игра «Эхо», «Баня», «Капризуля» и др. | - | ||||
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. | - | ||||
4.3 | Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я». | - | |||
4.4 | Дикция и ее значение в создании образа. Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. | ||||
4.5 | Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков). | - | |||
4.6 | Упражнение на развитие дикции. Упражнения со звуками «Треугольник». Упражнения на посыл звука «Я». (из упражнений Е. Ласковой). | - | |||
Упражнение на развитие дикции. Соединение гласной и согласной. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы». | - | ||||
Упражнение на развитие дикции. «Скакалка» «Упражнение с мячом». | - | ||||
4.6 | Работа над интонационной выразительностью речи. «Чистоговорка в образе». Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». | - | |||
4.7 | Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки». | - | |||
4.8 | Развитие масочного звука. Упражнения «Больной зуб» и другие. | - | |||
4.9 | Развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола» | - | |||
Зачет по «Речевому тренингу». | |||||
Раздел «Работа с куклой» | |||||
5.1 | Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма». | ||||
5.2 | Упражнение с предметами, «Руки-ноги», «Передай позу», «Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка». | ||||
5.3 | Игры на развитие согласованности действий. Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса». | ||||
Упражнения на последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»). Задание «История моей игрушки» - Слушаем, запоминаем, пересказываем. | |||||
Обучение работе на ширме. Помощь друг другу в управлении куклами. Правила вождения куклы на ширме. Пальчиковая гимнастика. | |||||
Тренировка вождения куклы и её озвучивание. Сочинение этюдов на свободную тему. | |||||
Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». | |||||
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д. | - | ||||
Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». | - | ||||
Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др. | - | ||||
Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика. | |||||
6.1 | Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения. Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» (анализ движений и речи куклы, определение характера персонажа по интонации голоса). | ||||
Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение. | - | ||||
6.2 | Предлагаемые обстоятельства. Роль и образ в кукольном спектакле. Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игры «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация сказок «Истории с теми героями, которые «ожили»». | ||||
6.3 | Жест и его значение в работе актера – кукольника. Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика. Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют». | ||||
6.4 | Особенности речи в характере персонажа. Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию». Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля». Показ этюдов на выбранную тему. | ||||
7. | Изготовление куклы. | ||||
7.1 | Технология изготовления кукол. Различные виды материалов. | ||||
7.2 | Изготовление головы куклы. | ||||
7.3 | Использование техники папье-маше. | - | |||
7.4 | Изготовление рубашки для куклы. Выставка «Моя кукла». | - | |||
8. | Раздел «Постановка кукольного спектакля» | ||||
8.1 | Выбор пьесы.Чтение сценария педагогом. Беседа о прочитанном. | ||||
Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение пьсы по ролям. Репетиции за столом. | |||||
8.2 | Обучение работе на ширме, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. | ||||
8.3 | Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Сочинения диалогов на тему «Однажды в лесу» | - | |||
8.5 | Совершенствование умений детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки). | ||||
8.6 | Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен. | ||||
8.7 | Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых в спектакле. | ||||
8.8 | Музыка в спектакле. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Работа с куклой на ширме. | ||||
8.9 | Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | ||||
8.10 | Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Репетиция спектакля по эпизодам. | ||||
8.11 | Музыка и движение куклы. Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем. | ||||
8.12 | Работа над характером ролью. Репетиции. | ||||
8.13 | Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории. | - | |||
8.14 | Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Репетиция на ширме. | ||||
8.15 | Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю. | - | |||
8.16 | Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах. | ||||
8.17 | Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. | - | |||
8.18 | Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. | - | |||
8.19 | Генеральная репетиция. | - | |||
9. | Итоговое занятие | ||||
9.1 | Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся. |
|
|