1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Это криминальное преступление потрясло весь город.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
34. Распределите предложения в три группы: группа 1 - двоеточие ставится при обобщающем слове; группа 2 – в бессоюзном предложении; группа 3 – при прямой речи (лишних цифр нет)
(1) Витя прекрасно говорит по-английски: он каждый день занимается с репетитором.
(2) В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
(3) Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда.
(4) На улице шел сильный дождь: крупные капли стучали в окна.
(5) Доктор пожимает плечами стараясь быть спокойным и строгим: «При чём тут сиамские близнецы?»
(6) Он произнес: «Пора собираться в дорогу».
(7) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
(8) Он помнил: это правило нельзя нарушать.
(9) Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши - не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования...
Распредели предложения с тире в три группы:(лишних цифр нет)
группа 1 – тире при приложении;
Группа 2 – тире при несогласованном определении, выраженном н.ф.гл.
Группа 3 – тире между подлежащим и сказуемым.
(1)Двадцать лет – хорошая вещь.
(2)Посреди их время от времени встречались кирпичные строения - грубые огромные коробки.
(3)На улице мальчишка - торговец газет - что-то выкрикивал.
(4) Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России.
(5)Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.
(6) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство – заслонить, оградить, защитить.
(7)Величайший наш поэт, основатель российского литературного языка, наикрупнейший представитель государственной литературы - Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития РФ.
(8) Твои радость и горе — это радость и горе для меня.
(9)С батареи получен приказ — не отнимать трубку от уха и каждые пять минут проверять линию.
Вариант 3
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи
1) метафора | 4) диалог | 7) восклицательные предложения |
2) вводные слова | 5) лексический повтор | 8) сравнение |
3) фразеологизм | 6) анафора | 9) монолог |
2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) фразеологизм | 4) градация | 7) перифраз |
2) диалог | 5) метафора | 8) лексический повтор |
3) литота | 6) ряды однородных членов предложения | 9) гипербола |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) историзм | 4) вводные слова | 7) риторическое восклицание |
2) умолчание | 5) лексический повтор | 8) архаизмы |
3) инверсия | 6) ассонанс | 9) градация |
4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) окказионализмы (авторские слова) | 4) термины | 7) восклицательные предложения |
2) лексический повтор | 5) сравнение | 8)метафора |
3) фразеологизм | 6) диалектизмы | 9) разговорная лексика |
5. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) диалектизмы | 4) гипербола | 7) градация |
2) риторический вопрос | 5) умолчание | 8) перифраз |
3) восклицательное предложение | 6) инверсия | 9) оксюморон |
6. Перед Вами – название тропов. Найдитетермины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) градация | 4) метонимия | 7) термины |
2) умолчание | 5) гипербола | 8) эпитеты |
3) перифраз | 6) инверсия | 9) окказионализмы |
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мы проезжали мимо (не) широкой, но быстрой реки.
Мост через реку в этом году (не) построен.
Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.
Телеграмма, (не) отправленная мною, лежала на столе.
Свежий ветер, еще (не) утихший после шторма, трепал паруса.