Возможные тенденции будущего




«Дамы и господа, интернет-революция началась!» - эти слова прозвучали на Global Internet Summit, проходившем 3 – 8 марта 2001 года в штате Вирджиния (73.). Что несет эта революция всему миру, органической частью которого является каждое региональное сообщество? Так ли уж безальтернативно будущее? Ведь мы уже в начале 90-х годов слышали о конце истории и неизбежности победы либерализма во всем мире, а еще раньше с такой же неизбежностью должен был победить коммунизм… Сколько всевозможных безальтернативных будущих уже бывало в истории! Безальтернативность всегда – признак идеологии, сама же история (в отличие от своего образа с точки зрения той или иной системы интересов) носит вариативный характер, здесь можно говорить лишь о некоторых господствующих тенденциях. Станет ли массовая киберкоммуникация непосредственной предпосылкой изменения реальности уже в ближайшем будущем («уже сегодня») – вопрос открытый но не безальтернативный.

Возможно, что коммуникативный процесс в глобальном социуме будет строиться по принципу самокоммуникации – информация (вернее, смыслоопределения) будет не искаться и передаваться (получаться), а производиться.

Информация станет качественно иным духовным феноменом – вместо отражения внешней соотнесенности материальных (воспринимаемых непосредственно через ощущения) и идеальных (воспринимаемых опосредовано, через структуры сознания) явлений окружающего мира, информация содержательно будет выражением человечески организованного отношения к явлению с точки зрения его (предмета) присутствия в ситуации индивидуального саморазвития. Ведущей стороной, ценностным аспектом бытия станет саморазвитие индивида, а не его экспансия в мир (в составе группы или индивидуально).

Структурирование общества перестанет приводить к образованию массовых долговременных общностей, приобретя характер совместных индивидуализированных взаимодействий индивидов, обменивающихся опытом саморазвития с подобными индивидами. «Общество» будет представать индивиду в виде индивидуализированных коммуникаций с себе подобными или значимыми индивидами («естественными» или «искусственными») с точки зрения совместного саморазвития в соотносимых смысловых пространствах. Изменится, таким образом, лишь характер образования сообществ как средств самореализации человеческих индивидов.

Источником же взаимодействия был и останется сам человеческий индивид – следует добавить, что не каждый, но стремящийся к саморазвитию. Деградирующий потребитель выступает обьектом воздействия и не более, его отчужденность будет все более невыносимой для него самого. Отсюда идея приоритетности саморазвития в такой социальной среде будет выступать основной движущей силой, ведущим фактором изменения реальности. Подобные перспективы видятся, разумеется, с точки зрения определенной ценностной ориентации, в центре которой стоит идея человеческого прогресса.

Как уже неоднократно замечалось выше, развитие киберкоммуникативного сообщества воспринималось попервах (а многими и до сих пор) автоматическим разрешением всх проблем как общественного, так и личностного характера. Однако уже в 2000 году наметилось определенное разочарование в возможностях, предоставляемых Сетью. Прежде всего это сказалось на динамике роста пользователей Интеренет. Возникло понятие «прежних» или «бывших» пользователей. По оценкам Jane Wakefield в 1999 году около 30 млн. людей перстали быть пользователями Всемирной сети (6th December 2000, Jane Wakefield - Are we abandoning the world of online? // ZDNet News Daily).

Исследовательская группа из Economic and Social Research Council (ESRC) отмечает, что целых 2 миллиона потребителей Internet в Великобритании прекратили использовать эту сеть регулярно из-за обширных количеств получаемых интерактивно данных и нужды провести время в сети для того, чтобы исследовать новую информацию.(Internet May Be Just A Fad, Says European Body. By Steve Gold, Newsbytes SWINDON, WILTSHIRE, 04 Dec 2000, 8:05 AM CST.)

Исследователями отмечается, что «" Internet – нечто иное в сравнении с тем, чем она была пять лет назад. Люди сталкиваются с бесконечным потоком обьявлений и пресыщаются, не получая возможности находить искомое. Интернет трансформировалась из достаточно рафинированого академического ресурса в коммерческий обьект, что не только расширяет ее, но и отвращает людей» - констатирует Салли Виатт (Sally Wyatt), одна из исследователей в многонациональном проекте Virtual Society. Похоже, любовная прелюдия с Интернет подошла к концу, возникает зрелое, прагматичное отношение к ее возможностям, месту и роли в жизни общества. Стали все чаще замечать, что пользование Сетью не стол уж дешевое удовольствие, что электронная почта с ее перенасыщенностью сообщениями уже превращается в самостоятельную проблему для и без того находящегося в состоянии гиперинформированности индивида. Исследование, проведенное институтом Гэллапа (Gallup) проявило, что 54 процента опрошеных считают, что internet была дорога и что 48 процентов тех, кто не пользуются ею, делают это из-за дороговизны. (Вашингтон Пост, 26. 12.2000 г.)

Отождествление развития сети и развития общества, человеческого прогресса вообще, уходит в прошлое; киберкоммуникация перестает быть ведущей (а таковых в любую эпоху несколько) социальной утопией. Появление крупной корпорации стало возможным только после изобретения телефона, телеграфа. Слияние и поглощение, создание транснациональных корпораций, объединение, например, Бенца и Крайслера, стало возможно только после изобретения факса и Интернета. Такого рода социальная технология (сделавшая возможным такой способ организации экономической жизни) создала преимущество в развитии отцам экономического обьединения на транснациональном уровне. Но эти преимущества действенны лишь на определенном историческом промежутке. Весьма, кстати, коротком. Мир изменился и не станет прежним. Другое дело, что осознание параметров этого изменения тоже имеет историческую длительность. " Мы проходим здоровый процесс обнаружения, что Интернет является хорошей для некоторых вещей и плохой для других, " - говорит Джон Кац. (Jon Katz) - " Тратились большие деньги, вкладывавшиеся во множество кампаний с сомнительными перспективами. … Имеются люди, принимающие этот процесс за то, что Интернет-революция завершена.» (Oliver Burkeman. Waiting for the revolution - Net news // Guardian December 5, 2000). Разочарование в том, что Сеть не привела к созданию рая на Земле, приводит к негативизму относительно ее возможностей вообще и как социального ресурса в частности. К 2001 году стали больше говорить о опасностях связаных с ней – от Интернет-зависимости, до международного терроризма, - все это приписывается киберкоммуникативному континууму.

Обьективно возникает потребность в создании некоторой качественно новой социальной технологии (или нахождения «новой старой») – в этом смысле Интерент уже устарела, поскольку уже не дает качественного преимущества отдельным группам, имеющим монопольную возможность на ее применение. Применение технологий, которые применялись в евроатлантическом сообществе в 80-х годах для многих стран является сегодня несомненным прогрессом (если в них доминирует соответствующая система ценностей), но это ни что иное как встраивание в очередной исторический фарватер, вновь «догоняем и перегоняем». Думается, следует вырабатывать способности регулирования проникновения не только в мир киберкоммуникации (на чем сегодня особо акцентируют), но и проникновения в жизнь самой киберкоммуникации. Пока что в силу идеологических причин индивид (живущий в нашем социуме) беззащитен перед эти миром, не имея ни навыков, ни ориентиров навигации. Последнее приводит либо к зависимости от Сети, либо к отторжению и потере возможностей нового уровня коммуникативного взаимодействия.

При неструктурированности современной Сети весьма сложно выстроить некоторую систему высказываний о ней и, тем более, оценить ее социальные последствия – всегда остается чувство неполноты из-за того, что предмет постоянно изменяется, в него действительно «невозможно войти дважы». Думается, это следствие того, что сетевые сообщества еще не сложились, они не столько в настоящем, сколько в будущем, складывающиеся их очертания изменчивы, что и вызывает ощущение принципиальной недоступности их к познанию.

В силу этого система суждений о столь динамичных процессах может пока иметь статус индивидуальной рефлексии, полезной другим исследователям в качестве некоторого опыта осмысления происходящего в ней применительно к предметному полю социологического теоретизирования. Совместное же конструирование теоретического образа Сети выступает фактором ее структурирования, ибо социологическое ее представление ложится в основание субьектов, складывающихся в ней и, соответственно, формирующуюся ее структуру. Человечество, получившее в свои руки коммуникационную мощь глобальной компьютерной сети, переживает пик очередного технопомешательства, поиск гуманитарного измерения новой коммуникативной среды находится в самом зачаточном состоянии. Любое новое социальное явление вначале мифологизировалось (становясь тем самым фактом реальности для массового сознания), а затем отражалось в структурах понятийного мышления (начинало подвергаться открытой трансформации).

Мы произвели новое средство социального кооперирования, сложения усилий массовых общностей в небывалых доселе масштабах, делающих возможным решение нового уровня задач, возникающих перед человечеством – однако индивид остается прежним по своим способам ценностной ориентации. Поэтому возникает проблемная ситуация, осознаваемая ближайшим образом в категориях этики.

Вместе с тем проблема структурирования бесконечности (проецирования социального целого на индивидуальное бытие) стара как мир и решалась она традиционно либо путем выработки понятийных систем (рационально-критический подход), либо путем создания системы образных представлений (мифологический подход) – соответствующие процессы наблюдаются и в случае концептуализации рефлексии сетевых сообществ, наблюдаемой в настоящее время. За пределы мифа, похоже, уже стали выходить, а к понятийной системе нового типа (основанной не на структурах индивидуализированного мышления или массовой системе знакового общения) еще не приблизились. В этом смысле сетевые сообщества обозначили собой уникальное проблемное поле с точки зрения развития социологической теории.

 

Приложения

Как уже неоднократно замечалось выше, пользовательские возможности (и соответствующие навыки) основной массы социологов (и не только социологов) по части Интернет на данное время ограничены, поэтому читателям будет полезно ознакомиться с оригиналами некоторых текстов, имеющихся в сети и касающихся развития киберкоммуникативного континуума.

Исходя из этих соображений ниже публикуются некоторые материалы, найденные в Интернет, представляющие определенный интерес с точки зрения рассматриваемых в данной работе вопросов.

Именно эти, а не какие-либо другие материалы помещены лишь для примера, иллюстрации имеющейся проблематики и манеры ее рассмотрения в рамках как сетевого сообщества, так и в сообществах off-лайнового характера. Русскоязычные ресурсы Сети доступны практически во всех странах СНГ, поэтому процессы, происходящие в Рунете значительной мерой отражают основные реалии всего постсоветского киберконтинуума.

Тексты сохранены в изначальном виде, приведены реквизиты источников, авторское право на приведенные ниже материалы не распространяется на создателя их подборки.

 

ПРОЕКТ МАНИФЕСТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: