Смысл латинского слова «compositio» - сложение, сопоставление, приведение частей в единство. В широком смысле слова, этот термин употребляется в музыке, литературе, театре, кино, архитектуре и в изобразительном искусстве. В творческом отношении - это общий замысел, структура произведения искусства, выражающая его идею. В техническом отношении - расположение частей и их гармоничная связь между собой.
Рисунок как самостоятельная область искусства подчиняется общим композиционным закономерностям и в то же время имеет свои только ему присущие правила. К таким правилам относится учение о пропорциях в природе и архитектуре, понятия: симметрия, ритм, статика и динамика, а также законы перспективы. Образное мышление подсказывает творческое применение этих правил на практике в той или иной композиции. Композиционные правила.
1. Правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого организма.
2. Правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам.
3. Правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции.
4. Правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени.
5. Правила перспективы применительно к различным композиционным решениям...
7. Масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине...
9. Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.
Из книги А.Дейнеки «Учитесь рисовать»
Каждое из этих правил может быть рассмотрено очень подробно. В эпоху Ренессанса почти каждому из правил воспроизведения натуры на плоскости посвящались отдельные трактаты. Такая степень подробности для того, кто только учится рисовать не обязательна. Далее приведены некоторые выдержки из книги А. Дейнеки, более подробно раскрывающие те законы, которые наиболее актуальны для начинающего рисовальщика.
|
Закон симметрии мы постоянно наблюдаем в природе. Симметрично построена фигура человека. По закону симметрии созданы многие архитектурные сооружения, декор. Одинаковость сторон изображения дает понятие равновесия, что можно наблюдать не только в архитектуре, но и во многих произведениях живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В композиции, построенной по принципу симметрии, центр может иметь известный акцент - более крупное изображение.
Чувство равновесия в композиции определяется вертикальной осью, которая делит изображение пополам. Из этого приема вытекает еще одно понятие - статика, чувство зрительной уравновешенности, несмотря на сложно-выразительную жестикуляцию отдельных персонажей. Точка схода в подобных случаях всегда будет посередине изобразительной плоскости.
12 глава II
Нарушение равновесия (например, когда точка схода переносится в край или когда сдна сторона более насыщена по массам, чем другая, или кгода, наконец, композиция срроится по диагонали) - рожда-ет начало динамики в изображении.
Правила ритма можно проследить и в композициях произведений изобразительного искусства и в ми- ре природы. Ритм мы видим в самых различных природных формообразованиях - в расположении лепестков цветка, в движении волн и т.д. Простое повторение одинаковых движеий человека дает ощущение ритма. Ритмичные движения легко уловить в трудовых процессах, в танце. Рит лежит в основе хомпозиции художественных произведений, начиная от простейшего орнамента на бытовых вещах и кончая грандиозными фризами. В рисунке ритм может быть передан линией, светотеневыми повторениями.
|
Перспективные правила в изобразительном искусстве, в частности, в рисунке, имеют первостепенное значение. Построенная на законах математики и оптики, перспектва как наука в руках опытного художника да-ет возможность правильно строить пространство на плоскости и соразмерять между собой предметы...
Эти и другие композиционные правила будут раскрываться перед вами постепенно в процессе обучения, наполняясь новым содержанием по мере усложнения задач вашего рисунка.
Композиция на листе.
Правильно закомпоновать лист (создать хорошую композицию листа) или, иными словами, грамотно и красиво разместить на листе изображение важно в любом рисунке. Плохая композиция заметно снижает все достоинства даже технически безупречно выполненной работы.
Изображая на листе один предмет (например, какое-нибудь геометрическое тело или гипсовую голову), необходимо сначала выбрать правильный размер изображения (чтобы ему не было слишком тесно или слишком просторно), а затем поместить изображение посередине листа, чуть приподнимая его и оставляя, таким образом, снизу больше пространства, чем сверху (рис.8).
|
Рис.8
Рис.9
перспективный рисунок простых геометрических тел 13
Рис.10 Рис.11
Увеличение количества изображаемых предметов, а также небольшие перспективные зарисовки и ортогональные проекции на полях рисунка, безусловно, усложняют композицию листа и ставят перед рисовальщиком дополнительную задачу соподчинения главного и второстепенного. Изображения, более важные по смыслу, должны занимать центральное место в рисунке (рис.9).
Лист должен быть заполнен равномерно: предметы не должны собираться в его центре (рис.10), а также подходить слишком близко к краю листа (рис. 11).
Перед началом работы нужно тщательно продумать композицию листа. Если размещение будущего изображения на большом листе вызывает у вас серьезные затруднения, необходимо сделать эскиз. Эскиз должен быть достаточно крупным по размеру, иначе вы не сможете перенести его на большой лист без значительных искажений. На эскизе можно решить основные композиционные вопросы: найти общие пропорции будущего изображения, размеры отдельных его частей и их место на листе, определить положение линии горизонта, а также направления горизонтальных линий, уходящих в точки схода.
Изобразите все элементы будущего рисунка в мелком масштабе (рис.12), а затем заключите их в рамку, пропорции которой соответствуют пропорциям большого листа (рис.13). В поисках хорошей композиции вы можете перемещать рамку относительно изображения, уменьшать и увеличивать ее, помня о том, что пропорции рамки должны сохраняться. В некоторых случаях приходится менять не только положение и размер рамки, но и само изображение: место и размеры его элементов, линию горизонта, точку зрения. При увеличении эскиза, воспользуйтесь центральной точкой листа - пересечением его диагоналей (рис.14), которая будет служить дополнительной «точкой отсчета» при определении места и размеров отдельных элементов изображения на большом листе (рис.15). Помните, что найденную в небольшом эскизе гармонию не всегда удается полностью сохранить при переносе замысла на полный лист. Старайтесь поэтому сохранить главную идею и общие закономерности композиции, отработанные в эскизе, творчески изменяя второстепенные и незначительные детали.
14 глава II
Рис.12
Рис.13
Рис.14
Риc.15
перспективный рисунок простых геометрических тел 15
Рисунок куба в перспективе.
Перспектива куба строится на перспективе квадратов его образующих. Чувство перспективы квадрата, а также куба должно быть развито у архитектора особенно хорошо, так как квадрат и куб являются основными модулями площади и объема для других плоских и пространственных форм.
Основные правила построения квадрата в перспективе.
1. Чем дальше от линии горизонта (выше или ниже) находится квадрат, лежащий в горизонтальной плоскости, тем большее раскрытие он имеет, и наоборот, чем ближе к линии горизонта, тем меньше он раскрывается, превращаясь на линии горизонта в отрезок (рис.16).
Рис.16
2. Чем дальше находится вертикально расположенный квадрат от точки схода его горизонтальных сторон, тем больше он раскрыт, и наоборот, чем ближе к точке схода, тем его раскрытие меньше (рис.17).
Рис.17
16 глава II
3 Чем дальше точка зрения рисующего от квадрата, тем дальше находятся друг от друга точки схода его сторон и тем меньше их перспективные сокращения. И наоборот, чем ближе рисующий к квадрату, тем точки схода ближе друг к другу и перспективные сокращения его сторон больше.
4. В произвольном (негоризонтальном и невертикальном) положении квадрата точки схода его сторон могут быть выше и ниже линии горизонта.
Рассмотрите рисунок 18, на котором изображены кубы во фронтальной перспективе. У куба, расположенного фронтально на уровне горизонта, мы видим только одну переднюю грань. Ребра куба, принадлежащие фронтальным граням, остаются, параллельными между собой, но изменяются по величине: ребра передней фронтальной грани больше ребер задней грани. Горизонтальные ребра, уходящие от нас в глубину, сокращаются по своему размеру и лежат на прямых, пересекающихся в точке схода на горизонте. Если куб поставить ниже или выше линии горизонта, не изменяя его фронтального положения, видимыми станут две грани, а горизонтальные ребра, уходящие в глубину, по-прежнему будут сходиться на линии горизонта в одной точке схода.
Рис.18
Рис.19
Рассмотрите рисунок 19, на котором изображены кубы в угловой перспективе. У куба в угловом положении на уровне горизонта видны две боковые грани. Горизонтальные ребра этого куба имеют две точки схода, расположенные слева и справа от него. Если поставить куб ниже или выше горизонта, не изменяя его поворота, то, кроме боковых граней, будет также видна верхняя или нижняя грань, а точки, в которых сходятся горизонтальные ребра, не изменят своего положения. Как правило, точки схода находятся достаточно далеко друг от друга и не попадают в плоскость листа (рис.20). Рассмотрев различные положения куба, зарисуйте его в угловом положении с натуры. Старайтесь сначала вести рисунок на глаз, а затем, если есть сомнения,
проверяйте его, пользуясь приемом визирования. Этот прием позволяет с достаточной точностью переносить
на лист габариты изображаемых предметов, определять размеры их частей по отношению к общему, а также
фиксировать направления наклонных прямых.
перспективный рисунок простых геометрических тел 17 |
Рис.20
Прием визирования.
При определении пропорций натуры приемом визирования рисующий использует размер какого-либо предмета как единицу измерения любых других размеров натуры:
1. Руку с карандашом вытягивают в направлении изображаемого предмета, например, куба, при этом карандаш занимает перпендикулярное положение к направлению луча зрения. Расстояние между глазом и карандашом не должно изменяться, для этого руку необходимо полностью распрямить. В противном случае невозможно будет добиться точности сравнения размеров.
2. Зрительно совместив конец карандаша, например, с крайней верхней точкой изображаемого предмета, вертикальный размер которого выбран за основу измерения, нужно передвинуть большой палец на карандаше до зрительного совмещения края пальца с нижним краем этого предмета. Карандаш в данном случае выполняет функцию измерительного инструмента (рис.21).
3. Не меняя положения пальцев и держа карандаш в вытянутой руке, придают ему горизонтальное положение. В этом положении зрительно совмещают край большого пальца с правым краем предмета и зрительно отмечают, против какой точки находится конец карандаша. Иначе говоря: на длине предмета мы откладываем размер его высоты (рис.22). Затем передвигают этот условный размер еще влево, причем так, чтобы край большого пальца зрительно совпадал на предмете с той точкой, которая только что отмечалась концом карандаша (рис.23). Таким образом, мы определяем, во сколько раз один из габаритов предмета больше другого.
Рис.21 Рис.22 Рис.23
Начните рисунок куба, с нанесения на бумагу общих габаритов легкими горизонтальными и вертикальными штрихами (рис.24). Затем определим положение переднего вертикального ребра (первый план), на котором отложите высоту куба и наметьте наклоны горизонтальных ребер, начиная с нижней точки (рис.25).
18 глава II
Рис.24
Рис.25
Рис.26
Рис.27
перспективный рисунок простых геометрических тел 19
Для верной передачи перспективы горизонтальных линий (в нашем примере - ребер куба) также пользуются приемом визирования. Руку с карандашом вытягивают в сторону натуры. Карандаш держат горизонтально, располагая его перпендикулярно направлению взгляда. Подводя карандаш к линиям натуры, определяют их наклон по отношению к горизонтальному положению карандаша. Для контроля правильности полученного наклона линий нужно и на рисунке провести вспомогательную горизонталь. Отметим, что у более широко раскрытой грани горизонтально расположенного куба угол наклона удаляющихся в глубину ребер (α) меньше, чем у грани, сильнее сокращенной в перспективе, а значит - менее раскрытой (β).
Продолжая рисовать куб, намечаем наклоны всех уходящих в глубину ребер и определяем высоту вертикальных ребер на втором плане (рис.26). Изображая верхнюю грань куба, важно показать, что она в перспективе сокращается больше, чем нижняя, так как находится ближе к горизонту. Для уяснения конструкции предмета и контроля правильности рисунка необходимо прорисовать невидимые ребра куба. Линии уходящих в глубину ребер нужно в пределах листа продолжить и проследить степень их сближения в перспективе (рис.27). Закончив рисунок, полезно сделать ряд набросков куба в других, рассмотренных ранее положениях с целью закрепления навыков, развития глазомера и пространственного представления.
Рисунок четырехгранной призмы.
Наилучшее представление о геометрическом теле дает анализ его ортогональных проекций (рис.28). Основаниями четырехгранной призмы являются квадраты, боковыми гранями - одинаковые по размеру прямоугольники, соотношение сторон которых определяет пропорции призмы. Так, если принять длину стороны квадрата основания за а, то меньшая сторона прямоугольника боковой грани также будет равна а, его большая сторона (в нашем примере) - 1,5а, а пропорции призмы -1 к 1,5.
Рис.28
Основой для построения прямоугольника в перспективе является перспективное построение квадрата: так, сначала необходимо построить квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника (а), а затем удлинить одну из сторон квадрата до заданного отношения (7,5а). При рисовании четырехгранной призмы заданных пропорций сначала изображают куб, а затем удлиняют его по вертикали (рис.29) или горизонтали (рис.30), в зависимости от положения призмы. Определяя размеры горизонтально расположенной призмы, помните о сокращении отрезков, лежащих на горизонтальной прямой.
Важным моментом в изучении конструкций геометрических тел является построение их сечений вертикальными и горизонтальными плоскостями (иначе говоря, плоскостями параллельными и перпендикулярными плоскости основания). Сечениями куба и четырехгранной призмы являются квадраты и прямоугольники, построение которых не представляется сложным, а потому и не рассматривается нами.
20 глава II
Рис.29
Рисунок четырехгранной пирамиды.
Рис.30
Основанием четырехгранной пирамиды является квадрат со стороной а, ее боковыми гранями - одинаковые по размеру треугольники. Высота пирамиды по отношению к стороне квадрата основания определяет ее пропорции (высокая или приземистая). В нашем случае высоту пирамиды примем равной 1Да (рис.31).
Рис.31
Начинать построение стоящей пирамиды необходимо с изображения квадрата основания. Через точку пересечения его диагоналей проводим вертикаль, на которой откладываем отрезок, равный высоте пирамиды - 1,5a (рис.32). Соединяя полученную таким образом вершину пирамиды с вершинами квадрата основания, получим перспективный рисунок четырехгранной пирамиды (рис 33)
При вертикальном положении пирамиды ее горизонтальные сечения - квадраты, разных размеров в зависимости от положения секущей плоскости (рис.34). Вертикальное сечение, проходящее через вершину пирамиды и параллельное стороне квадрата основания, представляет собой треугольник, основа-
перспективный рисунок простых геометрических тел 21
ние которого равно а, высота равна высоте пирамиды, а боковая сторона является высотой в треугольнике боковой грани. Все другие, параллельные этому, вертикальные сечения пирамиды, являются трапециями, большее основание которых равно а, меньшее - меняется в зависимости от положения плоскости сечения, а боковые стороны параллельны высотам в треугольниках боковых граней (рис.35).
Рисунок пирамиды, лежащей на горизонтальной плоскости, сложнее рисунка стоящей пирамиды из-за трудности в определении положения квадрата ее основания. Опытный рисовальщик легко решает подобные задачи, начинающему рисовальщику для приобретения навыков изображения геометрических тел по представлению, необходимо выполнить достаточное количество рисунков с натуры, используя прием визирования и обращая особое внимание на конструктивные особенности, а также изменение видимых пропорций тел в зависимости от изменения точки зрения рисующего.
Рис.32 Рис.33
Рис.34 Рис.35
глава II
Рисунок цилиндра.
Цилиндр - геометрическое тело, относящееся к так называемым телам вращения, то есть цилиндр можно получить путем вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон. Основаниями цилиндра являются окружности. Ось цилиндра соединяет центры окружностей оснований и перпендикулярна им. Пропорции цилиндра определяются отношением диаметра основания к его высоте, в нашем примере -1:1.5 (рис.36).
Рис.36
Окружность в перспективе изображается как эллипс (рис. 37). Получить эллипс можно путем сечения цилиндра или конуса, когда плоскость сечения пересекает все образующие. Две оси эллипса - большая и малая - перпендикулярные прямые, пересекающиеся в центре эллипса. Отношение малой оси эллипса к большой называется раскрытием эллипса. На большой оси на равных расстояниях от центра эллипса лежат точ-ки f1 и 12 - фокусы эллипса. Любая точка, принадлежащая эллипсу, подчинена формуле: а + b = const, где а и Ь - расстояния от данной точки до фокусов эллипса. Эллипс является нециркульной кривой в отличие от овала, применяемого для изображения окружности в аксонометрических проекциях.
Для того чтобы лучше понять особенности изображения эллипса начертите его следующим образом. Возьмите лист бумаги и закрепите его на подрамнике, в центре листа наметьте точку центра эллипса и проведите через нее малую и большую оси под прямым углом друг к другу. На равных расстояниях от центра эллипса на большой оси обозначьте фокусы эллипса. Воткните в точки f 1 и f 2 кнопки и привяжите к ним тонкую бечевку, зафиксировав ее длину. Затем, при помощи карандаша, не отрывая его от листа и не ослабляя натяжения бечевки, начертите эллипс (рис. 38).
Рис.37
Рис.38
перспективный рисунок простых геометрических тел
Изменяя расстояние между фокусами путем перекалывания кнопок, можно начертить эллипсы разного раскрытия. Увеличивая расстояние между фокусами, вы получите эллипсы с меньшим раскрытием, при уменьшении расстояния между фокусами раскрытие эллипса увеличивается. Когда фокусы эллипса предельно отдалены друг от друга и расстояние между ними равно длине бечевки (а + Ь), эллипс превращается в отрезок. Когда фокусы сходятся в одной точке - центре эллипса, он превращается в окружность. Отрезок и окружность являются крайними случаями изображения эллипса, соответствующими его минимальному и максимальному раскрытию.
Рисунок эллипса следует начать с изображения его осей. Для окружности, лежащей в горизонтальной плоскости, большая ось эллипса будет горизонтальной прямой, малая - вертикальной. Отложите от центра эллипса равные расстояния по большой и равные расстояния по малой оси, определив, таким образом, его раскрытие. Через полученные на осях четыре точки проведите эллипс, стараясь придать его очертанию правильный характер. Сравните нарисованный эллипс с эллипсом, начерченным при помощи кнопок и бечевки, проследите симметрию эллипса относительно большой и малой осей. Исправьте замеченные ошибки. Упражняйтесь в изображении эллипсов разного размера и раскрытия, добиваясь быстроты и четкости рисунка. Помните, что грамотное построение эллипса является обязательным для профессионального рисовальщика.
Центр эллипса и центр окружности - две разные точки. Это хорошо видно на примере окружности, вписанной в квадрат, во фронтальной перспективе (рис.39). Диаметр окружности, являющийся малой осью эллипса делится точкой центра окружности на два разных по величине отрезка: ближний к зрителю - больше, дальний - меньше (по закону перспективного сокращения), а точка центра эллипса делит этот же диаметр - малую ось эллипса - ровно пополам.
Освоив рисунок эллипса, вы легко перейдете к рисованию цилиндра.
Рис.39