Нарисуйте вертикальный квадрат в перспективе. Проведите через пересечение диагоналей прямую, параллельную его горизонтальным сторонам. Разделите полученный отрезок 5-2 на четыре равные части и проведите через точки А и В вертикальные прямые (рис.101). Линии, ограничивающие шестиугольник сверху и снизу, не совпадают со сторонами квадрата. Изобразите их на некотором расстоянии (1/14а) от горизонтальных сторон квадрата и параллельно им. Соединив найденные таким образом точки 1 и 3 с точкой 2, а точки 6 и 4 с точкой 5, получим шестиугольник (рис.102).
Горизонтальный шестиугольник строится в той же последовательности (рис.103 и 104).
Использование этого способа, как и способа на основе прямоугольника, уместно только для шестиугольника с достаточным раскрытием. В случае, когда раскрытие шестиугольника незначительно, лучше воспользоваться способом построения на основе описанной окружности.
Рис.101
Рис.102
перспективный рисунок простых геометрических тел 41
Овладев навыками изображения шестиугольника, вы свободно перейдете к изображению шестигранной призмы. В нашем примере высота шестигранника равна 7,5а, где а - диаметр описанной вокруг основания окружности (рис.105).
Рис.105
Внимательно рассмотрите схему на рис.106, а также схемы построения шестигранных призм на основе описанной окружности (рис.107,108 и 109), на основе прямоугольника (вертикального - рис.110,111 и 112, горизонтального - рис.113, 114 и 115), а также на основе квадрата (рис.116, 117 и 118). Изобразите вертикальные и горизонтальные шестигранники всеми предложенными способами.
Рис.106
42 глава II
Рис.107
Рис.108
Рис.109
|
Рис.110
Рис.111
Рис.112
перспективный рисунок простых геометрических тел 43
Рис.113
Рис.114
Рис.115
Рис.116
Рис.117
Рис.118
44 глава II
На рисунке вертикального шестигранника длинные стороны боковых граней будут параллельными друг другу вертикальными прямыми, а шестиугольник основания будет тем больше раскрыт, чем дальше он находится от линии горизонта. На рисунке горизонтального шестигранника длинные стороны боковых граней будут сходиться в точке схода на горизонте, а раскрытие шестиугольника основания будет тем больше, чем дальше от зрителя он находится. Изображая шестигранник, следите также за тем, чтобы параллельные грани обоих оснований сходились в одной точке (рис.119,120).
Рис.119
Рис.120
перспективный рисунок простых геометрических тел 45
Рисунок шара.
Шар с любой точки зрения воспринимается человеческим глазом одинаково, поэтому в перспективном рисунке он всегда изображается как окружность. Нарисуйте в перспективе шар, лежащий на горизонтальной плоскости: проведите две оси (вертикальную и горизонтальную), отложите на них одинаковые отрезки, равные радиусу шара, и соедините четыре полученные точки дугами (рис.121). Уточняя рисунок, можно провести дополнительные оси и также отложить на них отрезки, равные радиусу.
Рис.121
Полученное изображение, однако, еще не шар, оно не имеет объема. Для того чтобы в линейном рисунке придать окружности шарообразный объем, необходимо изобразить три взаимно перпендикулярные сечения, проходящие через центр шара. Мы построим эти сечения при помощи куба, грани которого, как известно, также лежат во взаимно перпендикулярных плоскостях.
|
Рассмотрите рисунок шара, вписанного в куб, стоящий на горизонтальной плоскости (рис.122). Диаметр шара равен длине ребра куба, и шар касается каждой из шести граней куба в ее центре (т. е. в точке пересечения диагоналей). Обозначим точки касания 1-6.
Рис.122
глава II
Рис 123
На рисунке 123 куб с шаром рассечены тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, параллельными граням куба и проходящими через центр шара. Секущие плоскости в таком случае пересекаются друг с другом по трем взаимно перпендикулярным прямым, параллельным ребрам куба и соединяющим середины противоположных граней, т.е. точки 1-2,3-4 и 5-6. Каждое из трех сечений представляет собой квадрат с вписанной в него окружностью, причем окружности касаются сторон квадратов в точках 7-6, как, например, на рисунке 124.
Рис.124
перспективный рисунок простых геометрических тел 47
Рис.125
Рис.126
глава II
Малые оси эллипсов сечения шара, параллельны ребрам куба, а большие оси, как обычно, им перпендикулярны (рис.125). Эти наблюдения позволят нам решить задачу построения трех взаимно перпендикулярных сечений шара. Обратите внимание на то, что эллипсы сечения шара по своему раскрытию будут соответствовать эллипсам, вписанным в грани куба (рис.126). Это поможет вам точнее представить эллипсы сечения шара перед началом построения.
Возьмите за основу уже сделанный рисунок шара в виде окружности с горизонтальной и вертикальной осями. Изобразите на этих осях горизонтальный эллипс - сечение шара горизонтальной плоскостью (рис.127). Его раскрытие зависит от положения шара относительно линии горизонта. Чем ближе шар к линии горизонта, тем раскрытие меньше, и наоборот, чем дальше шар от линии горизонта, тем больше раскрытие горизонтального эллипса.
|
Рис.127
Рис.128
Теперь необходимо найти линии пересечения горизонтального эллипса с вертикальными эллипсами сечения - перпендикулярные прямые 1 -2 и З-4. Задайте произвольно одну из этих прямых, например, 1-2 (рис.128), и постройте при помощи касательных перпендикулярную ей прямую 3-4 (рис.129). Обратите ваше внимание на то, что в построении сечения шара мы можем не учитывать смещения центра эллипса относительно центра окружности (шара). Эти смещения в данном случае не изменят сути построения, а только усложнят его.
На нашем рисунке прямая 3-4 будет являться малой осью вертикального эллипса сечения, большая его ось - прямая, проведенная под углом 90 градусов к прямой 3 - 4. Раскрытие этого эллипса определяют точки 1 и 2, через которые он проходит. Изобразите эллипс по двум осям и двум точкам (рис.130).
Рис.129
Рис.130
перспективный рисунок простых геометрических тел 49
Второй вертикальный эллипс строится аналогично первому. Его малая ось - прямая 1-2, большая ось - перпендикулярная ей прямая, а точки 3 и 4 определяют его раскрытие (рис.131). Вертикальные эллипсы сечения должны пересекаться друг с другом в точках 5 и 6, лежащих на вертикальной прямой, проходящей через центр шара. Правильность построения также можно проверить, проведя касательные к эллипсам сечения в точках 1-6, они должны быть параллельны соответственно прямым 1 -2,3-4 и 5-6 (рис.132).
Три взаимно перпендикулярные сечения шара не только создадут его объем на перспективном рисунке но и помогут вам представить и нарисовать другие сечения шара (не проходящие через его центр), а также найти положение любой точки, лежащей на его поверхности. Постройте сечения нескольких шаров, меняя положение секущих плоскостей относительно зрителя.
глава III
Глава III. Светотеневой рисунок
простых геометрических тел
14. Светотеневой рисунок. Общие положения и понятия.
Изображая геометрические тела, вы, конечно же, заметили, что различная освещенность поверхностей этих тел помотает лучше понять форму и конструкцию предметов. Вводя в линейный рисунок светотень, то есть передавая с помощью тона различную освещенность поверхностей изображаемых предметов, вы сможете еще полнее выявить их срорму и создать на плоском листе глубокое трехмерное пространство.
Освещение предметов может быть концентрированным или рассеянным. Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. Направленный свет, проходящий через среду, рассеивающую световые лучи, создает рассеянное освещение. Когда разница между размером предмета и расстоянием от него до источника света незначительна, то необходимо учитывать радиальное распространение световых лучей (рис.133). В тех случаях, когда величина освещаемого предмета значительно меньше расстояния от него до источника света (все предметы на земле по отношению к солнцу и предметы, размеры которых во много раз меньше расстояния до лампы), лучи света принимаются параллельны и (рис.134).
Рис.133
Рис.134
Освещенность поверхности предмета зависит от силы источника света, расстояния от источника света до поверхности предмета, а также от угла падения световых лучей на эту поверхность. В этом легко убедиться, наблюдая за изменением положения листа белой бумаги по отношению к лампе. Так из двух листов, расположенных параллельно на разном расстоянии от лампы, лист, расположенный ближе к источнику света, освещен сильнее, а расположенный дальше - слабее. Поворачивая лист бумаги под разными углами к лучам света, мы заметим, что чем более перпендикулярно падают световые лучи на поверхность предмета, тем
светотеневой рисунок простых геометрических тел
сильнее она освещена, а чем острее угол падения лучей, тем менее освещенной становится поверхность
Основные светотеневые закономерности можно рассмотреть и усвоить на двух полосках плотной белой бумаги, согнутой в S-образную ленту. Первая полоска (рис.135) согнута таким образом, что общая форма складывается из ряда расположенных под углом друг к другу плоскостей, вторая полоска (рис 136) имеет мягкие изгибы Осветив обе полоски параллельными лучами света от солнца или отдаленной лампы прос-ледим на них расположение всех элементов светотени.
Так как различные участки поверхности располагаются под разными углами к световым лучам, то они имеют и различную освещенность. Эту различную освещенность поверхности условимся называть: «самое светлое место», «свет», «полусвет», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и «рефлекс»
Рис.135
52 глава III |
Рис.136
Самое светлое место располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности. Свет помещается рядом с самым светлым местом по обе стороны от него. Полусвет располагается рядом со светом на поверхности, еще более отвернутой от света. Полутень следует за полусветом, занимая поверхность, освещаемую лучами света, падающими под острым углом.
Рефлекс - это действие на поверхность отраженных лучей. Помимо прямого света, на поверхности предметов падают лучи света, отбрасываемые от других предметов или отраженные одними частями предмета на другие его части. Явление рефлекса может наблюдаться как в свету, так и в тени однако в тени оно заметнее. Высветление отраженным светом теней более выражено на изогнутых поверхностях чем на плоских, так как в этом случае меняется не только расстояние от рефлексирующей поверхности до теневой, но и угол падения отраженных лучей на теневую поверхность.
светотеневой рисунок простых геометрических тел
Собственная тень лежит на поверхностях, отвернутых от света, на них не попадают прямые лучи от источника света. Границу между освещенными и находящимися в тени поверхностями предмета, принято называть «линией собственном тени». Она определяется световыми лучами, идущими касательно поверхности предмета, и зависит от формы предмета и направления лучей света.
Падающая темь располагается на повернутых к свету поверхностях, если другие поверхности препятствуют попаданию на них прямых лучей от источника света. Ее сила зависит от расстояния до предмета, отбрасывающего тень, от положения поверхности, воспринимающей тень, а также от воздействия отраженного света. Границу падающей тени называют «линией падающей тени». Линия падающей тени зависит от линии собственной тени на предмете и от формы поверхности, на которую падает тень.
Рассматривая изменения освещенности световых поверхностей на S-образных лентах бумаги, определим существенную разницу в переходах световых градаций на граненой полоске и на мягко изогнутой. На первой - каждая грань имеет ясно выраженную освещенность, четко ограниченную ребрами перегибов, на второй - освещенность плавно меняется по мере поворота поверхности, и мы не видим границ между бесконечным количеством светотеневых градаций.
На граненой полоске линия собственной тени проходит по ребру изгиба и четко отделяет световую поверхность от теневой. На мягко изогнутой полоске линия собственной тени проходит по образующей в месте касания лучей света к изогнутой поверхности и, хотя теоретически она и разделяет свет и тень, резкой границы между ними мы не увидим.
Расположение на предмете градаций светотени: самого светлого места, света, полусвета, полутени, линии собственной тени, собственной тени, рефлекса и падающей тени обусловлено формой предмета и его положением по отношению к источнику света. Зрительное восприятие светотеневых градаций зависит, кроме того, и от местоположения зрителя по отношению к рассматриваемому предмету.
При перемещении точки зрения относительно освещенного предмета, линии собственной тени, разграничивающие свет и тень, не меняют своего места на предмете, теневые поверхности могут получать самые незначительные изменения. Освещенные поверхности, отражающие большое количество световых лучей, могут зрительно меняться довольно сильно. Например, достаточно большая освещенная цилиндрическая поверхность будет казаться светлее в том месте, от которого в глаз попадает больше отраженных поверхностью лучей, идущих от источника света, т.е. там, где угол падения лучей будет равен углу их отражения от поверхности в глаз зрителя. Это место принято называть относительно светлое место.
На глянцевых поверхностях относительно светлое место наиболее выражено и воспринимается как яркий блик. По той же причине, из двух одинаково освещенных граней куба, та покажется глазу светлее, которая больше развернута к зрителю.
Восприятие светотени зависит и от расстояния между зрителем и предметом. С одной стороны, это объясняется разрешающей способностью глаза по-разному воспринимать один и тот же предмет на разных расстояниях, с другой - воздушной средой, находящейся между глазом и предметом, задерживающей и рассеивающей отраженные от предмета лучи света. По мере удаления предметов от зрителя, контраст между освещенными и теневыми поверхностями уменьшается: интенсивность светов падает, тени высветляются. Это явление, называемое воздушной перспективой, позволяет воспринимать глубину пространства и передавать ее на плоскости картины.
Все многообразие светотеневых градаций от самого светлого до самого темного передается в рисунке тоном, являющимся одним из важных изобразительных средств. Изобразительные материалы рисунка - даже самая белая бумага и самый черный карандаш - весьма ограничены в своем диапазоне, они не в состоянии показать абсолютной силы светлого и темного, существующей в природе. Поэтому в рисунке приобретают особое значение не абсолютная сила того или иного тона на бумаге, а отношения силы тонов между собой и их взаимное соподчинение.
Главное отношение, которое нужно взять,- это тональное отношение света и тени. Это отношение будет самым контрастным, ему должны быть подчинены другие элементы светотени: нюансы в свету и тени. Только при взаимном соподчинении этих отношений можно добиться цельности рисунка, наиболее полно выявить форму и пластику изображаемого предмета. Объективные закономерности распределения светотени и особенности субъективного ее восприятия легче проследить и усвоить на простых геометрических телах.
54 глава III
15. Светотеневой рисунок куба, четырехгранной и шестигранной призм.
Рассмотрите куб, стоящий на горизонтальной поверхности и освещенный одним близким источником света лучи от которого распространяются радиально. Источник света расположен таким образом, что из трех видимых нам граней куба одна находится в тени, две - в свету. Изобразите на листе это положение куба, источник света (S) и проекцию источника света на плоскость (S') (рис.137).
Рис.137
Граница между светом и тенью на кубе определяется лучами, касательными к его поверхности, и проходит по ребрам, образующим ломаную линию собственной тени. Обозначим ее на рисунке a-b-c-d-e-f. Линия падающей тени образуется пересечением лучей света, идущих касательно поверхности куба с поверхностью, на которую падает тень. То есть линия падающей тени есть тень от линии собственной тени, - в данном случае от ломаной a-b-c-d-e-f. Изобразить падающую тень от куба нам помогут примеры построения падающей тени от точки и прямой на плоскость.
Для построения падающей тени от точки необходимо задать точку (А), ее проекцию на плоскость А), источник света (S) и его проекцию на плоскость(S') (рис.138). Падающая тень от точки лежит на пересечении луча, идущего от источника света через эту точку с проекцией этого луча на плоскость, воспринимающую падающую тень. Проведите луч из источника света S через точку А и луч из проекции источника света S' ч рез проекцию точки А'. Точка А" на их пересечении является тенью точки А на данную плоскость (рис.139).
Падающая тень от прямой а (рис.140) на плоскость есть прямая а", найти положение которой можно, построив тени от любых двух точек (А и В), лежащих на этой прямой (рис.141). Заметим, что если прямая а параллельна плоскости, на которую падает тень, то прямые а, ее проекция на плоскость а' и ее тень а параллельны и сходятся на перспективном рисунке в одной точке (если плоскость горизонтальная, то прямая, ее проекция и ее тень сходятся в точке на линии горизонта).
Вернемся к построению падающей тени от куба. Очевидно, что, построив падающие тени от характерных точек перелома линии собственной тени и затем, последовательно соединив их прямыми, мы получим линию падающей тени (рис.142). Падающая тень от точки а есть сама точка а, так как она принадлежит плоскости, на которую падает тень. Падающую тень от точки b найдите на пересечении луча из S через точку b с лучом из У через проекцию точки b на плоскость (точку а). Обозначьте полученную точку тени от точки b-b ''.
Падающие тени от точек с, d и е найдите аналогично точке b и обозначьте их с", d'' и е". Падающая тень от точки f - сама точка f. Соедините полученные точки а-b" - с"- d" -e"-f прямыми линиями. Это и есть линия падающей тени от куба на плоскость. Обратите ваше внимание на параллельность отрезков b-c,c-d и d - е соответственно отрезкам Ь" - с", с"- d" и d" - е". Это объясняется, как вы уже знаете, тем, что отрезки b - c, c-d и d-e параллельны плоскости, воспринимающей падающую тень от них.
светотеневой рисунок простых геометрических тел 55
Рис.138
Рис.139
Рис.140
Рис.141
Рис.142
Рис.143
56 глава III
Изучая в натуре собственные и падающие тени окружающих нас предметов, вы легко заметите, что в любом случае, если линия собственной тени незамкнута и имеет конечные точки, эти же точки являются конечными и для линии падающей тени. Так, линия падающей тени от куба и линия его собственной тени имеют общие точки а и f.
В определенных таким образом освещенных и теневых поверхностях куба тональное решение будет следующим (рис.143). Грань, находящаяся в собственной тени, будет темнее на границе с освещенными поверхностями. Удаляясь от источника света и от зрителя, она высветляется рефлексами. При условии освещения куба точечным источником света, падающая тень на горизонтальную плоскость, как правило, несколько темнее собственной и осветляется при удалении от зрителя и от предмета, отбрасывающего тень. Из двух освещенных граней куба светлее будет та, на которую лучи света от источника падают под большим углом. Удаляясь от зрителя и источника света, освещенные поверхности становятся темнее.
Рис.144 |
Любой выбранный для тонального рисунка карандаш создает тональную шкалу от самого светлого тона (белого листа) до самого темного, соответствующего наибольшему нажиму на карандаш (рис. 144). В зависимости от характера рисунка, мы можем использовать всю шкалу или ее часть. В светотеневом рисунке белой гипсовой натуры обычно для самого сильного тона шкалы применяют средний нажим на карандаш мягкости В или 2В.
Рис.145
Изобразите такую шкалу - полосу, состоящую из десяти квадратов, отличающихся друг от друга по силе тона. Следите за тем, чтобы каждый квадрат отличался от предыдущего и последующего на единицу тона (рис.145). Таким образом, вы добьетесь равномерности перехода от светлого к темному.
Пять более светлых тонов используйте в рисунке для передачи тональных отношений в свету, пять рду" гих более темных - для проработки теневых поверхностей. В зависимости от выбранного вами самого сильного тона рисунок будет нюансным или контрастным. Помните, что самое темное место в свету должно быть светлее самого светлого места в тени. Соблюдение этого правила поможет вам добиться наиболее выразительной передачи светотеневых отношений в рисунке как с натуры, так и по представлению.
светотеневой рисунок простых геометрических тел
Светотеневой рисунок куба.
Начните рисунок с определения освещенных и теневых поверхностей, линии собственной тени и линии падающей тени (рис.146).
Рис.146
Следующая стадия - отделение «света» от «тени». Прокройте штрихом несколько раз теневые поверхности (рис.147).
Рис.147
глава III
Продолжите работу «в тени». Усильте собственную тень по направлению к источнику света, падающую тень - к зрителю и кубу (рис.148).
Рис.148
И лишь проработав тени в достаточной степени, переходите к освещенным поверхностям (рис.149), помня о том, что самое насыщенное тоном место в свету не должно быть темнее самых светлых рефлексов в тени.
Предлагаемая последовательность ведения светотеневого рисунка «от тени в свет» неслучайна, с ча позволяет избежать традиционной для начинающих ошибки: когда теневые и освещенные поверхности становятся одинаковыми по тону.
Рис.149
светотеневой рисунок простых геометрических тел 59
Светотеневой рисунок четырехгранной призмы ведется в той же последовательности, что и рисунок куба (рис.150 и 151).
Рис.150
Рис.151
Светотеневой рисунок шестигранной призмы.
Линия собственной тени на шестигранной призме, как и на кубе, определяется касанием лучей света к ее ребрам, образуя ломаную границу между освещенными и теневыми поверхностями. Линия падающей тени находится путем построения падающих теней от характерных точек переломов линии собственной тени (рис.152). Увеличение количества граней шестигранной призмы по сравнению с кубом дает нам возможность различить большее количество тональных градаций как в свету, так и в тени (рис.153).
Рис.152
Рис.153
глава III
16. Светотеневой рисунок пирамиды.
Определить линию собственной тени пирамиды и линию ее падающей тени вам поможет следую-щее построение. Найдите точку падающей тени от вершины пирамиды (рис.154). Проведите из этой точки лучи к основанию пирамиды, как бы охватывающие его и касающиеся двух его вершин (точки А и В). Эти лучи являются линией падающей тени, а ребра пирамиды, идущие от точек А и В к вершине - линией ее собственной тени (рис.155).
Рис.154
Рис.155
17. Светотеневой рисунок цилиндра.
При таком расположении источника света, как показано на рисунке 156, его лучи будут освещать верхнее основание стоящего цилиндра и боковую поверхность. Линию собственной тени будет определять часть окружности верхнего основания и две образующие цилиндрической поверхности. Положение этих образующих можно определить, проведя две касательные к основанию цилиндра из точки проекции источника света S" на плоскость. Линия падающей тени от стоящего цилиндра будет тенью от линии собственной тени - двух образующих и части окружности верхнего основания. Падающие тени от образующих - прямые линии, принцип построения которых вам уже знаком. Падающая тень от окружности основания на плоскость, ей параллельную, есть окружность, а в перспективном рисунке - эллипс (рис.157).
После определения положения линий собственной и падающей теней для продолжения светотеневого рисунка необходимо хорошо представлять основные тональные отношения освещенных и теневых поверхностей цилиндра. Как вы уже знаете, на поверхности, состоящей из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами. На изогнутой цилиндрической по-верхности, не имеющей граней, переход от света к тени будет постепенным.
Линия собственной тени - самое темное место на цилиндре. Контраст между светом и тенью усиливается ближе к источнику света и к зрителю. На теневую поверхность цилиндра действуют отраженные лучи света, вызывая постепенное ее высветление по мере удаления от линии собственной тени (рефлекс). Само светлое место цилиндрической поверхности располагается вдоль образующей, лежащей на пути луче. проходящих через ось цилиндра. При малом радиусе кривизны поверхности цилиндра это светлое мест
светотеневой рисунок простых геометрических тел 61
приближается к линии, при больших радиусах оно имеет некоторую ширину. На освещенную часть цилиндрической поверхности лучи света падают все под более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. Между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра располагаются полусвета и полутени, постепенно утемняющиеся от света и мягко переходящие в тень. Степень интенсивности этого перехода зависит от кривизны поверхности: чем меньше ее радиус, тем переход совершается быстрее, при большем радиусе эти же светотеневые градации располагаются на большем протяжении.
Рис.156 Рис.157
Рассматривая цилиндр с разных точек зрения, мы заметим, что линия собственной тени не меняет своего места на цилиндрической поверхности. Неизменными остаются также области собственной тени и рефлекса. Однако освещенная поверхность цилиндра существенно меняется. При перемещении точки зрения вокруг цилиндра воспринимаемое глазом относительно светлое место также перемещается: оно располагается в том месте поверхности, которое отражает наибольшее количество лучей света в глаз зрителя. При этом воспринимаемая тазом область полусветов и полутеней, заключенная между перемещающимся относительно светлым местом и постоянной линией собственной тени, соответственно сжимается или расширяется. Падающая тень от цилиндра усиливается, то есть становится темнее по направлению к цилиндру и зрителю.
Рассмотрите рис.158,159 и 160, на которых показана светотень на цилиндрах с различным положением источника света.
62 глава III
Рис.158
Рис.159
Рис.160
светотеневой рисунок простых геометрических тел 63
18. Светотеневой рисунок конуса.
Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. Когда боковая поверхность конуса освещена, линия собственной тени будет проходить по двум образующим, к которым по касательным направлены лучи света от источника. Падающая тень от конуса, а также линия собственной тени строится подобно теням на пирамиде. Сначала найдите падающую тень от вершины конуса (рис.161). Затем проведите из этой точки лучи, касательные к окружности основания. Эти лучи являются линией падающей тени, а образующие, проведенные из точек касания в вершину конуса - линией собственной тени (рис. 162).
При изменении высоты источника света относительно конуса, образующие, по которым проходит линия собственной тени, как бы сдвигаются и раздвигаются, уменьшая или увеличивая область тени. При достаточно высоком расположении источника света над конусом, его поверхность оказывается освещенной целиком. В этом случае конус не имеет падающей тени.
Рис.161
Рис.162
Как и у цилиндра, линия собственной тени - самое темное место на изогнутой поверхности конуса. Контраст между светом и тенью по мере уменьшения радиуса конической поверхности увеличивается, а значит, на поверхности конуса линия собственной тени будет утемняться к вершине. Отраженный свет высветляет собственную тень. Самое светлое место имеет форму треугольника и располагается вдоль образующей, "ежащей на пути лучей, проходящих через ось конуса.
Рассматривая конус с различных точек зрения, заметим, что воспринимаемое глазом относительно светлое место и области полусветов и полутеней перемещаются подобно тому, как это наблюдалось на цилиндре, а области собственной и падающей теней остаются неизменными. Падающая тень от конуса будет усиливаться по направлению к конусу и зрителю.
На рисунках 163, 164 и 165 показано распределение светотени на конусах с различным положением
источника света.
64 глава III
Рис.163
Рис.164
Рис.165
светотеневой рисунок простых геометрических тел 65
19. Светотеневой рисунок шара.
Линия собственной тени шара, освещенного одним источником света, проходит по окружности, точки которой определятся касанием лучей света к поверхности шара. Плоскость этой окружности перпендикулярна лучу света, идущему от источника света через центр шара (рис.166). Падающая тень от шара на плоскость всегда будет тенью от окружности. Тень от окружности - эллипс, который и в перспективном рисунке изображается в виде эллипса. Построение падающей тени от шара по своему принципу не отличается от построения падающих теней от других геометрических тел. Сложность заключается в том, что и линия собственной тени на шаре, и ее проекция на плоскость, необходимые для построения падающей тени, рисуются по ощущению и не могут служить основой для точного построения. Поэтому зная, что падающая тень от шара на плоскость всегда имеет форму эллипса, обычно ее так и изображают - в виде эллипса, определяя его размер при помощи двух касательных к шару лучей и направление в зависимости от положения источника света (рис.167).
Самое темное место на поверхности шара - граница света и тени, она становится еще темнее ближе к зрителю. Теневая поверхность шара высветляется отраженным светом. Самое светлое место на поверхности шара всегда располагается вокруг точки пересечения ее лучом света, идущим через центр шара. Это самое светлое место может быть больше или меньше в зависимости от кривизны поверхности шара. От самого светлого места освещенность постепенно уменьшается во всех направлениях, переходя через зоны полусветов и полутеней в собственную тень. Как и в примере с другими геометрическими телами, относительно светлое место на шаре характеризуется наибольшим количеством лучей света, отраженных поверхностью шара в глаз зрителя, следовательно, его расположение меняется в зависимости от положения зрителя. Линии собственной и падающей теней, а также зона рефлекса остаются неизменными при изменении точки зрения. Падающая тень от шара становится темнее по направлению к зрителю и к самому шару.
Рассмотрите рисунки 168,169 и 170, на которых показано распределение элементов светотени на шарах с различным положением источника света.