Основные виды перспективы: фронтальная и угловая.





Рабочее место: материалы и оборудование.

Мольберт.

Для рисования используют различные мольберты. В Московском Архитектурном институте пользуют­ся мольбертами типа «хлопушка», которые наиболее удобны для выполнения заданий учебного рису** Можно также приспособить для этих целей чертежную доску или планшет, поставив их, например, на стул.

 


рисунок архитектора



Бумага.

Для учебных рисунков, выполняемых карандашом, бумагу следует применять плотных сортов, напри­мер, чертежную. Она должна быть ровной, чуть шероховатой и оставаться такой в ходе длительной работы над рисунком. Бумагу прикрепляют к мольберту или чертежной доске кнопками или скотчем.

Карандаш.

Различная твердость графита карандашей позволяет рисующему варьировать их выбор. Для наброс­ков, например, предпочтительнее карандаш с мягким графитом ЗМ-4М (ЗВ-4В), дающим сочную по тону ли­нию. Карандаш с более твердым графитом ТМ, М, 2М (НВ, F, В, 2В) позволяет в «длительных рисунках» до­биваться более тонкой и точной передачи формы. Длина карандаша для рисования должна быть не менее 10-12 см. Он должен иметь заточку в виде конуса.

Карандаш нужно держать так, чтобы движения руки не были стеснены. В начале работы его нужно дер­жать дальше от отточенной части. Это даст возможность делать быстрые и длинные штрихи, необходимые в начальной стадии выполнения рисунка, а также позволит все время видеть поле изображения. В ходе рабо­ты над рисунком, для уточнения формы, проведения точных линий и проработки мелких деталей карандаш в руке передвигают ближе к его отточенной части.

Ластик.

Ластик должен быть мягким. К его выбору нужно отнестись очень внимательно: он не должен раз­рушать поверхность бумаги и размазывать графит по листу. Для удобства работы можно разрезать пря­моугольный по форме ластик по диагонали, его острые углы дадут вам возможность убрать с рисунка од­ну из двух близко расположенных линий. Ластик предназначен не только для стирания с рисунка ненуж­ных линий или пятен. Работают им и по обратному принципу: не наносят тон, как это делают карандашом, усиливая темные места на рисунке при помощи штрихов, а убавляют его силу путем снятия части графи­та с рисунка, например, высветляя блики. В таком случае удобно пользоваться ластиком, выполненным в виде карандаша.

Правильно организованное рабочее местодолжно отвечать целому ряду требований.

Расстояние от изображаемого объекта до рисующего должно быть не слишком большим (чтобы иметь возможность хорошо рассмотреть все детали, не вставая со своего места), но не менее двух наибольших размеров объекта. Например, если у предмета наибольшим размером является высота, то точку зрения для рисования надо выбрать на расстоянии не менее двух высот этого предмета. Если точка зрения расположе­на ближе, то образуется невыгодный угол зрения, что приводит к искажению пропорций и перспективы.

Натура во время рисования должна быть хорошо освещена. Тени на постановке не должны разру­шать или искажать форму, а лишь подчеркивать ее. Будет лучше, если на первых порах «ставить свет» для вас будет опытный педагог. Лампы, освещающие рисунок и натуру, ни в коем случае не должны све­тить вам в глаза.

Рисовальщик должен сидеть за мольбертом удобно. Никакие предметы (штанги освещения или сосед­ние мольберты) не должны мешать вашим движениям. Позаботьтесь также о том, чтобы во время работы вы всегда могли встать и посмотреть на свой рисунок с большого расстояния, а также подойти к натуре. Не са­дитесь слишком близко к мольберту: расстояние между глазом рисующего и бумагой во время работы долж­но примерно равняться длине вытянутой руки. Такое положение позволяет хорошо видеть весь рисунок и проверять его, сравнивая с натурой. Лист на мольберте необходимо располагать перпендикулярно направ­ленному в его середину взгляду рисующего. При таком условии рисунок будет виден без искажений. Поза­ботьтесь также о равномерном освещении рисунка. Тени от каких-либо предметов или яркие пятна солнеч­ных лучей не должны лежать на его поверхности.

Начальные упражнения.

Рисование начинают с простейших упражнений, которые помогут получить навыки начертания различ­ных линий и овладеть техникой рисунка. Начальные упражнения развивают динамику и укрепляют мелкие мышцы кисти руки для длительной работы над рисунком. Их цель — развитие глазомера, приобретение свободных и плавных движений руки при нанесении на бумагу линий любых направлений. Рисующему необ­ходимо добиться, чтобы линии как основное средство для изображения натуры были разнообразными по толщине и плотности тона, передавая пространственную структуру предмета.



глава I


Упражнение 1.

Проведение прямых.

Первый этап этого упражнения состоит в том, чтобы научиться проводить прямые линии различного направления. Постепенно увеличивая длину линии, следите за ее выразительностью, усиливая и ослабляя нажим на карандаш. Надо выработать навыки проведения линий одним движением. Это позволит рисовать быстрее, точнее и выразительнее.

Следующим этапом подготовительных упражнений является проведение прямых линий через заданные точки. Проводя линию через две точки, необходимо смотреть не на кончик карандаша, а на конечную точку. Ес­ли линия получилась недостаточно прямой или не пришла в заданную точку, необходимо сначала провести но­вую, более верную линию, и только потом убрать с рисунка старую, пользуясь для этого ластиком. Расстояние между точками сначала следует выбрать небольшим (7-10 см), а затем постепенно увеличить его до 20-25 см. Практикуясь таким образом, можно выработать точность и уверенность в рисовании заданных прямых.

Далее следует упражняться в делении отрезков прямых на равные части: сначала на две, четыре и восемь, затем на три, шесть, пять, семь. Эти упражнения надо выполнять вначале на горизонтальных, по­том на вертикальных и наклонных линиях, что сложнее. Следует время от времени проверять циркулем-измерителем, равны ли части, на которые был разделен отрезок прямой (рис.1).




 


 


Рис.1


Рис.2


Упражнение 2.

Построение углов.

Для развития глазомера также необходимо научиться рисовать прямые и острые углы с различным расположением их сторон и делить углы, особенно прямые, на равные части: на две четыре, три, шесть-Для деления угла на равные части необходимо сначала нарисовать вспомогательную дугу и разделить ее на требуемое число равных частей. Затем через полученные засечки и вершину угла провести прямые линии (рис.2).


рисунок архитектора 7

Упражнение 3.Штрих.

Для выработки хороших моторных навыков очень полезно упражняться в нанесении штрихов различ­ных направлений. При этом не следует стремиться к немедленному достижению скорости движения руки. В начале равномерно расположенные штрихи нужно наносить не спеша, затем, после закрепления навыка, штрихи можно рисовать быстрее. Штрихи следует наносить сверху вниз, прямые и криволинейные, пример­но так, как показано на рис.3.

При рисовании обязательно следует обратить внимание на различный характер выполнения штрихов. Так, штрихи могут иметь акцент в своем начале, что достигается сравнительно легко. Мягкий штрих, у которого нажим (следовательно, тон) возрастает к середине штриха, а к концу снова сходит на нет, усвоить несколько труднее.

Далее следует упражняться в наслоении равномерных по нажиму и интервалу штрихов, пересекаю­щихся с предыдущими под небольшим углом. Изменив 2-3 раза направление штриха, для дальнейшего уси­ления тона, следует вернуться к первоначальному направлению, это позволит создать красивую фактуру штрихового пятна. Упражнения по проведению штрихов со временем можно усложнить, увеличивая нажим от первых штрихов к последующим или наоборот, а также путем постепенного, по мере нанесения, уменьше­ния или увеличения просветов между ними.

Рис.3

В дальнейшем, вы освоите и другие приемы штриховки, научитесь варьировать их в соответствии с пос­тавленной задачей. Навыки по нанесению штриха следует довести до автоматизма, только тогда красивый вы­разительный штрих станет сильным изобразительным средством в создании рисунка.

Проделав несколько раз эти упражнения и получив первоначальные навыки, переходите к освоению следующих тем. Однако не следует считать себя уже подготовленным настолько, чтобы совершенно не обра­щать внимания на качество линий и штриха. На первых порах в любом вашем рисунке вам придется решать не только перспективные и композиционные задачи, но и продолжать совершенствовать технику графики.


8 глава II

Глава II.

Перспективный рисунок простых геометрических тел.

Перспектива. Общие положения.

Примеры перспективных изображений встречаются со времен древнегреческого и древнеримского ис­кусства. Однако научно разработанной системы перспективного построения в то время не было, и перспек­тивные изображения имели значительные неточности. Только в эпоху Возрождения появилась теория перс­пективы, над разработкой которой трудились величайшие ученые, архитекторы и художники того времени: Брунеллески, Леонардо да Винчи, Альберти, Гиберти, Дюрер и другие. С этого времени перспектива широко вошла в практику архитектуры и изобразительного искусства всех последующих эпох. Вместе с анатомией человека она стала неотъемлемой частью художественного образования.

Перспектива в рисунке.

Перспективное изображение (или сокращенно - перспектива) основано на центральном проецирова­нии. Сущность такого проецирования заключается в том, что какая-либо точка в пространстве (центр проек­ций или точка зрения) соединяется проецирующими линиями (лучами) с точками предмета в пространстве. Этот пучок лучей пересекается картинной плоскостью, на которой образуется центральная проекция пред­мета. Это и есть его перспективное изображение (рис.4)! Если предмет имеет прямоугольные очертания, то пучок проецирующих лучей образует пирамиду, если предмет имеет округлую форму, то пучок лучей приоб­ретает форму конуса. Поэтому центральное проецирование называют еще коническим.

Рис.4

Основные законы перспективы:

1. Одинаковые по величине предметы имеют на перспективном рисунке разные величины в зависи­мости от того - ближе или дальше от зрителя они находятся. Размер предмета, расположенного ближе к зри­телю, будет больше, чем размер такого же предмета, расположенного дальше от зрителя.

2. Параллельные линии, уходящие от зрителя, сближаются и сходятся в одной точке (так называемой точке схода). Горизонтальные параллельные линии имеют точку схода на линии горизонта.


перспективный рисунок простых геометрических тел 9

3. Вертикальные линии на перспективном рисунке остаются вертикальными и параллельными друг другу, за исключением тех особых случаев, когда для них предусматривается дополнительная точка схода. Рассмотрите рисунок 5.



 


Рис.5.

Рис.5.

Основные термины и понятия:

точка зрения(S) - точка, в которой сходятся лучи, идущие от изображаемых предметов в глаз человека,

угол зрения(a) - угол между двумя крайними проецирующими лучами, охватывающими предмет. Ес­ли на картине несколько предметов, то угол а равен углу между лучами к самым отдаленным точкам край­них предметов. Угол зрения а должен находится в пределах 28-37 градусов. При этом расстояние от зрителя до предмета будет равно 2-2,5 наибольшим размерам предмета,

горизонт (H) - воображаемая горизонтальная плоскость, находящаяся на уровне точки зрения (т.е. -на уровне наших глаз),

картинная плоскость (К)- вертикальная плоскость, расположенная между точкой зрения (S) и изоб­ражаемыми предметами,

линия горизонта (НН) - линия пересечения картинной плоскости с плоскостью горизонта,

предметная плоскость (Т)- горизонтальная, воображаемая или реально существующая плоскость, являющаяся основой для изображаемых предметов,

точка стояния (S1) - основание перпендикуляра, опущенного из точки зрения S на предметную плоскость.

основание картины (ТТ)- линия пересечения предметной плоскости с картинной, . главный (центральный) луч зрения (SP) - горизонтальный луч, проведенный из точки зрения перпен­дикулярно к картинной плоскости,

главная (центральная) точка картины (Р) - точка пересечения центрального луча с картинной плос­костью,

точка схода (тс) - точка, расположенная на линии горизонта, в которой сходятся параллельные в на­туре горизонтальные линии.


10 глава II

Перспективный способ изображения более других способов приближается к реальному восприятию предметов человеком, но не совпадает с ним полностью. Предметы внешнего мира в глазу человека про­ецируются на поверхность вогнутую, т.е. пространственную, а не на плоскую поверхность, как в рисунке. Глаз воспринимает предметы, находясь в постоянном движении, а не из неподвижной точки зрения, как в исходном положении теории перспективы. Рассматривая предмет, глаз как бы ощупывает его, переме­щая главный луч зрения по поверхности предмета. Человек смотрит двумя глазами (бинокулярно), а не из одной точки. Кроме того, и это очень важно, в нашем зрении участвует мозг с его огромной корректирую-

щей работой.

Основные виды перспективы: фронтальная и угловая.

Каждый вид перспективы имеет свои особенности и в построении, и в изобразительной передаче предметов. Рассмотрите примеры изображения кубов во фронтальной (рис.6) и угловой (рис.7) перспективе. Фронтальная перспектива используется в том случае, когда большинство изображаемых на рисунке плоскос­тей параллельны картине (т.е. фронтальны), угловая перспектива - когда изображаемые вертикальные плос­кости расположены по отношению к картине под случайным углом. Фронтальная перспектива проще в испол­нении, но в ней имеются заметные искажения, особенно в крайних частях картины, что сильно ограничива­ет ее изобразительные возможности. Угловая перспектива сложнее, однако, в ней меньше заметны искаже­ния, поэтому именно этот вид перспективы чаще используется в архитектурном рисунке.

Обычно изучение законов перспективы начинают с изображения простых геометрических тел: куб, че­тырехгранная и шестигранная призмы, пирамида, конус, цилиндр, шар. Все эти геометрические тела лежат в основе форм большинства предметов, нас окружающих, а потому, овладев приемами перспективного изображения простых геометрических форм, вы легко перейдете к изображению более сложных.




 


 


Рис.6


Рис.7


перспективный рисунок простых геометрических тел





Читайте также:
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.097 с.