Единство голосов в полифонии




Двухголосие.

Разнотемное двухголосие.

Общие свойства двухголосия.

Основой полифонического двухголосия является сочетание единства и контраста в одно и то же время. Соотношения голосов полифонической ткани подчинены двум требованиям:

1. при мелодической развитости каждого из совместно звучащих голосов все они должны контрастировать между собою;

2. голоса должны заключать в себе возможность к объединению их в одновременном звучании. Любая полифоническая фактура будет полноценной лишь тогда, когда внимание сочиняющего направлено в равной мере как на горизонтальную, так и на вертикальную стороны музыкальной ткани.

Контраст двух голосов в полифонии

К наиболее характерным видам контраста между голосами полифонической фактуры относятся:

1.Контраст ритма. В строгом письме этот контраст сводится либо к противопоставлению более крупных длительностей в одном голосе более мелким длительностям в другом, либо к противопоставлению синкопированного движения (как правило, крупными длительностями) в одном голосе ровному движению в другом.

2.Контраст плавного движения и скачков состоит в противопоставлении плавного движения одного голоса ходам на более широкие интервалы в другом (при этом плавное движение чаще всего бывает изложено более мелкими длительностями, чем скачки).

3.Контраст в направлении движения голосов выражается в противоположном или косвенном движении.

4.Контраст в размещении цезур. Цезуры – моменты расчленения мелодической линии каденциями, ритмическими остановками (длительно выдерживаемыми звуками), паузами – приходятся на различные, не совпадающие во времени участки совместно звучащих голосов.

5.Контраст в размещении мелодических вершин (часто оказывающихся кульминациями) заключается в том, что они приходятся на различные, несовпадающие во времени участки совместно звучащих голосов.

6.Контраст регистров голосов – обязательный для строгого письма вид контраста.

Единство голосов в полифонии

Как бы силен ни был контраст, в полифоническом сочетании мелодий всегда присутствует глубокое внутреннее единство. Полифоническое многоголосие строгого письма всегда выражает один художественный образ, а не одновременное сочетание нескольких образов.

Совместно звучащие голоса образуют ряд созвучий, в котором качество отдельных созвучий и их последований непосредственно влияет на качество полифонической ткани: чем лучше гармоническая сторона полифонии, тем лучше сама полифония и наоборот.

1.Как бы ни были хороши, ярки и контрастны мелодии сами по себе, но если они не могут быть объединены гармонией (гармонически «не подходят друг к другу»), одновременное звучание их неприемлемо.

2.Закономерности так называемой взаимодополняющей (комплементарной) ритмики, которая обуславливает типичный для полифонии непрерывный, несколько текучий характер движения.

Всякая мелодия (если только это не мелодия – фигурация) наряду с участками более оживленного движения в мелких длительностях содержит участки замедленного движения в крупных длительностях. И если несколько таких мелодий объединяются в полифонической ткани, то обычно ритмические замедления одного голоса совпадают во времени с ритмическими ускорениями другого и наоборот. Таким образом, голоса действительно взаимно дополняют друг друга в ритмическом отношении, создавая общий, более или менее выровненный пульс движения. Попеременная поддержка общего ритмического движения каждым голосом полифонической ткани является одним из важных средств создания единства целого и,одновременно, объединения самих голосов.

3.Несовпадение во времени каденции совместно звучащих мелодий также обусловливает большую слитность целого и образует характерную для полифонии непрерывность, текучесть изложения.

Однако это не исключает общих для всех голосов каденции, которые в полифонической ткани отличаются особенной яркостью и как бы «разрезают» полифоническую ткань. Ввиду этого применение таких каденций, например, в фугах наблюдается не слишком часто.

4.Совпадение во времени окончания одной мелодии с началом другой («наложения концов на начала») способствует скреплению полифонической ткани и является поэтому одним из характерных приемов полифонического изложения.

Гармонические свойства двухголосия

Гармонической основой полифонического двухголосия строгого письма являются консонансы.

Консонансы разделяются на совершенные (прима, квинта, октава, дуодецима и т.п.) и несовершенные (терция, секста, децима и т.д).

Совершенные консонансы

Совершенные консонансы применяются с большими ограничениями:

1.Совершенные консонансы, в особенности прима, если их поместить на тяжелую или относительно тяжелую долю такта; в очень большой мере содействует впечатлению покоя, завершения, каданса. Поэтому совершенные консонансы на тяжелой доле такта используются по преимуществу в начале двухголосного полифонического построения, где развитие мелодий еще только возникает, и в каденциях, где оно заканчивается. В тех местах формы, в которых мелодии интенсивно развиваются, совершенные консонансы помещаются на легких долях.

2.Прямое движение к совершенному консонансу в двухголосии недопустимо

3.Прямое движение к совершенному консонансу от такого же одноименного совершенного консонанса ведет к образованию недопустимых последований параллельных унисонов, октав и квинт:

Разновидностью параллельного движения совершенными консонансами служит также запрещаемое противоположное движение от унисона к октаве (или наоборот) и от квинты к дуодециме (или наоборот)

Несовершенные консонансы

Несовершенные консонансы служат основным материалом для сочетания мелодий и поэтому употребляются почти в любых условиях. Несовершенные консонансы в равной мере содействуют впечатлению как покоя, равновесия, так и движения, развития. Они благозвучно связывают голоса, но вместе с тем не лишают их ясной различимости. Поэтому несовершенные консонансы используются в полифонии особенно широко и многообразно – в начале, в середине, в конце развития мелодий, на тяжелых или легких долях.

Несовершенные консонансы возможны и в прямом, и в параллельном движении голосов.

Однако длительное параллельное движение несовершенными консонансами (напр., более чем две-три терции или сексты подряд) в двухголосии нежелательно: хотя при этом не возникает неприятный эффект параллелизма совершенных консонансов, но точно также уничтожается контраст в направлении движения голосов, называется одна из основ полифонии. При более или менее длительном параллельном движении в несовершенных консонансах один из голосов оказывается подчиненным другому, представляя собою удвоение последнего в терцию или сексту, и, таким образом, превращается из реального голоса в дублирующий. Невозможность длительного параллельного движения в несовершенных консонансах в сущности есть единственное ограничение, касающееся этой группы интервалов в двухголосии.

Диссонансы

Диссонансы, используемые в строгом письме очень широко, всегда служат средством оттенения консонансов.

Диссонансы (секунды, кварты, септимы, ноны и т.д.), в противоположность консонансам, не связывают голоса в непосредственное гармоническое единство и поэтому в качестве самостоятельных интервалов в полифонии строгого письма не применяются.

Диссонансы употребляются только в зависимости от консонансов, которая проявляется в следующем.

Во-первых, диссонанс ставится лишь между консонансами; перед ним и после него могут быть помещены только консонансы.

Во-вторых, диссонанс образуется из предшествующего консонанса лишь путем косвенного движения, т.е. при условии, что один из голосов стоит на месте.

В-третьих, диссонанс разрешается в далее идущий консонанс путем обязательного хода одного из голосов на секунду (другой голос свободен в своем движении)

Таким образом: к несовершенному консонансу возможны все три вида движения: косвенное, противоположное и прямое; к совершенному – только два: косвенное и противоположное, а к диссонансу – лишь косвенное.

Использование диссонансов на тяжелой (и относительно тяжелой) доле такта существенно отличается от применения их на легкой доле. На тяжелой (и относительно тяжелой) доле диссонанс берется только в виде приготовленного и разрешенного задержания, на легкой доле – лишь в виде проходящих и вспомогательных.

Разрешение задержания делается только вниз. Какие – либо формы неприготовленных задержаний и вспомогательных, взятых скачком, исключаются из полифонии строгого письма.

Задержание

Задержание складывается из трех моментов: приготовления, задержания и разрешения. Приготовление и разрешение всегда консонируют. Диссонирующим (связанным) голосом считается тот, который при переходе от приготовления к задержанию остается на месте и далее идет на секунду вниз, другой голос считается свободным.

В секунде диссонирует только нижний голос (нижний по реальному звучанию). Свободный голос (в секунде это всегда верхний) может двигаться или поступенно, или скачками (обязательно в консонанс), в момент приготовления, так же как и разрешения, или паузировать.

Исключаются следующие образцы задержания:

неприемлемо, т.к. задержание помещено в верхнем голосе;

неприемлемо, т.к. диссонирует приготовление (кварта);

неприемлемо, т.к. диссонирует разрешение (кварта);

неприемлемо, т.к. задержание не приготовлено;

неприемлемо, т.к. задержание не разрешено.

В кварте диссонировать может любой из голосов:

Исключаются следующие образцы:

неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные квинты;

В септиме диссонирует только верхний (по реальному звучанию) голос:

В ноне диссонировать может любой из голосов (аналогично кварте):

Исключаются следующие образцы:

неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные октавы;

не рекомендуется, т.к. ход нижнего голоса слишком мало скрашивает звучание параллельных октав.

Ундецима (кварта + октава) применяется аналогично кварте.

Квартдецима (септима + октава) используется аналогично септиме.

Более широкие интервалы в двухголосии не употребляются.

Все описанные условия использования задержаний можно свести в таблицу, удобную для запоминания.

Примем следующие условные обозначения:

а) каждый интервал будем отмечать цифрой, на единицу меньшей, чем общепринято: прима = 0, секунда = 1, терция = 2, кварта = 3, квинта = 4, и т.д. Это обозначение введено С.И.Танеевым в его труде «Подвижной контрапункт строгого письма».

б) В диссонирующих интервалах (1, 3,6, 8 и т.д.) будем ставить над и под цифрой черты, указывающие на необходимость присутствия задержания (т.е. связанного звука – нижнего или верхнего); в случаях невозможности задержания данную черту будем заключать в скобки: например, в секунде неприемлемо задержание верхнего звука, поэтому черта над цифрой единицы поставлена в скобки и т.д.

Таблица интервалов будет следующей:

В секунде 1 невозможно задержание в верхнем голосе, тогда как в ноне 8 применяются задержания как в нижнем, так и в верхнем голосах; в септиме 6 и в квартдециме (септима + октава) 13 – только в верхнем голосе.

Вспомогательный и проходящий звуки

Вспомогательный и проходящий звуки, подобно задержанию, входят в фигуры, которые складываются из трех моментов – приготовления, диссонирования и разрешения. Как и в задержании, приготовление и разрешение всегда консонируют.

В отличие от задержания, во вспомогательных и проходящих звуках диссонирующим голосом считается тот, который движется при переходе от приготовления к диссонированию. Голос, который при этом стоит на месте, является свободным и может далее (т.е. при переходе от диссонирования к разрешению) двигаться поступенно, скачками, оставаться на месте или паузировать. Диссонирующий голос движется лишь поступенно и ритмически равномерно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: