Соединение мелодий, не подразумевающее какого-либо нового их соединения, называется простым контрапунктом. Такое соединение мелодий, которое заключает в себе возможность их нового соединения, называется сложным контрапунктом.
Применение сложного контрапункта, т.е. использование в музыкальном произведении, наряду с данным соединением мелодий, также и нового их соединения, является разновидностью варьирования. Новое соединение представляет собой вариацию данного и позволяет по-новому осветить тот музыкальный образ, который выражен данным соединением.
То соединение мелодий, которое принимается как данное, называется первоначальным соединением. Всякое иное соединение этих же мелодий называется производным соединением.
Сложный контрапункт имеет много разновидностей, среди которых важнейшее место принадлежит так называемому подвижному контрапункту.
Подвижным контрапунктом называется такое соединение мелодий, в котором возможна перестановка мелодии без изменения самих мелодий.
В том случае, когда в производном соединении мелодии оказываются переставленными по высоте, такая перестановка мелодий называется вертикально – подвижным контрапунктом.
В том случае, когда мелодии в производном соединении переставлены по времени, такая перестановка мелодий называется горизонтально – подвижным контрапунктом.
Возможно, совмещение обеих перестановок одновременно и по высоте и по времени. Такие перестановки называются вдвойне – подвижным контрапунктом.
Перемещение мелодий вертикально – подвижного контрапункта наглядно изображается в виде следующей графической схемы:
Интервал перемещения обозначается по цифровой системе (на единицу меньше общепринятых).
|
Примем основное условие обозначений:
а) если верхняя мелодия перемещена вверх, то ставим перед интервальной цифрой знак плюс; (+)
б) если верхняя мелодия – вниз, то ставим знак минус; (-)
в) если нижняя мелодия – вниз, то ставим знак плюс; (+)
г) если нижняя мелодия – вверх, то ставим знак минус. (-)
Знак плюс (+) соответствует удалению мелодий одной от другой (увеличились интервалы между мелодиями – поэтому плюс), а знак минус (-) – сближению мелодий (до обмена местами включительно).
Цифра, характеризующая интервал перемещения, пишется справа сверху.
Обозначение, принятое на единицу меньше, указывает сколько секунд заключено в каждом интервале.
Суммарная величина перемещения обеих мелодий, равна алгебраической сумме интервалов перемещений каждой из них, называется показателем вертикально – подвижного контрапункта и обозначается Iv.
Двойной контрапункт октавы
Среди разновидностей вертикально – подвижного контрапункта решающее значение имеет двойной – контрапункт октавы, т.е. такая разновидность, при которой мелодии смещаются одна по отношению к другой на октаву (или на две) в направлении сближения.
Iv в этом случае будет равняться -7 (или -14).
Особенностью двойного контрапункта октавы служит то обстоятельство, что в производном соединении почти все консонансы и диссонансы между звуками мелодий остаются на тех же местах и сохраняют тот же характер, что и в первоначальном соединении.
А именно: терции превращаются в сексты и наоборот, секунды в септимы и наоборот, и т.п.
|
Единственным исключением является превращение квинты в кварту, и наоборот, т.е. превращение консонанса в диссонанс и наоборот.
Iv = -7
Тот факт, что квинта превращается в кварту, не позволяет использовать квинту в первоначальном соединении как консонанс. Следовательно, квинта между мелодиями должна быть применена таким образом, чтобы появляющаяся на ее месте в производном соединении кварта была бы приготовлена, задержана и разрешена в точном соответствии с нормами использования диссонансов в строгом письме. Это значит, что в первоначальном соединении квинту нужно вводить как диссонанс и соответствующим образом приготовлять, задерживать и разрешать. Вполне аналогично кварте, в квинте можно задерживать любой из двух звуков. Ограничивающим условием является следующее: задержание в верхнем голосе не должно приготовляться квартой (с дальнейшим пребыванием на месте свободного голоса), т.к. в производном соединении возникнут параллельные квинты.
Превращение квинты в кварту вносит еще одно важное ограничение в использование квинты; не только на тяжелых, но и на легких долях такта квинта должна применяться как диссонанс, т.е. в проходящем и вспомогательном движении. Следовательно, при разрешении кварты в квинту (в нижнем голосе задержанной кварты) нижний голос обязательно должен далее двигаться только на секунду или вверх или вниз, иначе в производном соединении образуется брошенный диссонанс кварты.
На числовой таблице интервалов нижнее задержание кварты обозначим чертой с крестиком: - x, что будет указывать на необходимость поступенного движения нижнего голоса после разрешения кварты в квинту.
|
В двойном контрапункте октавы нона превращается в септиму. Следовательно, в первоначальном соединении в ноне можно делать задержание лишь нижнего звука.
Приведем числовую таблицу ограничений при использовании задержаний:
Двойной контрапункт дуодецимы.
Двойной контрапункт дуодецимы встречается в музыке значительно реже, чем двойной контрапункт октавы.
Двойной контрапункт дуодецимы – это такая разновидность вертикально – подвижного контрапункта при которой мелодии смещаются одна по отношению к другой на дуодециму в направлении сближения. Iv в этом случае будет равняться -11.
Двойной контрапункт дуодецимы обладает тем важным и интересным свойством, что при перестановке мелодий меняется не только их взаимное высотное расположение, но и ладофункциональное соотношение – одна из мелодий смещается в доминанту (или субдоминанту) по отношению к другой.
Iv = -11.
В двойном контрапункте дуодецимы свойства почти всех интервалов первоначального соединения сохранились (консонансы остались консонансами, диссонансы – диссонансами). Исключение представляют собой секста и септима – секста превратилась в септиму и наоборот, т.е. консонанс в диссонанс и наоборот. Следовательно, в первоначальном соединении сексту следует применять как диссонанс – в сексте необходимо приготовлять, задерживать и разрешать только нижний звук. В двойном контрапункте дуодецимы ундецима (кварта через октаву) превращается в секунду. Отсюда делается вывод, что в ундециме можно задерживать только верхний звук, который превращается в нормальное задержание нижнего звука секунды.
Числовая таблица ограничений для задержаний в двойном контрапункте дуодецимы:
Двойной контрапункт децимы.
Двойной контрапункт децимы накладывает очень значительные ограничения на первоначальное соединение:
а) несовершенные консонансы превращаются в совершенные; следовательно, полностью исключается возможность параллельного движения мелодий, - движение ограничивается только противоположным и косвенным;
б) кварта превращается в септиму; следовательно, в кварте исключается задержание верхнего звука;
в) нона превращается в секунду; следовательно, в ноне исключается задержание нижнего звука.
Числовая таблица такова: