Имитационное двухголосие




Общие свойства имитации в двухголосии

Имитацией называется поочередное проведение различными голосами одной и той же мелодии.

Имитация является одной из богатейших форм разработочного развития музыкальной мысли, так как в имитации, при наличии контраста мелодий в одновременности, присутствует их очевидное тож­дество в разновременности — второй голос в каждый данный мо­мент звучит существенно иначе, чем первый, однако в целом повторяя мелодию именно первого голоса. Таким образом, в имитации заключе­на возможность особо высокого единства всего многоголосия в целом.

Голос, вступающий первым в имитации, называется начальным, или пропостой (по-итальянски Рroposta), а голос, появляющийся вто­рым— имитирующим, или риспостой (по-итальянски Risposta).

Имитации разделяются на простые и канонические (ина­че называемые просто канонами).

В простой имитации имитирующий голос повторяет лишь ту начальную часть мелодии, которая звучала одноголосно, далее этот голос или свободно развивает мелодию, или паузирует. В свою очередь, простые имитации могут быть без противосложения и с противосложением. Противосложением называется та часть мелодии начального голоса, которая контрапунктирует имитирующему голосу. Например: простая имитация с противосложением:

простая имитация без противосложения

В каноне имитирующий голос повторяет не только начальную (одноголосную) часть мелодии, но и противосложение, то есть имитация совершается непрерывно. Например:

В имитации (как в простой, так и в канонической) отмечаются три момента:

а) сторона (или направление) вступления имитирующего голоса – сверху или снизу; в этом случае говорят: имитация в верхний интервал или в нижний интервал;

б) интервал вступления (сдвиг по высоте) – им может быть любой верхний любой нижний интервал, однако не дуодецимы;

в) сдвиг во времени между начальными и имитирующим голосом (или расстояние вступления) – он измеряется в долях такта; в строгом письме в имитации (подобно горизонтально-подвижному контрапункту) применяются сдвиги кратные полутакту для размера в 4/2 и кратные целому такту для размера в 3/2; общее протяжение сдвига не должно превышать трех тактов.

В приведенных выше трех примерах имитации были в нижнюю кварту со сдвигом на полтора такта.

Не каждая мелодия в строгом письме может имитироваться безоговорочно на любой интервал, иногда, при перенесении мелодии на другую высоту, в ней возникают тритоновые звучности (скачки на тритон, целотонность и т.п.).

В этих случаях приходится и отказаться от данного интервала имитации и избрать другой, или же внести во второй голос знаки альтерации, то есть переключиться на новый родственный диатонический звукоряд. Однако не следует вводить более одного знака альтерации, так как иначе образуется переключение на неродственный диатонический звукоряд. Например: приведенную ниже мелодию, начинающуюся со звуков соль-ре в звукоряде с одним бемолем, нельзя имитировать ни в нижнюю терцию (верхнюю сексту), ни в нижнюю квинту (верхнюю кварту), так как в первом случае появляется скачок на тритон (отмечен скобкой), а во втором – остановка на крайнем звуке целотонного тетрахорда (отмечена скобкой).

В обоих случаях приемлем следующий выход: ввести звук ми-бемоль вместо ми; во втором образце можно исключить тритон еще иным путем: ввести звук си-бекар вместо си-бемоля:

Встречаются случаи, когда путем знаков альтерации освободиться от тритоновости не удается. Например, данную мелодию нельзя имитировать в нижнюю сексту (верхнюю терцию) – ни ми-бемоль, ни си-бекар не устраняют тритоновости:

 

Методика сочинения имитации

Процесс сочинения простой имитации складывается из следующих этапов:

1) Сочиняется или принимается как данная та часть мелодии начального голоса, которая будет звучать одноголосно до момента вступления имитирующего голоса; протяжность этой части мелодии равняется величине заданного для имитации сдвига по времени; например, если имеется ввиду сдвиг по времени размером в полтора такта, то протяжность начальной части мелодии не должна превышать полтора такта. Обозначим указанную часть мелодии буквой А.

2) Эта часть мелодии переписывается в имитирующий голос со смещением на заданный интервал и на задуманный промежуток времени. Обозначим эту часть мелодии имитирующего голоса А1.

3) Сочиняется противосложение; оно должно являться непосредственным и художественно оправданным продолжением начальной части мелодии в начальном голосе; кроме того, противосложение должно мелодически контрастировать с имитирующим голосом. Противосложение обозначим буквой В.

4) Присочиняется каденция сразу в двух голосах, завершающая их мелодическое развитие. Там, где голос перестает участвовать в имитации и развивается свободно, поставим знак *.

Например, задается имитация в верхнюю дуодециму со сдвигом на два такта.

Указанные четыре этап работы отмечены в примере соответствующими буквами:

Приведенную имитацию можно изобразить в виде следующее наглядной буквенной схемы: имитирующий голос: А1

начальный голос: А В

Процесс сочинения канона поначалу тождествен сочинению простой имитации - различия начинаются с четвертого этапа.

А именно:

1) сочиняется начальная часть мелодии начального голоса – А;

2) эта часть переписывается в имитирующий голос с заданным смещением - А1;

3) сочиняется противосложение – В;

4) противосложение переписывается в имитирующий голос с тем же заданным смещением - В1;

5) сочиняется второе противосложение: вторым противосложением называется та часть мелодии в начальном голосе, которая контрапунктирует первому противосложению, звучащему в имитирующем голосе – С;

6) второе противосложение переписывается в имитирующий голос с тем же заданным смещением - С1;

7) сочиняется третье противосложение, контрапунктирующее второму –D;

8) и т.д. – число переносов каждого следующего противосложения в принципе могло бы быть любым, однако не нужно развивать канон более чем до 10-12 тактов, то есть при самом большом по времени сдвиге (3 такта) должно быть минимальное количество переносов – два; при наименьшем по времени сдвиге (полутакт) – не более 15-17 переносов;

9) сочиняется каденция в двух голосах.

Приведем два примера: с наибольшим сдвигом и с наименьшим; интервал канона в обоих случаях задается одинаковый – октава, но в первом случае верхняя, а во втором нижняя:

Буквенная схема данного канона такова:

имитирующий голос: А1 В1

начальный голос: А В С

Буквенная схема данного канона такова:

начальный голос: А В С D E F G H I J K L M

имитирующий голос: А1В1С1D1 E1F1G1H1 I1 J1K1L1M1

В первом примере сделано два переноса, а во втором тринадцать.

 

Разновидности имитации

Все приведенные до сих пор примеры на имитацию (простую и каноническую) заключили в себе точное повторение мелодии: изменения относились только к ладовому наклонению мелодии (при переносе ее на новую ступень диатонического звукоряда может произойти изменение ладового наклонения), ритм же и мелодический рисунок оставались неизменными. Такой вид имитации называется имитацией в прямом движении.

Кроме имитации в прямом движении, оставляющем мелодию неизменной, имеются иные виды имитации, варьирующие мелодию при ее повторении в имитирующем голосе. Варьирование мелодии может быть следующим:

а) Имитация в обращении – в этом случае имитирующий голос воспроизводит мелодию таким образом, что всем ходам мелодии вниз соответствуют ходы вверх (и наоборот), на тот же интервал с точным сохранением ритма.

Например, канон в обращении:

Этот вид имитации может иметь достаточно широкое применение в работах как по строгому письму, так и по свободному.

б) Имитация в увеличении – имитирующий голос проводит мелодию, увеличивая длительность каждого звука в одно и то же число раз (в два или в четыре раза – иные увеличения нежелательны).

Например, простая имитация в увеличении:

Подобный вид имитации также может достаточно широко использоваться в работах.

в) Возможно совмещение обращения с увеличением, то есть воспроизведение мелодии имитирующим голосом одновременно в обращении и в увеличении. Например, канон в обращении и в увеличении:

Остальные виды имитации в строгом письме обычно имеют несколько случайный и даже искусственный характер. В свободном же письме они могут применяться достаточно широко.

 

г) Имитация в уменьшении, например:

д) Имитация в возвратном движении – этом случае имитирующий голос повторяет мелодию от конца к началу (такой вид называется еще «ракоходной» имитацией), например:

е) Свободная имитация, которая меняет мелодические интервалы и отчасти ритм, например канон в нижнюю октаву:

ж) Ритмическая имитация – она сохраняет только ритм мелодии при произвольном мелодическом рисунке, например ритмический канон:

Наряду с описанными видами общего изменения мелодии, в имитирующем голосе может иметь место частичное изменение, затрагивающее лишь один звук (изредка – два-три).

Такое изменение обычно связывается с квартовым или квинтовым скачком вначале мелодии. Ход мелодии на кварту или квинту достаточно определенно намечает тонико-доминантовые или тонико-субдоминантовые отношения звуков, поэтому в имитирующем голосе появляется возможность подкрепить указанные функциональные отношения звуков посредством «ответного» движения – квинтовый ход заменяется квартовым и наоборот.

Совершенно очевидно, что это приемлемо только в том случае, если интервал имитации является квартой или квинтой, то есть между самими голосами имеет место то самое тонико-доминантовое или тонико-субдоминантовое отношение, которое образуется между звуками мелодии в начальном скачке на квинту или кварту. Имитация с таким изменением называется тональной.

Например, простая тональная имитация в нижнюю квинту со сдвигом на один такт:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: