Приемы сложного контрапункта, могут быть с успехом использованы в имитационном двухголосии, причем здесь они даже раскрывают некоторые новые возможности. Важнейшими из последних являются так называемый Бесконечный канон и Канонические секвенции, сочинение которых требует применения средств сложного контрапункта.
Бесконечный канон
Бесконечным каноном называется такой канон, в котором конец непосредственно вливается в начало и, следовательно, канон может быть повторен любое количество раз без перерыва.
Бесконечные каноны разделяются на два вида (по терминологии С.И. Танеева – на два «разряда»):
1) в первом «разряде» промежуток времени (сдвиг) между вступлениями первого и второго голосов в каноне равен промежутку времени между вступлением второго голоса и повторением мелодии в первом голосе, и
2) во втором «разряде» эти промежутки не равны, то есть повторение мелодии в первом голосе отстоит от вступления второго голоса на другой промежуток времени, чем вступление второго голоса от начального появления первого.
Схема вступлений и сама методика сочинения бесконечного канона не тождественны схеме и методике сочинения простых канонов. Отличие между ними заключается в том, что в схеме вступлений первого звука голосов имеется уже не три, а пять вступлений:
1) вступление начального голоса,
2) вступление имитирующего голоса,
3) еще раз проведение начального голоса (то есть повторение канона),
4) еще раз проведение имитирующего голоса,
5) вступление третьего вспомогательного голоса.
Схема вступлений заданного бесконечного канона будет иметь следующий вид:
Без применения третьей строчки противосложение, сочиненное в такте 4 начального голоса, при переносе в такт 5 верхнего голоса может оказаться в противоречии с уже написанной мелодией начального голоса. Во избежание указанного противоречия, в такте 4 искусственно создаются такие условия, чтобы сочиняемое в начальном голосе противосложение сразу же согласовывалось с противосложением верхнего голоса в этом же такте и одновременно с выписанным на третьей строчке начальным отрывком главной мелодии. Эти условия нужны потому, что соотношение противосложения с отрывком мелодии в такте 4 будет повторено в верхней паре голосов в такте 5.
|
Если в имитирующем голосе вступление находилось на октаве выше начального голоса, то на третьей строчке оно должно быть написано октавой ниже начального голоса.
Теперь переходим к сочинению самого канона.
Предварительно сочиняется однотактовая начальная часть начального голоса – А; она переписывается в соответствии со схемой в имитирующий голос в такт 2 (так как задан сдвиг на один такт) на октаву вверх - А1; эта же начальная часть переносится в начальный голос в такт 5 на прежней высоте (так как в такте 5 канон должен начаться сначала) – А; еще раз эта начальная часть переписывается в имитирующий голос уже в такт 6 на октаву вверх - А1; и, наконец, она еще раз переносится на третью строчку в такт 4 на октаву вниз обозначим это – АΙΙ. Правильный выбор такта и интервала для переноса на третью строчку определяет собой успех в решении поставленной задачи.
Таким образом, начальную часть мелодии нужно записать на трех строчках в целом пять раз. В итоге, для данного примера должна получиться следующая картина:
|
Теперь сочиняем обыкновенный канон в первых трех тактах (до момента появления нот на третьей строчке); противосложение из такта 3 начального голоса переносим в такт 4 имитирующего голоса (нормальное продолжение процесса написания канона); сочиняем противосложение в такте 4, заставляя его контрапунктировать одновременно с мелодиями имитирующего и третьего голосов и пластично подводя к началу такта 5; переносим это последнее противосложение в имитирующий голос; отбрасываем третью вспомогательную строчку. Бесконечный канон готов. Его повторения указаны знаками репризы:
Буквенную схему этого бесконечного канона можно изобразить в следующем виде:
имитирующий голос: А1 В1 С1 D1 А1 В1
начальный голос: А В С D А В С
В данном случае мы имеем пример, в котором величина Ih (величина сдвига по времени между вступлением имитирующего голоса и третьего голоса) не равняется нулю, то есть между вступлениями имитирующего и третьего вспомогательного голосов присутствует некоторый сдвиг во времени (в данном случае сдвиг на два такта). Тот факт, что величина Ih не равна нулю, вынуждает нас использовать методику трех строчек. Таков канон второго «разряда».
Бесконечный канон первого «разряда». Рассмотрим этот канон на конкретном примере. Например, задан бесконечный канон в верхнюю дециму со сдвигом во времени на один такт, повторение в начальном голосе должно начаться через два такта. Представим себе, как должна была выглядеть схема такого канона, если бы мы применили методику трех строчек:
|
Полностью канон мог бы получиться, например, следующим:
Буквенную схему этого бесконечного канона с равными сдвигами изображаем в следующем виде:
имитирующий голос: А1 В1 А1
начальный голос: А В А В
Каноническая секвенция
Канонической секвенцией называется такой канон, в котором, подобно бесконечному канону, периодически происходят повторения сначала; однако, в отличие от бесконечного канона, эти повторения каждый раз делаются на новой высоте. Разница высот между звеньями такой канонической секвенции называется интервалом (или шагом) секвенции.
Методика сочинения канонической секвенции и бесконечного канона вполне аналогична. Различия заключаются лишь в том, что при сочинении канонической секвенции повторение начальной части мелодии в начальном и имитирующем голосах следует писать не на прежней высоте, а на новой – в соответствии с заданным шагом секвенции; местоположение начальной части мелодии на третьей строчке разыскивается совершенно так же, как и при написании бесконечного канона, то есть в противоположном направлении от повторения в начальном голосе.
Канонические секвенции, вполне аналогично бесконечным канонам, разделяются на два «разряда». Начнем с примера второго «разряда», как более общего.
Например, предлагается сочинить каноническую секвенцию с трехтактовым звеном, с шагом по терциям вверх, с имитацией в нижнюю октаву и сдвигом на один такт.
Схема вступлений в данной канонической секвенции – следующая:
Сочиняем однотактовую начальную часть – А; переписываем ее в имитирующий голос в такт 2 на октаву вниз - А1; переносим данную часть в начальный голос в такт 4 на терцию вверх – А; переписываем ее в имитирующий голос в такт 5 на октаву вниз от такта 4 начального голоса (то есть от повторения – А); переносим указанную часть на третью строчку в такт 3 на октаву вверх – АΙΙ – от такта 4 начального голоса, то есть опять от повторения – А; сочиняем противосложения – В и С; переносим их в соответствующие такты - В1 и С1; отбрасываем третью строчку. Каноническая секвенция готова:
Как очевидно, эту каноническую секвенцию можно изобразить в виде следующей буквенной схемы:
начальный голос: А В С А В С
имитирующий голос: А1 В1С1А1В1С1 и т.д.
Каноническая секвенция первого «разряда»:
Рассмотрим конкретный пример. Допусти, написана каноническая секвенция в верхнюю септиму со сдвигом во времени на один такт, при этом длина звена секвенции равняется двум тактам, с нисходящим шагом по терциям. Для наглядности вначале применяем методику трех строчек. Схема секвенции окажется следующей (третью строчку пишем внизу):
Сама каноническая секвенция может быть следующей:
Буквенная схема секвенции такова:
имитирующий голос: А1 В1 А1В1
начальный голос: А В А В А и т.д.