№ | Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей (психологическая симптоматика) | Содержание коррекционной работы | |||||
Воспитатель, учитель | Психолог | Дефектолог | ||||||
ЛИЧНОСТНЫЕ | ||||||||
Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | Несформированность представлений о себе, образе – Я: Я – реальном, Я – потенциальном | Беседы на темы: «Что мы умеем – чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Оформление детских портфолио успеха, альбомов «Я умею и люблю». Игры: «Люблю – не люблю», «Кем я стану», «Ласковое имя» (I.Л.1.1) и др. | Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею», «Отгадай, кто какой», «Мое будущее», «Если бы я был звездой» (II.Л.1.1). Рисование на темы: «Рисуем имя», «Мой смешной портрет», «Ладошка достижений», «Цветок качеств» | Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание) (III.Л.1.1). Игры: «Договори предложение» (III.Л.1.2), «На кого я похож» (III.Л.1.3). Игровой массаж «Что? Где?» (III.Л.1.4) | ||||
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях; или отсутствие самокритичности | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям) (I.Л.1.2)», «Школа Дружбы» (I.Л.1.3) | Упражнение «Я не могу – я могу – я сумею» (II.Л.1.2). Психогимнастика. Работа по сказке-метафоре «Огонек» (II.Л.1.3) Игры с песком. Лепка. Игры: «Давай поговорим» (II.Л.1.4), «Волшебные очки» (II.Л.1.5), «Заяц – Хваста» (II.Л.1.6), «Мысленное путешествие по картине» (II.Л.1.7). Тематическое рисование с учетом трудностей ребенка | Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) (III.Л.1.5) Использование междометий с различной интонацией (ай, ой, ух). Интонационное выделение. Игра: «Попроси игрушку» (III.Л.1.6) | |||||
Нарушение нравственных норм и правил поведения | Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений | Использование утренних вхождений в день Н.М. Метеновой (I.Л.2.1). Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, например, рассказов В. Осеевой и беседы на этические темы (I.Л.2.2). Игры: «Звонок в цветочный магазин» (I.Л.2.3), «Приглашение в гости» (I.Л.2.4) | Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе», «Как поступить» и др. Игры: «Круг добра» (II.Л.2.1), «Кто подарил добрые слова» (II.Л.2.2), «Колечко дружелюбия» (II.Л.2.3), Упражнение «Мусорное ведро» (II.Л.2.4) | Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному», «Поблагодари по-разному» | ||||
Расхождение между знанием норм и личным отношением к соблюдению правил | Игры с правилами: «Да и нет не говори», «Кричалки-шепталки-молчалки» (I.Л.2.5) Драматизации сказок, рассказов, ситуаций в д/с. Игры: «Вежливый ручеек» (I.Л.2.6), «Волшебная палочка – добрых слов выручалочка» (I.Л.2.7). Настольные игры: «Оцени поступок», «Хорошо – плохо» | Решение и обыгрывание проблемных ситуаций. Упражнение «Встань на его (ее) место» (II.Л.2.5). Игры: «Если да – похлопай, если нет – потопай» (II.Л.2.6), «Догадайся, кто пришел?» (II.Л.2.7), «Ласковушка» (II.Л.2.8) | Логоритмическое упражнение «Мы всегда играем дружно» (III.Л.2.1) Упражнение «Продолжи рассказ» (III.Л.2.2) Пересказ «Кто наказал его» В. Осеевой (III.Л.2.3) | |||||
Неосознанность важности и необходимости учения | Несформированность внутренней позиции школьника | Экскурсии в школу: 1 сентября, обзорные экскурсии, посещение уроков в 1-ом классе. Беседы о школе. Чтение литературных произведений: В. Берестов «Читалочка» (I.Л.3.1), А. Воронкова «Подружки идут в школу» (I.Л.3.2) и др. Ролевая игра «Школа». Дидактические игры: «Умники и умницы», «Что возьмем в школу» | Коррекционные сказки для школьной адаптации: «Создание лесной школы» (II.Л.3.1), «Смешные страхи» (II.Л.3.2). Игры: «Для чего нужны…» (урок, перемена, звонок), «Не пропусти школьные принадлежности», «Поймай оценку», «Д/с – дом – школа» (ассоциации). Отгадывание загадок о школьных принад-лежностях (II.Л.3.3) | Придумывание загадок о школьных принадлежностях (описательные рассказы). Рассказы из личного опыта. Составление рассказа по картине «В школу» (III.Л.3.1). Лабиринты с проговариванием (дорога в школу). Игра: «Школьные слова» (обогащение словаря). Диалог И. Тарло «Печалиться не надо» (III.Л.3.2) | ||||
Трудности в осознании целей учения | Беседы: «Для чего учатся в школе», «Кем я стану». Чтение и обсуждение рассказов: Н. Носова «Ступеньки» (I.Л.3.3), «Федина задача» (I.Л.3.4); Л. Толстого «Филиппок» (I.Л.3.5), «Таня знала буквы» (I.Л.3.6). Игры: «Я учёный» (с элементами опытов, экспериментов), «Чему учат в школе» | Коррекционные сказки об отношении учеников к урокам, заданиям: «Школьные правила» (II.Л.3.4), «Домашнее задание» (II.Л.3.5), «Школьные оценки» (II.Л.3.6), сказка-метафора «Парусник» (II.Л.3.7). Театрализованные игры: «У Мальвины на уроке», «Лесная школа». Игра: «Если да – похлопай, если нет – потопай» | Игры с буквами «Картинная азбука» (на что похожа буква), «Подари букве платье» (раскрась, укрась букву), «Собери букву из частей», «Сделай букву из проволоки, нитки, семян, палочек и т.д.» Игры с цифрами (определение места звука в слове и обозначение его цифрой). Пословицы и поговорки (III.Л.3.3) Логоритмическое упражнение «Первый раз в первый класс» (III.Л.3.4) | |||||
Привлекательность внешней стороны учения | Чтение литературных произведений: Е. Ушан «Я играю в школу» (I.Л.3.7), И. Токмакова «Скоро в школу» (I.Л.3.8), Е. Пермяк «Кто?» (I.Л.3.9). Просмотр мультфильмов: «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве». Использование школьных принадлежностей на занятиях (организация рабочего места). Сюжетно-ролевая игра «Школа». Игры: «Собери портфель», «Собери и прочитай» (кубики, пазлы), «Собери и сосчитай» | Коррекционные сказки: «Игры в школе» (II.Л.3.8), «Собирание портфеля» (II.Л.3.9). Игры: «Все ли слова мне понятны», «Наши помощники» (энциклопедии, ПК). «Радостно – грустно» (II.Л.3.10), «Хорошо – плохо» (II.Л.3.11), «Автобиография» (II.Л.3.12) | Описательные рассказы. Рассказы по серии картинок. Игры: «Зашумлённые картинки», (школьные принадлежности, буквы), «Узнай букву на ощупь», «Заколдованное слово» (расшифровать слово по первым звукам названий картинок). «Азбука в загадках» (III.Л.3.5). Знакомство со словарями, энциклопедиями | |||||
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ | ||||||||
Трудности во взаимодействии со взрослыми | Неадекватная самооценка | 1. Создание ситуации успеха. 2. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. 3. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.) | 1. Использование невербальных рефлексивных методик (II.Р.1.9-1.13). 2. Проигрывание проблемных ситуаций. 3. Игры: «Ласковые лапки» (II.К.1.1), «Повтори за мной», «Волшебные очки» (II.Л.1.5) | 2. Посильные задания. 3. Индивидуально-дифференцированный подход. 4. Пропедевтика 5. (подготовка ребенка к какому-либо виду деятельности, заданию) | ||||
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями: организационными, перцептивными, оперативными | 1. Обучение умению работать по алгоритму. 2. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесных, наглядных). 3. Игры: «Повтори задание» (I.К.1.1), «Скажи по-другому» (I.К.1.2) | 1. Игры и театрализация сказок (с диалогами). 2. Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый», «Угадай, что понравится взрослому». 3. Совместное творчество (в паре с взрослым договориться и нарисовать картинку). | 1. Работа в паре со взрослым. 2. Игры: «Я слово, ты мне слово» (III.К.1.1), «Исправь ошибку» (III.К.1.2), «Составь предложение или перевертыши» (III.К.1.3). 3. Включение ребенка в деятельность. 4. | |||||
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | 1. Беседы на темы: «Мы здороваемся», «Как обратиться с просьбой», «Что делать, если ты потерялся?» (I.К.1.4) | 1. Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов, ребенок должен выбрать один. 2. Игры: «Интервью» (II.К.1.2), «Давай поговорим» (II.К.1.3), «Устройся на работу» (II.К.1.4). 3. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме», «Позвони в кассу», «Позвони в магазин» (I.Л.2.3) | 1. Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей | |||||
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Неадекватная самооценка | 1. Трудовые поручения в парах (тройках, команде). 2. Разработка системы поощрений: «Самая дружная пара» 3. Ролевые игры. 4. Работа в парах на основе содержания по УМК «Предшкола нового поколения» [Кронтик учится рисовать фигуры: 20-21] | 1. Игры на формирование адекватной самооценки «Горячий стул», «Я – сильный, умный, смелый», «Я могу, хочу, умею» (II.Л.1.2). 2. Б. Житков «Зоосад», отрывок «Орел» [Кронтик учится слушать и рассуждать: 66] | 1. Организация взаимопроверки выполнения заданий. 2. Упражнение «Похвали за…» (III.К.2.1) | ||||
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями: организационными, перцептивными, оперативными | 1. Организация работы в парах, небольших группах (КСО). 2. Игры «Мы – конструкторы» (I.К.2.1), «Повторялки» (I.К.2.2), «Комплименты другу» (I.К.2.3). | 1. Работа в парах. 2. Игры «Зеркало» (II.К.2.1), «Скульпторы» (II.К.2.2), «Сиамские близнецы» (II.К.2.3) | 1. Работа и игры в парах 2. | |||||
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | 1. Игры и хороводы с диалогами (I.К.2.4). 2. Игры на обогащение словаря (I.К.2.5) | 1. Игры в парах: «Попугайчики», «Договоритесь, нарисуйте одинаково» (II.К.2.4), «Молчок» (II.К.2.5) «Я люблю тебя за то…» (II.К.2.6) | 1. Игры по методу телефонного разговора: «Поговори с другом», «Поздравь именинника» | |||||
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками (Вся работа строится подобным образом, только через парную и подгрупповую работу). Т.е. одна и та же работа, только формы разные | Недостаточное развитие мыслительных операций | 1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает» (I.К.3.1), «Я знаю пять…» (I.К.3.2), «Хитрые вопросы» (I.К.3.3) | 1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот» (II.К.3.1). 2. Игра «Назови сходство и различие у двух предметов (сумка и ранец)» | 1. Игры и упражнения на развитие мышления: «Придумай загадку», «Закончи предложение» | ||||
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | 1. Работа по автоматизации звуков | 1. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. 2. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или с педагогом (II.К.4.1) | 1. Работа в соответствии с планом коррекционной работы. 2. Логоритмика. 3. Игра «Закончи предложение». 4. Игра «Скажи по-другому» (синонимы) | |||||
Несформированность процессов произвольного внимания | 1. Игры с правилами, типа: «Да и нет не говори, черное с белым не дари» для всех, но на разном материале (I.К.4.1). 2. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание» Регулятивные УУД). 3. Игра «Дай задание взрослому» (продолжи узор, графический диктант, поиск с ориентированием – найти игрушку). 4. Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям | |||||||
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами: мимикой, жестами, интонацией | 1. «Расскажи стихи руками» (I.К.4.2). 2. Игра «Попугай». 3. Театрализация, этюды | 1. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. 2. Игры с зеркалом. 3. Игра «Скажи по-разному» (синонимы) | 1. Игры на интонацию. 2. Игры на выделение одного слова голосом | |||||
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека | 1. Чтение художественной литературы (см. рассказы В. Осеевой) 2. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. 3. Обыгрывание проблемных ситуаций | 1. Игры «Встань на его место», «Волшебные очки», «Ты похож на…», «Спина к спине». 2. Тренинг эмоций с использованием фраз «Иди сюда», «Не мешай мне», (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т.д.) | 1. Упражнение на установление причинно-следственных связей – закончи фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…» (III.К.5.1). 2. Упражнение «Два друга» (III.К.5.2) | ||||
Неадекватная самооценка | 1. Разбор конфликтных ситуаций. 2. Игра «Хорошо – плохо» 3. (на печатной основе). 4. Работа в парах | 1. Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов (II.К.5.1) | 1. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок | |||||
Слабо развито позитивно-личностное отношение в общении | 1. Беседы с детьми «С кем хочется дружить». 2. Игры «Волшебный стул» (см. Личностные УУД), «Хорошо, да не очень» (I.К.5.1), «Клубочек» (I.К.5.2). Ведение книги «Добрые дела» | 1. Сказкотерапия «Лесная школа» (Приложение № 6). 2. Телесно ориентированная терапия «Успокой маму (друга)». Игры «Два барана» (II.К.5.2), «Добрые руки» (II.К.5.3) | 1. Оказание помощи друг другу. 2. Итоговая рефлексия в конце занятия | |||||
Неумение пользоваться общепринятыми вежливыми оборотами (просьбы, вопросы, предложения) | 1. «Словарик добрых слов (как можно поздороваться, попрощаться)». 2. Игра «Комплименты» (I.К.2.3). 3. 4. Театр-экспромт «Этюды». 5. Чтение литературных произведений (рассказы В. Осеевой) | 1. Упражнения на интонационную выразительность | 1. Упражнения на интонационную выразительность. 2. Игра «Кукла Маша» (III.К.5.3) | |||||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | ||||||||
Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу | Снижен уровень умственной активности, целенаправленности действий | Графические диктанты «Напиши и продолжи…» (I.Р.1.1). Игра «Люди и время» (I.Р.1.2) | Упражнение «Нарисуй» (II.Р.1.1) Упражнение «Реши задачу» (II.Р.1.2) | Упражнение «Узнай, кто это?» (III.Р.1.1) Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?» (III.Р.1.2), «Цепочка слов» (III.Р.1.3) | ||||
Примечание: игры со строительным материалом, мозаикой, игры с правилами | Примечание: логические задачи, слуховые диктанты, игры с правилами, речевые игры | |||||||
Не сформировано произвольное внимание | Упражнение «Срисуй» (I.Р.1.3). Подвижные игры типа «Летает / не летает», «Съедобное / несъедобное». Упражнение «Если да – хлопай, если нет – топай» (I.Р.1.4). Игра «Топ – хлоп» (I.Р.1.5) | Упражнение «Делай, что я говорю» (II.Р.1.3) Игра «Зеваки» (II.Р.1.4) Упражнение «Найди ошибку» (II.Р.1.5) | Упражнение «Запомни, повтори» (III.Р.1.4), «Договори слово» (III.Р.1.5) Игровое упражнение «Найди место звука в слове» (III.Р.1.6) | |||||
Примечание: игры и упражнения, направленные на восприятие образца и сопоставление с образцом | ||||||||
Слабо развита способность произвольно управлять своим поведением | 1. Игра «По новым местам» (I.Р.1.6), 2. «Поварята» (I.Р.1.7) | Игра «Передай мяч» (II.Р.1.6). Упражнения «Запрещенные числа» (II.Р.1.7) (аналогично – «Да и нет не говори»). Игровое упражнение «Угадай-ка» (II.Р.1.8) | 1. Упражнение «Назови ласково» (III.Р 1.7) 2. Игра «Кто больше назовет…» (III.Р.1.8). 3. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О» (III.Р.1.9) | |||||
Рефлексивные техники эмоционального состояни: «Облака настроения» (II.Р.1.9), «Паровозик настроения» (II.Р.1.10), «Гусеница настроения» (II.Р.1.11), «Гора настроения» (II.Р.1.12), «Лестница настроения» (II.Р.1.13) | ||||||||
Примечание: вовлечение в игру, выполнение разных ролей (ведущего, второстепенных). Используются игры с правилами (подвижные, сюжетно-ролевые, режиссерские). Работа в паре. Беседы по правилам поведения в группе («Час можно, час нельзя»). Введение новых правил, поощрений; заполнение «Уголка достижения», «Дневника поощрения», «Линейки достижений» и т.д. | ||||||||
Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью | Слабо развита способность управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.) | 1. Игра «Снеговики» («Матрешки») (I.Р.2.1); 2. «Я кладу в мешок…» (I.Р.2.2); 3. Игра «Разрезные картинки» (I.Р.2.3). 4. Упражнение «Что не дорисовано?» (I.Р.2.4) | Упражнение «Классификация» (II.Р.2.1), «Воспроизведение геометрических фигур» (II.Р.2.2). Игра «Исключение лишнего» (II.Р.2.3). Игровое упражнение «Кого испугался охотник?» (II.Р.2.4) | 1. Игра Кто внимательный?» (III.Р.2.1), 2. «Я – слово, вы – много слов» (III.Р.2.2). 3. Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов (III.Р.2.3) | ||||
Примечание: игры и упражнения на развитие всех ВПФ | ||||||||
Не сформировано умение планировать свои действия | 1. Игра «Из каких мы сказок?» (I.Р.2.5), 2. «Времена года» (I.Р.2.6) 3. Игры со строительным материалом (по образцу, схеме) | 1. Упражнение «Шифровки» (II.Р.2.5). 2. Игра «Запиши сказку» (II.Р.2.6) | Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания | |||||
1. Упражнение «Найди и обведи букву» (III.Р.2.4), 2. «Послушай, ответь и расскажи» (III.Р.2.7). 3. Игра «Укрась салфетку так, как я скажу» (III.Р.2.5), 4. «Как их зовут?» (III.Р.2.6) | ||||||||
Примечание: задания, направленные на воспроизведение деятельности, работу с планом, прорисовывание плана-схемы, алгоритма | ||||||||
Примечание: перед игрой проговорить с ребенком план выполнения задания | ||||||||
Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью | Не сформировано умение осуществлять последовательный поэлементный контроль | 1. Игра «Квартет» (I.Р.3.1), 2. «Найди дорожку» (I.Р.3.2), 3. «Лото» (I.Р.3.3). 4. Игры с пальцами (I.Р.3.4) | 1. Игра «Собери пирамидку» (II.Р.3.1), 2. «Выкладывание узора из мозаики» (II.Р.3.2) | См. трудность 2, причину 2 | ||||
Примечание: перед игрой ребенок проговаривает действия (инструкцию) по выполнению задания; взрослый по ходу выполнения напоминает алгоритм (посмотри, выбери, сделай, оцени); использование взаимоконтроля; многоступенчатого контроля; использование оценки (фишки) | ||||||||
Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения | ||||||||
Слабо развита саморегуляция умственной деятельности | 1. Игра «Выкладывание узора» (I.Р.3.5). 2. Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки» (I.Р.3.6) | 1. Упражнение «Прямой и обратный счет» (II.Р.3.3), 2. «Пальцы» (II.Р.3.4) 3. Игра-пиктограмма «Запиши сказку» (II.Р.2.6) | 1. Упражнение «Хлопай в ладоши» (III.Р.3.1). 2. Игра «Собери бусы» (III.Р.3.2) | |||||
Рефлексивные техники эмоционального состояния (II.Р.1.9 – 1.13) | ||||||||
Примечание: при выполнении задания использовать смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д. | ||||||||
Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | Недостаточность развития сенсорных систем. Недостаточная точность, гибкость и объективность восприятия | 1. Игровое упражнение «Нанизывание бусинок» (I.Р.4.1). 2. Упражнение «Срисовавание по клеточкам» (I.Р.4.2). 3. Игра «Найди два одинаковых предмета» (I.Р.4.3) | 1. Логические цепочки «Найди нужную фигуру», «Погремушки» (II.Р.4.2). 2. Упражнение «Точки 1» (II.Р.4.3). 3. Игровое упражнение «Ухо-нос» (II.Р.4.4) | 1. Упражнение «Окончание слов» (III.Р.4.1) 2. Игра «Найди букву» (III.Р.4.2), 3. «Узнай, какого это цвета» (III.Р.4.3) | ||||
Примечание: игры и упражнения направлены на развитие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, двигательного и т.д.). Например: хлопают в ладоши по инструкции | ||||||||
Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника | Слабо развиты навыки проявления волевых усилий | 1. Игровое упражнение «Четыре стихии» (I.Р.5.1). 2. Игра «Слушай команду» (I.Р.5.2) | 1. Упражнение «Кто внимательнее?» (II.Р.5.1), 2. «Сосчитай глазами» (II.Р.5.2), «Точки 2» (II.Р.5.3) | 1. Игровое упражнение «Подчеркни А, зачеркни О» (III.Р.1.9). 2. Игра «Зрительный диктант» (III.Р.5.1). 3. Упражнение «Чем отличаются две картинки?» (III.Р.5.2) | ||||
Примечание: используются приемы – «похвали соседа»; цветовая оценка; невербальные средства оценки (улыбка на ладошке, прикосновения). Организуются игры с правилами. Например, игра «Найди слово» | ||||||||
Не развита произвольность поведения | Примечание: см. п. № 1, причина № 3 | |||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | ||||||||
Общеучебные Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны | Снижен познавательный интерес, слабо развита познавательная активность | Беседы об окружающем мире. Проговаривание, ведение дневника «Сегодня я узнал…» Игра «Люди и время» (I.Р.1.2) | «Загадки+крисс-кроссы» (П.П.1.1). Упражнение «Реши задачу» (II.Р.1.2) | Разгадывание ребусов, кроссвордов. Игровое упражнение «Узнай, что (кто) это?» (III.Р.1.2), «Цепочка слов» (III.Р.1.3) | ||||
Отсутствие саморегуляции умственной деятельности | Игра «Выкладывание узора» (I.Р.3.5). Игра-пиктограмма «Говорящие рисунки» (I.Р.3.6) | Упражнение «Прямой и обратный счёт» (II.Р.3.3), «Пальцы» (II.Р.3.4) Игра-пиктограмма «Запиши сказку» (II.Р.2.6). Рефлексивные техники эмоционального состояния (II.Р.1.9 – 1.13) | Упражнение «Хлопай в ладоши» (III.Р.3.1). Игра «Собери бусы» (III.Р.3.2) | |||||
Примечание: при выполнении задания использовать смену видов деятельности и поз; ввести правило «могу, хочу, умею»; систему поощрений (бонусы), релаксацию и т.д. | ||||||||
Деятельность хаотична, непродуманна, не контролируема | Несформированность умения осознавать конкретные познавательные цели | Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино | Упражнение «Чем похожи и непохожи?» (II.П.1.2) «Пары картинок» (II.П.1.3), «Пары слов» (II.П.1.4) | Игровой приём «Вспомни и назови» (III.П.1.1), «Узнай, что мы загадали» (III.П.1.2) | ||||
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности | Игра «Из каких мы сказок?» (I.Р.2.5), «Времена года» (I.Р.2.6). Игры со строительным материалом (по образцу, схеме) | Упражнение «Шифровки» (II.Р.2.5). Игра «Запиши сказку» (II.Р.2.6) | Игровой приём «Поручение» (III.П.1.3), «Зеленый, красный, синий» (III.П.1.4) | |||||
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности | Игра «Квартет» (I.Р.3.1), «Найди дорожку» (I.Р.3.2), «Лото» (I.Р.3.3). Игра с пальцами (I.Р.3.4). | Игра «Собери пирамидку» (II.Р.3.1), «Выкладывание узора из мозаики» (II.Р.3.2) | Упражнение «Найди и обведи букву» (III.Р.2.4), «Послушай, ответь и расскажи» (III.Р.2.7). Игра «Укрась салфетку так, как я скажу» (III.Р.2.5) Игра «Как их зовут?» (III.Р.2.6) | |||||
Знаково-символические | ||||||||
Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач | Слабо развиты познавательные психические процессы | Игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) | ||||||
Игра «Снеговики» («Матрешки») (I.Р.2.1), «Я кладу в мешок…» (I.Р.2.2), «Разрезные картинки» (I.Р.2.3). Упражнение «Что не дорисовано» (I.Р.2.4) | Упражнение «Класси-фикация» (II.Р.2.1), «Воспроизведение геометрических фигур» (II.Р.2.2). Игра «Исключение лишнего» (II.Р.2.3). Игровое упражнение «Кого испугался охотник» (II.Р.2.4) | Игра «Кто внимательный?» (III.Р.2.1), «Я – слово, вы – много слов» (III.Р.2.2). Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов (III.Р.2.3) | ||||||
Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин, текстов | ||||||||
Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов | Недостаточность зрительного анализа | Зрительные диктанты | ||||||
Игры со всеми видами мозаики (складывание рисунков, узоров по образцу). Игра «Найди два одинаковых числа» (I.П.2.1), «Положи такую же фигуру» (I.П.2.2) | Упражнение «Продолжи узор», «Вычеркни лишнюю фигуру», «Из каких геометрических фигур составлен рисунок?», «Узнай по контуру» (назвать наложенные друг на друга изображения предметов) | Работа с разрезной азбукой «Преврати буквы в слова» (о, а, с – оса). «Перепутанные буквы» (перечислить и записать наложенные друг на друга буквы). Упражнение «Выложи буквы» (III.П.2.1). Игра «Отвечай быстро» (III.П.2.2) | ||||||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Графические диктанты (I.Р.1.1) | |||||||
Игры с конструктором Развивающая настольная игра «Сложи узор» (кубики с разноцветными гранями – настольный вариант), «Найди игрушку» (инструкция пространственных действий) | Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Игра «Муха» (II.П.2.1). Разрезные картинки (разные варианты – по количеству частей, по способам разрезов) | Штриховка по образцу, по вербальной инструкции (слева направо, сверху вниз и т.д). Игра «Запомни позу» (III.П.2.3) | ||||||
Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения | ||||||||
Слабо развита зрительно-моторная координация | Упражнение «Повтори рисунок» (срисовывание), «Заколдованная картинка» (соединив точки по порядку, «расколдовать» предмет, сказочного героя). Игра «Найди отличия» | «Дорисуй картинку» (восстановить по клеточкам вторую половину изображения: домик, мишка, заяц, клоун), «Заполни пробел» (восстановить клеточки на пустых областях листа в клетку) «Сделай копию» (срисовать изображение по клеточкам) «Чистый лист» (II.П.2.2) | Упражнение «Дорисуй букву», «Найди две одинаковые буквы» | |||||
Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринты») | ||||||||
Систематическая работа по использованию инструментов (рамок, указателей, фишек, лупы) формирует универсальные умения, лежащие в основе процесса обучения | ||||||||
Информационные | ||||||||
Неумение находить и выделять необходимую информацию | Слабо развиты познавательные психические процессы | См. знаково-символические трудности (трудность 1, причина 1) | ||||||
Слабо развита способность саморегуляции деятельности | См. общеучебные трудности (трудность 1, причина 1) | |||||||
Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию | Несформированность предпосылок для развития логического мышления | Упражнение «Кто это? Что это?» (I.П.3.1). Логические задачи (I.П.3.2). Игра «Мультипликаторы» (I.П.3.3) | Игра «Чего больше? (II.П.3.1), «Подбери пару» (II.П.3.2). Логические задачи (II.П.3.3) | Упражнение «Закончи предложения» (III.П.3.1), «Подбери слово» (III.П.3.2), «Послушай рассказ и ответь на вопросы» (III.П.3.3). Игровые приёмы (III.П.3.4) | ||||
Неумение передавать информацию | Слабо развиты коммуникативные умения | «Задай вопрос товарищу, ответь на его вопрос». Театрализованные игры-диалоги (I.П.3.4) | Игра «Истории из мешка» (II.П.3.4), «Камень мудрости» (II.П.3.6) | Игровой приём «Что тебе сказали по телефону?» (III.П.3.5), «Что ты хочешь?» (III.П.3.6) | ||||
Подготовка к обучению грамоте (ПГ) | ||||||||
Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук | Нарушение слухового восприятия | Упражнения: «Где позвонили?» (I.ПГ.1.1), «Тихо – громко» (I.П.1.2), «Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3), «Кто больше?» (I.ПГ.1.4), «Кто позвал тебя, узнай» | Упражнения: «Сравни слова» (III.ПГ.1.1), «Где звук?» (III.ПГ.1.2), «Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3) | |||||
Низкий уровень развития фонематического слуха | Упражнения: «Кто больше?» (I.ПГ.1.4), «Будь внимателен» (I.ПГ.1.5) | Упражнение «Сравни слова» (III.ПГ.1.1) | ||||||
Тугоухость | Упражнение «Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3) | |||||||
Слабая концентрация внимания | Упражнения: «Кто больше?» (I.ПГ.1.4), «Будь внимателен» (I.ПГ.1.5), «Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3) | Упражнения: «Сравни слова» (III.ПГ.1.1), «Где звук?» (III.ПГ.1.2), «Скажи, что слышишь» (I.ПГ.1.3), «Будь внимателен» (I.ПГ.1.5) | ||||||
Недостаточность звуко-буквенного анализа | Упражнение «Поймай рыбку» (I.ПГ.1.6) | Упражнения: «Поймай рыбку» (I.ПГ.1.6), «Звуковые и слоговые кубики» (III.ПГ.1.3) | ||||||
Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие, их условных обозначений | Нарушения слухового восприятия | Упражнения: «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3), «Звонкий – глухой» (I.ПГ.1.4) | Упражнения: «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3), «Звонкий – глухой» (I.ПГ.1.4) | |||||
Низкий уровень развития фонематического слуха | Упражнения: «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Кто больше?» (I.ПГ.1.4), «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.), «Покажи правильно» (I.ПГ.2.4), «Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2), «Звонкий – глухой» (III.ПГ.2.3) | Упражнения: «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Кто больше?» (I.ПГ.1.4), «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.), «Покажи правильно» (I.ПГ.2.4), «Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2), «Звонкий – глухой» (III.ПГ.2.3) | ||||||
Слабая концентрация внимания | Упражнения: «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.) | Упражнения: «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Найди место для своей картинки» (I.ПГ.2.3.) | ||||||
Недостаточность звуко-буквенного анализа | Упражнения: «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2) | Упражнения: «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2), «Какое слово задумано?» (III.ПГ.2.1) | ||||||
Трудности в работе с условно-графической схемой слова и предложения | Недоразвитие фонематического слуха | Упражнения: «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Кто больше?» (I.ПГ.1.4), «Определи, какой звук» (III.ПГ.2.2) | Упражнения: «Сравни слова» (III.ПГ.1.1), «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Кто больше?» (I.ПГ.1.4), «Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3) | |||||
Недостаточность звуко-буквенного анализа и синтеза | Упражнения: «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3), «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Слова звучат» (I.ПГ.3.1), «Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2) | Упражнения: «Звенит – жужжит» (I.ПГ.2.2), «Определи, какой звук» (I.ПГ.2.3), «Кто внимательнее?» (I.ПГ.2.1), «Слова звучат» (I.ПГ.3.1), «Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2) | ||||||
Недостаточное развитие образа слова | Упражнения: «Слова длинные и короткие» (I.ПГ.3.3), «Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2), «Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4) | Упражнения: «Слова длинные и короткие» (I.ПГ.3.3), «Вот как произносятся звуки» (I.ПГ.3.2), «Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4) | ||||||
Низкий уровень развития логических операций анализа и синтеза | Упражнения: «Сколько слов?» (III.ПГ.3.1), «Кто лучше?» (III.ПГ.3.2), «Назови сходство и различие», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом» | Упражнения: «Сколько слов?» (III.ПГ.3.1), «Кто лучше?» (III.ПГ.3.2), «Составь предложения по картинкам» (III.ПГ.3.3), «Кто как голос подает?» (III.ПГ.3.4) | ||||||
Низкий уровень развития образного мышления | Упражнения: «Назови одним словом» (I.ПГ.3.5), «Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4), «Угадай, что задумано», «Где мы были, мы не скажем…», «На что похоже?», «Дорисуй предмет» | Упражнения: «Назови одним словом» (I.ПГ.3.5), «Подскажи словечко» (I.ПГ.3.4), «Кто как голос подает?» (III.ПГ.3.4) | ||||||
Недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления | Упражнения: «Волшебные узоры» (I.ПГ.3.6), «Футбол», «Слуховой диктант» | Упражнения: «Как слова дружат» (III.ПГ.3.5), «Какая полоска нужна» (III.ПГ.3.6), «Волшебные узоры» (I.ПГ.3.6) | ||||||
Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости | Нарушение слухового восприятия | Упражнения: «Как Мишутка учился говорить» (I.ПГ.4.1), «Купи игрушку» (I.ПГ.4.2) | Упражнения: «Восстанови порядок» (III.ПГ.4.1), «Эстафета» (III.ПГ.4.2), «Рассыпанные слоги» (III.ПГ.4.3) | |||||
Недостаточность звуко-буквенного анализа | Упражнения: «Эстафета» (III.ПГ.4.2), «Купи игрушку» (I.ПГ.4.2) | Упражнения: «Восстанови порядок» (III.ПГ.4.1), «Как Мишутка учился говорить» (I.ПГ.4.1), «Звуковые и слоговые кубики» (III.ПГ.1.3), «Найди слог» (III.ПГ.4.4), «Рассыпанные слоги» (III.ПГ.4.3) | ||||||
Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков | Нарушение слухового восприятия | Упражнение «Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1) | Упражнения: «Смотри, не ошибись!» (III.ПГ.5.1), «Звуки заблудились» (III.ПГ.5.2), «Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1), «Какое слово отличается от других?» (III.ПГ.5.3), «Буква заблудилась» (III.ПГ.5.4), «Измени по образцу» (III.ПГ.5.5), «Подскажи словечко» (III.ПГ.5.6), «Распутай слово» (III.ПГ.5.7) | |||||
Несформированность вербального анализа | Упражнение «Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1) | Упражнения: «Звуки заблудились» (III.ПГ.5.2), «Веселые нотки» (III.ПГ.5.8), «Раз, два, три» (III.ПГ.5.9), «Измени слова по образцу» (I.ПГ.5.1), «Какое слово отличается от других?» (III.ПГ.5.3), «Буква заблудилась» (III.ПГ.5.4), «Ералаш» (III.ПГ.5.10), «Распутай слово» (III.ПГ.5.7) | ||||||
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | Упражнения: «Узнай по контуру», «Кто спрятался?», «Что перепутал художник?», «Зашумленные картинки» | Упражнения: «Смотри, не ошибись!» (III.ПГ.5.1), «Кто самый внимательный?» (III.ПГ.5.11), «Веселые нотки» (III.ПГ.5.8) | ||||||
Трудности при письме, чтении: пропуски, замены, недописывание | Недостаточность звуко-буквенного анализа | Упражнения: «Догадайтесь, что написал Незнайка», «Пляшущие буквы», «Буквоедик» | 1. Использование кассы букв и слогов.
2. Упражнения:
«Догадайтесь, что написал Незнайка»,
«Пляшущие буквы»,
«Буквоедик»,
«Замени первый звук» (III.ПГ.6.1),
«Вставь пропущенную букву» (III.ПГ.6.2),
«Подружи две буквы в одно<
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |