И все же наш складень из Красной Сельги, несмотря на затертость – настоящий праздник души. Это живопись по металлу. У кого не замрет душа при виде такой красоты! На синем эмалевом фоне разворачиваются многофигурные композиции, каждый персонаж живет своей жизнью – движения, позы, динамика… На крошечной поверхности каждого клейма происходят события, которые неподготовленному человеку понять трудно. Вот клеймо «Успение Пр. Богородицы»: внизу, рядом с ложем усопшей очень динамичная сцена: нечестивый Авфоний, отчаянно протягивает руки к ложу Богородицы, но их отсекает ангел. Все надписи прочеканены на рамках клейм. С художественной точки зрения памятник является уникальным произведением рельефной миниатюры, замечательным образцом древнерусского искусства. Здесь все вызывает удивление и восхищение. Произведение выделяется и цветовой гаммой и динамикой персонажей и какой-то удивительной гармонией рисунка и цвета. На него можно смотреть бесконечно. Каждое клеймо – окно в жизнь библейских персонажей, о которых в народе знали не столько по Библии, сколько по народным сказаниям и апокрифам. Несмотря на миниатюрность фигур, мы хорошо видим все детали изображений: вот ясли с коровушкой и ослом, пастухами, «Осип» с искусителем, Саломея-повитуха с кувшином с водой для обмывания родившегося младенца («Рождество»), видим Христа, спустившегося во ад и протягивающего руку Адаму, Еву, в отчаянии приставшую на саркофаге («Сошествие во ад»), а сколь выразительна сцена «Преображения» с декоративно падающими в страхе апостолами («Преображение»). Все говорит о недюженном таланте создателя этого литого произведения. Наглядная мысль о преемственности различных жанров древнерусского христианского искусства.
|
То же можно сказать и о небольшой отлитой из бронзы в ХIХ веке иконке (5,5х5,5) «Воскресение» с эмалями голубого, белого, темно-синего, желтого и зеленого цветов. Надпись выпуклыми буквами. Благородно и в то же время напряженно звучит палитра этого произведения. Сияние неба как оркестровая полифония созвучно душе окрыленного надеждой человека. Хочется смотреть и смотреть бесконечно на эту красоту. Исполненная в традиционной технике, отливка завораживает сияющими многоцветными переливами высокого неба. Его краски отражаются внизу, в адской бездне, вселяя надежду в измученных грешников. Прекрасное в прекрасном!
Эта «живопись» не для царского двора, не для патриаршей церкви - обычное демократическое произведение, какие носили в своих кошелях крестьяне, скрытники, бегуны, какие имелись в домах верующих… Декоративный эффект этого произведения построен на противопоставлении играющего разными красками неба и темного, точнее – темно-коричневого фона адского пространства и его насельников. Слабым ручейком просачивается сюда через мандорлу Христа голубой эфир неба.
И еще об одной находке – центральная
створка «Девятки» - «Деисус» ХIХ века.
«Воскресение»-Сошествие во ад». Литье, сплав меди, многоцветная эмаль. ХIХв. Колл. автора.
красочная, изящная, она перекликается с предыдущей по идее и колориту: Бог царствует на небе и под землей. Это извечное стремление человека к красоте, правде жизни, добру, справедливости так понятно, что поневоле приходит мысль о единстве народной песни, сказки, красивой расписной прялки, или вышивки с народной иконой…
|
Это мир идеальный, очень отличный от реального, в котором было много грязи, несправедливости, слез, насилия. Но тем важнее, существование этого идеального мира, питающего своими животворными соками духовную жизнь поколений… На этом держался и держится мир.
Мне представляется, что подобные произведения большой силы эмоционального воздействия на человека, безусловно, служили росту авторитета Выгореции. И поморские старцы это хорошо понимали, создавая прекрасные образцы в области иконописи, книгописания, декоративно-прикладного искусства…
«Деисус» - центральная створка «девятки», литье, сплав меди, многоцветная эмаль. ХIХв. Колл. авт.
Но есть еще один важный аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Красота меднолитой иконы, конечно, радовала душу. Но куда важнее был код медного литья. Эсхатологические идеи волновали старообрядческий мир. Очищение огнем было актуально для раннего старообрядчества. Об этом напоминала память народная, рукописная книга, икона. И, конечно, медная. Она прошла очищение (крещение) огнем! А позолоченная – дважды (огневое золочение).. Потому так ценились в Заонежье позолоченные иконки.
Иконы были в каждом доме. Но религиозность в начале ХХ века была скорее на бытовом уровне - обязательно крещение, венчание, отпевание, крест на могиле, помнили о религиозных праздниках, отмечали. Религиозные потребности удовлетворялись в карасозерской церкви - 5 км. от Сельги. «С. (суббота – В.Е.) … Маня ходила вКарасозеро крестить ребенка»,- записывает Павел Тимофеевич. Бытовая религионость составляла важнейшую часть народной культуры того времени. Она была проникнута идеями морально-нравственного, национального, эстетического содержания, надеждами, часто призрачными, но поддерживающими в трудных обстоятельствах, выполняла регуляторные функции в семье, в социуме.
|
В Заонежье всегда было значительным влияние старообрядчества, о чем свидетельствуют находки икон и медного литья, рукописных и старопечатных книг. Медное литье в жизни жителей Заонежья получает широкое распространение с ХVIIIв.. вслед за старообрядческой экспансией.[26]
Упомянув о старообрядчестве, я вспомнил еще об одной интересной находке в деревне – басме, латунной полоске с ручным тиснением, некогда закрывавшей поля иконы.
Басма, ХIХв. 23х3: латунь, чеканка, тиснение. Рис. А. Лишик, 2005г. Фонды музея-заповедник
Басмам я посвятил несколько статей.[27] Суть в следующем: Басмы – полоски металла (золото, серебро, медь) с выдавленными вручную орнаментами. Искусство это
Басма (фрагмент). Фонды музея Кижи.
процветало на Руси с ХII в., в ХIХ – ХХ веках его наряду с медным литьем, иконописью и рукописной книгой сохранили мастера Выгореции. Поэтому так важна была эта находка. Найденная басма наглядно демонстрировала влияние барокко в ХIХ веке на искусство Выгореции: в центре овальный картуш, прочеканенный канфарником, от него вправо и влево отходят рельефные барочные формы, явно списанные с каменной архитектуры.
Все находки поступали в школьный музей. Они стали для ребят и наших многочисленных посетителей музея «живыми» и зримыми свидетелями трудной жизни
не так далекого прошлого. Прошли годы… Ушли традиционные промыслы, ремесла, обычаи, обряды, «деревянные» утюги, дуги, кадушки… Ушла затейливая красота изб, полотенец, дерева, металла. Жизнь изменилась и, наверное, не всегда к лучшему.
Впервые я посетил Красную Сельгу в 1967г. Деревня уже стояла пустая, но оставались дома, могутные, красивые, что ни дом – то крепость. И разве случайно, что два дома из этой деревни были перевезены в 1974г. в