Д. Красная Сельга. 1943. Фото Каукконен,




создаваемый музей-заповедник «Кижи»: дом нашего бытописателя П.Т. Ананьева и Клавдии. Березкиной. Они сохранилась благодаря этому. И радуют поныне глаз и печалят сердце, что стоят не на своем родном месте. А стоять бы им еще сотни лет… В 1979 году я вновь посетил эту деревню. Не осталось ни домов и самой деревни. Трава по пояс. Хотя следы все-таки остались в виде памятников материальной культуры, которые собрали ребята. Береста, керамика, икона, медное литье, росписи и деревянные долбленки, нить ткацкого стана, соединяющая воедино всю панораму крестьянского бытия… Это была, своего рода, его аура, мерцание горнего в дольнем. Великое в малом…

Но еще раньше, в неблагословенные годы войны, когда в течение нескольких лет финские солдаты хозяйничали на карельской земле, создавали в Заонежье контрационные лагеря, осваивали земли под себя и поняли, какие богатства она – эта земля хранит. Эшелоны шли в Финляндию не только с лесом – увозили и уносили иконы и все, что представляло художественную ценность. Но были другие финны, о которых мы вспоминаем с благодарностью: был летчик, у которого рука не поднялась разбомбить наши знаменитые Кижи – Красота оказалась сильнее приказа. Был младший лейтенант, магистр истории и искусств Ларс Петтерссен, который вместе с художником О. Хелениусом обмерили, зафиксировали 242 памятника архитектуры, сделали более 2000 фотографий и тем самым сохранили для нас, то, что мы сберечь не смогли. В Заонежье прибыл целый отряд ученых – этнографов, искусствоведов, художников, антропологов с целью изучения местной нашей культуры. И был среди них фотограф Каукконен, который увидел в деревне Красная Сельга жизнь необыкновенную и оставил нам, Иванам Непомнящим, фотографии этой деревни 1943 года. Среди них и дом Павла Тимофеевича Ананьева.

.

Его интересовало все: дома, интерьеры, мебель и амбары, погреба, риги, бани, изгороди, люди… Те самые, которых оккупанты нещадно пороли, а иногда и расстреливали. Любознательный был этот Каукконен. Спасибо ему. Вот некоторые из его фотографий Красной Сельги 1943 года..

 

Хозяйственные постройки. Красная Сельга. 1943

 

Интерьер избы Изгороди Дом Ананьева П.Т.

Пряха

 

 

Благодарю за помощь в подготовке этой статью сотрудников Медвежьегорского музея Елену Гришину и Жанну Дроздову

Русская печь.

 

 

1. В настоящее время вся коллекция медного литья передается в музей-заповедник «Кижи».

2. М.М. – медвежьегорский музей


[1] [1] Медвежьегорский краеведческий музей первоначально был школьным (1960-1962), с 1962 - филиал Краеведческого музея, затем - филиал музея-заповедника «Кижи» и с 1991 года стал муниципальным. См. В. Ершов «Что у вас, ребята, в рюкзаках?», Петрозаводск, 2017; В. Ершов «Как рождаются музеи», Изд Lambert, Германия, 2012.

 

[2] Дневник заонежского бондаря. Памятник крестьянской письменной культуры 30-х гг. ХХ в. Петрозаводск, 2017. Расшифровка – В. Ершова; комментарии В.Ершова, И. Мельникова.

[3] Вещам я посвятил статьи: Вещной мир старообрядцев Выга. (по материалам музея «Духовная культура населения Карелии». // Старообрядчество. История. Культура. Современность. М., 2007. В 2-х тт. Т.-2);

Среди вещей: опыт этнопедагогического рассказа о музее « Истории религии Карелии».// Педагогический ВУЗ в ХХIв. (Материалы международной конференции 15 ноября 2001г.) П. 2002; Вепсская коллекция в фондах музея «Духовная культура Карелии» карельского государственного педагогического университета.// Историко – культурное наследие вепсов и роль музея в жизни местного сообщества. П., 2008.

[4] Агапитов В.А. Народные самодеятельные поэты Заонежья ХХ века. // Кижский вестник, №9, Петрозаводск, 2004, с.278-279.

[5] Агапитов В.А.Народные самодеятельные поэты Заонежья. ХХ век // Кижский вестник. Петрозаводск, 2004, №9.

[6] Кораблев Н.Ф. Кустарные промыслы крестьян Заонежья в конце ХIХ- начале ХХ века // Мастер и народная художественная традиция Севера. Рябининские чтения -99. Петрозаводск, 2000г. с.362

[7] Родители - Тимофей Савельевич Ананьев и Матрона Трифонова Стефанова.

[8] Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел. Изд. подготовили Никольская Р.Ф., Косменко А.П.. Изд. Наука, Л., 1981, С.230

[9] Кораблев Н.А. Кустарные промыслы крестьян Заонежья в конце ХIХ – начале ХХ века/ || Мастер и народная художественная традиция Русского Севера. Петрозаводск. 2000

[10] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.-Т.-1, С.142.

[11] Плетение по бересте было мужским делом. Искусство это невелико, им занимались и стар, и млад. Интересный в этом отношении документ среди приговоров и Постановлений Выгореции первой трети 18 в. о запрещении трудникам изготовление туесков и разных иных поделок, которыми занимались работники после обязательных трудов. Запрещение мотивировалось: 1. Поделки изготовлялись без благословения.

2. Отнимали время, положенное для отдыха и сна работников, что влекло неполную трудоспособность на следующий день, «откуду трудам общым помешательство и недостаток творится». Следить за этим вменялось старостам (Писания выговцев. СПб., 2004, с.363, 365,366); см. так же: Уханова И.Н. Указ выговцев об изготовлении туесков // ТОДРЛ. М.; Л.,1976. Т.31. С.387-389).

[12] См. Мошина Т.А. Об особенностях утвари из бересты ремесленников Выговского старообрядческого общежительства. // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994.

[13] См. Карельские народные загадки. Петрозаводск, 1982. С.115.

[14] Цит. по Материальная культура и декоративно-прикладное искусство Сегозерских карел. Л., 1981, с.229

[15] Вепсские поселения – Оять, Алеховщина издавна (с ХVIIIв.) были центрами производства керамической посуды, которая продавалась на ярмарках. См. Винокурова И.Ю. Мифология вепсов. Энциклопедия. Петрозаводск, 2015, с. 19-20.

[16] Так в Древнем Египте изображали воду или водную поверхность

[17] Кораблев Н.А. Ук. Раб., С.359.

[18] Там же, с. 360.

[19] Приклонский С.А. Народная жизнь на Севере. М.,1884, с.130.

[20] Ук. Раб. С.358.

[21] Вереш С.В. Памятник мелкой пластики ХIIIв.//Памятники культуры 1975. Новые открытия. М. 1976. С.146.

[22] Кораблев, Ук. раб. С.359.

[23] Например, на иконе «Воскресение – Сошествие во ад» ХХв. из нашей коллекции косые крестики образуют орнаментальное оформление средника иконы. Орнаментальный элемент в виде косых крестиков во многих клеймах складня «Двунадесятые праздники» отмечает исследовательница складня 1717 года Л.А. Петрова // Меднолитой складень 1717 г.: к вопросу о начале меднолитейного производства в Выговской пустыни.// Старообрядчество в России. (ХVII –ХХв.)/ / 1999, c.391.

[24] Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел. Л., 1981, С.229, рис.78-2.

[25] Мелой губа – деревня в 9 км. от Красной Сельги.

[26] В последние полвека медное литье стало предметом собирательства и не только в России. Два выпуска «Русское медное литье» М., 1993, и 19… десятки статей показали, насколько большое внимание краеведческие и художественные музеи стали уделять формированию коллекций медного литья, и их изучению.

[27] Ершов В.Басмы – забытое искусство.// 1917-2017 годы: уроки столетия для Карелии. Петрозаводск. 2018.

Он же Памятники Выгореции?// Старообрядчество. История. Культура. М., 2019; Басмы Севера. ж. ЖС.., 2017, №2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: