Задание на самоподготовку к практическому занятию




 

Вопросы Источники информации Цели Задания для само­контроля
1. Отделы внутреннего уха, относящиеся к вестибулярному анализатору Пальчун В.Т. Крюков А. И. Оториноларин­гология. - М.: Литера, 1997 Повторить, чтобы использовать при изучении патологии уха Назвать два отдела
2. Анатомия полукруж­ных каналов и строение купулярного аппарата   То же Нарисовать и обозначить полукружные каналы и место расположения в них рецептора
3. Анатомия преддверия и строение отолитового аппарата Солдатов И. Б. Лекции по оториноларингологии. - М: Медицина, 1990   Назвать составные части перепончатого преддверия
4. Проводящие пути, ядра их анатомические и функциональные связи с центральной нервной системой Гайворонский И.В. Нормальная анатомия,- С.­Петербург, 2001 г. То же Назвать пять основных анатомических и функциональных связей вестибуляр­ного анализатора
5. Адекватные раздражи­тели вестибулярного анализатора и пороги их возбудимости Судаков К. В. Нормальная физиология человека, 1999г. Знать, чтобы использовать при исследовании функции вестибулярного анализатора в клинике и при профес­сиональном отборе Перечислить и записать в рабочую тетрадь величину порогов
6. Вестибулярные рефлексы   То же Назвать три группы
7. Механизм возникнове­ния спонтанного нистагма и его характеристика   Го же 1еречислить пять параметров нистагма
8. Закономерности нистагменной реакции   Го же Сформировать три законности Эвальда и два "железных" закона В.И. Воячека
9. Нагрузочные вестибулярные пробы для исследования функции полукружных каналов   Знать, чтобы использовать при исследовании функции вестибулярного анализатора в клинике и при профессиональном отборе Записать критерии оценки возбудимости полукружных каналов при: 1) калорической пробе 2) вращательной пробе
10. Вестибулярный паспорт   То же Начертить схему и усвоить методику выполнения тестов
11. Методы исследования функции преддверия     Назвать
12. Отолитовая проба и ее оценка   То же Описать методику. Перечислить степени отолитовой реакции по В.И. Воячеку

 

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Вестибулярный паспорт

 

Правая сторона Тесты Левая сторона
  <СО> <Поза ><Ромберга> <Походка> <Нистагм ><спонтанный> <Нистагм ><калорический ><(температура ><... ><°С)> <Нистагм ><поствращательный ><(10 ><оборотов ><за ><20 ><с)> <Нистагм >прессорный  

 

 

Вывод

/ тест — субъективные ощущения (жалобы). Характер головокружения (ощущение вращения окружающих предметов, мелькать «мушек» перед глазами и др.), ^характер и степень нарушения подходки; усиление головокружения и изменение направления падения при перемене положения головы; наличие тошноты и рвоты во время головокружения.

// тест — поза Ромберга. Исследуемый стоит, носки и пятки сдвинуты вместе, руки вытянуты на уровне груди, пальцы рук раздвинуты глаза закрыты (исследователю нужно быть готовым к тому, что больной при выполнении этой пробы может упасть).

При нарушении функции лабиринта больной будет падать в сторону противоположную имеющемуся спонтанному нистагму. Для нарушения функции лабиринта характерно изменение направления падения при перемене положения головы. При заболевании мозжечка перемена положения головы не влияет на направление падения, больной падает только в сторону поражения.

III тест — походка:

1) ходьба по прямой — исследуемый проходит пять шагов вперед по прямой линии с закрытыми глазами и пять шагов назад;

2) фланговая ходьба — больной отставляет вправо правую ногу, левую приставляет, так делает пять шагов. Затем аналогично выполняет фланговую ходьбу
в левую сторону.

При нарушении функции лабиринта фланговая походка выполняется в обе стороны. При поражении мозжечка больной не может выполнить фланговую походку в больную сторону.

IVтест выявление спонтанного нистагма:

1) исследующий садится напротив испытуемого;

2) устанавливает свой указательный палец справа (или слева) на расстоянии
30-40 см от глаз пациента под углом 45° и просит его смотреть на палец. Если
спонтанный нистагм есть, определяются его характеристики (плоскость,
направление, сила, амплитуда, быстрота). Сила оценивается по 3 степеням. Если
нистагм отмечается только при взгляде в сторону быстрого компонента нистагма, а
при взгляде прямо его нет, но это будет нистагм I степени. Если же имеется нистагм
при взгляде в сторону быстрого компонента и при взгляде прямо — это нистагм II
степени. Если нистагм выявляется при взгляде в сторону быстрого компонента,
прямо и при взгляде в сторону медленного компонента — это нистагм III степени.
Пример характеристики нистагма: спонтанный, горизонтальный нистагм вправо
(или влево), II степени, мелкоразмашистый, живой.

V тест — калорическая проба.

Перед исследованием необходимо выяснить, не было ли у испытуемого заболевания среднего уха, провести отоскопию. При отсутствии перфорации барабанной перепонки можно приступить к калорической.пробе:

1) врач набирает в шприц Жане 100 мл холодной воды температурой 18'-20°С;

2) испытуемый сидит с отклоненной головой назад на 60° и фиксирует взгляд
на указательном пальце исследователя, установленном слева (или справа) на
расстоянии 30-40 см от глаз испытуемого;

3) по задне-верхней стенке наружного слухового прохода вливается вода до
появления нистагма. При вливании холодной воды нистагм направлен в
противоположную раздражаемому уху сторону.

Калорическая проба с горячей водой (t==45°C) производится аналогично. При вливании горячей воды нистагм направлен в сторону раздражаемого уха. Врач определяет нистагм по плоскости, направлению, силе, амплитуде, быстроте. Возбудимость лабиринта оценивается по количеству воды, влитой в ухо до появления нистагма. При нормальной возбудимости лабиринта количество воды равно 50-100 мл.

VI тест — вращательная проба:

1) испытуемого усадить на вращающееся кресло (кресло Барани) так, чтобы спина плотно упиралась в спинку кресла, ноги — на подставке, руки - - на подлокотниках, глаза должны быть закрыты;

2) вращение производится равномерно — 10 оборотов вправо или влево за 20 с, после чего кресло резко останавливается;

3) испытуемый открывает глаза и фиксирует взгляд на пальце врача, который держит его слева или справа на расстоянии 30-40 см от глаз испытуемого под углом в 45.

Врач определяет нистагм по направлению, плоскости, силе, амплитуде, быстроте.

Возбудимость лабиринта оценивается по продолжительности нистагма. При нормальной возбудимости лабиринта поствращательный нистагм длится 20-30 с. Через 10 мин проводится аналогичной вращение в другую сторону.

VII тест — пневматическая проба:

1) испытуемый садится напротив врача и фиксирует взгляд на середине
его лба;

2) врач указательным пальцем надавливает на козелок испытуемою справа
(или слева) или сгущает воздух в наружном слуховом про ходе с помощью
баллона. Прессорный нистагм выявляется при наличии фистулы в латеральном
полукружном канале. При сгущении воздуха в наружном слуховом проходе
(компрессии) нистагм направлен в сторону раздражаемого уха, при разрежении
воздуха (декомпрессии) — в противоположную сторону.

Полученные при выполнении тестов данные заносятся в вестибулярный паспорт и оцениваются, после чего делается вывод о возбудимости вести­булярного аппарата (полукружных каналов). Далее студент должен усвоить методику выполнения отолитовой пробы и ее оценку:

1) испытуемый садится в кресло Барани, закрывает глаза и наклоняет голову
вместе с туловищем на 90°;

2) производится вращение вправо (или влево) — 5 оборотов за 10 с и кресло
резко останавливается;

3) через 5 с после вращения испытуемому предлагается открыть глаза и
выпрямиться.

По отклонению головы и туловища в сторону вращения и вегетативной реакции оценивают состояние функции отолитового аппарата (4 степени отолитовой реакции по В. И. Воячеку).

ОР (по В. И. Воячеку)

 

Соматическая реакция Вегетативная реакция
0 - отсутствие реакции 0 - отсутствие вегетативных расстройств
1 - незначительное отклонение туловища (85°) 1 - субъективные ощущения (головокружение, поташнивание)
2 - значительное отклонение (до 30) 2 - побледнение или покраснение лица, изменение сердечной и дыхательной деятельности

 

Результат записывается в виде дроби: в числители - степень выраженности соматических рефлексов, в знаменатели вегетативных.

 

План самостоятельной работы на занятии (45 мин)

ЭТАПЫ

 

Название Описание Цель Время мин.
1. Усвоение основных анатомотопографических особенностей внутреннего уха (полукружных каналов и преддверия), проводящих путей и центров вестибулярного анализа­тора Повторение ш> муляжам, костным препаратам, таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки Углубить знания для использования при изучении заболеваний уха  
2. Исследование функции полукружных каналов и составление вестибу­лярного паспорта Выявление студентами друг на друге спонтанных нарушений, проведение нагрузочных вестибулярных проб. Внесение полученных данных в вестибулярный паспорт. Использовать домашние зарисовки Выработать умение оценивать полученные данные для использования их в клинике при дифферен­циальной диагностике вестибулярной дисфункции  
3. Исследование функции отолитового аппарата Проведение студентами друг на друге отолитовой пробы с оценкой ее результатов по степеням Выработать.умение анализировать и синте­зировать полученные данные  

 

Занятие 4

Тема. КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ НОСА ОКО­ЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ И ГЛОТКИ, МЕТОДЫИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность. В практической работе врачам различных специальностей часто приходится встречаться с патологией носа, околоносовых пазух, глотки и вызванными ими осложнениями. Наружный нос является важнейшей частью косметического ансамбля лица в связи с чем изменения его формы причиняют пациенту нередко много страдании морального плана. Знание структурных и функциональных особенностей носа, околоносовых пазух и глотки, в частности ее тонзиллярного аппарата (миндалин), поможет врачу правильно ориентироваться в клинической картине и лечебной тактике при поражении этих органов.

Цель. После изучения темы студент должен: иметь представление об анатомо-топографических взаимоотношениях носа, околоносовых пазух и глотки с соседними органами диафаноскопии, рентгенологическом исследовании носа и околоносовых пазух;

знать клиническую анатомию и физиологию носа, околоносовых пазух и глотки; уметь провести наружный осмотр и пальпацию носа, стенок околоносовых пазух и регионарных лимфатических узлов, переднюю и заднюю риноскопию, мезофарингоскопию, оценить дыхательную и обонятельную функции, описать рентгенограммы.

Мест«л проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии или в ЛОР-стационаре, учебный кабинет эндоскопической техники.

Оснащение. Лобный рефлектор, носовые зеркала для осмотра взрослых и детей, шпатели, носоглоточные зеркала, набор эндоскопических инструментов с холодным освещением УМЗ, набор В.И. Воячека для исследования обоняния, ольфактометр, ринопневмометр, диафаноскоп, набор рентгенограмм. Муляжи, костные препараты, таблицы, наборы слайдов, видеофильмы.

Время—240 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию.

 

Вопросы Источники информации Цели Задания для контроля
1. Костная и хрящевая и основы наружного носа Пальчун В, Т., Крюков А. И. Оториноларингология. - М.Литера, 1997 Повторить, чтобы использовать при изучении патологии носа Назвать кости и хрящи, образующие наружный нос
2. Стенки полости но­са, их строение Солдатов И.Б. Лекции по оториноларин­гологии.- М: Медицина, 1990 Повторить, чтобы использовать при изучении заболева­ний носа и околоносовых пазух Нарисовать схему ла­теральной стенки полости носа, указать место сообщения околоносовых пазух с полостью носа.
3. Особенности сли­зистой оболочки полости носа Овчинников Ю.М. Оториноларин­гология. - М., Медицина, 1995 Повторить, чтобы использовать при изучении заболеваний носа На схеме латеральной стенки полости носа указать границу дыхательной и обонятельной области
4.Клиническая анатомия околоносовых пазух Лекционный материал кафедры, где обучается студент Повторить, чтобы использовать при изучении заболеваний околоносовых пазух Перечислить около­носовые пазухи, нарисовать их проекцию на лице
5. Кровоснабжение полости носа, особен­ности оттока венозной крови и лимфы Анатомия человека./ Под ред. М.Ф. Сапина.-М.: Медицина, 1986 Повторить, чтобы использовать при изучении патологии носа, околоносовых пазух и их осложнений Назвать локализацию кровоточивой зоны полости носа
6. Физиология носа Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. С.-Петербург, 2001 г Знать, чтобы использовать при изучении патоло­гии носа и исследовании его функций Назвать основные функции носа
7. Методы исследо­вания носа Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларин­гология, 2001 г Знать, чтобы при­менять при осмотре на занятиях и последующей практической работе Назвать инструменты для передней риноскопии. В рабочей тетради нарисовать нормальную риноскопи­ческую картину
8. Методы исследо­вания околоносовых пазух Судаков К.В Нормальная физиология человека, 1999 Знать, чтобы использовать в диагностике Перечислить основные методы исследования околоносовых пазух
9. Клиническая анато­мия глотки   Повторить, чтобы использовать при изучении заболеваний глотки Перечислить отделы глотки
10. Лимфаденоидное глоточное кольцо   То же Перечислить миндалины, образующие лимфаденоидное глоточное кольцо
11. Физиология глотки   То же Перечислить функции глотки и миндалин
12. Методы исследования глотки   Знать, чтобы использовать на занятиях и последующей практической работе Знать, чтобы использовать на занятиях и последующей практической работе

План самостоятельной работы на занятиях (90 мин.)

ЭТАПЫ

 

 

Название Описание Цель Время, мин.
1.Усвоение основных анатомотопографических особенностей носа, околоносовых пазух и глотки Повторение по муляжам, костным препаратам, таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки Углубить знания для использования при изучении заболеваний носа, околоносовых пазух и глотки  
2. Передняя и задняя риноскопия, мезофарингоскопия Методика осмотра носа, околоносовых пазух и глотки. Использовать домашние зарисовки Выработка навыков с анализом риноскопической и фарингоскопической картины  
3. Исследование основных функций носа Освоение методик исследования дыхательной и обонятельной функции Выработка навыков и функционального состояния полости носа  
4.Анализ рентгенологической картины носа и околоносовых пазух Студенты изучают и оценивают рентгенограммы носа и околоносовых пазух Выработка навыков чтения рентгенограмм носа и околоносовых пазух  

 

 

Занятие 5

Тема: КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ ГОРТАНИ, ТРАХЕИ, БРОНХОВ И ПИЩЕВОДА

Актуальность. Гортань, являясь частью воздухоносных путей организма, участвует в осуществлении важнейших функций — дыхательной, голосовой и речевой. Нарушения нормальных анатомических и функциональных взаимоотношений в гортани приводят к развитию различных патологических процессов, проявляющихся прежде всего развитием стеноза гортани и голосовой дисфункцией. Знание анатомо-топографических особенностей гортани, нижних дыхательных путей и пищевода необходимы при изучении заболеваний этих органов и ориентации в лечебной тактике.

Цель: После изучения темы студент должен:

иметь представление об анатомо-топографических взаимоотношениях гортани, трахеи, бронхов и пищевода с органами шеи и средостения, современных методах эндоскопического исследования; знать клиническую анатомию и физиологию гортани, трахеи, бронхов, пищевода; уметь провести наружный осмотр, пальпацию шеи и непрямую ларингоскопию.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии или в ЛОР-стационаре, учебный кабинет эндоскопической техники, перевязочная.

Оснащение: Лобный рефлектор, набор зеркал для непрямой ларингоскопии, инструментарий для прямых методов исследования. Муляжи, анатомические препараты, таблицы, наборы рентгенограмм, томограмм и слайдов.

Время —240 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию

 

Вопросы Источник информации Цель Задания для контроля
1.Анатомо-топографические и структурные особенности гортани: а) хрящи и связки б) мышцы в) особенности слизистой оболочки г) крово­снабжение и иннервация д) этажи гортани Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оторинола­рингология.М: Литера, 1997г. Солдатов И.К. Лекции по оторинола­рингологии. Выпуск четвертый. -Куйбышев, 1998 Лекционный материал кафедры, где обучаются студент. Анатомия человека./Под ред. М.Ф.Сапина. М.: Медицина, 1986 Судаков К.В. Нормальная физиология человека 1999 г. Повторить, чтобы использовать при изучении патологии гортани Назвать наружные и внутренние мышцы Назвать и записать в рабочую тетрадь Назвать основные сосуды и нервы, особенности иннервации гортани ее рефлексогенные зоны Перечислить, схематически изобразить в рабочей тетради
2. Физиология гортани Богомильский М.Р. Чистякова В.Р. Детская оторинола­рингология, 2001 г. Знать, чтобы использовать для оценки функций гортани Назвать функции гортани. Перечислить и записать в рабочую тетрадь основные виды певческого мужского и женского голосов.
3. Методы исследования гортани   Знать, чтобы использовать при обследовании и лечении больных. Перечислить. Нарисовать ларингоскопическую картину при дыхании и фонации
4. Анатомотопографические особенности нижних дыхательных путей   Повторить, чтобы использовать при изучении патологии Схематически изобразить трахею и главные бронхи
5. Анатомо-топографические особенности пищевода   То же Записать в рабочую тетрадь анатомические сужения
6. Методы исследования нижних дыхатель­ных путей и пищевода   Иметь представление Перечислить

 

План самостоятельной работы на занятии (45 мин.)

ЭТАПЫ

 

Название Описание Цель Время, мин.
1. Усвоение основных анатомотопографических особенностей гортани, трахеи бронхов и пищевода Повторение по муляжам, анатомическим препаратам, таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки Углубить знания для использования при изучении заболевании гортани, нижних дыхательных путей и пищевода  
2. Непрямая ларингоскопия Продолжение освоения методики исследования гортани студентами друг на друге, зарисовка наблюдаемой ларингоскопической картины Выработка навыка с анализом ларингоскопической картины  

 

 

Занятие 6

Тема. ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА: НАРУЖНЫЙ ОТИТ (ФУРУНКУЛ, РАЗЛИТОЕ ВОСПАЛЕНИЕ НАРУЖНОГО СЛУХОВОГО ПРОХОДА), ОТОМИКОЗ, СЕРНАЯ ПРОБКА, ОСТРОЕ ГНОЙНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ СРЕДНЕГО УХА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ТЕЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗА БОЛЕВАНИЯХ.МАСТОИДИТ

Актуальность. Острые воспалительные заболевания уха встречаются у лиц различного возраста, значительно распространены и могут быть причиной тугоухости и ряда тяжелых осложнений Врач любой специальности в своей повседневной работе встречается с патологией уха, в связи с чем необходимо знать симптомы наружных и средних отитов, тактику и принципы лечения больных с этой патологией.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление о причинах, вызывающих заболевания наружного и среднего уха, путях проникновения инфекции, методах хирургического лечения; знать основные клинические симптомы заболеваний наружного и среднего уха, их осложнения, особенности течения острого гнойного среднего отита при инфекционных заболеваниях и в детском возрасте, принципы консервативного лечения, показания к парацентезу и антротомии; уметь выполнить отоскопию оценить данные рентгенографии в укладке по Шюллеру, провести дифференциальную диагностику заболеваний наружного и среднего уха, своевременно выявить осложнения (прежде всего - мастоидит), выбрать рациональную лечебную тактику, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии, ЛОР-клиника или ЛОР-стационар.

Оснащение. Лобный рефлектор, смотровые инструменты и набор камертонов, ушной зонд, ушной пинцет, шприц Жане, парацентезная игла, набор инструментов для антротомии. Костные препараты, таблицы, рентгенограммы, слайды, аудиограммы, тимпанограммы.

Время - 240 мин.

 

Вопросы Источники информации Цель Задания для контроля
I. Наружный отит: а) причины и предрас­полагающие факторы б)клинические проявления в) лечение Пальчун В. Т., Крюков А.И. Оториноларингология. - М.: Литера, 1997 Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оторинола­рингология. М.2001 Солдатов И. Б. Лекции по ото­риноларингологии. Выпуск второй. — Куйбышев, 1985 Знать, чтобы использовать в диагностике, уметь поставить правильный диагноз и назначить аде­кватную терапию Указать две клинические формы воспаления наружного слухового прохода и пере­числить дополнительные методы обследования больного Назвать симптомы Перечислить физические методы воздействия. Выписать рецепт мази для лечения фурункула уха.
2. Отоми коз Лекционный ма­териал кафедры, где обучается студент Знать, чтобы использовать в диагностике, уметь поставить правильный диагноз и назначить аде­кватную терапию Назвать основные симптомы и наиболее частую локализа­цию процесса. Назвать метод удаления и выписать рецепт ушных капель для размягчения серной пробки
3. Серная пробка      
4. Острый гнойный сред­ний отит: а) пути рас­пространения инфекции б) стадии те­чения в) клинические симптомы I, II, III, стадий г) особенности течения в детском возрасте д) особенности течения при инфекционных заболеваниях е) лечение ж) исходы   То же Перечислить. Назвать. Нарисовать отоскопическую картину при II стадии. Перечислить; Определить характер тугоухости и внести в слуховой паспорт соответствующие данные Перечислить анатомические особенности строения височной кости, определяю­щие частоту возникновения и клинические проявления у детей грудного возраста. Указать, что в поведении ребенка грудного возраста позволит врачу подозревать воспаление среднего уха. Назвать заболевания и нарисовать отоскопическую картину при остром воспалении среднего уха гриппозной этиологии. Перечислить комплекс лечебных мероприятий при остром гнойном среднем отите. Выписать рецепты ушных капель, применяемых в I и I I стадиях течения. Нарисовать барабанную перепонку и обозначить место парацентеза
5. Мастоидит, антрит, атипичные формы мастоидита   Иметь представление для установления диагноза и выбора лечебной тактики 1еречислить симптомы и методы диагностики
Хирургическое лечение (антротомия)   Иметь представление о методике операции Перечислить показания

 

 

План самостоятельной работы на занятии (70 мин)

 

Название Описание Цель Время, МИН
1. Курация больных Обследование тематических больных в стационаре. Оценка выявленных изменении, проведение дифференциаль­ной диагностики, установление диагноза и выбор лечебной тактики (использовать схему истории болезни) Выработка умения обследования больного, анализа и синтеза полученных данных  
2. Отчет о самостоятельной работе по результатам курации Студенты докладывают результаты курации больных, согласовывают диагноз и лечение Выработка умения клинически мыслить  
3. Выполнение диагностических и лечебных манипуляции Приготовление ушных ватодержателей, туалет и взятие мазка из уха, введение турунд с лекарственными веществами,промывание уха для удаления серной пробки Выработка и тренировка навыков  

 

 

Занятие 7

Тема. ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА: ХРОНИЧЕСКОЕ ГНОЙНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ СРЕДНЕГО УХА (МЕЗОТИМПАНИТ, ЭПИТИМПАНИТ). ЛАБИРИНТИТ. ОТОГЕННЫЕ ВНУТРИЧЕРЕПНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ (МЕНИНГИТ, АБСЦЕСС МОЗГА И МОЗЖЕЧКА) И ОТОГЕННЫИ СЕПСИС

Актуальность. Частота распространенности хронического гнойного воспаления среднего уха, обострения, ведущие к временной, а иногда и стойкой потере трудоспособности, развитие тугоухости и тяжелых жизненно опасных осложнений определяют социальную значимость этого заболевания. Врач любой специальности должен знать симптоматику хронического гнойного среднего отита, чтобы вовремя предотвратить их развитие, а при возникновении — своевременно направить больного в ЛОР-стационар для оказания экстренной помощи.

Отогенные внутричерепные осложнения относятся к тяжелым, жизненно опасным заболеваниям, летальность при которых в структуре оториноларингологической заболеваемости занимает первое место. Они могут возникать в результате проникновения инфекции из уха в полость черепа и составляют в среднем 2-3% от общего числа больных с гнойными заболеваниями среднего уха, значительно чаще — при хроническом гнойном эпитимпаните. Исход заболевания зависит от своевременного распознавания симптомов начинающегося осложнения и правильной ориентации в лечебной тактике, в связи с чем знание этого материала является проверкой зрелости мышления студента и имеет важное значение в практиче­ской деятельности.

 

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление о причинах, приводящих к хроническому течению среднего отита, холестеатоме, методах хирургического лечения; знать основные симптомы и клинические формы хронического гнойного среднего отита, его осложнения, принципы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству, профилактику, диспансеризацию; уметь выполнить отоскопию, оценить данные рентгенографии в укладке по Шюллеру и Майеру, поставить диагноз и провести дифференциальную диагностику клинических форм хронического гнойного среднего отита, своевременно выявить осложнения, выбрать рациональную лечебную тактику, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции, иметь представление о путях проникновения инфекции из среднего и внутреннего уха в полость черепа и этапах ее распространения, методах хирургического лечения; знать основные клинические симптомы отогенных внутричерепных осложнений (менингита, абсцесса мозга и мозжечка) и отогенного сепсиса, принципы их лечения и профилактики; уметь своевременно распознать симптомы осложнения и выбрать рациональную лечебную тактику.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии, ЛОР-клиника, ЛОР-стационар.

Оснащение. Лобный рефлектор, смотровые инструменты, набор камертонов, ушной зонд, ушной пинцет, канюля для промывания аттика, ушная петля, наборы инструментов для радикальной операции уха и тимпанопластики. Костные препараты, таблицы, рентгенограммы, слайды и аудиограммы.

Время— 280 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию

 

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1.Мезотимпанит: 1) локализация воспалительного процесса, <характер ><пер><форации ><бара-> <банной ><пере><понки ><и > отделяемого из уха 2) клинические проявления Пальнул В.Т., Крюков А.П. Оториноларингология. М.: Литера, 1997 Знать, чтобы использовать в диагностике, уметь поставить диагноз и выбрать лечебную тактику Нарисовать отоскопическую картину и обозначить локализа­цию перфорации
2. Эпитимпанит: 1) локализация воспалительного процесса, характер перфорации барабанной перепонки и отделяемого из уха 2) клинические проявления Солдатов И.Б. Лекции но оториноларинголо­гии. Выпуск второй. -Куйбышев. 1985 Лекционный материал кафедры, где обучаются студенты То же Нарисовать отоскопи­ческую картину и обозначить локализа­цию перфорации Перечислить. Внести в слуховой паспорт данные, характерные для левостороннего хронического гнойного среднего отита.
3. Холестеотома   Иметь представление для диагностики Перечислить методы диагностики
4. Лабиринтит   То же Назвать формы и принципы лечения
5. Консервативное лечение хроничес­кого гнойного среднего отита   Знать, чтобы использовать в практической работе Назвать принципы и этапы. Выписать два рецепта ушных капель
6. Хирургическое лечение хроничес­кого гнойного среднего отита I) радикальная операция 2) тимпанопластика   Иметь представление о технике операции Перечислить показания Перечислить показания и назвать типы  
7. Диспансеризация больных хроничес­ким гнойным средним отитом   Знать, чтобы использовать в профилактической работе Указать сущность диспансеризации, количество диспансерных осмотров в тече­ние года и сроки их проведения
8. Пути проникно­вения инфекции из уха в полость черепа и этапы ее распространения Пальчун В.Т. Крюков А..П. Оториноларинголо­гия. - М.: Литера, 1997 Иметь представление для профилактики осложнений Перечислить и записать в рабочую тетрадь
9. Отогенный разлитой гнойный менингит   Знать, чтобы ис­пользовать в диагнос­тике и выбрать адекватную лечебную тактику Назвать симптомы. Перечислить заболевания, которыми проводится дифференциальный ди­агноз
10. Стадии течения абсцесса мозга и мозжечка Солдатов И. Б. Лекции по оторинола­рингологии. Выпуск второй. — Куйбышев, 1985 То же Перечислить и записать в рабочую тетрадь
11. Пути проникно­вения инфекции из уха в полость черепа и этапы ее распространения Пальчун В.Т. Крюков А..П. Оториноларинголо­гия. - М.: Литера, 1997 Иметь представление для профилактики осложнений Перечислить и записать в рабочую тетрадь
12. Абсцесс мозга Лекционный материал кафедры, где обучается студент То же Перечислить 4 группы основных клинических симптомов. Записать в рабочую тетрадь план обследования
13. Абсцесс мозжечка   То же Назвать клинические симптомы и указать за­болевания, с которыми проводится дифферен­циальный диагноз
14.Отогенный сепсис   То же Назвать две его формы и перечислить общие и очаговые симптомы. За­писать в рабочую тетрадь заболевания, с которыми проводится дифферен­циальный диагноз
15. Принципы лечения отогенных осложнений   Знать, чтобы использовать в практи­ческой работе Назвать комплекс лечеб­ных мероприятий, указав их последовательность

План самостоятельной работы на занятии (70 мин)

 

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных Обследование тематических больных в стационаре. Оценка выявленных изменений, проведение дифференциальной диагностики, установление диагноза и выбор лечебной тактике. Использовать схему истории болезни Выработка умения обследования больного, анализа и синтеза полученных данных  
2. Отчет о самостоя­тельной работе по результатам курации Студенты докладывают результаты курации больных, согласовывают диагноз и лечение Выработка умения клинически мыслить  
3. Выполнение диагностических и лечебных манипуля­ций Приготовление ушных ватодержателей, туалет и взятие мазка из уха. Введение турунд и инсуффляции в ухо лекарственных веществ Выработка и тренировка навыков  

 

Занятие 8

Тема. ЗАБОЛЕВАНИЯ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ: ИСКРИВЛЕНИЕ ПЕРЕГОРОДКИ НОСА, ФУРУНКУЛ, ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ РИНИТ: ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ СИНУСИТ, ПОЛИПЫНОСА. РИНОГЕННЫЕ

ОСЛОЖНЕНИЯ

Актуальность: Патология носа и околоносовых пазух занимает одно из первых мест в структуре заболеваемости ЛОР-органов и часто является причиной временной утраты трудоспособности. Знание клинической симптоматики и лечения заболеваний носа, а также своевременная диагностика риногенных внутриглазничных и внутричерепных осложнений, приводящих в ряде случаев к летальному исходу, необходимы врачу любой специальности.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление об этиологии и патогенезе заболеваний носа и околоносовых пазух, путях проникновения инфекции, методах хирургического лечения; знать основные клинические симптомы заболеваний носа и околоносовых пазух, их осложнения, принципы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству; уметь выполнять переднюю и заднюю риноскопию, оценить рентгенограммы околоносовых пазух, поставить диагноз и провести дифференциальную диагностику, своевременно выявить риногенные ос­ложнения, выбрать рациональную лечебную тактику, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.

Место проведения занятия. ЛОР-кабинет в поликлинике.

Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструментов, носовой ватодержатель, штыкообразный пинцет, носовые петли, носовой конхотом, игла для пункции верхнечелюстной пазу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: