Рабочая программа дисциплины
Б1.В. ОД.4 «Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое направление
Направленность (профиль): Психология в образовании
Форма обучения – очная
Курс: – 3
Семестр – 5
Всего зачетных единиц – 4, часов – 144
Лекции – 18 час.
Практические занятия – 36 час.
Самостоятельная работа – 63 час.
Форма отчетности: экзамен – 5 семестр
Программа составлена на основе ФГОС ВО по направлению подготовки
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Программу разработал:
Кандидат психологических наук, доцент Терещенко В.В.
Программа одобрена на заседании кафедры общей психологии
«30» августа 2017 г., протокол № 1
Смоленск
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ» (Б1.В.ОД.16) является обязательной дисциплиной вариативной части. Это прикладная дисциплина, позволяющая реализовать психолого-педагогические компетенции в области психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Дисциплина обеспечивает профессиональную компетенцию практических психологов, позволяющую им эффективно организовывать и проводить психокоррекционные мероприятия с разными категориями клиентов. Данная дисциплина базируется на предшествующем изучении дисциплин базовой части Психология подросткового возраста, Диагностика психического развития ребенка.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
|
В результате преподавания дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:
ПК-23- готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать развивающие задачи;
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать: иметь представление о теоретических основах психокоррекционных подходов;
· методы и приемы психолого-педагогической коррекции;
· различия современных психотерапевтических школ в психокоррекции.
Уметь:
· диагностировать проблемы в поведении и развитии учащихся, личности клиента и выбора психокоррекционного метода;
· распознавать основные симптомокомплексы;
Владеть:
· владеть навыками психокоррекционной работы с основными психическими состояниями;
Содержание дисциплины
Содержание дисциплины представлено в четырех разделах.
В первом разделе – "Теоретические аспекты психокоррекции" - рассматриваются теоретические основы психокоррекции, дается общая характеристика психокоррекционного процесса, принципы его организации и составления программы.
Во втором разделе рассматриваются основные коррекционные подходы и технологии.
В третьем разделе - "Методы и средства психолого-педагогической коррекции" - уделяется внимание практическим формам и методам коррекции: тренингам, психогимнастике, игровой терапии, суггестивным методам, арттерапии и другим.
В четвертом разделе описываются основные симптомокомплексы неблагополучного развития личности детей разного возраста и общие пути их коррекции.
|
Программа предусматривает проведение практических занятий, где на конкретных примерах разбираются организация и проведение коррекционных мероприятий. Для каждого практического занятия предусмотрен план проведения, литература, рекомендации по подготовке.
Важной задачей практических занятий является овладение технологией коррекционной работы через участие в различных тренинговых группах. Данная форма работы позволит будущим психологам расширить свои представления о сущности психокоррекционного процесса.
Программа также предусматривает обязательную самостоятельную работу по разработке программы коррекции на выбранную тему.
В психолого-педагогической литературе, обсуждающей проблемы профессиональной деятельности консультанта, выделяются следующие компоненты готовности к оказанию такого вида помощи, как психологическая коррекция: теоретический, практический и личностный.
Теоретический компонент предполагает знание об основных теориях, моделях, типах личности применительно к ситуации психокоррекции; знания о процессе коррекции, ее содержании, направлениях и формах.
Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и техниками коррекции, что позволяет избежать как непрофессионализма, так и профессиональной деформации личности.
Личностная готовность подразумевает психологическую проработанность у консультанта собственных проблем, личностную рефлексию.
Материалы предложенного комплекса помогут осуществить целостную, многомерную подготовку студентов к коррекционной деятельности.
|
Освоение студентами материала курса выстраивается по следующей схеме:
· прослушивание лекций, которые позволяют осознать научное содержание основных понятий темы, их существенные взаимосвязи и взаимоотношения, соподчиненность; конспектирование лекций;
· самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: чтение, комментирование;
· самостоятельная работа с научной литературой: чтение, конспектирование, анализ;
· подготовка и участие в семинарах-дискуссиях;
· «проживание» опыта консультанта на практических занятиях;
· выполнение контрольных работ, промежуточных тестов, написание рефератов;
· самостоятельное совершенствование навыков коррекционной работы с помощью заданий «Практикума»
Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления является дисциплиной специализации и относится к прикладной психологии и психологии воздействия. Содержание данного курса предусматривает: Понятие и критерии нормы психического развития. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Предмет психолого-педагогической коррекции. Формы психокоррекции. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Принципы организации психокоррекционного процесса. Психолог и клиент в психокоррекционном процессе. Критерии эффективности психокоррекции в работе практического психолога. Основные психокоррекционные технологии. Проблема коррекции в зарубежной психологии. Схема обследования ребенка в практике психокоррекции. Психологические проблемы дошкольников. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Пути коррекции психологических трудностей дошкольников. Детерминация общей неуспеваемости школьников. Психологические проблемы подросткового возраста Коррекция умственного развития. Коррекция навыков чтения у слабоуспевающих учащихся. Коррекция страхов и тревожности у детей. Коррекция социальной и педагогической запущенности. Коррекция застенчивости. Диагностика и коррекция детей с аффективным поведением. Психолого - педагогическая коррекция детей с аутичным поведением. Коррекция агрессивности. Коррекция отклонений в психическом развитии детей (минимальная мозговая дисфункция). Тренинг профессионально важных качеств учителя. Тренинг общения для старших школьников. Диагностика и коррекция родительской компетентности. Психокоррекционные техники в групповой психотерапии неврозов. Игротерапия поведения. Коррекция произвольности поведения. Дисциплина дает представление студентам о теоретических основах психологической коррекции: возрастная психология как теоретическая основа психокоррекции, проблема теоретического и методического обеспечения психокоррекционной практики, понятие нормы психического развития, характеристики возрастных периодов личности. На практических занятиях используются активные методы обучения (ситуативные задачи, моделирование психологической схемы «психолог-клиент»), которые способствуют всестороннему развитию и самораскрытию студентов
4. Тематический план
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
Курс Б1.В.ОД. 16 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ | Лекции | Практические занятия | Сам. работа | |
ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Теоретические основы психологической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психологической коррекции. | ||||
12. | Основные направления в психологической коррекции. Подходы к решению проблемы коррекции психического развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии: психодинамический, гуманистически- ориентированная психология, поведенческий подход. Когнитивная терапия. | 2 часа | ||
13. | Анализ психодиагностической информации и составление программы психологической коррекции. | 2 часа | ||
14. | Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков. История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии. | |||
15. | Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. | 2 часа | 2 часа | |
16. | Основные психокоррекционные подходы и технологии. Метод игротерапии. Метод арт-терапии. Метод поведенческой психотерапии. Классический психоанализ. | 2 часа | 4 часа | |
17. | Психопрофилактика и ее основные принципы. Специфика, цели, значение психопрофилактики. | 4 часа | ||
88. | ЧАСТНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Психическое недоразвитие и основные особенности его психокоррекции. | 2 часа | ||
99. | Психологическая коррекция при задержке психического развития у детей. | 2 часа | 2 часа | |
110. | Психологическая коррекция при поврежденном и искаженном психическом развитии. | 2 часа | 2 часа | |
111. | Эмоциональные нарушения у детей и подростков и их психологическая коррекция. | 2 часа | 4 часа | |
112. | Психологическая коррекция при дисгармонии психического развития у детей и подростков. | 2 часа | 2 часа | |
113. | Психологическая коррекция родительско-детских отношений. | 4 часа | ||
Экзамен 27 часов | ||||
Итого: всего 144 |
Виды учебной деятельности
Лекции