4 часа Содержание темы: Современные представления о семье в психолого-педагогической литературе. Направления коррекционно-развивающей деятельности в семье.
Практические занятия
Занятие 1.
Тема: Теоретические основы психологической коррекции.
Цель занятия: обеспечить понимание студентами психологической сущности психологической коррекции.
Вопросы для обсуждения:
1.) Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции.
2). Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи.
3) Виды психокоррекции.
4.) Актуальность создания психологической службы оказания помощи в воспитании и развитии детей на современном этапе общества. Сущность понятия «психологическое здоровье».
5) Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.
Задания для самостоятельной работы.
1. Проанализируйте книгу Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.вузов, обучающ. по напр. и спец. психологии/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.. - М.: Academia, 2002. - 409, [5] с.. - (Высшее образование). Раскройте теоретические и практические основы психокоррекции.
2.Проведите анализ современного состояния психокоррекционной работы в сфере образования.
История возникновения психокоррекции как направления деятельности практического психолога. Используйте книги: Битянова, Марина Ростиславовна
Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.. - (Практическая психология в образовании)
Литература. Основная 1,3,4
Дополнительная 1,2,4
Занятия 2,3
Тема: Основные направления в психологической коррекции.
|
Цель: Обеспечить понимание студентами психологической сущности основных подходов, задач, методов и проблем коррекции в современной отечественной и зарубежной литературе.
Вопросы для обсуждения:
1) Подходы к решению проблемы коррекции психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.
2) Теоретический анализ психодинамического, гуманистически-ориентированного и поведенческого подходов.
3) Когнитивная терапия. История развития психологической коррекции детей с проблемами в развитии.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать содержание подходов в коррекционно-развивающей практике, представив результаты в виде таблицы:
Подход в коррекционно-развивающей деятельности, представители подхода | Структурное наполнение подхода |
2. Выделить основные коррекционные технологии в когнитивном направлении и описать их по материалам работы с книгой А.Бэка «Когнитивная терапия депрессий» СПб,2008
Литература. Основная 1,4.5 дополнительная 1,10,12.
Занятие 4,5
Тема: «Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции»
Цель занятия: сформировать у студентов навык по составлению программ психолого-педагогической коррекции. Овладеть принципами составления и основными видами психокоррекционных программ.
Вопросы для обсуждения:
1) Алгоритм составления психокоррекционных программ.
2) Критерии оценки результативности проведенных психокоррекционных мероприятий.
|
3) Основные принципы составления психокоррекционных программ.
4) Основные виды психокоррекционных программ.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработка программ коррекционно-развивающей работы с обучающимися (по выбору студента не менее 2-х).
2. Разработка развивающей программы для работы с педагогами.
3. Разработка коррекционно-развивающей программы с родителями.
Литература. Основная 1,2,3,4,5
Занятие 6,7
Тема: «Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы»
Цель занятия: сформировать у студентов навык групповой и индивидуальной формы работы.
Вопросы для обсуждения:
1. Дать определение индивидуальной психокоррекции.
2. В чем специфика индивидуальной психокоррекции?
3. Какова основная цель психокоррекционного воздействия?
4. В чем могут выражаться результаты индивидуальной психокоррекции?
5. В чем заключается специфика групповой психокоррекционной работы по сравнению с индивидуальной психокоррекцией?
6. каковы принципы и правила ведения психокоррекционной группы?
7. Почему понятие «групповая динамика» является основным в данном виде психокоррекции?
Задания для самостоятельной работы
1.Проанализировать книгу 1)«Методы эффективной психокоррекции: [Хрестоматия]/ Сост. К.В. Сельченок. - Минск.: Харвест, 2009. - 812,[4] с.. - (Библиотека практической психологии)
2) книгу Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: [Комплексная программа]/ Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Речь, 2007. - 189 с.: ил.. - (Психологический тренинг). Выделить современные методы эффективной коррекционно-развивающей работы.
|
Литература. Основная 1,3,5 дополнительная 1,2, 10
Занятие 8
Тема: «Основные психокоррекционные подходы и технологии»
Цель занятия: сформировать у студентов навык проведения основных психолого-педагогических коррекционных технологий.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем специфика основных психолого-педагогических коррекционных технологий?
2. Раскрыть понятия:
- Метод игротерапии.
- метод конгруэнтной коммуникации.
- Метод арт-терапии.
- Метод социальной терапии.
- Метод систематической десенсибилизации (по Дж. Вольпе).
- Метод поведенческого тренинга.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть методическое содержание методов практической психокоррекции:
а) метод игротерапии;
б) метод арттерапии;
в) метод поведенческого тренинга.
2. Привести примеры (подготовить и продемонстрировать) коррекционно-развивающих занятий с участниками образовательного процесса с использованием методов практической психокоррекции.
Литература основная 2,3,4,5 дополнительная 5,7,10,12
Занятие 9,10
Тема: «Психопрофилактика и ее основные принципы».
Цель занятия: Сформировать у студентов понятия о психопрофилактике и ее основных принципах.
Вопросы для обсуждения:
1.Комплексный подход к организации психопрофилактической деятельности с разными группами детей и взрослых.
2. Факторы риска нарушения психического здоровья.
3.Дать определение понятиям «Психологическая культура», «Психическое здоровье», «Психологическое здоровье».
Задания для самостоятельной работы
1.Разработать и апробировать программы психопрофилактической работы с участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями; по выбору студента, не менее 2-х)
Литература основная 2.4,5 дополнительная 7,8,10.
Занятие 11
Тема: «Психическое недоразвитие и основные особенности его психокоррекции».
Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с психическим недоразвитием и основных методов психолого-педагогической коррекции.
Вопросы для обсуждения:
1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с психическим недоразвитием.
2.Задачи психолого-педагогической коррекции для детей Психическим недоразвитием.
3.Организация психокоррекционного процесса. Принципы планирования занятий при работе с детьми с психическим недоразвитием.
Задания для самостоятельной работы
1. По материалам книги Акимова, Маргарита Константиновна Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.К.Акимова, В.Т.Козлова. - 2-е изд., стер.. - М.: Академия, 2007. - 156,[1] с.. - (Высшее образование) раскрыть основные технологии коррекционно-развивающей работы.
2. Используя дополнительные источники из рабочей программы разработать (не менее 2-х) коррекционно-развивающих занятий для детей с психическим недоразвитием.
Литература основная 1,3,4,5 дополнительная 2,3,7,13
Занятие 12
Тема: «Психологическая коррекция при задержке психического развития у детей».
Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с задержкой психического развития и основных методов психолого-педагогической коррекции.
Вопросы для обсуждения:
1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с задержкой психического развития (ЗПР). Классификации ЗПР.
2.Рассказать об основных составляющих нейропсихологического исследования детей с ЗПР.
3.Основные направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР.
4. Перечислить основные приемы коррекции внимания, памяти, мышления детей с ЗПР.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть и описать технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития по материалам книг:
а) Блинова, Любовь Николаевна Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М-во образования Рос. Федерации; Упр. спец. образования. - М.: НЦ ЭНАС, 2007. - 132, [4] с.: ил.. - (Коррекционная школа)
б) Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и специальностям психологии/ сост. О.В. Защиринская. - СПб: Речь, 2008. - 432 с. - (Хрестоматия)
в) Психология детей с задержкой психического развития: Изучение. Социализация. Психокоррекция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов фак. психологии/ Сост. О.В.Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 432 с.
Литература основная 1,3,5 дополнительная 4,6.
Занятие 13
Тема: «Психологическая коррекция при поврежденном и искаженном психическом развитии».
Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с поврежденным и искаженным психическим развитием и основных методов психолого-педагогической коррекции.
Вопросы для обсуждения:
1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с поврежденным психическим развитием.
2.Основные требования к организации психокоррекционного процесса у детей с поврежденным психическим развитием.
3. Раскрыть основные психологические характеристики детей с искаженным психическим развитием (детей с ранним детским аутизмом).
4. Основные направления психологической коррекции и психокоррекционные технологии для детей с РДА.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировав современные клинико-психологические исследования (работы В.В. Лебединского, И.И. Мамайчук, О.С. Никольской и др.) разработать коррекционно-развивающие занятия (не менее 2-х) для оптимизации психического развития детей с РДА.
Литература основная 1,2,4,5 дополнительная 3,10,12.
Занятие 14,15
Тема: «Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте и их психологическая коррекция».
Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с эмоциональными нарушениями и основных методов психолого-педагогической коррекции.
Вопросы для обсуждения:
1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с эмоциональными нарушениями. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений.
2.Назвать основные направления психокоррекционной работы детей с эмоциональными нарушениями.
3.Описать индивидуальные формы психокоррекционной работы.
4. Арт-терапия и музыкотерапия как основные методы коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Задания для самостоятельной работы
1.Подготовить и реферировать следующие статьи:
а) Коновалов В.Ю. Психосоматические аспекты обучения и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста
// Психологическая наука и образование.- 2006.- - № 1.- С.97-109..
б) Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии
// Вопросы психологии.- 2006.- - № 2.- С.68-88..
2. Прочитать книги, подготовить по ним реферативные сообщения:
а) Алябьева, Елена Алексеева Психогимнастика в начальной школе: Метод. материалы в помощь психол. и пед.. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 81,[7] с.: ил.
б) Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: [Комплексная программа]/ Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Речь, 2003. - 189 с.: ил.. - (Психологический тренинг)
3.Любое издание книг А.И. Захарова, посвященные невротическим нарушениям у детей.
4.Составить коррекционно-развивающие тренинговое занятие для детей младшего школьного и подросткового возраста с эмоциональными нарушениями (по выбору).
Литература основная 2,4,5 дополнительная 1,3,5,12,13
Занятие 16
Тема: «Психологическая коррекция при дисгармонии психического развития у детей и подростков».
Цель занятия: сформировать у студентов понятия об основных психологических особенностях детей с дисгармониями психического развития и основных методов психолого-педагогической коррекции.
Вопросы для обсуждения:
1.Раскрыть основные психологические характеристики детей с дисгармониями психического развития.
2.Назвать основные формы и методы психокоррекции при дисгармониях психического развития.
3.Описать индивидуальные формы психокоррекционной работы.
4. Описать групповые формы психокоррекционной работы.
Задания для самостоятельной работы
1. Прочитать книги, законспектировать основные главы, практические моменты:
а) Подхватилин, Николай Васильевич Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Прак. рук. к провед. тренинга для шк. психол., пед., соц. работников. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 62,[2] с.. - (Практическая психология)
б) Степанов, Владимир Григорьевич Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
в) Тагирова, Гюльнара Сабировна Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: Моногр.. - М.: Пед. о-во России, 2008. - 127 с.. - (Школа в микросоциуме)
2.Составить коррекционно-развивающие занятие для детей и подростков с дисгармониями психического развития (по выбору).
Литература основная 1,3,5 дополнительная 7,9,11.
Занятие 17,18
Тема: «Психологическая коррекция родительско-детских отношений».
Цель занятия: сформировать у студентов навык психокоррекционной работы с семьей.
Вопросы для обсуждения:
1. Семья как объект психокоррекционного воздействия. Раскрыть основные функции семьи.
2. Фазы жизненного цикла семьи. Нарушения жизнедеятельности семьи.
3. Перечислить основные блоки психокоррекционной работы с подростком и его семьей.
4. Рассказать об основных стилях семейного воспитания, оказывающих негативное влияние на формирование личности подростка.
Задания для самостоятельной работы
1. Создание и защита (на выбор) на практическом занятии собственной психокоррекционной программы по психокоррекции родительско-детских отношений.
2. Раскрыть основные методы в системе психологической коррекции родительско-детских отношений
- «Семейная скульптура»
- «Семейная хореография»
- «Семейный ритуал»
- «Создание аналогичных ситуаций»
- «Честная борьба».
Литература основная 1,2,4 дополнительная 1,12
Фонд оценочных средств