Подготовка к практическим занятиям по основам патопсихологии (доклады, рефераты, опросы и др. виды деятельности) требуют от студентов умения успешного поиска информации и, соответственно, оформления научной мысли в реферативном ключе.
В ходе подготовки к написанию реферата студент должен уметь:
- осуществлять отбор существенной информации, необходимой для
- полного освещения изучаемой проблемы, отделять эту информацию от второстепенной;
- анализировать и синтезировать знания по исследуемой проблеме;
- обобщать и классифицировать информацию по исследовательским проблемам;
- логично и последовательно раскрывать вопросы тем разделов дисциплины;
- грамотно строить научный реферативный текст;
- стилистически правильно оформлять научную мысль.
СОСТАВЛЕНИЕ РЕФЕРАТОВ
Реферат – краткое письменное изложение сущности научного доклада или книги. Это тоже концентрированный пересказ своими словами, но, в отличие от конспекта, не всех, а лишь основных идей, мыслей, фактов, содержащихся в том или ином источнике информации. Довольно часто реферат составляется на основе еще более глубокого анализа прочитанного: он может содержать характеристику только тех материалов статьи или книги, которые специально интересуют читателя. Главное назначение реферата – сохранение в отобранном виде такой информации, которая должна способствовать правильной постановке какой-либо научной или практической задачи и ее плодотворному решению. Поэтому реферирование – один из важнейших методов учебно-исследовательской и научно – исследовательской работы. Очень часто реферирование используют в целях усвоения студентами учебного материала, который на лекциях или на занятиях специально не обсуждался, но есть в программе курса. В этом случае студент самостоятельно получает и усваивает эту информацию, реферируя монографии или научные статьи по заданной теме.
|
Материалы нескольких рефератов могут служить основой для составления сводного реферата, или реферативного обзора. Это уже более сложный, синтетический этап реферативной работы. Информацию, содержащуюся в сводных обзорах, часто используют при подготовке докладов, при написании статей, диссертаций и книг.
Таким образом, реферативная работа дает многое – новые знания, навыки поиска информации, способность анализировать и обобщать прочитанное, умение объективно, кратко и четко, но в то же время с достаточной полнотой и точностью излагать в устной или письменной форме необходимые материалы литературы. Составление обзора научной литературы (реферативного обзора, сводного реферата) – это первая, наиболее простая ступень научного творчества.
Введение в учебный план и в планы работы научных кружков реферативной работы преследует следующие цели:
Приобретение студентами навыков поиска, отбора, просмотра и реферирования научной литературы (монографий, сборников, статей и т.п.). При составлении учебного реферата (на тему, входящую в учебную программу), как правило, студенту указываются основные источники получения информации. При научно-исследовательской работе студенты сами ищут необходимую литературу по теме своего исследования.
Составление письменного обзора прочитанных или реферированных источников – в соответствии с выбранной темой, предварительно необходимым образом переработав и обобщив материалы литературы.
|
Научиться правильно оформлять выполненный реферативный обзор.
Углубить и расширить свои специальные научные знания в том или ином разделе соответствующей дисциплины.
Как и все другие формы УИРС и НИРС, реферативная работа проходит под руководством преподавателя, который устанавливает примерный объем реферата и срой его сдачи, консультирует студента, рецензирует и оценивает сделанный обзор.
Работа студентов над рефератом складывается из ряда последовательных этапов:
1. – выбор темы и составление примерного плана обзора;
2. – поиск, отбор и предварительный просмотр литературы;
3. – реферирование отобранной литературы;
4. – составление реферативного обзора;
5. – окончательное оформление работы.
Рекомендуемый объем введения и заключения – не более 3-х страниц, а общий объем обзора обычно устанавливает преподаватель. Оптимальный объем составляет примерно 10-20 машинописных страниц.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
Кафедра общей психологии