АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ 7 глава




ЖРЕЧЕСТВО- корпорация лиц, служители культа в древних рели­гиях.

ЖЮРИ (франц. jurer клясться). В судах США и др. стран — кол­легия присяжных заседателей.

 

З

ЗАБАСТОВКА — 1. форма протеста (в основном, профес­сиональных групп населения) против произвола руко­водителей компаний, учреждений, против правитель­ства и отдельных государственных и политических деятелей, против нарушения ими основных конститу­ционных прав и свобод граждан. Забастовка как форма протеста выражается в организованном и мас­совом прекращении работы. Право на забастовку является одним из великих завоеваний трудящихся развитых демократических стран и рассматривается в современной политологии не как проявление клас­сового антагонизма, а как чрезвычайный механизм регулирования отношений между различными соци­альными группами, обладающими неодинаковыми ресурсами власти.

2. Исключительная мера разрешения коллективного трудового спора (конфликта), временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения трудового спора. Право на забастовку закреплено в РФ конституционно (ст. 37 Конституции РФ).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ошибочное мнение (мысль, утвержде­ние), являющееся следствием предубеждений, пристрастий, не­достаточной образованности (или попросту неграмотности), не­добросовестности в обработке материала, поспешности в выво­дах и обобщениях.

ЗАВЕЩАНИЕ- Распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти, сделанное в установленном законом порядке. Все во­просы, связанные с завещанием, регулируются гражданским правом.

ЗАДАТКИ — биологически унаследованные свойства чело­века, его анатомо-физиологические особенности. Они могут раз­виваться в различных направлениях, превращаясь в способно­сти. Поэтому задатки считают природными предпосылками спо­собностей.

ЗАКОН — 1.существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, событиями, людьми, предметами, свойствами вещей, имеющие объективный характер (не зависят от воли, намерений отдельных людей), но могут человеком познаваться и использоваться. Познание тех или иных законов является главной задачей науки. Одни законы выра­жают существенную, не нарушаемую причинно-следст­венную связь между объектами или их состояниями и чаще всего поддаются строгому математическому описанию (законы механики, оптики, закон электро­магнитной индукции). Другие законы выражают лишь определенную направленность, тенденцию развития,

Результаты действия этих законов могут быть опре­делены с той или иной степенью вероятности (закон естественного отбора, социальные, экономические законы).

В обществе действуют также «рукотворные» зако­ны — юридические как общегосударственные норма­тивные акты, общеобязательные правила, регулиру­ющие как общественную жизнь в главных направлениях в целом (конституция), так и какую-нибудь область общественно-правовых отношений (трудовых, семейных, административных, гражданских, финан­совых, отношений собственности и т. д.). Как прави­ло, юридический закон обратной силы не имеет, и в каждом конкретном случае применяется тот закон, который действовал на момент судебного разбирательства дела.

2. Вшироком смысле — нормативно-правовые акты в це­лом, все установленные государством общественные правила. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принятый выс­шим представительным органом власти либо населением на рефе­рендуме, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Порядок принятия закона: законодательная инициатива — обсужде­ние законопроекта — принятие закона — его опубликование. Виды законов: конституционные, текущие, кодификационные (кодексы). В РФ существуют законы федеральные и законы республик как субъектов Федерации. В философии — необходимая, существенная, устой­чивая связь между явлениями.

ЗАКОННОСТЬ- Принцип демократической политической системы. Выражается в единстве и верховенстве закона, его точном, повсеме­стном и неуклонном исполнении органами государства, должност­ными лицами, общественными организациями и отдельными граж­данами, в пресечении правонарушений, неотвратимости правовой ответственности, в гарантированности прав и свобод человека. См. Демократия, Закон.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – 1.одна из трех ветвей государственной власти, осуществляемая на­родом через своих представителей — депутатов пар­ламента, высшего представительного органа государст­ва (в РФ — Федерального Собрания). Реализуется через издание законодательных актов, вырабатывае­мых в результате коллективного обсуждения.

2.Составная часть государственной вла­сти (см. Власть, Государство), в компетенции которой разработка и принятие законов, а также их дополнение и изменение. В большинст­ве стран современного мира носителями законодательной власти яв­ляются представительные органы государства (парламенты). По Кон­ституции Российской Федерации Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом власти.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА- право определенных законом должностных лиц и органов власти ставить вопрос об издании за­конов и вносить их проекты на рассмотрение парламента. В РФ правом законодательной инициативы обладают Президент, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правитель­ство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституци­онный Суд, Верховный Суд РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО- Форма выражения позитивного права (см. Позитивное право), все издаваемые правотворческими органами нормативные акты, важнейшим из которых является закон. В узком смысле законодательство — это законодательные акты парламента и нормативные решения правительства.

ЗАКОНОПРОЕКТ- подготовленный для рассмотрения и принятия высшим законодательным органом или на референдуме (см. Рефе­рендум) текст закона.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ — категория товарного производ­ства, раскрывающая зависимость величины предложения от из­менения цены товара. С увеличением цены товара величина предложения растет. Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше — при низких. Это определяется стремлением произ­водителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи.

ЗАКОН СПРОСА — категория товарного производства, рас­крывающая зависимость величины спроса от уровня цен. С уве­личением цены товара величина спроса уменьшается. Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше — при высоких.

ЗАКОН СТОИМОСТИ- в экономике — закон товарного производства. Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществ­ляются на основе их стоимости, величина которой определяется вло­женными в них затратами. См. Стоимость.

ЗАКОНЫСОЦИАЛЬНЫЕ — объективные законы, сти­хийно регулирующие отношения между людьми и социальными группами, и в основе которых лежат как эгоистические, так и коммунально-коллективистские побуждения и устремления людей.

ЗАКОНЫЭКОНОМИЧЕСКИЕ - объективные законы, стихийно регулирующие экономические отношения между людьми, предприятиями, компаниями, корпорациями, государствами и выступающие как тенденции, вероятностные закономерности (закон возвышения потребностей, спроса и предложе­ния, стоимости, убывающей доходности, убываю­щей предельной полезности, воспроизводства ра­бочей силы, конкуренции, присвоения прибавочной стоимости и пр.).

ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — общество, где социальные перемеще­ния из низших страт в высшие либо вообще запрещены, либо существенно ограничены.

ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ - представители двух направлений русской либеральной мысли, либе­рального общественного движения, зародившегося в конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. В более общем понимании можно говорить о более чем 150-летней культурной диалоговой традиции, традиции духовной борьбы между представителями европоцентристского (западнического) и самобытно-русского (славянофиль­ского) понимания прогресса. Западники исходили из того, что Россия благодаря петровским реформам стала частью единого европейского культурного про­странства и ее дальнейшее развитие невозможно без опоры на передовые ценности материальной и духов­ной культуры, накопленные народами Европы. Глав­ной ценностью, главным достижением Западной цивилизации они считали особый статус человека как существа изначально свободного, независимого, инициативного, по отношению к которому государство и общество играют роль «стражей» его свободы, его прав, но не господ и тиранов. Сторонники западни­чества высоко ценили роль науки и техники в обществе, уважали институты парламентаризма и конституционализма, принцип разделения властей, институт частной собственности (как экономической основы личной свободы), неприкосновенность, защищенность частной жизни, приоритет рационального мышления перед мистическим, религиозным, предрасположенность западного человека к аккуратности, расчетливости, опрятности, хозяйственной рачительности и уважению к чужой собственности. Западники с целью глубокого, концептуального осознания возможностей развития России по европеизированному пути изучали философско-историческое наследие мыслителей эпохи Возрождения, французских просветителей, Гегеля, Канта, Фейербаха, затем Ницше, Маркса и т. д. Либералы-западники в кон. XIX — нач. XX в. сыграли существенную роль в духовной жизни рос­сийского общества, но оказались почти бессильны, с одной стороны, перед самодержавно-бюрократической политической машиной, с другой — перед на­растающим валом социального недовольства обездо­ленных низов, низших слоев общества, искусно подогреваемого леворадикальной (большевистской) пропагандой.

К западникам в разное время относились или были близки к ним: Грановский, Герцен, Огарев, Боткин, Кавелин, Тургенев, С. Соловьев, Панаев, Чичерин, Струве, Франк, Туган-Барановский, Милюков, Кова­левский, Ключевский, отчасти и умеренный социалист Плеханов.

В отличие от западников, русские славянофилы резко отрицательно оценивали реформы Петра I, внесшие якобы раскол в русское общество, прервавшие орга­ничное, целостное, гармоничное развитие России, ее государственности и культуры. Запад, по их мнению, отравил русское сознание чуждым, антиправославным духом накопительства, стяжательства, индивидуализ­ма, технократизма. Идеализировали допетровскую, патриархальную, «соборно-самодержавную», «земско-общинную», православную Русь. Утверждали, что русскому народу и русской истории присущи само­бытные черты, самобытная судьба, культура, не схо­жая ни с культурой Востока, ни с культурой Запада. Поэтому любое заимствование будет порождать на русской почве лишь уродливые явления и разруши­тельные процессы. Россия самобытна уже в силу своего геополитического положения, своей огромнос­ти, «космичности», своей насыщенности природными богатствами, в силу особой мужественности русских людей, постоянно отражавших агрессию то с Востока, то с Запада, в силу своего никем и ничем не сломлен­ного православного духа. Западные ценности, по мнению славянофилов, такие как индивидуализм, рабская зависимость от денег, узость и регламентиро­ванность сознания, торгашеская устремленность, парламентаризм («духовный Вавилон») диаметрально противоположны исконно русским, допетровским ценностям. К ним славянофилы относили: соборность как принцип православия и государственного уст­ройства; самодержавие как гарант крепости государст­венной власти и как выражение всесословности, всенародности этой власти; православие как духовная основа единения всех слоев общества; общинность как экономический уклад и принцип жизни; местное(земское, городское и вечевое) самоуправление как способ защиты населения от бюрократического произвола; патриархальность как моральный принцип взаимоотношений между царем и народом, помещиком и крестьянами, предпринимателем и работника­ми, начальником и подчиненными; православно-пат­риотический гуманизм как основа всенародной системы образования; приоритет блага коллективного перед благом личным.

Славянофилы, несомненно, идеализировали политическое и социальное прошлое России и русский на­циональный характер, в их взглядах было много утопического, наивно-лубочного, псевдонародного. Но нельзя не признать, что они много сделали дляразвития русской культуры, русского национального самосознания. К славянофилам в разное время относились такие известные писатели, поэты, ученые, мыслители, какХомяков, братья Киреевские, Самарин, братья Аксаковы, Даль, А. Н. Островский, Тютчев, Данилевский, Страхов, Леонтьев. К славянофилам были близки по своим воззрениям братья Трубецкие, о. П. Флоренский, о. С. Булгаков, Карсавин и др. Единым началом для западников и славянофилов были: любовь к родине, стремление к созданию граж­данского общества, неприятие крепостного права, бюрократического произвола, цензуры, сословного неравноправия, церковного лицемерия, военно-полицейского насилия над крестьянами и интеллигенцией. Не зря в николаевской России о западниках и славянофилах говорили: «У них разные головы, но одно сердце. И это сердце принадлежит России».

ЗАПАДНАЯ (ТЕХНОГЕННАЯ, ИНДУСТРИАЛЬНАЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ - условное обозначение одного из типов современной цивилизации. Характерными особенностями западной цивилизации обычно признают: неравномерность, «скачкообразность» развития; прогресс как социальный идеал и действительность; стремление обще­ства к подчинению природы; развитое право собственности; высокая социальная мобильность; развитое гражданское общество; автономия личности, права и свободы которой закреплены в качестве естествен­ных и неотъемлемых; готовность к изменениям, новациям. См. Граж­данское общество, Права и свободы человека, Правовое государство, Прогресс, Традиционное общество.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - цена за труд, измеряемая в единицу вре­мени. Вознаграждение, которое работодатель обя­зан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по условиям трудового договора. Виды заработной платы: сдельная (по количеству произведенной продукции) и повременная (по количеству отработанного времени).

В идеальном представлении — полное денежное возмещение трудовых затрат наем­ного работника в процессе создания им новой стои­мости, одна из форм материального вознаграждения, получаемая работником в соответствии с затратами и результатами его труда. Реально же установить объ­ективно необходимые нормы оплаты по труду весьма сложно. Возникает ряд вопросов. Что значит платить по труду? За время, проведенное на рабочем месте? За количество произведенной или реализованной продукции? За стоимость этой продукции или исходя из общественной полезности того или иного вида деятельности? Как платить работнику за труд, чтобы он не утрачивал чувства справедливости, а вместе с ним и желания работать качественно и высокопроиз­водительно? В попытках приблизиться к идеалу справедливых распределительных отношений применяют различные формы зарплаты, основными из которых являются повременная и сдельная оплата труда. При повременной оплате ее размеры зависят от фактически отработанного времени и квалифика­ции работника (распространена в сферах интеллек­туальной деятельности). Повременная оплата приме­няется в виде простой (педагогическая деятельность) и повременно-премиальной (управленческая, научная деятельность). Сдельная оплата зависит от объема выработанной продукции определенного качества и имеет следующие разновидности: прямую, сдельно-про­грессивную, сдельно-премиальную, аккордную. В любом случае работодатель (глава или администратор фирмы, корпорации, государственного учреждения) менее всего исходит из самого процесса труда (труд стои­мости не имеет, он сам источник и мерило стоимости), но исходит: 1) из общественной оценки резуль­татов труда; 2) из рыночной стоимости созданного товара; 3) из рыночной цены специфического товара — рабочей силы (способности к труду). В государственном секторе экономики, в государственных областях интеллектуального труда нормы зарплаты находятся в большой зависимости от доли национального бюджета, перераспределенного в ту или иную отрасль. Так или иначе наемный работник, создавая новую стоимость (в том числе и в виде интеллектуальной услуги), не получает количество денег, эквивалентное этой стоимости, а только части ее. Остальная часть вновь созданной стоимости (прибавочная стоимость) безвозмездно присваивается частным или коллективным работодателем (например, государством). И в советское, и в постсоветское время в России принцип оплаты «по труду» реализовывался и реализуется слабо. Особенно остро это ощущается в таких бюджетных сферах, как среднее школьное образование, среднее профессиональное образование, здравоохранение, культура, что не может не приводить к постепенной деградации этих социально значимых отраслей.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА- деятельность по охране прав и свобод человека, обеспечение их соблюдения. Осуществляется на нацио­нальном и международном уровнях.

ЗАЩИТА СУДЕБНАЯ- совокупность процессуальных юридических действий, имеющих целью опровергнуть или уменьшить объем об­винения, конституционное право гражданина. Ст. 46-48 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод; каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; дело может быть рассмотрено судом присяжных; каждому гарантируется право на получение юридиче­ской помощи. См. Судебная власть, Судопроизводство.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ — стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя, используемые в повседневной практической деятельности. К понятию «здравый смысл» нельзя относить­ся однозначно. С одной стороны, он противостоит оторванным от жизни теориям, безжизненному дог­матизму, в моральном смысле даже примитивному эгоизму («Не руби сук, на котором сидишь». «Не плюй в колодец: воды пригодится напиться»), но с дру­гой — здравый смысл не поднимается до уровня на­учного и философского осмысления каких-то сложных явлений, не проникает глубоко в их смысл, следова­тельно, не может быть руководящим принципом на все случаи жизни.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА — доход, получаемый собственни­ком земли от сдачи этой земли в аренду. Таким обра­зом, земельная рента есть источник существования земельных рантье — людей, не участвующих в обра­ботке и эксплуатации земли, в активной экономиче­ской деятельности, но живущих за счет активных субъектов экономики только на том основании, что они получили юридические права на полное облада­ние земельным участком.

ЗНАНИЯ — 1.проверенный практикой, опытом и удосто­веренный логикой, интуицией промежуточный ре­зультат непрерывного процесса познания окружаю­щего мира или каких-то его отдельных объектов, отражение окружающего мира в сознании человека в виде ощущений, восприятий, представлений, поня­тий, суждений, умозаключений (ступени познания), образов, концепций, теорий. Далеко не все знания обладают высокой степенью достоверности. Многое зависит от способности человека мыслить логически, диалектически, а также образно и интуитивно, сравнивать, анализировать и обобщать, соотносить теорию с практикой, критически оценивать достигнутый уровень знаний, ограждая себя от поверхностности и поспешности суждений и умозаключений, от догматизации результатов познания.

2. результаты познания окружающего мира и са­мого человека, обоснованные процессом практики. Знания оп­ределяются потребностями общества и фиксируются в языке. Существует обыденное знание повседневной жизни и научное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Раз­личают также явное знание, выраженное в языке, и неяв­ное знание, связанное с навыками и умениями.

Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу чело­веческого разума играет значимую познавательную роль, стиму­лируя получение новых знаний. В этом ее отличие от религиоз­ной веры, в центре которой находится представление о сверхъ­естественных силах (Боге, ангелах и т. д.).

Антипод знания — незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание вы­ражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незна­ние — это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.

Знания различаются по объекту познавательной деятельно­сти. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-на­учное, социальное и гуманитарное знания.

3.Результаты познавательной деятельности людей, под­твержденные практикой и более или менее верно отражающие дейст­вительность.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ - одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, устных сказаниях, поговорках многих народов. Высказывалась мудрецами Древнего Востока и Древней Греции. В Евангелие вошла как назидание первосвященника Гиллеля, которое спустя CTO лет повторил Иисус из Назарета: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с (Евангелие от Луки, 6—31).

 

 

И

ИГРА- вид деятельности, мотив которой (в отличие от других, на­пример, трудовой, познавательной или научной) состоит не в получе­нии результата, а в самом процессе. В процессе игры моделируются

реальные ситуации и отношения, хотя представлены они в условной форме. Ученые признают тесную связь игры и искусства, исследуют роль игры в формировании и развитии культуры.

ИДЕАЛ (греч. idea идея, понятие, представление). Высшая цель деятельности, совершенное воплощение чего-либо. Высшая, труднодостижимая или вовсе не достижимая, но социально, эстетически, нравственно привлекательная степень совершенства, образец, которому следует человек в своей деятельности; мыс­лимый предел стремлений и желаний. Идеалы, если они органично вписываются в человеческое бытие, являются одним из главных факторов индивидуаль­ного и общественного прогресса.

ИДЕАЛИЗМ философское направление, признающее основой мира не материальное, а духовное (идея, дух, разум) начало. См. Материализм. И МАТЕРИАЛИЗМ - основные миро­воззренческие системы, основные методологические концепции познания мира. В идеализме постулиру­ется первичность духовного начала, идеи, замысла (в том числе и божественного), воли демиурга, неко­его учения, по отношению к которым материальное и социальное бытие является производным, вторич­ным. Идеалистические учения исходят из якобы внематериальной природы таких категорий, как со­знание, воля, дух, душа, обладающие энергией, потенциалом созидания, активно преобразующие «пассивную», «инертную» материю в соответствии с замыслом. В материализме, наоборот, первичными признаются материя, материальные процессы, по­рождающие процессы духовные. Материалистиче­ские учения исходят из всеохватности и объектив­ности (независимости от воли и сознания) матери­ального мира и господствующих в нем стихий, кото­рые тем не менее могут управляться волей и созна­нием человека. Воля, сознание, интеллект, чувства, эмоции трактуются в материализме как высшее проявление материальных процессов, высшая фор­ма движения материи, и как таковая может управлять низшими. В соответствии с этими представлениями существуют и способы познания окружающей действительности. Например, какую-либо цивили­зацию можно изучать, отталкиваясь от идей, учений, общественного менталитета, ей свойственных, а можно — исходя из материальных основ цивилизации (географических, хозяйственных, социальных). В настоящее время все большее количество иссле­дователей обществ, цивилизаций, государств склоняются к признанию равноценности и взаимодополняемости идеалистического и материалистичского подхода к изучению того или иного гуманитарного объекта.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare отождествлять). В социоло­гии — отождествление самого себя с той или иной общностью (стра­ной, нацией и др.).

Идентификация — опознание чего-либо или кого-либо, установление тождества объекта или личности; уподобление, отождествление индивида с кем-либо или чем-либо (исторической личностью, социальной группой, коллективом), помогающее ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности той или иной социальной среды, то есть социализироваться. В случае самоидентификации происходит обратный процесс: индивид осознает свою особость, свою самость,что способствует преодолению комплекса неполноценности, обретению уверенности в своих силах. Самоидентификация может происходить и на коллективном, национальном уровне.

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea -— образ, идея и logos — уче­ние)

1. в широком смысле — система взглядов и идей (поли­тических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отно­шения людей к действительности и друг к другу. Идеология вы­ражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ поведения. Творцами идеологий являются идеологи — представители определенных классов, социальных групп, партий, государств.

Идеология может опираться на данные науки, но может, отражая интересы определенной социальной группы, создавать искаженные представления о действительности. Идеология все­гда ориентирована на человеческие практические потребнос­ти, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ.

2.— система правовых, политических, эти­ческих, эстетических, философских, религиозных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения определенных социальных групп к дейст­вительности, к другим группам людей, к социальным проблемам и конфликтам. Любая идеология всегда выражает коренные интересы, идеалы какого-либо сословия, класса, корпорации, организации, сообщест­ва. Следовательно, универсальной для всего общества и объективно отражающей действительность идеологии быть не может в принципе. Отсюда провозглашение в демократическом обществе плюрализма идеологий. Ис­ключение составляют антигуманные, человеконена­вистнические идеологии, а также идеологии, направ­ленные на разрушение конституционного строя.

Впервые это понятие было употреблено в начале XIX в. и многими опровергнуто. В XX столетии оно стало одним из самых употребительных. Идеологией называют совокупность идей, представлений, учений, убеждений, свойственных обществу в целом, отдельным классам или социаль­ным группам, партиям и движениям. Наиболее влиятельными счита­ются следующие идеологии: традиционная (идеал настоящего и бу­дущего ищет в прошлом), консервативная (отстаивает ценности стабильности, устойчивости, порядка), либеральная (доказывает при­оритет свободы, естественных прав личности, гражданского равно­правия), социалистическая (исходит из идей социальной справедли­вости и равенства, высокого уровня социальной защиты). См. Консерватизм, Либерализм, Социализм.

ИДЕЯ — греч. idea идея, понятие, представление). Понятие, пред­ставление, отражающее действительность в сознании человека. Идея выражает отношение человека к миру, природному и социальному. Об идее говорят и как об основном принципе мировоззрения, продукт человеческого сознания, мыслительная конструкция, система понятий или зрительный образ, возникающие как отражение в сознании явлений объективной реальности, но содержащие в себе эле­менты новизны, потенциал развития и потенциал влияния на окружающую действительность. Идеи, отталкиваясь от реального бытия, создают самостоя­тельное духовное бытие, влияние которого на реаль­ный мир бывает столь сильным, что складывается впечатление об особой, «демонической» власти неко­торых из них. Вопрос: правят ли миром идеи или насущные потребности — до сих пор актуален.

ИЕРАРХИЯ (греч. hieras священный + arche власть) — расположение частей или элементов целого в по­рядке от высшего к низшему. Соподчинение, порядок отношений, при котором низшие подчинены высшим. Перво­начально понятие применялось для характеристики христианской церкви. В современной социологии используется довольно широко для описания отношений между различными звеньями и уровнями систе­мы. Говорят об иерархии социальных страт (см. Страта) и слоев, ие­рархии власти (см. Власть), иерархии социального престижа (см. Пре­стиж), иерархии ценностей (см. Ценности) и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: