ИНТЕРПОЛЯЦИЯ И ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - операции вероятностного поиска неизвестных величин, текстовых смыслов, данных, значений и т. д. В первом случае нахождение неизвестной величины происходит по ряду известных соседних величин (в ряду статистических данных, изменяющихся значений). Во втором случае нахождение неизвестной величины происходит вне ряда изменяющихся известных величин на основе выявления закономерности их изменения.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — (лат. interpretatio разъяснение, толкование).1. Истолкование, разъяснение чего-либо. В праве — толкование законов. 2. истолкование, объяснение текста первоисточника; перевод с профессионального на общеупотребительный, популярный язык. Интерпретация — практика извлечения смыслов из различных классических текстов; в искусстве — освоение и творческое прочтение художественных произведений на сцене, в кино, на телевидении и т. д.
ИНТРОВЕРТ И ЭКСТРАВЕРТ - в психологии два идеализированных противоположных типа личности. Интроверт — самоуглубленная личность, чья мыслительная деятельность направлена, главным образом, на собственный внутренний мир, мир переживаний, чувств, воспоминаний, осмысления себя самого (саморефлексия). Экстраверт — личность, с готовностью и непосредственно откликающаяся на внешние процессы, «впечатления среды» (рефлексия). Интроверт более склонен к скрытности и индивидуальным формам творческой деятельности. Экстраверт более открыт, тяготеет к коллективным, общественным видам деятельности и более, чем интроверт, зависит от окружающей обстановки, от внешних социальных условий.
ИНТУИЦИЯ (лат. intuerr пристально смотреть). Вид познания, основанный на образе, созерцании, непосредственном проникновении в сущность явлений. 1. знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения. 2. возможность и способность постижения истины, нахождения какого-либо решения путем «непосредственного усмотрения», непосредственного усвоения правильного результата познания без какого-либо рационального доказательства, обоснования. Интуиция — это чутье, озарение, проницательность, предсказывающие истинную сущность какой-либо вещи, явления. Большинство ученых склоняется к выводу, что интуиция есть результат подсознательных (бессознательных) процессов в человеческом мозге.
|
ИНФЛЯЦИЯ (лат. inflatio вздувание, вздутие).1. Рост цен на товары и услуги, не вызванный соответствующим улучшением их качества. Предпосылкой инфляции признают переполнение сферы обращения бумажными деньгами, при котором масса денег существенно превосходит массу товаров. Непосредственными причинами инфляции являются просчеты в финансовой политике государства (необеспеченная эмиссия, несбалансированность бюджета, непосильные социальные программы и др.), чрезмерный приток иностранной валюты, удорожание импортируемых товаров, хронический товарный дефицит и другие факторы.
2. процесс обесценивания бумажных денег, частичная потеря ими своей покупательной способности ввиду переполнения каналов обращения избыточными бумажными деньгами сверх реальных потребностей народного хозяйства. Представляет собой нарушение действий закона денежного обращения и проявляется в явном и скрытом росте цен,— что ведет, в свою очередь, к негативному социальному явлению — повышению стоимости жизни большинства населения страны. Инфляция чаще всего является следствием дефицита государственного бюджета, с целью покрытия которого выпускаются (печатаются) дополнительные массы бумажных денег. Другой с причиной инфляции является высокий уровень непроизводительных расходов (на содержание дорогого бюрократического аппарата, депутатского корпуса, на поддержку нерентабельных предприятий, на оплатульгот и привилегий государственных элитарных кругов, на оборону, на представительство и т. д.). Инфляция может быть вызвана и товарным дефицитом из-за ажиотажного спроса на основные продукты потребления (бензин, сахар, газ, металл, бумагу), из-за сокращения объемов производства ввиду нехватки капиталов, природных и трудовых ресурсов. Инфляция может быть вызвана и внешними причинами: 1) структурными мировыми кризисами (сырьевым, энергетическим и др.), 2) повышенной потребностью в эмиссии бумажных денег при обмене банками национальной валюты на иностранную. Состояние «нормальной» инфляции соответствует росту цен на 2—4 % в год. Умеренной считается инфляция, сопровождающаяся ростом цен не более чем на 10 % в год. Галопирующая инфляция сопровождается ростом цен от 20 до 200 % в год. Наибольшую опасность, как с точки зрения управления государством, его финансами, так и в связи с возможными разрушительными социальными процессами представляет гиперинфляция: рост цен свыше 200-1000 % в год (Россия 1992-1994 и 1998 гг.).
|
ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio осведомление, просвещение). 1. Сообщение о чем-либо. Совокупность данных о мире, о процессах, событиях и явлениях, происходящих в нем, являющихся объектом хранения, переработки и передачи. 2.различного вида сигналы, сообщения, символы, сведения, тексты, участвующие в накоплении знаний о процессах и объектах окружающей среды, а также о самом воспринимающем субъекте (системе). Не каждое сообщение является информацией, но лишь то, которое ликвидирует или снижает неопределенность представлений, знаний об объекте и побуждает саму воспринимающую систему к изменению, развитию, движению, повышению уровня самоорганизации и к усилению управляемости тем объектом, о котором поступает информация.
|
В общекультурном пространстве (там, где воспринимающим субъектом является человек) информация может быть разделена: по содержанию — на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую, художественно-образную и т. д.; по социальным функциям — на валюативную (оценивающую), дескриптивную (описывающую), прескриптивную (предлагающую способы действия).
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 1.теоретически моделируемое западными философами и социологами общество, основным фактором развития которого признается создание и использование индустрии информации (компьютеры, микроэлектроника, коммуникационно-вычислительные сети, национальные и интернациональные базы данных и пр.). Индустрия информации, по мнению теоретиков ИО, позволит резко сократить использование природного сырья, создать во всех отраслях экономики ресурсосберегающие технологии, создать необычайно гибкую систему управления производством, индивидуализировать индустрию производства и услуг, резко повысить доступ к источникам культуры всех людей, создать обширное пространство диалога и взаимопроникновения культур, стереть этнические, государственные и конфессиональные преграды между людьми и на базе многих культур создать новую всечеловеческую мораль, как основной регулятор человеческого поведения. Информационное общество многими социологами отождествляется с обществом постиндустриальным, но есть и те, которые рассматривают его только как ядро, основу постиндустриального общества.
2.постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация.
ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимая для функционирования социальной сферы (школы, стадионы, театры, больницы).
ИНФРАСТРУКТУРА — комплекс отраслей народного о хозяйства и сфер деятельности, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Подразделяется на производственную и социальную. Первая охватывает отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: все виды транспорта, связь, линии электропередач, водоснабжение, каналы, мосты, складские помещения и т. д. Социальная инфраструктура — это торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения, народного образования, предприятия бытового обслуживания, общественного питания, пассажирский транспорт, дороги, теле- и радиокоммуникации и другие отрасли нематериального производства, удовлетворяющие социальные, духовные и материальные потребности людей. Социальная инфраструктура до последнего времени финансировалась по остаточному принципу, сохраняющемуся и поныне. Между тем переход к рыночным отношениям к выдвигает потребности в развитой инфраструктуре. Прогрессивное развитие России требует резкого увеличения капитальных вложений на развитие народного образования, здравоохранения, культуры.
ИПОТЕКА (греч. hypotheke залог, заклад). Залог недвижимости с целью получения долгосрочной ссуды; денежная ссуда, выдаваемая банком под залог недвижимости (земли, квартиры, дома и др.).
ИРРАЦИОНАЛИЗМ — философское учение, так или иначе ограничивающее возможности разума, логики в познании мира, отвергающее безграничные познавательные возможности человеческого интеллекта. Иррационализм утверждает, что рациональное познание должно дополняться познанием внерациональным, т. е. с помощью чувств, художественных образов, интуиции, инстинктов, тайной символики, религиозных догматов и т. д.
ИСК - Юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права. В гражданском процессе иск может быть предъявлен любым заинтересованным лицом в установленном законом порядке. Иск может быть направлен на принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий, на установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами, на изменение или прекращение правоотношений. Заявление в суд по поводу защиты нарушенного, оспариваемого или охраняемого государством права.
ИСКУССТВО — 1) художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; 2) только изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах — живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах. Именно создание художественного образа является отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают разные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи — через зрительные образы, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в музыке — через звукоинтонации и т. д.Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение — изобразительное искусство.
4. специфическая форма общественного сознания, сфера духовной культуры, вид творческой деятельности человека, в которых реальная действительность отражается в художественных образах. Искусство — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, музыка, танцы, театр, кино, цирк, эстрада, художественная фотография и т. д. С помощью искусства человек познает мир, но познает художественно, эстетически и нравственно в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. При этом познание и самопознание происходят как в процессе духовного потребления результатов творчества, так и в процессе создания произведения искусства. В искусстве проявляется единство общего и единичного (единство отражения и оценка типичного, выраженного в форме конкретного образа). Искусство — это творческая деятельность, ее результат и восприятие этого результата ценителями. Сегодня к сфере искусства относится только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусство должно обладать познавательной, эстетической, нравственной ценностью. Три указанных вида ценности можно назвать иначе: Истина, Красота, Добро. Необходимым условием создания высокохудожественных произведений и творческого бытия художника является свобода и личная ответственность за результаты творчества.
5. Форма художественного освоения, познания мира и человека средствами литературы, скульптуры, архитектуры, живописи, музыки, танца, театра, кино. В отличие от научного познания (см. Наука), искусство мыслит художественными образами, а не понятиями.
ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВО) - (от арабского слова «покорность») — 1.одна из мировых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама называют мусульманами. По количеству приверженцев является второй религией в мире (после христианства), общая их численность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства, иудаизма и местных религиозных верований. Основателем ислама является Мухаммед (570 — 632). Вероучение изложено в священной книге Коране. Основной догмат ислама — поклонение единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле всевышнего, но и земным властям Для ислама характерно активное проникновение во все сферы жизни людей, когда практически любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В России ислам исповедуют 13 млн человек (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны.
2.самая молодая из мировых религий, возникшая в начале VII в. н. э. в Западной Аравии. Основателем ислама считается житель Мекки, «посланец Аллаха» Мухаммад (570- 632). Основной источник мусульманского вероучения — Коран (несотворенное «слово Божье»). Второйисточник — Сунна — священное предание (примеры из жизни Мухаммада), служащее источником для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной — уммой. В свое время вероучение испытывало большое влияние иудаизма и христианства. Главным догматом ислама является признание единого, «истинного» Бога — Аллаха, создателя Неба и Земли, и всего сущего, и самого человека. Аллах предопределяет все события в окружающем мире и судьбу каждого человека. Наряду с главным догматом каждый мусульманин обязан признавать «пять столпов» веры». Первый — «тау-хид», или «шахад» — произнесение символа веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и «Мухаммад— пророк Его». Второй— «салат», или «намаз» — ежедневная пятикратная молитва. Третий — «саум» — совершение поста в месяц рамадан. Четвертый — «закат» — дарение, подача добровольной, очистительной милостыни бедным и дервишам (странствующим мусульманским монахам). Пятый — «хадж» — паломничество, хотя бы раз в жизни, в Мекку, к мусульманской святыне — Каабе — мусульманскому храму с «черным ангелом» внутри (черным камнем в виде огромного куба). В исламе существуют два основных направления: суннизм и шиизм. Суннизм — правоверное, традиционное (ортодоксальное) направление. Его последователи признают не только Коран в качестве священного писания, но и «Священное предание», состоящее из рассказов (хадисов) о жизни и деяниях Мухаммада, а также его изречения.
Шиизм — «имамский ислам» — признает священным не только Коран, но и культ имама — авторитетного Учителя, непогрешимого в делах веры, обладающего тайными знаниями и внутренней божественной субстанцией. Согласно шиитскому вероучению жизнью верующих до сих пор управляет 12-й, когда-то таинственно исчезнувший, имам, находящийся в состоянии «гайба» (сокрытом от людей). В конце всех времен, когда неверные уже не смогут существовать в подлунном мире, он явится в роли спасителя верующих в него и «наполнит для них мир правдой и справедливостью». В современном мире ислам распространен главным образом в странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. В России ислам является второй по численности верующих религией. 12 млн мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе. Всего же в мире, по последним данным, насчитывается около 900 млн последователей ислама.
Сложная внутриполитическая и социальная жизнь многих современных мусульманских государств и анклавов, мировые интеграционные процессы наложили свой отпечаток и на традиционные исламские ценности, порождая, с одной стороны, вспышки религиозного фанатизма, смешанного с политическим авантюризмом и терроризмом, с другой — весьма либеральное отношение к исламским догматам, предписаниям, запретам в контексте мировой экономической и культурной интеграции.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - одна из трех ветвей власти (наряду с законодательной и судебной) в демократическом государстве, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется государством в парламентских республиках и конституционных монархиях через правительство во главе с премьер-министром или председателем кабинета министров (председателем правительства). Правительство формируется либо президентом с одобрения парламента, либо самим парламентом. Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, коллегиальным органом, в состав которого входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Кандидатуру Председателя Правительства выдвигает Президент РФ, а утверждает Дума. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (4 года). В соответствии с Конституцией (ст. 114) Правительство осуществляет следующие полномочия: а) разрабатывает и представляет Думе на утверждение федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; отчитывается перед ней об исполнении бюджета; б) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; в) проводит в РФ единую финансовую, кредитную и денежную политику; г) управляет федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности; реализует внешнюю политику РФ; е) обеспечивает законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.
Наряду с Правительством к органам федеральной исполнительной власти относятся федеральные министерства РФ, Государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства, федеральный надзор, департаменты и т. д. На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется различными органами местного управления.
ИСТЕБЛИШМЕНТ (англ. establishment установление, основание, учреждение). Термин, употребляемый для обозначения всех институтов власти и управления, а также правящих групп и слоев. Совокупность государственных, экономических, социально-политических институтов, организаций, групп, обладающих властью и возможностью существенного влияния на общественную жизнь; лица, занимающие основные позиции в этих организациях и группах.
ИСТЕЦ- лицо, обращающееся в суд или в арбитраж за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. В гражданском праве истец может быть физическим или юридическим лицом. См. Физическое лицо, Юридическое лицо.
ИСТИНА— 1.Философское понятие, правильное, достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания. Объективная истина не зависит от особенностей познающего субъекта, отражает объективные свойства изучаемого. Субъективная истина содержит указание на тот факт, что по форме истина всегда субъективна, добывается познающим субъектом. Различают абсолютную истину и относительную истину См. Абсолютная истина, Относительная истина. 2.подкрепленное практикой (научным экспериментом) утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельности.
Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития Этим объясняется относительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.
3.адекватное отражение в сознании познающего субъекта познаваемого объекта; соответствие человеческих знаний о чем-либо объективной действительности; совпадение мыслей, чувств, представлений об изучаемом предмете с действительными свойствами, качествами предмета и закономерностями его развития; воспроизведение объекта средствами культуры (понятиями, суждениями, символами, рисунками и т. д.) таким образом, чтобы фиксировались независимые от сознания человека свойства и сущность объекта. Истина никогда не может считаться завершением, конечным результатом познания и превращается в процесс бесконечного приближения отражения объекта в сознании субъекта к самому объекту. В этом смысле истина относительна, т. е. носит характер вечно незавершенного, промежуточного результата познания. Истина конкретна, т. е. ограничена по объему, по приложению и использованию. Наконец, истина объективна, т. е. не зависит от воли, устремлений, интересов познающего субъекта. Что же касается так наз. абсолютных истин (знаний, которые не могут быть опровергнуты дальнейшим развитием познания), то их существование признается в религиозно-идеалистическом мировоззрении, в этических системах в форме либо откровений, в которые человек должен просто верить, либо вневременных, сверхэмпирических самостоятельно существующих идей, открывающихся человеку в процессе «озарения», медитации и т. д. К наиболее признанным критериям истины относится практика, социальный и производственный опыт, практические результаты, логика, логическая обоснованность, соизмеримость с проблемами человеческого бытия. Вечно актуальной проблемой тем не менее является проблема отделения истины от заблуждений как неизбежного этапа движения к истине.
ИСТОЧНИКИ (ИЛИ ФОРМЫ) ПРАВА — это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера. Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай (или обычное право) — наиболее древний источник права, представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае явно видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном занималась мать.
Судебный прецедент (прецедентное право) — это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.
2. Форма закрепления правовых норм. Различают следующие виды источников права: правовой обычай, судебный или административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. Нормативный акт является наиболее совершенным источником права, обеспечивающим четкость и точность правового регулирования, доступность правовых предписаний. Наиболее важны среди нормативных актов законы, издаваемые высшим органом государственной власти страны.
ИСТОРИЗМ (ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА) - основополагающий принцип изучения минувших событий, явлений в их становлении, развитии, в органической связи с порождающими их условиями, со всей конкретной исторической ситуацией.
ИСТОРИЯ — (от греч historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и крушение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, новую историю, новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют также исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники Исторической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.
3.процесс развития природы и общества во времени во всем его многообразии, противоречивости, но с закономерным, естественным, последовательным переходом от одних этапов развития к другим. История — это также колоссальный массив духовно-нравственного, культурного, социального опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку человеческого опыта всем. Научное познание прошлого по различным аспектам — важный компонент взаимодействия человека с миром. Массив исторического опыта, передающийся от поколения к поколению, каждый раз осмысливается заново. История как наука представляет нам картину этого прошлого в трех ипостасях: как нечто свершившееся; как имевшее возможность свершиться в силу своего бытия; как нечто нереализуемое, но присутствовавшее в сознании людей в виде мифов, утопий, идей, идеалов. Только совмещая все три картины — «было», «могло быть», «не могло быть», человек, изучая историю, учится мыслить, учится связывать отдельные фрагменты бытия в единое целое, отделяя сущностные, повторяющиеся моменты жизни от второстепенных, единичных, случайных, соотнося объективное с субъективным и в конечном итоге приближаясь к пониманию смысла и того, что было, и того, что существует в современной жизни.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.- Исторические деятели (политики, ученые, мыслители), оказавшие существенное влияние на исторический процесс.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (от лат. processus — ход, развитие, изменение) — последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая во времени и в пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостановочно и не может быть завершен, ибо жизнь человечества постоянно продолжается.
Участники исторического процесса — индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются народные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях человеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за существующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей.
В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие общественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить. В историческом процессе участвуют и личности, активно действующие в составе определенных общественных групп (движения, классы, партии).
2.Расположенная во времени последовательность сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Основа исторического процесса — исторические факты. Субъектами исторического процесса являются народные массы (см. Народные массы), социальные группы и общественные объединения, исторические личности.
ИУДАИЗМ (др.-евр. хвала богу). Монотеистическая религия (см. Монотеизм), возникшая в I тыс. до н. э. в Палестине. Национальная религия евреев. Иудаизм формировался в течение многих столетий, с конца II тысячелетия до н. э. и до Новейшего времени. Основная догматика иудаизма была сформулирована в VII веке до н. э. жрецами и пророками и зафиксирована в Торе (часть Ветхого Завета) и Талмуде — Священном Предании, системе комментариев к ветхозаветным книгам.
К основным догматам иудаизма относятся вера вЕдиного Бога — Яхве, в богоизбранность евреев (религиозно-этническая замкнутость в Средние века и Новое время стала одной из причин мирового антисемитизма), в приход мессии — избавителя евреев от их поработителей и врагов, в бессмертие души и загробный мир. Ведущую роль в религиозной жизни евреев играет синагога (храм и собрание верующих) во главе с раввином (учителем). Ныне иудаизм представляет собой сложное религиозно-культурное явление. В иудаизме существует несколько течений: ортодоксальный иудаизм, хасидизм, неохасидизм, реформированный иудаизм. Наряду с объединительными (с христианством и исламом) в иудаизме присутствуют и мистико-националистические тенденции.