АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ 9 глава




ИНТЕРПОЛЯЦИЯ И ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - операции вероятностного поиска неизвестных величин, текстовых смыслов, данных, значений и т. д. В первом случае нахождение неизвестной величины происходит по ряду известных соседних величин (в ряду статистических данных, изменяющихся значений). Во втором случае нахождение неизвестной величины происходит вне ряда изменяющихся известных величин на основе выявления закономерности их изменения.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — (лат. interpretatio разъяснение, толкование).1. Ис­толкование, разъяснение чего-либо. В праве — толкование законов. 2. истолкование, объяснение текста первоисточника; перевод с профессионального на общеупотребительный, популярный язык. Интерпретация — практика извлечения смыслов из различных классических текстов; в искусстве — освоение и твор­ческое прочтение художественных произведений на сцене, в кино, на телевидении и т. д.

ИНТРОВЕРТ И ЭКСТРАВЕРТ - в психологии два иде­ализированных противоположных типа личности. Интроверт — самоуглубленная личность, чья мыслительная деятельность направлена, главным образом, на собственный внутренний мир, мир переживаний, чувств, воспоминаний, осмысления себя самого (саморефлексия). Экстраверт — личность, с готовностью и непосредственно откликающаяся на внешние про­цессы, «впечатления среды» (рефлексия). Интроверт более склонен к скрытности и индивидуальным фор­мам творческой деятельности. Экстраверт более от­крыт, тяготеет к коллективным, общественным видам деятельности и более, чем интроверт, зависит от ок­ружающей обстановки, от внешних социальных ус­ловий.

ИНТУИЦИЯ (лат. intuerr пристально смотреть). Вид познания, основанный на образе, созерцании, непосредственном проникнове­нии в сущность явлений. 1. знание, возникающее как результат позна­вательного озарения, без осознания путей и условий его полу­чения. 2. возможность и способность постижения истины, нахождения какого-либо решения путем «непосредственного усмотрения», непосредственного усвоения правильного результата познания без како­го-либо рационального доказательства, обоснования. Интуиция — это чутье, озарение, проницательность, предсказывающие истинную сущность какой-либо вещи, явления. Большинство ученых склоняется к выводу, что интуиция есть результат подсознательных (бессознательных) процессов в человеческом мозге.

ИНФЛЯЦИЯ (лат. inflatio вздувание, вздутие).1. Рост цен на товары и услуги, не вызванный соответствующим улучшением их качества. Предпосылкой инфляции признают переполнение сферы обращения бумажными деньгами, при котором масса денег существенно превос­ходит массу товаров. Непосредственными причинами инфляции яв­ляются просчеты в финансовой политике государства (необеспечен­ная эмиссия, несбалансированность бюджета, непосильные социальные программы и др.), чрезмерный приток иностранной ва­люты, удорожание импортируемых товаров, хронический товарный дефицит и другие факторы.

2. процесс обесценивания бумажных денег, частичная потеря ими своей покупательной способ­ности ввиду переполнения каналов обращения избы­точными бумажными деньгами сверх реальных по­требностей народного хозяйства. Представляет собой нарушение действий закона денежного обращения и проявляется в явном и скрытом росте цен,— что ведет, в свою очередь, к негативному социальному явле­нию — повышению стоимости жизни большинства населения страны. Инфляция чаще всего является следствием дефицита государственного бюджета, с целью покрытия которого выпускаются (печатают­ся) дополнительные массы бумажных денег. Другой с причиной инфляции является высокий уровень непроизводительных расходов (на содержание дорогого бюрократического аппарата, депутатского корпуса, на поддержку нерентабельных предприятий, на оплатульгот и привилегий государственных элитарных кру­гов, на оборону, на представительство и т. д.). Инф­ляция может быть вызвана и товарным дефицитом из-за ажиотажного спроса на основные продукты потребления (бензин, сахар, газ, металл, бумагу), из-за сокращения объемов производства ввиду нехватки капиталов, природных и трудовых ресурсов. Инфляция может быть вызвана и внешними причинами: 1) структурными мировыми кризисами (сырь­евым, энергетическим и др.), 2) повышенной потреб­ностью в эмиссии бумажных денег при обмене бан­ками национальной валюты на иностранную. Состояние «нормальной» инфляции соответствует росту цен на 2—4 % в год. Умеренной считается инф­ляция, сопровождающаяся ростом цен не более чем на 10 % в год. Галопирующая инфляция сопровождается ростом цен от 20 до 200 % в год. Наибольшую опасность, как с точки зрения управления государст­вом, его финансами, так и в связи с возможными разрушительными социальными процессами пред­ставляет гиперинфляция: рост цен свыше 200-1000 % в год (Россия 1992-1994 и 1998 гг.).

ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio осведомление, просвещение). 1. Со­общение о чем-либо. Совокупность данных о мире, о процессах, со­бытиях и явлениях, происходящих в нем, являющихся объектом хра­нения, переработки и передачи. 2.различного вида сигналы, сообще­ния, символы, сведения, тексты, участвующие в на­коплении знаний о процессах и объектах окружающей среды, а также о самом воспринимающем субъекте (системе). Не каждое сообщение является информа­цией, но лишь то, которое ликвидирует или снижает неопределенность представлений, знаний об объекте и побуждает саму воспринимающую систему к измене­нию, развитию, движению, повышению уровня само­организации и к усилению управляемости тем объек­том, о котором поступает информация.

В общекультурном пространстве (там, где воспринимающим субъектом является человек) информация может быть разделена: по содержанию — на обще­ственно-политическую, социально-экономическую, научно-техническую, художественно-образную и т. д.; по социальным функциям — на валюативную (оценивающую), дескриптивную (описывающую), прескриптивную (предлагающую способы действия).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 1.теоретически моделируемое западными философами и социолога­ми общество, основным фактором развития которого признается создание и использование индустрии информации (компьютеры, микроэлектроника, ком­муникационно-вычислительные сети, национальные и интернациональные базы данных и пр.). Индустрия информации, по мнению теоретиков ИО, позволит резко сократить использование природного сырья, создать во всех отраслях экономики ресурсосберегаю­щие технологии, создать необычайно гибкую систему управления производством, индивидуализировать индустрию производства и услуг, резко повысить до­ступ к источникам культуры всех людей, создать об­ширное пространство диалога и взаимопроникновения культур, стереть этнические, государственные и кон­фессиональные преграды между людьми и на базе многих культур создать новую всечеловеческую мораль, как основной регулятор человеческого поведения. Информационное общество многими социологами отождествляется с обществом постиндустриальным, но есть и те, которые рассматривают его только как ядро, основу постиндустриального общества.

2.постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация.

ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность зданий, соору­жений, систем и служб, необходимая для функциониро­вания социальной сферы (школы, стадионы, театры, боль­ницы).

ИНФРАСТРУКТУРА — комплекс отраслей народного о хозяйства и сфер деятельности, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Подразделяется на производственную и социальную. Первая охватывает отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: все виды транспорта, связь, линии электропередач, во­доснабжение, каналы, мосты, складские помещения и т. д. Социальная инфраструктура — это торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здраво­охранения, народного образования, предприятия бытового обслуживания, общественного питания, пассажирский транспорт, дороги, теле- и радиоком­муникации и другие отрасли нематериального производства, удовлетворяющие социальные, духовные и материальные потребности людей. Социальная инфраструктура до последнего времени финансировалась по остаточному принципу, сохраняющемуся и поны­не. Между тем переход к рыночным отношениям к выдвигает потребности в развитой инфраструктуре. Прогрессивное развитие России требует резкого увеличения капитальных вложений на развитие народ­ного образования, здравоохранения, культуры.

ИПОТЕКА (греч. hypotheke залог, заклад). Залог недвижимости с целью получения долгосрочной ссуды; денежная ссуда, выдаваемая банком под залог недвижимости (земли, квартиры, дома и др.).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ — философское учение, так или иначе ограничивающее возможности разума, логики в познании мира, отвергающее безграничные позна­вательные возможности человеческого интеллекта. Иррационализм утверждает, что рациональное по­знание должно дополняться познанием внерациональным, т. е. с помощью чувств, художественных образов, интуиции, инстинктов, тайной символики, религиозных догматов и т. д.

ИСК - Юридическое средство защиты нарушенного или оспари­ваемого права. В гражданском процессе иск может быть предъявлен любым заинтересованным лицом в установленном законом порядке. Иск может быть направлен на принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных дей­ствий, на установление наличия или отсутствия правоотношений ме­жду сторонами, на изменение или прекращение правоотношений. Заявление в суд по поводу защиты нарушенного, оспа­риваемого или охраняемого государством права.

ИСКУССТВО — 1) художественное творчество в целом: литерату­ра, архитектура, скульптура, живопись, театр, кино и дру­гие разновидности человеческой деятельности, объединяе­мые в качестве художественно-образных форм освоения мира; 2) только изобразительное искусство; 3) высокая сте­пень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Форма человеческой деятельности, худо­жественное творчество, проявляющееся в различных его ви­дах — живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит вос­произведение и преобразование действительности в художе­ственных образах. Именно создание художественного образа яв­ляется отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают раз­ные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством сло­ва, в живописи — через зрительные образы, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в музыке — через звукоинтонации и т. д.Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение — изобразительное искусство.

4. специфическая форма общественного сознания, сфера духовной культуры, вид творческой деятельности человека, в которых реальная действи­тельность отражается в художественных образах. Ис­кусство — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, музыка, танцы, театр, кино, цирк, эстрада, художественная фотогра­фия и т. д. С помощью искусства человек познает мир, но познает художественно, эстетически и нравствен­но в категориях прекрасного и безобразного, возвышен­ного и низменного, трагического и комического. При этом познание и самопознание происходят как в процессе духовного потребления результатов творчест­ва, так и в процессе создания произведения искусст­ва. В искусстве проявляется единство общего и единич­ного (единство отражения и оценка типичного, выра­женного в форме конкретного образа). Искусство — это творческая деятельность, ее результат и воспри­ятие этого результата ценителями. Сегодня к сфере искусства относится только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусство должно обладать познавательной, эстетической, нравственной ценностью. Три указанных вида ценности можно назвать иначе: Истина, Красота, Добро. Необходимым условием создания высокохудожественных произведений и творческого бытия художника является свобода и личная ответственность за результаты творчества.

5. Форма художественного освоения, познания мира и человека средствами литературы, скульптуры, архитектуры, живописи, музыки, танца, театра, кино. В отличие от научного познания (см. Нау­ка), искусство мыслит художественными образами, а не понятиями.

ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВО) - (от арабского слова «покорность») — 1.одна из ми­ровых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама назы­вают мусульманами. По количеству приверженцев является вто­рой религией в мире (после христианства), общая их числен­ность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства, иудаизма и местных религиозных верований. Основате­лем ислама является Мухаммед (570 — 632). Вероучение изло­жено в священной книге Коране. Основной догмат ислама — поклонение единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле все­вышнего, но и земным властям Для ислама характерно актив­ное проникновение во все сферы жизни людей, когда практи­чески любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В России ислам исповедуют 13 млн чело­век (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны.

2.самая молодая из мировых религий, возникшая в начале VII в. н. э. в Западной Аравии. Основателем ислама считается житель Мекки, «посланец Аллаха» Мухаммад (570- 632). Основной источник мусульманского вероучения — Коран (несотворенное «слово Божье»). Второйисточник — Сунна — священное предание (примеры из жизни Мухаммада), служащее источником для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной — уммой. В свое время вероучение испытывало большое влияние иудаизма и христианства. Главным догматом ислама является признание единого, «истинного» Бога — Аллаха, создателя Неба и Земли, и всего сущего, и самого человека. Аллах предопределяет все события в окружающем мире и судьбу каждого человека. Наряду с главным догматом каждый мусульманин обязан признавать «пять столпов» веры». Первый — «тау-хид», или «шахад» — произнесение символа веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и «Мухаммад— пророк Его». Второй— «салат», или «намаз» — ежедневная пятикратная молитва. Тре­тий — «саум» — совершение поста в месяц рамадан. Четвертый — «закат» — дарение, подача добровольной, очистительной милостыни бедным и дервишам (странствующим мусульманским монахам). Пятый — «хадж» — паломничество, хотя бы раз в жизни, в Мекку, к мусульманской святыне — Каабе — мусуль­манскому храму с «черным ангелом» внутри (черным камнем в виде огромного куба). В исламе существуют два основных направления: суннизм и шиизм. Суннизм — правоверное, традиционное (ортодоксаль­ное) направление. Его последователи признают не только Коран в качестве священного писания, но и «Священное предание», состоящее из рассказов (хадисов) о жизни и деяниях Мухаммада, а также его изречения.

Шиизм — «имамский ислам» — признает священным не только Коран, но и культ имама — авторитетного Учителя, непогрешимого в делах веры, обладающего тайными знаниями и внутренней божественной суб­станцией. Согласно шиитскому вероучению жизнью верующих до сих пор управляет 12-й, когда-то таинст­венно исчезнувший, имам, находящийся в состоянии «гайба» (сокрытом от людей). В конце всех времен, когда неверные уже не смогут существовать в подлун­ном мире, он явится в роли спасителя верующих в него и «наполнит для них мир правдой и справедли­востью». В современном мире ислам распространен главным образом в странах Северной Африки, Ближ­него и Среднего Востока. В России ислам является второй по численности верующих религией. 12 млн мусульман довольно компактно расселены в Повол­жье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе. Все­го же в мире, по последним данным, насчитывается около 900 млн последователей ислама.

Сложная внутриполитическая и социальная жизнь многих современных мусульманских государств и анклавов, мировые интеграционные процессы нало­жили свой отпечаток и на традиционные исламские ценности, порождая, с одной стороны, вспышки религиозного фанатизма, смешанного с политическим авантюризмом и терроризмом, с другой — весьма либеральное отношение к исламским догматам, пред­писаниям, запретам в контексте мировой экономи­ческой и культурной интеграции.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - одна из трех ветвей власти (наряду с законодательной и судебной) в демократическом государстве, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется государством в парламентских республиках и конституционных монархиях через правительство во главе с премьер-министром или председателем кабинета министров (председателем правительства). Правительство формируется либо президентом с одобрения парламента, либо самим парламентом. Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, коллегиальным органом, в состав которого входят Председатель Правительства, его заместители, фе­деральные министры. Кандидатуру Председателя Правительства выдвигает Президент РФ, а утверж­дает Дума. Правительство действует в пределах сро­ка полномочий Президента (4 года). В соответствии с Конституцией (ст. 114) Правительство осуществля­ет следующие полномочия: а) разрабатывает и представляет Думе на утверждение федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; отчитывается перед ней об исполнении бюджета; б) обеспечивает про­ведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохра­нения, социального обеспечения, экологии; в) про­водит в РФ единую финансовую, кредитную и де­нежную политику; г) управляет федеральной собс­твенностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности; реализует внешнюю политику РФ; е) обеспечивает законность, права и свободы граждан, охрану собс­твенности и общественного порядка, борьбу с пре­ступностью.

Наряду с Правительством к органам федеральной исполнительной власти относятся федеральные минис­терства РФ, Государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства, федеральный надзор, департаменты и т. д. На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется раз­личными органами местного управления.

ИСТЕБЛИШМЕНТ (англ. establishment установление, основание, уч­реждение). Термин, употребляемый для обозначения всех институ­тов власти и управления, а также правящих групп и слоев. Совокупность государственных, экономических, социально-политических институтов, организаций, групп, обладающих властью и возмож­ностью существенного влияния на общественную жизнь; лица, занимающие основные позиции в этих организациях и группах.

ИСТЕЦ- лицо, обращающееся в суд или в арбитраж за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого зако­ном интереса. В гражданском праве истец может быть физическим или юридическим лицом. См. Физическое лицо, Юридическое лицо.

ИСТИНА— 1.Философское понятие, правильное, достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого по­знания. Объективная истина не зависит от особенностей познающего субъекта, отражает объективные свойства изучаемого. Субъективная истина содержит указание на тот факт, что по форме истина всегда субъективна, добывается познающим субъектом. Различают абсолютную истину и относительную истину См. Абсолютная истина, Относительная истина. 2.подкрепленное практикой (научным экспери­ментом) утверждение, точно (адекватно) отражающее действи­тельность; истина — цель и результат познавательной деятель­ности.

Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыс­лей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и обще­ства на данном этапе их развития Этим объясняется отно­сительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчер­пывающим отображением объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.

3.адекватное отражение в сознании познаю­щего субъекта познаваемого объекта; соответствие человеческих знаний о чем-либо объективной действительности; совпадение мыслей, чувств, представле­ний об изучаемом предмете с действительными свойст­вами, качествами предмета и закономерностями его развития; воспроизведение объекта средствами куль­туры (понятиями, суждениями, символами, рисунками и т. д.) таким образом, чтобы фиксировались незави­симые от сознания человека свойства и сущность объекта. Истина никогда не может считаться заверше­нием, конечным результатом познания и превращает­ся в процесс бесконечного приближения отражения объекта в сознании субъекта к самому объекту. В этом смысле истина относительна, т. е. носит характер веч­но незавершенного, промежуточного результата по­знания. Истина конкретна, т. е. ограничена по объему, по приложению и использованию. Наконец, истина объективна, т. е. не зависит от воли, устремлений, ин­тересов познающего субъекта. Что же касается так наз. абсолютных истин (знаний, которые не могут быть опровергнуты дальнейшим развитием познания), то их существование признается в религиозно-идеалисти­ческом мировоззрении, в этических системах в форме либо откровений, в которые человек должен просто верить, либо вневременных, сверхэмпирических само­стоятельно существующих идей, открывающихся человеку в процессе «озарения», медитации и т. д. К наиболее признанным критериям истины относится практика, социальный и производственный опыт, прак­тические результаты, логика, логическая обоснован­ность, соизмеримость с проблемами человеческого бытия. Вечно актуальной проблемой тем не менее является проблема отделения истины от заблуждений как неиз­бежного этапа движения к истине.

ИСТОЧНИКИ (ИЛИ ФОРМЫ) ПРАВА — это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закреп­ления правовых норм с целью придания им общеобязательно­го, юридического характера. Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

Правовой обычай (или обычное право) — наиболее древний источник права, представляющий собой правило, ко­торое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья факти­чески были сводами обычного права (Русская Правда, Саксон­ская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, ре­шая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае явно видно влияние обычая, когда воспи­танием детей в основном занималась мать.

Судебный прецедент (прецедентное право) — это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (преце­дентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в зако­нодательстве страны нет необходимой для данного случая пра­вовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Сред­невековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.

2. Форма закрепления правовых норм. Различают следующие виды источников права: правовой обычай, судебный или административный прецедент, нормативный акт и нормативный до­говор. Нормативный акт является наиболее совершенным источни­ком права, обеспечивающим четкость и точность правового регули­рования, доступность правовых предписаний. Наиболее важны среди нормативных актов законы, издаваемые высшим органом государст­венной власти страны.

ИСТОРИЗМ (ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА) - основопо­лагающий принцип изучения минувших событий, явлений в их становлении, развитии, в органической связи с порождающими их условиями, со всей конк­ретной исторической ситуацией.

ИСТОРИЯ — (от греч historia — рассказ о прошедшем, об уз­нанном) — 1) процесс развития природы и человеческого об­щества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии различные формы человеческой жизнедеятельности, возникно­вение и крушение государств и империй, заслуги великих лич­ностей, образ жизни простых людей История состоит из всеоб­щей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, новую историю, новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют также исторические дисциплины, изу­чающие различные стороны культуры, науки и техники Исто­рической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.

3.процесс развития природы и общества во времени во всем его многообразии, противоречивос­ти, но с закономерным, естественным, последователь­ным переходом от одних этапов развития к другим. История — это также колоссальный массив духовно-нравственного, культурного, социального опыта че­ловечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку человеческого опыта всем. Научное познание про­шлого по различным аспектам — важный компонент взаимодействия человека с миром. Массив истори­ческого опыта, передающийся от поколения к поко­лению, каждый раз осмысливается заново. История как наука представляет нам картину этого прошлого в трех ипостасях: как нечто свершившееся; как имевшее возможность свершиться в силу своего бытия; как нечто нереализуемое, но присутствовавшее в сознании людей в виде мифов, утопий, идей, идеалов. Только совмещая все три картины — «было», «могло быть», «не могло быть», человек, изучая историю, учится мыслить, учится связывать отдельные фрагменты бытия в единое целое, отделяя сущностные, повторя­ющиеся моменты жизни от второстепенных, единич­ных, случайных, соотнося объективное с субъективным и в конечном итоге приближаясь к пониманию смыс­ла и того, что было, и того, что существует в современной жизни.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.- Исторические деятели (политики, уче­ные, мыслители), оказавшие существенное влияние на исторический процесс.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (от лат. processus — ход, раз­витие, изменение) — последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая во времени и в пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятель­ности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происхо­дит безостановочно и не может быть завершен, ибо жизнь чело­вечества постоянно продолжается.

Участники исторического процесса — индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль которо­го в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются на­родные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях че­ловеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за су­ществующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей.

В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие об­щественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить. В историческом процессе участвуют и личности, активно действу­ющие в составе определенных общественных групп (движения, классы, партии).

2.Расположенная во времени последова­тельность сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Основа исторического про­цесса — исторические факты. Субъектами исторического процесса являются народные массы (см. Народные массы), социальные груп­пы и общественные объединения, исторические личности.

ИУДАИЗМ (др.-евр. хвала богу). Монотеистическая религия (см. Монотеизм), возникшая в I тыс. до н. э. в Палестине. Национальная религия евреев. Иудаизм формировался в течение многих столетий, с конца II тысячелетия до н. э. и до Новейшего времени. Основная догматика иудаизма была сформулирована в VII веке до н. э. жрецами и пророками и зафиксирована в Торе (часть Ветхого Завета) и Талмуде — Священном Предании, системе комментариев к ветхозаветным книгам.

К основным догматам иудаизма относятся вера вЕдиного Бога — Яхве, в богоизбранность евреев (религиозно-этническая замкнутость в Средние века и Новое время стала одной из причин мирового антисемитизма), в приход мессии — избавителя евреев от их поработителей и врагов, в бессмертие души и за­гробный мир. Ведущую роль в религиозной жизни евреев играет синагога (храм и собрание верующих) во главе с раввином (учителем). Ныне иудаизм представляет собой сложное религиозно-культурное явление. В иудаизме существует несколько течений: ортодоксальный иудаизм, хасидизм, неохасидизм, реформированный иудаизм. Наряду с объединительными (с христианством и исламом) в иудаизме присутствуют и мистико-националистические тенденции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: