Проблема национальной нетерпимости и причины её возникновения




 

Проблеме национальной нетерпимости уделяется особое внимание, так как она является одной из самых распространённых в нашем обществе. И это не случайно. Довольно часто приходится сталкиваться с проявлениями национальной нетерпимости.

Явление национальной нетерпимости очень часто называют просто национализмом. Однако не следует путать, это разные понятия: сам национализм в действительности является естественным проявлением национальных чувств, патриотического отношения к своей стране, своему народу, в то время как национальная нетерпимость носит негативный характер. Хотя, в обществе обычно принято отождествлять понятия «национализм» и «национальная нетерпимость».

В основе национальной нетерпимости лежит отрицательное отношение к представителям других национальностей. И, к сожалению, в большинстве случае это отношение принимает крайне острые формы. Мы знаем немало примеров проявления жестокости по отношению к людям других национальностей.

Неприятие народа или нации обычно базируется на проблемах в морально-нравственном воспитании. Эта культура заключается в гуманном отношении не только к человеку другой национальности, но и вообще к человеку, как к личности. Именно это является первопричиной национальной нетерпимости, как и большинства других проблем в нашем обществе. Не каждый способен признать личность в представителе другой национальности.

В свою очередь, проблемы в морально-нравственном воспитании при недостаточной осведомлённости о других народах и культурах становится почвой для возникновения неправильных представлений о них и способствует появлению различных мифов о враждебности или неполноценности тех или иных народов и т. д.

Такие представления очень часто строятся на стереотипах или личных наблюдениях, часто неверно интерпретируемых.

Этностереотипы зачастую становятся главным поводом для возникновения неприязни. Зачастую эти стереотипы являются единственным источником информации о каком-либо этносе. А они, как и любая другая информация, нередко бывают неверными.

Личные наблюдения, также, могут быть ошибочными. Явления, наблюдаемые у других этнических общностей, будь то особенности поведения, традиции, обычаи и др., могут пониматься иначе, чем они есть в действительности. Неверные суждения о других этносах вызывают негативное отношение к ним.

Но часто происходит так, что неправильное поведение всего лишь одного индивида, принадлежащего к другой этнической общности, может приписываться всем членам данной общности.

Важным фактором, влияющим на возникновение националистических настроений, является миграция. Значительная часть населения совсем не дружелюбно относится к приезжим, считая, что они мешают местному населению, занимают рабочие места и т.п. А участие мигрантов в преступной деятельности усиливают враждебную настроенность к ним местного населения. Таково, например, в России отношение к мигрантам из стран Ближнего Зарубежья.

Серьёзным поводом для появления национальной нетерпимости может стать искажение некоторых исторических фактов, причём, как случайно, так и вполне целенаправленно. Например, вопросы о принадлежности спорных территорий какому-либо народу могут стать почвой для возникновения национальных конфликтов. Причиной большинства серьёзных международных конфликтов является именно территориальные вопросы. Так, Ю.И.Римаренко пишет, что национализм и шовинизм возникают там, «где неправильно относятся к развитию национального языка или тенденциозно искажается история того или иного народа».

Кроме того, международные конфликты способствуют росту ксенофобии и напряжённости в обществе. Это серьёзно осложняет ситуацию и может вызвать появление чувства неприязни не только у конфликтующих народов, но и у населения других стран.

Как уже было сказано, в основе всех причин возникновения национальной нетерпимости лежат проблемы нравственно-этического воспитания. А он, в свою очередь, порождает различные комплексы: чувство обиды, неполноценности и др. Так, по мнению К.Поппера «Национализм коренится в чувстве неполноценности».

Дело в том, что человек, который ощущает недостатки и ошибки своего народа и свои собственные, стремится возвысить и оправдать свой народ, при этом принижая другие. Нередко всю вину в проблемах своего народа возлагают на представителей других наций. Это очень удобно для оправдания собственной несостоятельности (либо же её видимости для индивида), найти тех, кого можно обвинить во всех бедах, как своего народа, так и своих собственных.

Это обычное стремление националистов и людей, которые не хотят решать проблемы, а только ищут их причины в других. Для этой цели очень удобно создать «образ врага», определённый народ или народы, которым приписываются отрицательные качества и поступки. Поскольку, намного проще обвинить конкретных людей, нежели разрешить проблемы, причины которых найти крайне трудно. В таких случаях ищут ответ на вопрос «кто виноват?», а не вопрос «что делать?»

Истоки формирования национальной нетерпимости лежат в глубине истории развития человечества. Национальная нетерпимость формировалась вместе с развитием человечества как отношение к людям другой общности: другого племени, народности и т.д.

Каждый человек, являясь частью какой-либо общности, стремится идентифицировать себя именно как представителя именно своей общности (либо же общности, к которой он сам себя относит по каким-либо причинам). Поскольку каждый человек испытывает потребность причислять себя к какой-либо группе, чувствовать свою связь с ней. Этот процесс происходил при разделении людей на «своих» и «чужих».

При этом отношение к «чужим» могло быть различным, чаще всего негативным. Поскольку, начиная, с древних времён, взаимодействия между общностями зачастую носили негативный, конфликтный характер, то непонимание и неприятие чужеродных общностей и их культуры всё сильнее укоренялось в сознании. Образ чужого, таким образом, укоренялся в сознании и переходил в область бессознательного. А.А. Налчаджян следующим образом описывал этот процесс: «При первых же контактах этнические группы начинают сравнивать себя друг с другом, всегда имея желание в каких-то аспектах превосходить партнеров…

Предпосылкой межгруппового конфликта является и то, что каждый член группы желает, чтобы его группа была лучше и ценнее, чем другая группа. В результате такой мотива­ции появляются представления о том, что члены одной группы умнее, морально выше, трудолюбивее и т.п., чем члены другой группы.

Члены каждой группы подходят к членам другой с опреде­ленной долей подозрительности и формальности. Между груп­пами возникает соперничество, их члены допускают в адрес друг друга колкие, оскорбительные выражения, что является свидетельством их агрессивности. Все это верно как для этни­ческих групп, так и для социальных групп каждого этноса».

Генри Тэджфел разработал и эмпирически обосновал кон­цепцию сравнения и разграничения групп. Ему удалось доказать с помощью экспериментов, что группы мо­гут создаваться даже на основе случайных различий, на их ос­нове создаются категории, после чего появляются идентифика­ции, внутригрупповая лояльность и дискриминация. Общение между людьми происходит в основном внутри своей группы. Они проявляют лояльность друг к другу. Уже присвоение имени или кате­гории приводит к дифференциации групп. Членство в группе начинает играть решающую роль во всех оценках.

Как только появляется групповая идентичность, члены группы проявляют тенденцию действовать на ее основе и проявляют дискримина­цию. Уже простая принадлежность к разным группам вызыва­ет формирование различных установок к своей и другим груп­пам, к их членам, даже враждебность к "чужакам", появляется группоцентризм.

В свою очередь, причины негативного отношения к человеку, принадлежащему к другой культуре, даже просто чем-то не похожего, люди обычно объяснить не могут. Просто ощущается неприязнь к «чужому», только потому, что он «чужой», что он чем-то отличается, имеет какие-то свои специфические особенности. Здесь играет свою роль и склонность большинства людей к обобщениям и противопоставлениям. Но в основе данного процесса лежит всё та же групповая идентичность, описанная выше.

А групповая идентичность базируется на механизме отождествления группы с собственной личностью каждого члена группы. Данный механизм универсален для любой группы, не только этнической, но и вообще любой другой. Но этнический признак является наиболее устойчивой основой для возникновения конфликтов.

У этнической группы, так же, как и у каждого отдельно взятого человека, существуют защитные механизмы, обеспечивающие её сохранность именно как этнической группы. Это своего рода инстинкт самосохранения на уровне целой группы. Этническая группа всегда стремится сохранить своё существование, свою самобытность, и если она всё же была в чём-то ущемлена, она пытается восстановить нарушенные границы.

Рост этнического самосознания, сопровождающий этот процесс, далеко не всегда происходит адекватно, т.е. зачастую он может начать в какой-то момент отрицательно влиять на национальное самосознание других этнических групп. Такой, своего рода, рост собственной этничности в ущерб другим. Это, в свою очередь, может приводить к конфликтам. И таким образом, проблема не решается, а ещё больше осложняется. Помимо «нарушенных границ» возникает ещё и противостояние с другими этносами.

Примером тому может служить ситуация, возникшая на пространстве бывшего СССР. Длительное активное пребывание русского культурного влияния в союзных республиках привело к тому, что по мере резкого ослабления центральной власти в стране, в ней начали расти центробежные силы. Толчком к этому послужил, главным образом, именно рост этнического самосознания, приведший к возникновению межнациональных конфликтов. И рост этот не закончился и по сей день. Правда, имеет он уже не такие масштабы и интенсивность. Но, тем не менее, все мы можем видеть, к чему это в конечном итоге привело.

Межнациональные конфликты в данном случае и являются показателем неадекватности процесса роста этнического самосознания в бывших советских республиках, в том числе и в самой России. Не произошло плавного выравнивания этнической ситуации. И до сих пор противоречия не устранены. И все они устранены до конца так и не будут, поскольку, как известно, межнациональные конфликты бывшими не бывают. До сих пор разные стороны конфликтов чувствуют себя ущемлёнными. До сих пор у людей остаётся ощущение некой несправедливости. И конкретные причины недовольства остались уже где-то далеко позади, в прошлом. Но по-прежнему сильны негативные чувства, направленные на вполне конкретные народы и нации.

И можно долго говорить о том, насколько сильно здесь повлияли другие факторы: экономический, социально-политический, вмешательство извне и т.д., (а они, безусловно, имели своё влияние), но этнический фактор был главной основой этой геополитической катастрофы, которая обеспечила прочность и долговечность межэтнического противостояния на пространстве бывшего СССР. Противостояние продолжается и в настоящее время.

Главная трудность таких ситуаций заключается в том, что каждая сторона конфликта обычно считает себя правой и пытается привести массу всевозможных аргументов в пользу своей правоты, естественно, далеко не всегда правдивых и объективных. И это тоже создаёт массу проблем. Искажение исторических фактов, спекуляция на них – это только вершина айсберга, которая скрывает под собой ещё более глубокие проблемы.

И самое трагичное во всём этом – это то, что пока решаются межнациональные (это в идеале они должны решаться, а зачастую они ещё больше запутываются таким образом), а значит, и международные вопросы, успевает вырасти не одно поколение людей, подвергшихся таким историко-этнологическим экспериментам. Последствия этих экспериментов обычно бывают весьма и весьма плачевными. Потом в итоге «выясняется», что и «Америка победила во 2-й мировой», и «Россия «колонизировала» Грузию с Украиной», и «Холокоста вообще не было, оказывается, евреи его придумали и используют в своих корыстных целях» и т.д. Примеров ещё можно привести целое множество. И от этого мы уже не сможем так просто отвернуться, сказав, что это нас не касается, и обращать внимание на это не стоит.

Всё это лишь видимая часть айсберга. Но есть ещё и та огромная часть, которую мы не видим, и поэтому познать её до конца пока не можем. Речь идёт об этнопсихологических основах названных явлений. Глубинные психические процессы, связанные с этничностью, крайне плохо изучены наукой. Сама по себе психика человека изучена недостаточно, это общеизвестный факт. А этнопсихологическая сфера изучена и того меньше. Сейчас наблюдается заметный кризис в этнопсихологии. В связи с этим и проблема национальной нетерпимости практически не исследуется. Мы же в своей работе попробуем разобраться в глубинных аспектах данной проблемы.

Как уже было сказано выше, представитель любого этноса обычно стремится защитить честь и достоинство этого этноса, когда ему кажется, что таковые были каким-либо образом задеты. Зачастую, такая реакция этого представителя может быть и неадекватной, непропорциональной. Если цели как-то затронуть или оскорбить национальные чувства вовсе и не было. Но это было воспринято индивидом именно в таком ключе. И он может уже намеренно ответить в том же ключе. Что может породить конфликт на этнической почве. Но это не есть этнический конфликт в том понимании, в каком мы его привыкли воспринимать. Такое может возникнуть, скажем, в обычной повседневной беседе между обычными людьми, принадлежащими к разным национальностям. Обычно в таких случаях разногласия вскоре сглаживаются, то, насколько быстро это происходит, зависит от особенностей собеседников. Здесь, по сути, имело место случайное возникновение разногласий, усиленное этническим фактором.

В данном случае мы сталкиваемся с довольно распространённым явлением в нашей жизни, когда самой по себе национальной нетерпимости не проявляется, но межэтнические противоречия возникают. Казалось бы, причин не было. Но человек проявляет агрессию к своему собеседнику, к которому до этого он испытывал хорошие, либо же нейтральные чувства. В чём же причина?

Причина кроется, на наш взгляд, в том, что у любого индивида с самого начала заложены механизмы защиты своей этничности сходные с механизмами защиты личности. Поскольку, как уже говорилось, групповая идентичность основывается на механизме отождествления группы с собственной личностью члена группы, то, соответственно, и защитные механизмы у индивида и группы функционируют по сходным принципам.

Поэтому основой нашего подхода к изучению межнациональных отношений является модель, при которой этническую группу (народа или нации) можно приравнять к личности какого-либо индивида. И, соответственно, если каждый отдельно взятый индивид обладает своими психофизиологическими особенностями, отличающими его от остальных, то и каждая отдельно взятая этническая группа обладает этими особенностями, которые, в свою очередь, будут отличать её от других этнических общностей. У этнической общности, так же, как и у отдельно взятого человека, может быть свой психический склад, а соответственно и свой характер, своё мировоззрение, свои слабости и сильные стороны.

Разумеется, такой подход нужно использовать с учётом других особенностей человека: индивидуально-личностных, социально-групповых, особенностей семейного воспитания и т.п. Потому, что абсолютно все индивиды не могут полностью соответствовать особенностям своей группы, у них имеются, кроме того, и свои собственные отличительные особенности.

Данный подход очень близок к уже существующим концепциям национального характера, то его главное отличие заключается в том, что в нём в различных соотношениях используются и некоторые другие концепции или их элементы из различных разделов психологии, а не только из этнопсихологии. На наш взгляд, именно такое сочетание в подходе позволит наиболее достоверно и объективно рассмотреть поставленную проблему.

Как показывает практика, даже в обществе людей просвещённых, миролюбивых, и вообще толерантных во всех отношениях могут возникнуть националистические настроения. Как только происходящее начинает как-то задевать национально-патриотические чувства людей, они склонны проявлять эти настроения. Таким образом они стараются защитить достоинство своей нации (либо нации, к которой они очень хорошо относятся), а значит, и своё собственное тоже. По крайней мере, этим людям зачастую кажется, что это достоинство было ущемлено, и они непременно должны эту несправедливость исправить.

И тут, как раз таки, и срабатывает этот принцип принижения другой этнической общности с целью возвысить свою собственную (либо, опять же, другую нацию, к которой они очень хорошо относятся). Высвобождение негативным переживаниям даёт агрессия, направленная на «чужих». Исходя из этого, также можно предположить, что феномен национальной нетерпимости имеет весьма древнее происхождение.

Кроме того, существуют все основания полагать, что наиболее устойчивые и радикальные проявления национальной нетерпимости базируются на наличии комплекса неполноценности, который в свою очередь может накладываться на другие слабые стороны личности человека. В то время, как случайно возникшие нецеленаправленные проявления национальной нетерпимости, не имеющие серьёзных последствий для общества, чаще всего возникают вследствие совершенно различных причин. В таких случаях противоречия между людьми возникают чисто случайно и не имеют риска повториться и нанести какой-либо вред обществу.

Но в случае с людьми, имеющими стабильные националистические взгляды, наблюдается несколько иная картина. Эти группы людей обычно демонстрируют модели поведения, свидетельствующие о наличии у них комплекса неполноценности. Эти люди действительно склонны к формированию в своей среде группировок на основе каких-либо националистических идей, как радикальных, так и более-менее отвечающим требованиям общества. Хотя, требования общества, как мы уже отмечали, могут иногда вполне укладываться в наиболее радикальные формы проявления нетерпимости, таких, как шовинизм, этнократия и нациократия.

Но здесь и в дальнейшем, при рассмотрении подобных ситуаций, мы будем исходить из общепринятых норм общества, основанных на идеях гуманизма.

Нетрудно предположить, что ситуация обстоит ещё хуже в тех обществах, где националистические настроения широко распространены и являются чуть ли не главной основой собственного существования. Поэтому подобное явление очень часто используется влиятельными кругами общества в своих корыстных целях. Речь идёт, прежде всего, о политической сфере. Об этом нужно сказать отдельно. Политический фактор в таких вопросах зачастую упускается. Чего допускать нельзя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: