Психолого-педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста в онтогенезе.




 

Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.[58, С.4]

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов. [61, С.39]

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.[58, С.4]

Развитие речи в раннем детстве идет особенно интенсив­но. Освоение речи является одним из основных достиже­ний ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10— 20 лепетных слов, то к трем годам в его активном слова­ре насчитывается уже более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общест­венного опыта. Естественно, что взрослые, руководя вос­приятием ребенка, активно пользуются называнием свойств предметов.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью об­щения. Речь появляется для целей общения и развивает­ся в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воз­действии взрослого на ребенка. [43, С.3-4]

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. [8, С.12]

Хотя взрослым кажется, что усвоение ребенком речи носит спонтанный, хаотический характер, это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до трех лет традиционно разделяют на три основных этапа:

1) доречевой этап - от рождения до одного года, который делится на период гуления и период лепета;

2) дограмматический этап первичного освоения языка - от года до двух лет;

3) этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка. [18, С.9]

Условиями нормального, своевременного и правильного речевого развития ребенка являются его психическое и соматическое здоровье, нормальные умственные способности, нормальный слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение. [55, С.174]

Развитие речи ребенка состоит из двух равно важных компонентов: развитие понимания речи окружающих ребенка людей и производство собственной вокальной, позже речевой продукции. Надо помнить, что задержки и нарушения развития речи могут касаться одного из этих компонентов или их обоих. [37, п.2.2]

Современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь в качестве двух основных самостоятельных видов (Я. И.Жинкин,1964; А. Р.Лурия, 1948, 1962, 1975, 1979 и др.), которые характеризуются разным психологическим строением. [63, С.225]

Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.

Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии. [42, С.6]

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изоб­разить линейно: крики — гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ. [36, С.6]

Становление речиу ребенка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный процесс. При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения - физиологической эхолалии. Для того чтобы ребенок стал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции.

Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является подготовительным в развитии детской речи и разделяется на четыре этапа: I этап (0-3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций; II этап (3-6 месяцев) - время появления голосовых реакций, гуления, лепета; III этап (6-10 месяцев) - начало развития понимания речи, активного лепета; IV этап (10-12 месяцев) - время появления первых слов.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми.

Первые 4-5 месяцев жизни ребенка считаются периодом псевдоречевых звуков, нелокализованных и крайне неопределенных по артикуляции. Артикуляция, близкая к речевой возникает случайно в соединении с неречевыми «шумами».

К шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета), произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных органов и акцентом на первом слоге. [2, С.6]

В 6 месяцев ребенок уже произносит четыре и больше слогов подряд, постоянно «разговаривает» сам с собой и с другими. [3, С.61]

От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. [2, С.6]

Примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками: а-а-а, у-у-у. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (ба-баба, ма-ма-ма) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), би-би (машина), тик-так (часы). В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять—восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу (мама, дай). [62, С.50]

К концу первого года у ребенка появляются первые простые слова (дай, мама, баба), а также усеченные формы более сложных слов. [41, С.6]

Итак, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность, ребенок самостоятельно передвигается. На этом заканчивается доречевой период и дальше идет период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи. [2, С.7]

После года в речевом развитии детей появляется уже слишком много индивидуальных особенностей и своеобразия, так что как-то типизиро­вать его становится сложно. В целом к полугора годам у ребенка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения.

К двум годам ребенок должен произносить предложение из трех — четырех слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока еще далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла — куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьши­тельный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, на­сколько благоприятна речевая ситуация ребенка.

После двух лет нормально развивающийся ребенок уже хорошо по­нимает речь, правильно выполняет доступные инструкции. К трем годам у него должна сформироваться сложная (из нескольких слов), полноцен­ная, грамотно оформленная фраза с использованием предлогов, прила­гательных, наречий, местоимений, то есть почти всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдель­ных звуков: чаще всего [Р], (Л)шипящих и свистящих.

Таким образом, к трем годам становление речи ребенка в основном и в принципе завершается, и ее дальнейшее развитие заключается в по­степенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.

При нормально протекающем речевом развитии к началу второго года жизни ребенок должен достаточно хорошо понимать речь, которая каса­ется знакомых ему вещей и не выходит за рамки повседневной ситуации. Он должен уметь показать и дать вам предмет или игрушку, выполнить простое действие (встать, лечь, сесть, пойти и т.п.). Он должен понимать значение часто повторяющихся фраз (Пошли кушать. Идем гулять. Будем играть. Иди ко мне и т. п.).

В плане собственной речи у ребенка должны появиться некоторые слова (хотя бы несколько: мама, папа, тетя, дядя, баба и т.п., названия любимых игрушек). Он должен уметь отвечать: да и нет, а также владеть хотя бы двумя глаголами: дай и на (на — это, разумеется, не глагол, но это слово выполняет глагольную функцию). Слова ребенок может произно­сить очень несовершенно, твердые звуки заменять мягкими парами (на­пример: вместо дай — дяй, вместо на — ня и т. п.).

Но далеко не все дети вовремя достигают надлежащего уровня рече­вого развития. Часто приходится наблюдать, что первые слова у ребенка появляются в полтора, а то и в два года. Соответственно этому запаздывает и весь дальнейший ход речевого развития. Но к трем — трем с половиной годам ребенок должен нагнать упущенное. Если к этому времени его речь не достигнет нормальных показателей (характеристика речи трехлетних детей дается в следующем разделе), можно с большой вероятностью гово­рить о наличии у него общего недоразвития речи, или алалии (о том, как заниматься с такими детьми, описывается в последнем разделе книги).

Однако бывают случаи, когда речь у ребенка внезапно появляется примерно в три года, причем он сразу начинает говорить полной, раз­вернутой, грамотно оформленной фразой. Понимание речи у таких де­тей с самого начала бывает сформировано полностью. Такой тип развития встречается практически у одних только мальчиков и считается вариан­том нормы. [41, С.7]

Если к полутора годам малыш составлял в основном предложения из двух слов, то к концу второго года - из трех-четырех и более слов. Характерной особенностью ребенка этого возраста является потребность в речевом общении, а также накопление впечатлений, происходящее в предметной деятельности. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться и получить помощь он может, только овладевая речевым обращением. Это и является главным стимулом в усвоении речи.

Малыш задает вопросы типа "Что это?" Он умеет ответить на поставленный вопрос, пользуется фразами из двух слов и более, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

Ребенок четко произносит почти все гласные звуки, правильно выговаривает многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклицательные предложения). Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни во многом зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова, Катя) малыш правильно произносит все звуки; в то же время в словах, состоящих из трех и более слогов, он часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина - "паина", вместо велосипед - "апипед"). Пропуск звуков наблюдается и в словах со стечением согласных (два согласных звука находятся вместе). Например, ребенок произносит слово "дверь" как "вей" и т.д. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ребенок может произнести их правильно, в других - неправильно.

Если на первом году жизни малыша часто называют по имени, то на втором году он уже откликается на него. Он знает и правильно называет близких ему людей (мама, папа, баба), некоторые знакомые ему предметы, игрушки; может выполнить по просьбе взрослых несложные действия, простые поручения.

Ребенок этого возраста повторяет вслед за взрослым звуки, отдельные звукосочетания, слова - даже сложные - непонятные для него. Правда, у него это не всегда удачно получается - возникает множество забавных детских слов, которые так смешат и умиляют взрослых. Но уже к концу второго года жизни ребенок легко и правильно повторяет слова и фразы, состоящие из двух-трех и более слов.

Понимание речи взрослых к концу второго года жизни качественно меняется - речевые указания взрослых начинают регулировать поведение малыша. Так, ребенок уже понимает и может выполнить некоторые простые поручения.

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память.

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуются восприятие и память малыша. Он начинает запоминать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи. Быстро пополняется активный и пассивный словарь ребенка: к трем годам он достигает примерно 1000-1200 слов. Кроме существительных и глаголов, все чаще употребляются и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок начинает свободно связывать слова в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь не всегда правильна ("Мама, ты куда пося?"). В разговоре со взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать, что он видел. Малыш легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

На третьем году жизни ребенок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие звуки С, 3' и смягченное Ц "цяпля" вместо "цапля", звук Л'. Однако произношение многих звуков не совершенно, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка, губ еще недостаточна. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими по произношению. Так, вместо шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) малыш нередко произносит мягкие свистящие: "сяпка" (шапка), "зюк" (жук), "сяйник" (чайник), "сенок" (щенок), а иногда и звук Т: "тясы" (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: "сапка" (шапка). Вместо твердых свистящих звуков произносятся мягкие свистящие: "сянки" (санки), "зяйка" (зайка). Согласные Р, Р', Л отсутствуют или заменяются звуками Л', Й: "ыба" (рыба), "двель" (дверь), "мей" (мел). [18, С.72]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: