Лексика
Игрушки. Осень. Семья, Одежда. Обувь. Кухня (посуда, продукты питания)
Пассивный словарь
формировать умение слушать логопеда, реагировать на обращение, выполнять простые инструкции: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
учить понимать односложные вопросы: кто?, что? где? и односложные инструкции: «Дай», «Возьми», «Иди» и т.п.;
учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени.
Активный словарь
формирование простейшей лексики на материале звукоподражания. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» - поет мама. «У-у-у» - гудит поезд. «Уа-уа» - плачет малыш и т.п.;
следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету: ма- мама; Та – Тата; ля – Ляля; а также просьбы (на; дай).
Фонетико-фонематическая сторона речи
Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушек. Игры типа: «Угадай, где погремушка?», при этом перед логопедом два экрана и за одним из них погремушка;
развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучи?» - за экраном происходит звучание, а ребенок выбирает нужную игрушку из двух находящихся перед ним.
Общие речевые навыки
работа над спокойным и коротким вдохом (упражнения «Понюхаем цветок», «Душистое яблоко» и т.п.);
начало работы по воспитанию плавного вдоха и длительного выдоха (на счет о 2-3);
работа над силой голоса (тихо, громко). «Ляля плачет а-а-а» (тихо, громко)
Мимическая мускулатура
Начало работы над выразительностью мимики лица (упражнение «Сладко», «Кисло», «Горько»);
обучение надувать и втягивать щеки (упражнение «Толстячки-худышки»).
Мелкая моторика
нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук, игры с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой, с тестом, глиной. Упражнение «Переберем крупу» (используя фасоль, горох);
побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен.
Сенсорное воспитание
стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию;
совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;
развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);
развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?») При этом объекты перемещаются на глазах ребенка.
Этап (8 занятий) – январь-1-я половина февраля
Лексика
Зима. Зимние забавы. Новогодний праздник. Животные. Части тела. Домашние животные.
Пассивный словарь
Обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных – названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т.д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т.д.;
учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, свой, твой, такой;
закреплять умения выполнять простые инструкции;
учить соотносить предмет и его изображения;
учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражание взрослого: «Чу-чу-чу» - что это едет?», «Би-би» - а это что?», «Кто тебя зовет мяу?»
Активный словарь
совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум»,
побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу логопеда звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»;
формирование первых форм слов:
а) обучение воспроизведению по подражанию логопеду части некоторых слов, назначение предмета или действия словом, а не звукоподражанием;
б) отрабатывание произношения названий близких ребенку лиц (мама, папа, дядя, баба, тетя) и имена кукол (Катя, Тата, Ляля, Нина), а также просьбы (дай, на);
в) работа над расширением глагольного словаря, начиная с глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы (иди, сиди, беги; пить, играть, гулять и т.д.
двухсложные предложения:
а) вопросительное слово + именительный падеж существительного («Где Тата?» «Где мяч?»)
б) указательное слово + именительный падеж существительного («Это Миша», «Тут Ляля»)