Фонетико-фонематическая сторона речи




Ÿ развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;

Ÿ узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мышка пищит: «И-и-и»;

Ÿ развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх. Например, ребенок должен найти игрушку, ориентируясь на громкость звучания барабана (громко-близко, тихо-далеко). Другой вариант – дети встают в круг и за спиной передают друг другу колокольчик, водящий должен найти игрушку («Что гудит?» - в зависимости от громкости: далеко гудит большой пароход; тихо – маленький).

Мимическая мускулатура

Ÿ учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот – зевнуть, вытянуть губы – надуть, показать язычок – «а-а-а» - не болит ли горлышко;

Ÿ побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется; петушок гордо шагает; зайка прыгает;

Мелкая моторика

Ÿ развивать праксис позы при подражании движениям взрослого, конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «Кулачок», «Крыша», «Стульчик»);

Ÿ закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором);

Ÿ развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье», упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»)

Ÿ учить продевать глубокий шнур в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях);

Ÿ учить изображать точки заданной яркости, располагая их с различной частотой, учить изображать вертикальные и горизонтальные линии, затем вести линию в разных направлениях (при этом целесообразно использовать приемы копирования, ободки, рисование по опорам, рисование по ограниченной поверхности, произвольное рисование линий с игровой мотивацией, дорисовывание по опорным точкам, раскрашивание листа без ограничения поверхности в разных направлениях).

Сенсорное воспитание

Ÿ развивать тактильный гнозис, учить ощупывать предметы, обводить пальцем его контур;

Ÿ развивать стереогноз, упражнять в узнавании предметов на ощупь, разных по величине и форме (мяч, киска, палочка). Можно предлагать игры с «Чудесным мешочком»: «Найди свою игрушку», «Чей платочек?» и игры с «почтовым ящиком» на ощупь.

Ÿ учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета;

Ÿ совершенствовать соотносящие действия в играх с пирамидкой, матрешкой, учить собирать пирамидку из 3-х колец с учетом величины, разбирать и складывать 2-х составную матрешку;

Ÿ учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель;

Ÿ совершенствовать орудийные действия в проблемных ситуациях: «Протолкни шарик», «Почини машину»;

Ÿ совершенствовать зрительно моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем. Взрослый комментирует и обобщает действия ребенка, называя крупные и мелкие детали предметов, их величину и форму;

Ÿ учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их;

Ÿ учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата;

Ÿ учить выполнять конструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому применению примеривания, сличения. Взрослый сопровождает ребенка речью, обобщает их, прибегая к опредмечиванию: «Молодец, у меня окошко (квадрат) и у тебя, они одинаковые». Для практического ознакомления с формой используются «Доска Сегена», коробка форм («Почтовый ящик»), а затем плоскостные матрицы-трафареты и вкладыши к ним в виде предметных и геометрических фигур;

Ÿ следует учить воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один – много;

Ÿ учить собирать разрезные картинки без фона, развивать целостное восприятие;

Ÿ составлять фигурки из счетных палочек или спичек по образцу (из 2-3-х штук);

Ÿ совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.

 

Приложение 1

План занятий по обследованию речи детей

Занятие

1) Повторить за логопедом: Кукла плачет: «А-а-а!»(1 проба)

2) поднять брови вверх («удивиться»); (1 проба)

3) показать стол, игрушки, окно; (3 пробы)

4) назвать предметы, картинки по темам «Игрушки» - кукла, мишка, машина; «Посуда» - чашка, ложка, тарелка. (2 пробы);

Занятие

1) Повторить за логопедом: Поезд гудит: «У-у-у!» (1 проба)

2) нахмурить брови («рассердиться»); (1 проба)

3) показать на картинке нос, ухо, глаз; (3 пробы)

4) назвать предметы, картинки по теме «Одежда» - шапка, варежки, рубашка, платье (1 проба)

Занятие

1) Повторить за логопедом: Мышка пищит: «И-и-и». (1 проба)

2) прищурить глаза; (1 проба)

3) показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест, пьет;(5 проб);

4) назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет, рисует (4 пробы);

Занятие

1) Повторить за логопедом: Заблудились в лесу: «Ау!» (1 проба)

2) надуть щеки («толстячок»); (1 проба)

3) выполнить поручения по речевой инструкции «Возьми куклу», «Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу», «Уложи куклу спать» (5 проб);

4) назвать предметы, картинки по теме «Животные» - собака, кошка, корова, ослик (1 проба)

Занятие

1) Повторить за логопедом: Ребенок плачет: «Уа!» (1 проба)

2) втянуть щеки («худышка»); (1 проба)

3) показать на картинках: чашка - чашки, гриб – грибы (2 пробы)

4)назвать предмет во множественном числе: стол – столы, мяч -мячи, кукла – куклы, рука – руки, шар – шары, глаз - глаза (6 проб)

Занятие

1)Повторить за логопедом: Ослик кричит: «Иа!» (1 проба)

2) губы - «улыбка», «трубочка»; (1 проба)

3)показать на картинках: кукла - куклы, мяч – мячи (2 пробы)

4)назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку»);(4 пробы)

Занятие

1) Повторить за логопедом: Собака лает: «Ав!» (1 проба)

2)язык- широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»; (1 проба)

3) показать на картинках: дом - домик, ложка – ложечка

4) Назвать по картинкам: Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы) Это машинка кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца) (4 пробы)

Занятие

1) Повторить за логопедом: Кошка мяукает: «Мяу». (1 проба)

2) мягкое небо - широко открыть рот и зевнуть (1 проба)

3) показать на картинках: мяч - мячик, кукла – куколка (2 пробы)

4) Назвать маленький предмет по картинкам:

стол - столик нос-...

дом -... ложка -...

кукла -... кровать -...(6 проб)

 


[1] С - согласный звук, Г - гласный звук) (на), СГ—СГ (ма-ма)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: