Ÿ развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков);
Ÿ обучение определению направления звучания игрушки.
Общие речевые навыки
Ÿ продолжать работу над длительным и плавным выдохом (на счет до 3-х)
Ÿ закрепление работы над силой голоса (тихо-громко);
Ÿ работа над модуляцией голоса, используя звукоподражание домашним животным и птицам (гусь: га-га-га (низко); гусенок: га-га-га (высоко)).
Мимическая мускулатура
Ÿ учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.д.);
Ÿ упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить лоб;
Ÿ понимать жесты и выразительные движения.
Мелкая моторика
Ÿ развивать моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью;
Ÿ учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять дугообразные, а также кругообразные движения рукой («Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «Барашек», при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно;
Ÿ при выполнении соотносящихся действий в дидактических играть развивать точность движений рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторную координацию;
Ÿ совершенствовать хватание щепотью, указательным и большим пальцем в играх на сортировку, переноску;
Ÿ учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используется доска Сегена, матрицы);
Ÿ тренировать мускулатуру кисти руки (выжимание пористых губок);
Сенсорное воспитание
Ÿ вырабатывать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств (ребенок выполняет инструкции типа: «Дай такую же игрушку», «Найди одинаковые мячи», взрослый комментирует действия ребенка и подводит итог: «Правильно, это одинаковые мячи, у тебя такой же как мой»)
Ÿ учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой, маленький);
Ÿ развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);
Ÿ развивать пространственные ориентировки, прежде всего ребенка следует учить ориентировке в собственном теле по подражанию: «Покажи, где у тебя головка, ручки, ножки». Аналогично ребенок узнает части тела при предъявлении куклы;
Ÿ учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине;
Ÿ упражнять в захватывании и переносе предметов разных по величине и форме («Собери маленькие мячики», «Собери кубики; колечки» и т.д.).
Этап (2-я половина февраля- март)
Лексика
Предметы туалета. Купание куклы (закрепление темы «Части тела», «Одежда»)
Мебель. Транспорт (машина, поезд, самолет, пароход).
Пассивный словарь:
Ÿ узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными;
Ÿ учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка;
Ÿ отрабатывать понимание двухступенчатых инструкций логопеда (игра «Поручение», «Подойди ко мне и возьми куклу»);
Ÿ работа над пониманием грамматических форм слов:
а) единственное и множественное число существительных и глаголов (покажи, где мишка (мишки), спит (спят));
б) уменьшительно-ласкательная форма существительных (покажи, где ведро – ведерко, тапки – тапочки);
в) понимать двухсложные сочетания с прилагательными («серый зайка»); с наречиями («громко плачет», «тихо пищит»)
Активный словарь:
Ÿ учить употреблять слова, простые по слоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А.К.Марковой), названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны;
Ÿ побуждать к высказыванию просьб («дай», «еще», «покажи»), выражению своего состояния, потребностей глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять») и междометиями: «Ах», «Ну», «Вот»);
Ÿ учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»);
Ÿ учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушая кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже;
Ÿ словарь расширять за счет понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой-маленький) в начальной форме;
Ÿ учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двухсоставные нераспространенные предложения («Я иду», «Собачка лает»), распространять фразу за счет звукоподражаний (Киска мяукает «Мяу»).
Общие речевые навыки
Ÿ продолжение работы над длительностью и плавностью выдоха;
Ÿ работа над силой голоса (тихо-громко) с использованием звукоподражаний;
Ÿ работа над модуляцией голоса (высоко-низко).