Педагогическая работа по преодолению речевых нарушений у детей раннего возраста с задержкой речевого развития




Посмотрите рекомендации Е.Янушко «Помогите малышу заговорить», методические пособия Самойловой И.М. «Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта», Кирилловой Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Белошеиной Е.А. «Логопедические занятия с малышами», Блинковой Т.М. «Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет» и др.

Основной целью работы с детьми стимулирование речевого развития.

Задачи:

–– установить эмоциональный контакт с ребенком

–– развивать навыки речевого общения

–– развивать мелкую моторику

–– развивать слуховое, зрительное восприятие

–– развивать подвижность органов артикуляции

–– развивать дыхание

При работе с детьми раннего возраста мы придерживались следующих принципов:

–– принцип опоры на различные анализаторы

–– принцип учета зоны ближайшего развития

–– принцип наглядности

–– принцип усложнения материала

–– принцип реализации деятельностного подхода

–– учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов содержания

В работе с детьми раннего возраста используются следующие приемы:

–– показ и рассматривание предмета

–– выполнение действий с предметом

–– повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений

–– вопросы-ответы

–– опосредованное общение через куклу

–– многократное проговаривание речевого материала

–– комментирование действий

Логопедические занятия организуются в виде игры, однако они имеют определенную структуру:

–– вводно-мотивационная часть

–– игры на развитие лексического запаса и фразовой речи

–– пальчиковая гимнастка

–– упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия

–– артикуляционная гимнастика

–– дыхательная гимнастика

Важный период в логопедической работе с детьми раннего возраста – установление эмоционального контакта.

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, создания установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность. Добиться доверия ребенка помогают такие игры, как «Спрячь меня, «Домик», «Хлопушки», «Ладушки» и т.д. например, в игре «Спрячь меня» логопед предлагает послушать веселую подвижную музыку: солнышко светит, птички поют. Ребенок танцует вместе с логопедом, взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей площадке кабинета. Музыка резко прекращается – налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли – ребенок прячется в объятиях логопеда.

Ведущие исследователи в области логопедии, специальной психологии, нейропсихологии (Л. С. Выготский, А.П. Усова, А.В. Запорожец и др.) утверждают, что сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве.

Поэтому детям предоставляется возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т.д.). Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы. В процессе предметной деятельности у детей развивается мелкая моторика. В этом нам помогают шнуровки и сухие бассейны. Использование сухих бассейнов с разными наполнителями не только повышает интерес к занятию, но и массирует руку малыша, развивает его тактильные ощущения.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание), слышать и различать звуки – важная способность человека, которую необходимо развивать. [11, С. 59]. Формирование речевого восприятия начиналось с неречевых звуков – шума падающих листьев, капель дождя за окном; звучания музыкальных инструментов; голосов животных и птиц; звуков, которые издают предметы и материалы (стук молотка, тиканье часов…).

Когда дети с легкостью определяют звучащие предметы, приступаем к изучению звуков речи, в таких играх как: «Кто там?», «Кто позвал?», «Покажи игрушку» и т.д.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Если же начинать «играть» в артикуляционную гимнастику с ребенком, начиная с 2 лет, это станет серьезной профилактика речевых нарушений. Необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой ребенка.

Для этого используются занимательные стихи к каждому упражнению, которые не только помогают легче запомнить упражнения, но и создают веселое легкое настроение!

Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Слова выговариваются на выдохе.

Многим деткам не удается говорить длинными фразами, во время разговора у них слабенький вдох и короткий выдох. Поэтому очень полезны игры на развитие дыхания, такие как: «Лети бабочка», «Снежинки», «Перышко» и другие.[54, С.72.]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: