Контроль государства за оборотом наркотических средств и в сфере охраны общественной нравственности




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра административного права и административной деятельности ОВД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры АП и АД ОВД

подполковник полиции

 

Ю.Н. Калюжный

«____» _____________ 2012 г.

 

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Административная деятельность ОВД»

Тема № 27

«Предупреждение и пресечение органами внутренних дел правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность»

(специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность)

 

 

2 часа

 

 

Орел

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
1. Контроль государства за оборотом наркотических средств и в сфере охраны общественной нравственности
2. Правовые основы деятельности органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения полицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств.
3. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности
4. Особенности административных правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Заключение

Литература

 

Мультимедийное оборудование.

 

Рецензенты:

Жуков А.С. – начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления Управления МВД России по Орловской области подполковник полиции;

Зиборов О.В. – к.ю.н., доцент кафедры ОД ГИБДД Орловского юридического института МВД России подполковник полиции

 

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры АП и АД ОВД

полковником полиции Е.С.Лимаревой

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«22 » февраля 2012 г. Протокол № 4

 

Введение

Цели лекции: ознакомить Вас с понятием и назначением административной деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Научить анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы лекции, высказывать и обосновывать своё мнение.

Лекция носит и воспитательные цели:формирование у Вас профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности органов внутренних дел по рассматриваемому направлению; таких качеств, как гуманизма, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.

Необходимо обратить Ваше внимание, что необходимость государственного регулирования отношений, возни­кающих в сфере оборота наркотических средств, в том числе установления ответственности за незаконные действия в этой сфере, вытекает из между­народно-правовых обязательств Российской Федерации.

Для обеспечения общегосударственного подхода к регулированию оборота наркотических средств постановлением Верховного Совета Рос­сийской Федерации от 22 июля 1993 г. утверждена Концепция государст­венной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. В Концепции ставится задача детально урегулировать порядок оборота наркотических средств, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть нормы об ответственности за связанные с ними правонару­шения, внедрить систему мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков, а также разработке правовых основ сотрудниче­ства с зарубежными и международными организациями, занимающимися борьбой с наркобизнесом.

В целях реализации указанных Концепцией направлений и установ­ления правовых основ государственной политики в сфере оборота нарко­тических средств, а также противодействия их незаконному обороту, охра­ны здоровья граждан, обеспечения государственной и общественной безо­пасности на протяжении пяти лет велась разработка проекта федерального закона, призванного комплексно решить проблемы, связанные с оборотом наркотических средств. Результатом этой работы явился Федеральный за­кон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08 января 1998 г., закрепивший организационные основы деятельности в сфере обо­рота наркотических средств, психотропных веществ и в области противо­действия их незаконному обороту; организационно-правовые основы про­тиводействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и наркологической помощи больным наркоманией.

В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств.

В Законе (ст. 1) «наркотические средства» определяются как вещест­ва синтетического или естественного происхождения, препараты, расте­ния, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных ве­ществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.

Правовое регулирование оборота наркотических средств и противо­действия их незаконному обороту имеет комплексный характер и интегри­рует нормы различных отраслей права. Это обусловлено многообразием общественных отношений, возникающих в данной сфере, для упорядоче­ния которых требуется использование разнообразных методов, свойствен­ных различным отраслям права.

Контроль государства за оборотом наркотических средств и в сфере охраны общественной нравственности

Одной из главных задач государства является охрана общественных
отношений, складывающихся в области охраны здоровья, благополучия населения и общественной нравственности.

Необходимость государственного регулирования отношений, возникающих в сфере оборота наркотических средств, в том числе установления ответственности за незаконные действия в этой сфере, вытекает из международно-правовых обязательств Российской Федерации[1].

Для обеспечения общегосударственного подхода к регулированию оборота наркотических средств постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации[2]. В Концепции ставилась задача детально урегулировать порядок оборота наркотических средств, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть нормы об ответственности за связанные с ними правонарушения, внедрить систему мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков, а также разработке правовых основ сотрудничества с зарубежными и международными организациями, занимающимися борьбой с наркобизнесом.

В целях реализации задач, определенных вышеуказанной Концепцией, в России велась работа по разработке нормативно-правовой базы, результатом которой явился Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[3], он закрепил организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту; организационно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и наркологической помощи больным наркоманией.

В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных
веществах» впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств. Уточнение терминологии важно не только для развития юридической науки, но и в связи с необходимостью правильной квалификации правонарушений в сфере оборота наркотических средств, проведения экспертиз, разработки тактики расследования, решения вопросов предупреждения преступлений.

В статье 1 указанного Закона наркотические средства определяются как вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

Официальный список и точные названия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»[4].

В зависимости от применяемых государством мер контроля действуют следующие списки:

– список № 1, включающий наркотические средства и психотропные
вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

– список № 2, включающий наркотические средства и психотропные
вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

– список № 3, включающий психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

– список № 4, включающий список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» заметна терминологическая несогласованность с уже действующими законами. В частности, в ст. 5 указанного акта перечисляются основные виды деятельности, на которые распространяется монополия государства, например, культивирование растений. Между тем в ч.1 ст. 231 УК РФ — «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества» — помимо слова «культивирование» упоминается (как самостоятельные понятия) «посев» или «выращивание наркотикосодержащих культур». Следовательно, получается, что посев или выращивание, не оговоренные ни в ст. 1, ни в ст. 5 Федерального закона, где приводятся основные понятия, как бы ни подпадают под государственную монополию и находятся в сфере иного, законодательно не очерченного круга деятельности. Указанные противоречия должны быть устранены.

Правовое регулирование оборота наркотических средств и противодействия их незаконному обороту имеет комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Это обусловлено многообразием общественных отношений, возникающих в данной сфере, для упорядочения которых требуется использование разнообразных методов, свойственных различным отраслям права.

Например, порядок приема гражданина на работу, связанную с оборотом наркотических средств, регулируется сразу несколькими отраслями права. Во-первых, это реализация гражданином конституционного права на труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации). Во-вторых, прием на работу регулируется трудовым законодательством. В-третьих, оформление допуска к работе с наркотическими средствами, а также контроль за деятельностью, связанной с наркотическими средствами, регламентируются административно-правовыми нормами. В-четвертых, в случае совершения правонарушений в сфере оборота наркотических средств гражданин привлекается к административной или уголовной ответственности.

Деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая в соответствии с административно-правовым законодательством, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», — и иных субъектов по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оборота наркотических средств путем проведения надзорно-охранных мероприятий в отношении каких-либо лиц или объектов, применения мер убеждения, психического или физического принуждения может рассматриваться как административно-правовой контроль за оборотом наркотических средств.

Органы исполнительной власти осуществляют административно-правовой контроль за:

1) оборотом наркотических средств;

2) допуском лиц к работе с наркотическими средствами.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств образован Государственный антинаркотический комитет[5]. Председателем комитета по должности является директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Государственный антинаркотический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

Основными задачами антинаркотического комитета являются:

1) подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области, а также представление ежегодных докладов о деятельности Комитета;

2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

3) разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в этой области;

4) участие в международном сотрудничестве в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе в подготовке проектов международных договоров РФ;

5) решение иных задач, предусмотренных законодательством РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» основа контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — закрепление государственной монополии на все виды оборота наркотиков и установление механизма государственного лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств. Целью контроля, осуществляемого уполномоченными государственными органами, является обеспечение личной безопасности граждан, их жизни, здоровья и общественной безопасности.

Законом определено, что деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку.

Порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, определен постановлениями Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 648[6] «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»[7], от 07 апреля 2008 г. № 249 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Таким образом, лицензирование оборота наркотических средств фактически является предварительным контролем, служащим средством охраны прав и свобод граждан. По существу, органы, выдающие лицензию, должны рассматриваться гарантами того, что лицензируемая деятельность не нанесет ущерба личной и общественной безопасности.

Контроль за допуском лиц к работе с наркотическими средствами
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определил, что оборот наркотических средств является ограниченным. Следовательно, и круг субъектов, имеющих доступ к наркотическим средствам, тоже должен быть ограничен.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утверждены постановлением Правительства РФ от 06 августа 1998 г. № 892[8].

Согласно п.п. 6, 7 указанных Правил, руководитель организации или
лицо, его замещающее, направляет соответствующие запросы в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения этой организации с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами, и в учреждение здравоохранения по месту жительства этого лица.

Направлять граждан в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждения здравоохранения за требуемыми документами не допускается.

На основании полученных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений здравоохранения данных управлением (отделом) кадров, а в случае их отсутствия — работником, ведущим кадровую работу в организации, составляется письменное заключение о возможности допуска лица к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, которое утверждается руководителем организации или лицом, его замещающим. До утверждения этого документа подписание трудового договора (контракта) не допускается.

Гражданин вправе обжаловать в установленном порядке отказ в допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Трудовой договор (контракт) с лицом, допущенным к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, может быть расторгнут в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при выяснении обстоятельств, предусмотренных п. 4 Правил, а именно:

– лицо не достигло 18-летнего возраста;

– лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации;

– лицу предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– лицо страдает наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом;

– лицо признано в установленном порядке непригодным к
выполнению работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Во исполнение ст. 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принят приказ ФСКН РФ от 08.12.2008 № 450 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ"[9].

Одним из оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий является сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей (п. 6 ст. 7).

В результате проведения проверочных мероприятий выясняются различные вопросы: имеет ли лицо непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление, либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации; предъявлялось (предъявлено) ли обвинение в совершении преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; не подготавливает ли лицо совершение преступления; уточняются отдельные вопросы анкеты и т. д.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет порядок оборота не только наркотических средств и психотропных веществ, но и их прекурсоров, аналогов. Следовательно, должна быть предусмотрена процедура допуска к работе с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, аналогами наркотических средств и психотропных веществ. Однако анализируемые Правила устанавливают допуск только к работе с наркотическими средствами и психотропных веществами, что не соответствует требованиям Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Отсутствие надлежащего правового регулирования в указанной сфере негативно отражается на качестве контроля за оборотом наркотических средств и снижает уровень противодействия их незаконному обороту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: