Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности.




Важнейшим средством правового противодействия правонарушени­ям в сфере общественной нравственности является административное за­конодательство. Ключевым нормативным правовым актом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В гл. 6, предусматривающей ответственность за административные право­нарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое бла­гополучие населения и общественную нравственность, содержатся составы правонарушений в сфере оборота продукции, оказания услуг сексуального характера.

Административными правонарушениями в сфере общественной нравственности являются: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП РФ); занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).

Объектом данной группы правонарушений является общественная нравственность. Опасность для общества правонарушений посягающих на общественную нравственность состоит в том, что они подрывают ус­тои общества и могут стать причиной распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Объективная сторона правонарушений посягающих на обществен­ную нравственность выражается в действиях лица: по сокрытию источ­ника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП РФ); в занятии прости­туцией, т.е. в систематическом или неоднократном (более 2 раз в тече­ние г.) вступлении женщин или мужчин в беспорядочные половые связи за материальное вознаграждение (деньги, вещи, ценности, спирт­ные напитки) (ст. 6.11 КоАП РФ); по извлечению дохода из заработка лица, занимающего проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения являются мужчины и женщины, достиг­шие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона выражается в умысле, желании сокрыть ис­точник заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью, получить вознаграждение за вступление в половую связь или извлечь доход от проституции другого лица. При отсутствии этих целей нет состава пра­вонарушений предусмотренных ст.ст. 6.1, 6.11, 6.12 КоАП РФ.

Следует обратить внимание на то, что при занятии проституцией ли­цо добровольно совершает данное противоправное действие. За вовле­чение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, путем обмана, шантажа установлена уголовная ответ­ственность по ст. 240 УК РФ.

Если же извлечение доходов от занятия проституцией другого лица связано с организацией или содержанием притонов для содержания проституток, то наступает уголовная ответственность по ст. 241 УК РФ.

Протоколы по данным правонарушениям составляют должностные лица ОВД (полиции), а рассмотрение дел об административных право­нарушениях отнесено к компетенции суда.

Основным звеном в системе предупреждения и пресечения правона­рушений в сфере общественной нравственности являются органы внут­ренних дел.

Традиционно в системе органов внутренних дел сдерживанием правонарушений в сфере общественной нравственности занимаются различные службы и подразделения: уголовный розыск, участковые уполномоченные полиции, подразделения по делам несовершеннолетних, миграционная служба. Также на борьбу с подобными антисоциальными явлениями ориентирована и патрульно-постовая служба.

Подразделения полиции несут основное бремя в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере общественной нравственности. Это связано с тем, что преодоление указанной группы правонарушений возможно лишь при проведении крупномасштабных профилактических мероприятий. Профилактические меры являются наиболее эффективным средством сдерживания правонарушений в сфере общественной нравственности, поскольку основываются прежде всего на воспитании, предупреждении фактов совершения правонарушений в сфере оборота продукции и оказания сексуальных услуг, выявлении и пресечении причин и условий, способствующих их совершению.

Деятельность участковых уполномоченных полиции в предупрежде­нии и пресечении правонарушений в сфере общественной нравственности предполагает обеспечение полного контроля за территорией своего обслу­живания в целях недопущения занятия проституцией, получения дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. При этом особое внимание участковый уполномоченный полиции уделяет пресечению функционирования притонов для занятий проституцией на вверенном ему участке, которые могут быть скрыты в ча­стных квартирах, домах, культурно-досуговых центрах, банях, саунах. При выявлении указанных правонарушений участковый уполномоченный полиции принимает к совершившим их лицам в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

Большая роль в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере общественной нравственности принадлежит подразделениям по де­лам несовершеннолетних, поскольку у несовершеннолетних граждан в си­лу их возраста отсутствуют четкие жизненные приоритеты, достаточная ориентация на моральные ценности, существующие в нашем обществе. В формировании этих позиций ведущее место занимает потребность в самоутверждении, выражающаяся в стремлении подростков к самостоятельности, независимости, участию наравне с взрослыми в различных видах деятельности.

Психологами установлено, что основной сферой самоутверждения трудновоспитуемых, социально запущенных подростков становятся не­формальные группы сверстников, вначале досуговые, а затем и кримино­генные. Утверждение в этих группах происходит ложными, асоциальными способами, выражающимися в совершении аморальных, а в дальнейшем и противоправных действий.

Особую роль в деятельности подразделений по делам несовершен­нолетних по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере об­щественной нравственности занимает проведение с подростками профи­лактических мероприятий. Несовершеннолетние представляют собой пи­тательную среду для криминального «секс-бизнеса», и правильная поста­новка профилактической работы инспектором по делам несовершеннолет­них на участке будет способствовать формированию положительных соци­альных установок у конкретного подростка. Здесь необходимо говорить не только об обще профилактических мероприятиях (чтение лекций, встречи с сотрудниками органов внутренних дел, социальными педагогами и т. д.), но и об индивидуально-профилактических мероприятиях с несовершенно­летним. В ходе индивидуально-профилактической работы целью является выявление причин и условий, породивших противоправное поведение не­совершеннолетнего, и устранение этих причин и условий для обеспечения правомерного поведения.

Для систематизации информации, необходимой для индивидуально-профилактического воздействия в отношении указанной категории несо­вершеннолетних, сотрудниками подразделений по делам несовершенно­летних ведется учет несовершеннолетних, занимающихся проституцией.

На патрульно-постовую службу также возлагаются задачи по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности. Таковыми задачами являются: предотвращение и пресе­чение преступлений и административных правонарушений, выявление об­стоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своих прав принятие мер к устранению данных обстоятельств; выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в занятие проституцией, и инфор­мирование о них участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних.

В последнее время увеличилось количество случаев привлечения к ответственности за занятие проституцией иностранных граждан (как пра­вило, жителей ближнего зарубежья). В связи с этим значительно повышается роль Федеральной миграционной службы России в области предупреждения и пресечения правонарушений в сфере общественной нравственности. Одной из задач подразделений миграции субъекта Российской Федерации является осуществление иммиграционного кон­троля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Взаимодействие органов внутренних дел с заинтересованными органами в сфере охраны общественной нравственности и здоровья населения

Для достижения реальных успехов в организации деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности необходима консолидация всех органов, общественных объединений, имеющих отношение к данной области. Правонарушения в сфере общественной нравственности - это комплексная проблема, для решения которой необходимо задействовать все имеющиеся возможности по профилактике и предупреждению негативных последствий этих правонарушений. Проблема сдерживания правонарушений в сфере общественной нравственности и смягчения их социально-негативных последствий включает в себя социально-экономические, правовые, психологические, этические, организационные аспекты. Поэтому преодоление проституции и правонарушений, ей сопутствующих, только лишь мерами государственно-принудительного характера не может принести желаемого результата. Отсюда вытекает повышенная значимость государственных мер, целью которых является улучшение обстановки в сфере общественной нравственности (социальные программы и т. д.).

Изучение современной правоприменительной практики позволяет выделить наиболее приоритетные направления взаимодействия органов внутренних дел (полиции) в сфере предупреждения и пресечения правона­рушений в области общественной нравственности.

Среди них важнейшим является взаимодействие с экспертными структурами, осуществляющими оценку распространяемой продукции, оказывае­мых услуг и проводимых зрелищных мероприятий сексуального характера.

Данные структуры в соответствии с нормативными правовыми акта­ми субъектов Российской Федерации, регламентирующими их деятель­ность, хотя и носят разные наименования, но в своей деятельности пре­следуют следующие цели:

- дать профессиональную оценку исследуемому материалу;

- изложить обоснование к ней;

- сформулировать соответствующие рекомендации по фактам про­паганды порнографии и эротики, если они наносят вред общественной нравственности.

Таким образом, экспертные комиссии являются органами, осуществ­ляющими:

- классификацию предметов на эротические и неэротические;

- разработку критериев порнографических предметов, содержащих сексуальную информацию, и конкретных методик по проведению соответ­ствующих исследований;

- анализ процессов, протекающих в сфере общественной нравст­венности, и разработку рекомендаций для областных и местных органов власти по их правовому регулированию;

- подготовку проектов нормативных актов, затрагивающих сферу оборота продукции, оказания услуг и проведения зрелищных мероприятий.

Экспертные комиссии по оценке характера распространяемой и де­монстрируемой продукции образовываются, как правило, при комитетах по культуре и искусству, комитетах по печати и средствам массовой ин­формации администраций городов и областей. Они состоят из специали­стов в области юриспруденции, искусствоведения и сексопатологии, кото­рые определяют, является ли конкретная продукция порнографической, эротической или научным (публицистическим) материалом.

Выводы экспертной комиссии оформляются в письменном виде в форме заключений экспертов.

Другим основным звеном взаимодействия органов внутренних дел (полиции) в рассматриваемой сфере являются территориальные органы здравоохранения.

Взаимодействие с органами здравоохранения является важнейшим средством охраны граждан от венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции, а также здоровья самого нарушителя. В соответствии с Основами законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представи­телей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, пред­ставляющими опасность для окружающих, на основаниях и в порядке, ус­тановленных законодательством Российской Федерации. На сегодня во­прос о прохождении медицинского освидетельствования решается в соот­ветствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефи­цита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ.

Основными формами взаимодействия органов внутренних дел (полиции) с территориальными органами здравоохранения являются:

- направление на медицинское освидетельствование лиц, привле­ченных к ответственности за совершение правонарушений в сфере обще­ственной нравственности;

- обмен информацией относительно количества лиц, состоящих на учете в венерологических диспансерах;

- участие в совместных семинарах, конференциях по вопросам пре­дупреждения и пресечения распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Органы внутренних дел в своей деятельности по преду­преждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравст­венности также осуществляют взаимодействие с различными негосударст­венными, общественными объединениями, целью деятельности которых является профилактика заболевания СПИДа. В своей деятельности органы внутренних дел (полиция) и общест­венные объединения:

- обмениваются информацией относительно состояния заболевае­мостью СПИДом (ВИЧ-инфекцией) на данной территории;

- проводят совместные совещания, семинары, конференции, посвя­щенные вопросам профилактики и пресечения заболевания СПИДом (ВИЧ-инфекцией);

- проводят совместные профилактические мероприятия (встречи, лекции) с гражданами, трудовыми коллективами;

- оказывают друг другу необходимую методическую помощь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: