Важнейшим средством правового противодействия правонарушениям в сфере общественной нравственности является административное законодательство. Ключевым нормативным правовым актом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В гл. 6, предусматривающей ответственность за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, содержатся составы правонарушений в сфере оборота продукции, оказания услуг сексуального характера.
Административными правонарушениями в сфере общественной нравственности являются: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП РФ); занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).
Объектом данной группы правонарушений является общественная нравственность. Опасность для общества правонарушений посягающих на общественную нравственность состоит в том, что они подрывают устои общества и могут стать причиной распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Объективная сторона правонарушений посягающих на общественную нравственность выражается в действиях лица: по сокрытию источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП РФ); в занятии проституцией, т.е. в систематическом или неоднократном (более 2 раз в течение г.) вступлении женщин или мужчин в беспорядочные половые связи за материальное вознаграждение (деньги, вещи, ценности, спиртные напитки) (ст. 6.11 КоАП РФ); по извлечению дохода из заработка лица, занимающего проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).
|
Субъектом правонарушения являются мужчины и женщины, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона выражается в умысле, желании сокрыть источник заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью, получить вознаграждение за вступление в половую связь или извлечь доход от проституции другого лица. При отсутствии этих целей нет состава правонарушений предусмотренных ст.ст. 6.1, 6.11, 6.12 КоАП РФ.
Следует обратить внимание на то, что при занятии проституцией лицо добровольно совершает данное противоправное действие. За вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, путем обмана, шантажа установлена уголовная ответственность по ст. 240 УК РФ.
Если же извлечение доходов от занятия проституцией другого лица связано с организацией или содержанием притонов для содержания проституток, то наступает уголовная ответственность по ст. 241 УК РФ.
Протоколы по данным правонарушениям составляют должностные лица ОВД (полиции), а рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда.
Основным звеном в системе предупреждения и пресечения правонарушений в сфере общественной нравственности являются органы внутренних дел.
Традиционно в системе органов внутренних дел сдерживанием правонарушений в сфере общественной нравственности занимаются различные службы и подразделения: уголовный розыск, участковые уполномоченные полиции, подразделения по делам несовершеннолетних, миграционная служба. Также на борьбу с подобными антисоциальными явлениями ориентирована и патрульно-постовая служба.
|
Подразделения полиции несут основное бремя в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере общественной нравственности. Это связано с тем, что преодоление указанной группы правонарушений возможно лишь при проведении крупномасштабных профилактических мероприятий. Профилактические меры являются наиболее эффективным средством сдерживания правонарушений в сфере общественной нравственности, поскольку основываются прежде всего на воспитании, предупреждении фактов совершения правонарушений в сфере оборота продукции и оказания сексуальных услуг, выявлении и пресечении причин и условий, способствующих их совершению.
Деятельность участковых уполномоченных полиции в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере общественной нравственности предполагает обеспечение полного контроля за территорией своего обслуживания в целях недопущения занятия проституцией, получения дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. При этом особое внимание участковый уполномоченный полиции уделяет пресечению функционирования притонов для занятий проституцией на вверенном ему участке, которые могут быть скрыты в частных квартирах, домах, культурно-досуговых центрах, банях, саунах. При выявлении указанных правонарушений участковый уполномоченный полиции принимает к совершившим их лицам в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
|
Большая роль в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере общественной нравственности принадлежит подразделениям по делам несовершеннолетних, поскольку у несовершеннолетних граждан в силу их возраста отсутствуют четкие жизненные приоритеты, достаточная ориентация на моральные ценности, существующие в нашем обществе. В формировании этих позиций ведущее место занимает потребность в самоутверждении, выражающаяся в стремлении подростков к самостоятельности, независимости, участию наравне с взрослыми в различных видах деятельности.
Психологами установлено, что основной сферой самоутверждения трудновоспитуемых, социально запущенных подростков становятся неформальные группы сверстников, вначале досуговые, а затем и криминогенные. Утверждение в этих группах происходит ложными, асоциальными способами, выражающимися в совершении аморальных, а в дальнейшем и противоправных действий.
Особую роль в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности занимает проведение с подростками профилактических мероприятий. Несовершеннолетние представляют собой питательную среду для криминального «секс-бизнеса», и правильная постановка профилактической работы инспектором по делам несовершеннолетних на участке будет способствовать формированию положительных социальных установок у конкретного подростка. Здесь необходимо говорить не только об обще профилактических мероприятиях (чтение лекций, встречи с сотрудниками органов внутренних дел, социальными педагогами и т. д.), но и об индивидуально-профилактических мероприятиях с несовершеннолетним. В ходе индивидуально-профилактической работы целью является выявление причин и условий, породивших противоправное поведение несовершеннолетнего, и устранение этих причин и условий для обеспечения правомерного поведения.
Для систематизации информации, необходимой для индивидуально-профилактического воздействия в отношении указанной категории несовершеннолетних, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних ведется учет несовершеннолетних, занимающихся проституцией.
На патрульно-постовую службу также возлагаются задачи по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности. Таковыми задачами являются: предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своих прав принятие мер к устранению данных обстоятельств; выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в занятие проституцией, и информирование о них участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних.
В последнее время увеличилось количество случаев привлечения к ответственности за занятие проституцией иностранных граждан (как правило, жителей ближнего зарубежья). В связи с этим значительно повышается роль Федеральной миграционной службы России в области предупреждения и пресечения правонарушений в сфере общественной нравственности. Одной из задач подразделений миграции субъекта Российской Федерации является осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Взаимодействие органов внутренних дел с заинтересованными органами в сфере охраны общественной нравственности и здоровья населения
Для достижения реальных успехов в организации деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности необходима консолидация всех органов, общественных объединений, имеющих отношение к данной области. Правонарушения в сфере общественной нравственности - это комплексная проблема, для решения которой необходимо задействовать все имеющиеся возможности по профилактике и предупреждению негативных последствий этих правонарушений. Проблема сдерживания правонарушений в сфере общественной нравственности и смягчения их социально-негативных последствий включает в себя социально-экономические, правовые, психологические, этические, организационные аспекты. Поэтому преодоление проституции и правонарушений, ей сопутствующих, только лишь мерами государственно-принудительного характера не может принести желаемого результата. Отсюда вытекает повышенная значимость государственных мер, целью которых является улучшение обстановки в сфере общественной нравственности (социальные программы и т. д.).
Изучение современной правоприменительной практики позволяет выделить наиболее приоритетные направления взаимодействия органов внутренних дел (полиции) в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в области общественной нравственности.
Среди них важнейшим является взаимодействие с экспертными структурами, осуществляющими оценку распространяемой продукции, оказываемых услуг и проводимых зрелищных мероприятий сексуального характера.
Данные структуры в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регламентирующими их деятельность, хотя и носят разные наименования, но в своей деятельности преследуют следующие цели:
- дать профессиональную оценку исследуемому материалу;
- изложить обоснование к ней;
- сформулировать соответствующие рекомендации по фактам пропаганды порнографии и эротики, если они наносят вред общественной нравственности.
Таким образом, экспертные комиссии являются органами, осуществляющими:
- классификацию предметов на эротические и неэротические;
- разработку критериев порнографических предметов, содержащих сексуальную информацию, и конкретных методик по проведению соответствующих исследований;
- анализ процессов, протекающих в сфере общественной нравственности, и разработку рекомендаций для областных и местных органов власти по их правовому регулированию;
- подготовку проектов нормативных актов, затрагивающих сферу оборота продукции, оказания услуг и проведения зрелищных мероприятий.
Экспертные комиссии по оценке характера распространяемой и демонстрируемой продукции образовываются, как правило, при комитетах по культуре и искусству, комитетах по печати и средствам массовой информации администраций городов и областей. Они состоят из специалистов в области юриспруденции, искусствоведения и сексопатологии, которые определяют, является ли конкретная продукция порнографической, эротической или научным (публицистическим) материалом.
Выводы экспертной комиссии оформляются в письменном виде в форме заключений экспертов.
Другим основным звеном взаимодействия органов внутренних дел (полиции) в рассматриваемой сфере являются территориальные органы здравоохранения.
Взаимодействие с органами здравоохранения является важнейшим средством охраны граждан от венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции, а также здоровья самого нарушителя. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. На сегодня вопрос о прохождении медицинского освидетельствования решается в соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ.
Основными формами взаимодействия органов внутренних дел (полиции) с территориальными органами здравоохранения являются:
- направление на медицинское освидетельствование лиц, привлеченных к ответственности за совершение правонарушений в сфере общественной нравственности;
- обмен информацией относительно количества лиц, состоящих на учете в венерологических диспансерах;
- участие в совместных семинарах, конференциях по вопросам предупреждения и пресечения распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности также осуществляют взаимодействие с различными негосударственными, общественными объединениями, целью деятельности которых является профилактика заболевания СПИДа. В своей деятельности органы внутренних дел (полиция) и общественные объединения:
- обмениваются информацией относительно состояния заболеваемостью СПИДом (ВИЧ-инфекцией) на данной территории;
- проводят совместные совещания, семинары, конференции, посвященные вопросам профилактики и пресечения заболевания СПИДом (ВИЧ-инфекцией);
- проводят совместные профилактические мероприятия (встречи, лекции) с гражданами, трудовыми коллективами;
- оказывают друг другу необходимую методическую помощь.